Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, и в соответствии с Рекомендациями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 года N 278 "Об утверждении Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации", провело юридическую экспертизу постановления Администрации Курской области от 20 августа 2009 года N 277 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие здравоохранения Курской области на 2009 - 2010 годы"" (в ред. от 25 декабря 2009 года N 468) (далее - постановление Администрации Курской области).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие нормативного правового акта, вносящего изменения в постановление Администрации Курской области.
Предметом правового регулирования постановления Администрации Курской области являются общественные отношения в бюджетной сфере, связанные с финансированием за счет средств областного бюджета комплекса мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи для населения Курской области, посредством развития оптимальной сети лечебно-профилактических учреждений, укрепления их материально-технической базы, а также обеспечения здравоохранения Курской области высококвалифицированными кадрами.
Указанный предмет правового регулирования соответствует пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому финансовое регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации, а также пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 26.1. Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 17.12.2009 N 326-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации; полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
На федеральном уровне указанные правоотношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 N 314-ФЗ) (далее - Бюджетный кодекс Российской Федерации), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в ред. от 27.12.2009 N 365-ФЗ) (далее - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит в том числе, из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 6 части 1 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан; разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан; формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение.
Кроме того, подпунктами 21.1, 22 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан; организации обязательного медицинского страхования неработающего населения.
В свою очередь пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
При этом, в соответствии с абзацами 2, 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения.
Кроме того, абзацем 1 пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацам 1, 3 пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, чему соответствует Постановление Администрации Курской области. При этом порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные нормы закреплены в абзацах 1, 3 части 1 статьи 16 Закона Курской области от 18 июня 2003 года N 33-ЗКО "О бюджетном процессе в Курской области" (в ред. от 25.02.2009 N 9-ЗКО).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 раздела I Порядка принятия решений о разработке долгосрочных областных программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 10 октября 2008 года N 321 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных программ, их формирования и реализации" (далее - Порядок), принятие решения о разработке областной программы, формирование и утверждение ее включают в себя утверждение областной программы Администрацией Курской области.
Кроме того, пунктом 19 раздела III Порядка предусмотрено, что областная программа формируется в следующем составе: паспорт областной программы по форме согласно приложению N 1 к указанному Порядку; содержание областной программы, включающей следующие разделы: I - характеристика проблемы, на решение которой направлена областная программа; II - основные цели и задачи областной программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации областной программы; III - перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования; IV - ресурсное обеспечение областной программы; V - механизм реализации областной программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; VI - оценка социально-экономической, экологической эффективности областной программы; VII - контроль за ходом реализации областной программы, чему соответствует областная целевая программа "Развитие здравоохранения Курской области на 2009 - 2010 годы", утвержденная постановлением Администрации Курской области.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 48, подпунктом "з" пункта 2 статьи 49 Устава Курской области от 02 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 04.05.2009 г. N 14-ЗКО) Администрации Курской области, являющейся высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области, предоставлены полномочия по изданию постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории области.
Таким образом, постановление Администрации Курской области от 20 августа 2009 года N 277 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие здравоохранения Курской области на 2009 - 2010 годы"" (в ред. от 25 декабря 2009 года N 468) принято Администрацией Курской области в соответствии со своей компетенцией, является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, регулирующим указанные правоотношения и официально опубликованным в установленном порядке.
В результате проведения юридической экспертизы постановления Администрации Курской области норм, противоречащих Конституции российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведена экспертиза постановления Администрации Курской области в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном постановлении Администрации Курской области в ходе экспертной оценки коррупциогенных норм не выявлено.
Начальник Управления |
Н.М.Шершнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 28 января 2010 г. N 02-23-40П на постановление Администрации Курской области от 20 августа 2009 года N 277 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие здравоохранения Курской области на 2009 - 2010 годы" (в ред. постановлений Администрации Курской области от 23 ноября 2009 года N 387, от 25 декабря 2009 года N 468) (извлечение)
Текст заключения официально опубликован не был