Отдел Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321 и Положения об отделе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного Приказом и.о. руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 декабря 2006 года N 141, провел юридическую экспертизу Закона Курской области от 14 августа 2006 года N 52-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области на осуществление отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Закона Курской области от 30 августа 2007 года N 91-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Предметом правового регулирования Закона Курской области являются общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления, в частности при наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области на осуществление отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Указанный предмет правового регулирования соответствует пунктам "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а также установление общих принципов организации местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На федеральном уровне указанные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 21.07.2007 г. N 194-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2007 г. N 187-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоит, в том числе, из законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4, части 2 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами или же законами субъектов Российской Федерации. Допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, если это не противоречит федеральным законам.
Кроме того, пунктом 6 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются требования к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Они должны содержать вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Указанной норме федерального законодательства соответствуют положения статей 3 - 9 Закона Курской области.
Согласно пункту 7 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий, чему соответствует статья 11 Закона Курской области.
Согласно пункту 1 статьи 23, статье 30 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 22.08.2007 г. N 65-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области; Курская областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов области, иных нормативных правовых актов Курской областной Думы и в других формах, установленных федеральными законами и законами Курской области.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 31 Устава Курской области отнесено к полномочиям Курской областной Думы осуществление законодательного регулирования по предметам, в том числе, совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.
Таким образом, Закон Курской области от 14 августа 2006 года N 52-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области на осуществление отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Закона Курской области от 30 августа 2007 года N 91-ЗКО) является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым компетентным органом - Курской областной Думой, подписанным Губернатором Курской области и официально опубликованным в установленном порядке.
В ходе проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют требованиям юридической техники.
Зам. начальника отдела Управления |
М.С. Переверзева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области от 20 сентября 2007 г. N 4/8-20-283П на Закон Курской области от 14 августа 2006 года N 52-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области на осуществление отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Закона Курской области от 30 августа 2007 года N 91-ЗКО)
Текст заключения официально опубликован не был