Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 года N 151, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. от 10.12.2008 N 109-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие законодательно акта, вносящего изменения в Закон Курской области.
Предметом регулирования Закона Курской области являются правоотношения, направленные на развитие инвестиционной деятельности на территории Курской области посредством предоставления дополнительных гарантий для инвесторов, включая предоставление имущества области в залог для обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями.
Указанный предмет правового регулирования в части определения экономических основ инвестиционной деятельности соответствует сфере ведения, установленной пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, в части предоставления имущества области в залог для обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями относится к сфере ведения, установленной пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанными пунктами статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование и гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2008 N 281-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 310-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть I) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 315-ФЗ) (далее - Федеральный закон).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть первая) в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать, в том числе субъекты Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть I) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Также пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (Часть первая) определено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса (Часть первая), то есть, в том числе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 2, пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения; органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.
В соответствии с абзацами 5, 11 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации и бюджетных кредитов.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23, статьей 30 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 14.10.2008 N 74-ЗКО) (далее - Устав Курской области) определено, что Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области, реализующим свои полномочия, в том числе, путем принятия законов Курской области.
Кроме того, согласно подпункту б пункта 1 статьи 31 названного Устава Курской области к полномочиям Курской областной Думы отнесено осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и Курской области в пределах полномочий области.
Таким образом, Закон Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. от 10.12.2008 N 109-ЗКО) является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым Курской областной Думой в соответствии с ее компетенцией, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст Закона Курской области соответствуют требованиям юридической техники.
Закон Курской области изучен на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции. В ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Руководитель |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 29 декабря 2008 г. N 02-19-294П на Закон Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (в ред. Законов Курской области от 16.06.2005 N 42-ЗКО, от 02.05.2006 N 7-ЗКО, от 22.12.2006 N 86-ЗКО, от 27.08.2007 N 76-ЗКО, от 17.07.2008 N 37-ЗКО, от 10.12.2008 N 107-ЗКО, от 10.12.2008 N 109-ЗКО)
Текст заключения официально опубликован не был