В Курскую областную Думу
Положения Закона Курской области от 14.09.1998 N 21-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 30.03.2010 N 19-ЗКО) "О Контрольно-счетной палате Курской области" (далее - Закон Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области") в части определения статуса работников Контрольно-счетной палаты не соответствуют законодательству о государственной гражданской службе, о государственных должностях и подлежат изменению по следующим основаниям.
Частью 8 ст. 6 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" установлено, что аудиторы Контрольно-счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Раздел 3 Реестра должностей государственной гражданской службы Курской области, утвержденный постановлением Губернатора Курской области от 29.03.2006 N 158, предусматривает перечень должностей в аппарате Контрольно-счетной палаты Курской области, относящихся к должностям государственной гражданской службы Курской области, согласно которому аудиторы Контрольно-счетной палаты Курской области являются государственными гражданскими служащими Курской области.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ч. 2 ст. 14 Закона Курской области от 09.03.2005 N 17-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области" гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, предусмотренный частью 8 ст. 6 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области", свидетельствует об установлении законом субъекта Российской Федерации более строгого запрета, нежели установлено федеральным законом. Однако, в силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2009 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения могут устанавливаться федеральными законами о видах государственной службы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Федерального закона вместо "от 25.12.2009" следует читать "от 25.12.2008"
Таким образом, установление для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Курской области - аудиторов Контрольно-счетной палаты Курской области, особого статуса, отличного от статуса федерального гражданского служащего и гражданского служащего Курской области, свидетельствует о нарушении принципов построения и функционирования системы государственной службы и принципов гражданской службы.
Вместе с тем, Законом Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" не предусмотрено распространение установленных законодательством о государственной гражданской службе запретов и ограничений на государственных гражданских служащих Контрольно-счетной палаты.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы определено единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" одним из принципов гражданской службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Аналогичные нормы содержатся в Законе Курской области от 09.03.2005 N 17-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области".
В нарушение названных норм Законом Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" на аудиторов Контрольно-счетной палаты и других работников аппарата Контрольно-счетной палаты, замещающих должности государственной гражданской службы Курской области, фактически не распространены запреты и ограничения, установленные вышеназванными законами.
Частью 2 ст. 27 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" предусмотрено, что работники Контрольно-счетной палаты являются государственными служащими, материальные и социальные гарантии им определяются в соответствии с Законом области "О государственной службе в Курской области".
Однако, Закон Курской области от 14.12.1995 N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области" (в редакции Закона Курской области от 10.12.2009 N 107-ЗКО) частично утратил силу, в связи с чем этим законом предусмотрено только пенсионное обеспечение государственного служащего и поощрение государственного служащего при прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию
Наряду с названным законом юсу дарственные гарантии на гражданской службе предусмотрены главой 11 Федерального закона от 27 07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", главой 11 Закона Курской области oт 09 03 2005 N 17-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области", которые не ограничиваются гарантиями, связанными с пенсионным обеспечением. Таким образом, частью 2 ст. 27 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" уменьшен объем социальных и материальных гарантий государственных гражданских служащих Контрольно-счетной палаты
Кроме того, часть 2 ст 27 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" в части, определяющей, что работники Контрольно-счетной палаты области являются государственными служащими, содержит признаки юридико-лингвистической неопределенности. В Законе Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" используются формулировки "работники Контрольно-счетной палаты", "сотрудники Контрольно-счетной палаты", при этом не установлено, кто является работниками (сотрудниками) Контрольно-счетной палаты.
Согласно части 1 ст. 4 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" Контрольно-счетная палата состоит из председателя Контрольно-счетной палаты, четырех аудиторов Контрольно-счетной палаты и аппарата Контрольно-счетной палаты, обслуживающего Контрольно-счетную палату. Из названной нормы следует, что председатель Контрольно-счетной палаты также является работником (сотрудником) Контрольно-счетной палаты. Однако, председатель Контрольно-счетной палаты является лицом, замещающим государственную должность Курской области, и соответственно не является государственным служащим, как указано в части 2 ст 27 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области"
Элементы юридико-лингвистической неопределенности содержатся также в частях 5, 6 ст 5 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области".
Частью 5 ст. 5 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" установлено, что председатель Контрольно-счетной палаты не может быть депутатом Курской областной Думы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Частью 6 ст. 5 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" предусмотрено, что председатель Контрольно-счетной палаты обязан соблюдать установленные частью 3 статьи 3 Закона Курской области "О государственных должностях Курской области" ограничения, препятствующие замещению государственных должностей Курской области.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Курской области от 06.10.2006 N 64-ЗКО "О государственных должностях Курской области" лицо, замещающее государственную должность председателя Контрольно-счетной палаты Курской области не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатом выборных органов местного самоуправления (п. 1); заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации (п. 3).
Таким образом, посредством отсылочной нормы часть 6 ст. 5 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" полностью воспроизводит ограничения, установленные для председателя Контрольно-счетной палаты, частью 5 ст. 5 Закона Курской области "О Контрольно-счетной палате Курской области" и дополняет их. Указанная конструкция поры, содержащих ограничения, препятствующие замещению должности председателя Контрольно-счетной палаты, может обусловить их различное толкование и соответственно применение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Внести следующие изменения и дополнения в Закон Курской области от 14.09.1998 N 21-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 30.03.2010 N 19-ЗКО) "О Контрольно-счетной палате Курской области", приведя его в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе и о государственных должностях: исключить часть 5 статьи 5, изменить часть 8 статьи 6, дополнить статью 6, изменить часть 2 статьи 27.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Курской областной Думы.
3. О дате рассмотрения протеста известить прокуратуру области для обеспечения участия в его рассмотрении, о результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор области |
А.А.Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Курской области от 17 мая 2010 г. N 86-13-2010 "На Закон Курской области от 14.09.1998 N 21-ЗКО "О Контрольно-счетной палате Курской области"
Текст протеста официально опубликован не был