Отдел законодательства субъектов Российской Федерации в Курской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провел юридическую экспертизу Закона Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области" (далее - Закон Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие Закона Курской области.
Предметом правового регулирования Закона Курской области являются общественные отношения в сфере гражданского законодательства, связанные с определением основных принципов формирования залогового фонда Курской области, представляющего собой совокупность имущества и имущественных прав, находящихся в собственности Курской области, служащих обеспечению исполнения обязательств области, обязательств, а также общественные отношения, связанные с определением порядка и условий его использования.
Указанный предмет правового регулирования соответствует сфере ведения, установленной пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Частями 1, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008 N 157-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (часть первая) (в ред. от 24.07.2008 N 161-ФЗ) (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации); Законом Российской Федерации от 29 мая 1992 года N 2872-1 "О залоге" (в ред. от 19.07.2007 N 197-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, в том числе по определению порядка осуществления права собственности и других вещных прав, регулированию договорных и иных обязательств, а также другие имущественные отношения.
Согласно части 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Частями 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частями 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации определено, что залог возникает в силу договора или закона; закон, предусматривающий возникновение залога, должен содержать указание на то, в силу какого обязательства и какое именно имущество должно признаваться находящимся в залоге.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть отчуждено залогодателем.
Частями 1 статьи 15 Закона Курской области от 2 декабря 2002 года N 56-ЗКО "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области" (в ред. от 30.12.2004 N 80-ЗКО) определено, что залог объектов областной собственности может осуществляться для обеспечения обязательств области, обязательств областных унитарных предприятий и иных обязательств; для обеспечения исполнения обязательств в соответствии с областным законом создаются специальные залоговые фонды.
Согласно статье 12 и пункту 1 статьи 23 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 22.08.2007 N 65-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Курская областная Дума входит в систему органов государственной власти области и является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области.
Статья 30 Устава Курской области определяет, что Курская областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов области, иных нормативных правовых актов Курской областной Думы и в других формах, установленных федеральными законами и законами Курской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 статьи 31 Устава Курской области Законом области устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области.
Таким образом, Закон Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области" является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Вр. и. о начальника отдела в Курской области |
И.Е.Василевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области от 22 августа 2008 г. N 4/8-20-342П на Закон Курской области от 17 июля 2008 года N 36-ЗКО "О залоговом фонде Курской области"
Текст заключения официально опубликован не был