Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Правительства Курской области от 26 декабря 2005 года N 180 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда реабилитированных лиц один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом междугороднего сообщения" (в ред. постановления Правительства Курской области от 28 декабря 2009 года N 188) (далее - постановление Правительства Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие нормативного правового акта, вносящего изменения в постановление Правительства Курской области.
Предметом правового регулирования постановления Правительства Курской области являются общественные отношения, связанные с установлением порядка финансирования за счет средств областного бюджета отдельных мер социальной поддержки реабилитированных лиц.
Указанный предмет регулирования соответствует пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации, а также пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 26.1. Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 17.12.2009 N 326-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями; полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне указанные правоотношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 N 314-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (далее - Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Абзацем 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.В свою очередь, согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий.
Кроме того, в соответствии с частью 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ по вопросам, социальной поддержке жертв политических репрессий, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.
Абзацами 1, 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 1 Закона Курской области от 01 декабря 2004 года N 59-ЗКО "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" (в ред. от 23.05.2009 N 32-ЗКО) (далее - Закон Курской области) реабилитированным лицам предоставляется такая мера социальной поддержки, как бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом междугородного сообщения.
В соответствии с Законом Курской области принято постановления Администрации Курской области от 17 ноября 2005 года N 63 "О порядке предоставления бесплатного проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом междугородного сообщения реабилитированным лицам", пунктом 2 которого определено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда реабилитированных лиц один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом междугородного сообщения осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Курской области.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 48 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 г. N 14-ЗКО) Правительство Курской области является коллегиальным органом, обеспечивает деятельность Губернатора Курской области и реализует установленные федеральным законодательством и законодательством области финансово-экономические и социальные функции исполнительной власти области в соответствии с полномочиями, определяемыми Губернатором Курской области. По решениям, принимаемым коллегиально в пределах своих полномочий, издает нормативные правовые акты.
Таким образом, постановление Правительства Курской области от 26 декабря 2005 года N 180 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда реабилитированных лиц один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом междугороднего сообщения" (в ред. постановления Правительства Курской области от 28 декабря 2009 года N 188) принято Правительством Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Правительства Курской области норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза постановления Правительства Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном постановлении Правительства Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 28 января 2010 г. N 02-23-43П на постановление Правительства Курской области от 26 декабря 2005 года N 180 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда реабилитированных лиц один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом междугороднего сообщения" (в ред. постановления Правительства Курской области от 28 декабря 2009 года N 188)
Текст заключения официально опубликован не был