Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 года N 151, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. от 10 декабря 2008 года N 107-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило внесение изменение и дополнений в Закон Курской области.
Предметом регулирования Закона Курской области являются правоотношения, направленные на развитие инвестиционной деятельности на территории Курской области посредством предоставления дополнительных гарантий для инвесторов, включая предоставление имущества области в залог для обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями.
Указанный предмет правового регулирования в части определения экономических основ инвестиционной деятельности соответствует сфере ведения, установленной пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, в части предоставления имущества области в залог для обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями относится к сфере ведения, установленной пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанными пунктами статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование и гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 25.11.2008 N 221-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 24.07.2008 N 161-ФЗ) (далее - Гражданский кодекс (Часть первая), Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 24.11.2008 N 205-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса (Часть первая) в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать, в том числе субъекты Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 209 указанного Кодекса установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Также пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса (Часть первая) определено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса (Часть первая), то есть, в том числе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 2, пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из законов субъектов Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.
В соответствии с абзацами 5, 11 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации и бюджетных кредитов.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" установлено, что государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 2.1 статьи 11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут, в том числе, предоставлять на конкурсной основе государственные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23, статьей 30 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 14.10.2008 N 74-ЗКО) (далее - Устав Курской области) определено, что Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области, реализующим свои полномочия, в том числе, путем принятия законов Курской области.
Таким образом, Закон Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. от 10 декабря 2008 года N 107-ЗКО) является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым Курской областной Думой в соответствии с ее компетенцией, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Закон Курской области изучен на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Руководитель |
Н.М Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 29 декабря 2008 г. N 02-19-272П на Закон Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. законов Курской области от 16 июня 2005 года N 42-ЗКО, от 02 мая 2006 года N 7-ЗКО, от 22 декабря 2006 года N 86-ЗКО, от 27 августа 2007 года N 76-ЗКО, от 17 июля 2008 года N 37-ЗКО, от 10 декабря 2008 года N 107-ЗКО)
Текст заключения официально опубликован не был