Постановление Правительства Курской области
от 30 августа 2011 г. N 137-пп
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы"
13 октября 2011 г., 20 февраля, 30 июля, 11 октября, 24 декабря 2012 г., 1 марта, 13 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации Курской области от 18 октября 2013 г. N 748-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 12.05.2011 г. N 181-па, Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы.
2. Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Первый заместитель Губернатора - |
А.С. Зубарев |
Ведомственная целевая программа
"Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства Курской области
от 30 августа 2011 г. N 137-пп)
13 октября 2011 г., 20 февраля, 30 июля, 11 октября, 24 декабря 2012 г., 1 марта, 13 декабря 2013 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
На большей части территории Курской области экологическая обстановка удовлетворительная.
Однако принимаемые меры еще не дали устойчивых позитивных изменений в ее состоянии.
Медленными темпами снижается острота проблемы обеспеченности населения питьевой водой, как главной составляющей жизнедеятельности человека и природной среды.
В результате морального и физического износа происходит дальнейшее разрушение имеющихся объектов водоснабжения, возникает дефицит качественной питьевой воды и больше всего в летний период, когда потребность в ней значительно возрастает.
Отсутствие в местных бюджетах в достаточном объеме средств не позволяет органам местного самоуправления в полной мере реализовать предоставленные им полномочия по водоснабжению в границах муниципальных образований, в том числе осуществлять строительство новых или модернизировать существующие объекты.
По этой причине жители населенных пунктов сельской местности вынуждены самостоятельно изыскивать альтернативные источники воды, которые не всегда отвечают санитарным нормам.
Отрицательное влияние на окружающую среду продолжают оказывать промышленные, топливно-энергетические, транспортно-дорожные и сельскохозяйственные предприятия.
Атмосферный воздух загрязняется вредными веществами и в основном при эксплуатации передвижных источников.
Не снижается острота проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами.
Недостаточный уровень экологической культуры населения является следствием увеличения количества несанкционированных свалок мусора, засоряются прибрежные зоны, зоны отдыха, лесные массивы.
Полигоны твердых бытовых отходов муниципальных образований во многом не отвечают требованиям действующего законодательства. Из-за отсутствия должного финансирования из местных бюджетов медленными темпами ведется их строительство.
На территории Курской области имеется значительное количество постоянных и временных водотоков, а также искусственных водоемов.
За последние годы в результате изменения форм собственности, дефицита финансовых средств и задержки проведения ремонтно-эксплуатационных мероприятий многие из них представляют угрозу природной среде.
Несанкционированные свалки отходов осложняют санитарно-эпидемиологическую обстановку в поймах рек и водоохранных зонах.
Источниками загрязнения водных объектов продолжают оставаться недостаточно очищенные канализационные и сточные воды.
Природные и техногенные факторы также влияют на экологическую обстановку. Они приводят к подъему подземных вод к земной поверхности, в результате хозяйственной деятельности человека наносится ущерб.
Решение отмеченных проблем будет осуществляться на ведомственном уровне путем реализации программно-целевых природоохранных мероприятий, направленных на:
строительство новых объектов водоснабжения, ремонт и реконструкцию водозаборных скважин, водопроводных сетей и шахтных колодцев на территории муниципальных образований, преимущественно сельских поселений;
модернизацию существующих объектов водоснабжения с вводом в эксплуатацию подземных насосных станций второго подъема, оснащенных современными средствами защиты и управления;
продолжение строительства электромеханических водозаборных установок, зарекомендовавших себя как наименее затратные и эффективные источники питьевой воды для населения, проживающего в отдаленных от райцентров населенных пунктах;
проведение мониторинга окружающей среды, в том числе 30-км зоны филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", крупных водных объектов, на полигоне захоронения пестицидов в урочище "Волкова Дубрава" Фатежского района Курской области;
продолжение строительства полигонов размещения твердых бытовых отходов в районах и городах Курской области;
улучшение экологического образования и формирование экологической культуры населения, продолжение издания одного из немногих в Российской Федерации экологического журнала для детей и школьников "Родничок";
защиту территорий населенных пунктов от подтопления грунтовыми водами, в том числе за счет усиления защищенности от разрушений гидротехнических сооружений;
улучшение функционирования объектов очистки сточных вод;
обеспечение потребности населения в водных ресурсах на основе эффективного использования водно-ресурсного потенциала.
Изложенные в настоящей Программе экологические проблемы и пути их преодоления соответствуют основным положениям Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Закону Курской области "Об охране окружающей среды на территории Курской области" и Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года.
Программа призвана обеспечить проведение государственными органами Курской области последовательной и эффективной политики в области экологического развития на территории Курской области.
Выполнение поставленных задач предполагается осуществить программно-целевым методом, который позволяет выявить наиболее важные проблемы и обеспечить их решение за счет мобилизации необходимых финансовых и организационных ресурсов, в том числе во взаимодействии с природоохранными органами и муниципальными образованиями.
2. Цель, задачи и прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы
Целью Программы является реализация мер, принимаемых Администрацией Курской области по созданию благоприятной и стабильной экологической обстановки на территории Курской области.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение населения Курской области экологически чистой питьевой водой;
предотвращение вредного воздействия твердых бытовых отходов на здоровье человека и окружающую среду;
предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением территорий населенных пунктов, работой объектов очистки сточных вод;
получение своевременной и объективной информации о состоянии окружающей среды на территории Курской области;
развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения Курской области.
Целевыми показателями и индикаторами Программы будут являться:
количество построенных (реконструированных) и отремонтированных объектов водоснабжения;
численность населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества (тыс. человек);
количество выполненных мероприятий по мониторингу антропогенного воздействия источников загрязнения на окружающую среду;
количество выполненных строительных работ на объектах размещения (хранения) твердых бытовых отходов;
количество осуществленных мероприятий по ликвидации подтопления территорий населенных пунктов;
количество отремонтированных гидротехнических сооружений;
количество обустроенных родников - природных источников питьевой воды;
количество изданных материалов экологической направленности (экземпляров);
объем освоенных бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы (тыс. рублей).
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей результативности Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Срок реализации Программы, перечень и описание программных мероприятий
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2014 годы в 3 этапа: 2012 год - 1 этап, 2013 год - 2 этап, 2014 год - 3 этап.
Перечень программных мероприятий сформирован с учетом задач Программы, выполнение которых позволит достичь поставленную цель Программы.
Мероприятия Программы предусмотрены по следующим разделам:
Раздел 1. Улучшение качества питьевого водоснабжения населения
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года одной из стратегических целей установлено обеспечение населения качественной питьевой водой.
Важным аспектом является устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциация подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения.
Учитывая высокую капиталоемкость сектора водоснабжения, а также длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, развитие систем водоснабжения на территории муниципальных образований, преимущественно сельской местности в сельской местности# будет обеспечиваться путем адресного выделения средств из областного бюджета в виде субсидий местным бюджетам на софинансирование мероприятий, проводимых местными органами власти.
Программой предусматриваются разные подходы к решению указанной задачи, исходя из численности жителей, уровня обеспеченности населения конкретного населенного пункта водой. В частности, для отдаленных малонаселенных пунктов наибольший акцент будет направлен на адресно-целевое финансирование мероприятий по строительству электромеханических водозаборных установок, зарекомендовавших себя как наименее затратные и эффективные источники питьевой воды. В крупных сельских населенных пунктах планируется осуществить ремонт и модернизацию действующих объектов водоснабжения, износ которых в большинстве сельских населенных пунктов области в настоящее время составляет 100%.
Раздел 2. Регулирование качества окружающей среды
В рамках указанного раздела предполагается реализация следующих мероприятий:
проведение мониторинга антропогенного воздействия источников загрязнения окружающей среды включает проведение мониторинга 30-км зоны филиала ОАО "Концерн Роснергоатом" "Курская атомная станция", крупных водных объектов: реки Тускарь, Реут, Сейм, Усожа, Свапа, Псел, Суджа, а также подземных вод на полигоне захоронения пестицидов в урочище "Волкова Дубрава" Фатежского района Курской области;
строительство объектов размещения (хранения) твердых бытовых отходов предусматривает мероприятия по выполнению строительных работ на объектах размещения (хранения) твердых бытовых отходов, расположенных на территориях районов и городов Курской области;
проведение мероприятий по развитию экологического образования и формированию экологической культуры населения заключается во взаимодействии с природоохранными органами и образовательными учреждениями, осуществление мер по улучшению экологического образования и формированию экологической культуры населения (проведение конкурсов, слетов, диспутов, семинаров-совещаний, радио-телепередач экологической направленности, размещение экологической рекламы и роликов, издание экологической литературы, в том числе журнала для детей и школьников "Родничок"), формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, проведению активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Раздел 3. Решение проблем в сфере водных ресурсов и водных объектов
Основным источником загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, на долю которых приходится около 60 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод. В рамках Программы планируется осуществить ремонт объектов очистки сточных вод на территории ряда муниципальных образований с целью снижения количества сбрасываемых сточных вод в водные объекты.
Обустройство родников - природных источников питьевой воды позволит снизить степень загрязнения данных водных объектов и, тем самым, сократить степень антропогенного воздействия на крупные водные объекты.
Риск наводнений и иного негативного воздействия вод будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по использованию принципиально новых подходов в рамках решения задач по защите населения и объектов экономики.
Проведение в рамках реализации Программы мероприятий по ликвидации подтопления территорий населенных пунктов, а также ремонту гидротехнических сооружений направлено на снижение уровня гидрологических рисков.
В течение всего периода реализации Программы планируется осуществить адресно-целевое финансирование 21 природоохранных мероприятий в сфере водных ресурсов и водных объектов.
Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, источников и объемов финансирования приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы, также как и перечень программных мероприятий, сформирована с учетом задач Программы, выполнение которых позволит достичь поставленную цель.
Раздел 1. Улучшение качества питьевого водоснабжения населения
Реализация мероприятий данного раздела приведет к улучшению обеспеченности питьевой водой жителей Курской области.
К концу 2014 года в рамках реализации Программы будет построено, отремонтировано и модернизировано 397 объектов водоснабжения, в том числе осуществлено строительство 233 электромеханических водозаборных установок.
За весь период реализации Программы планируется обеспечить экологически чистой питьевой водой 162 тыс. человек, проживающих в 360 населенных пунктах Курской области.
Кроме того, применение современных технологий и материалов отечественного производства позволит уменьшить энергозатраты и расходы потребителей при добыче и использовании подземных вод, увеличить сроки эксплуатации объектов водоснабжения, повысить устойчивость их функционирования в неблагоприятных климатических условиях.
Раздел 2. Регулирование качества окружающей среды
Проведение мониторинга антропогенного воздействия источников загрязнения на окружающую среду позволит своевременно выявлять и прогнозировать развитие негативных процессов, влияющих на качество окружающей среды, качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечит необходимыми данными для дальнейшей разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, а также оценки эффективности мероприятий по охране окружающей среды и водных объектов, проводимых на территории Курской области.
Участие в рамках Программы в проведении строительных работ на 11 объектах размещения (хранения) твердых бытовых отходов, расположенных на территориях районов и городов Курской области, окажет содействие в обеспечении безопасного хранения отходов, которые на современном уровне финансирования мероприятий по переработке отходов производства и потребления и степени развития научно-технического прогресса не могут быть утилизированы, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", что поможет снизить величину неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека на территории Курской области.
Проведение мероприятий по развитию экологического образования и формированию экологической культуры населения позволит повысить у населения области уровень экологической ответственности, которая напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим; повысит моральные требования людей, связанные с отношением к природе, как к родному дому, а не страхом за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Основным итогом данных мероприятий является воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры, готовой к соответствующей деятельности, мотивом которой являются мировоззрение, основанное на экологической картине мира.
Раздел 3. Решение проблем в сфере водных ресурсов и водных объектов
К концу 2014 года будут завершены работы по осушению юго-восточной части г. Дмитриева, осуществлен ремонт объектов очистки сточных вод на территории 6 муниципальных образований, обустроено 10 природных источников питьевой воды.
Все это повлечет за собой сохранение действующих водных экосистем, сокращение объемов сброса загрязненных сточных вод стационарными источниками, снижение уровня негативного воздействия вод.
Улучшение качества воды в водных объектах и снижения негативного воздействия водных объектов является важнейшим условием обеспечения санитарно - эпидемиологической безопасности населения, а также сохранения естественной среды обитания водных биологических ресурсов Курской области. Методика оценки реализации Программы приведена в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование природоохранных мероприятий Программы осуществляется путём предоставления субсидий бюджетному учреждению и местным бюджетам.
Общий объем финансирования настоящей Программы за счет средств областного бюджета составляет 135000 тыс. рублей, в том числе на предоставление субсидий на выполнение программных мероприятий областному бюджетному учреждению "Курское областное экологическое управление" в сумме 4900 тыс. рублей, местным бюджетам - на софинансирование их расходных обязательств в сумме 130100 тыс. рублей.
Порядок и условия предоставления субсидий областному бюджетному учреждению "Курское областное экологическое управление" устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Курской области.
Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются из областного бюджета на реализацию следующих природоохранных мероприятий: строительство (реконструкция) и ремонт объектов водоснабжения; строительство объектов размещения (хранения) твердых бытовых отходов, ремонт объектов очистки сточных вод.
Цели, условия предоставления и расходования указанных субсидий местным бюджетам, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределения между муниципальными образованиями устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Курской области.
Расчет необходимых объемов финансирования Программы осуществлен с учетом средств областного бюджета, поступивших заявок на финансирование природоохранных мероприятий, средней стоимости строительных (ремонтных) работ и других природоохранных мероприятий, а также с учетом возможного удорожания стоимости их выполнения.
При изменении объемов бюджетного финансирования Программы субъект бюджетного планирования Программы (главный распорядитель средств областного бюджета) уточняет объемы финансирования программных мероприятий с учетом средств областного бюджета, а также уточняет целевые показатели и индикаторы Программы в установленном порядке.
Финансирование Программы производится за счет средств областного бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Постановлением Администрации Курской области от 1 марта 2013 г. N 103-па в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Система управления, контроль за ходом реализации Программы
Субъектом бюджетного планирования Программы является Администрация Курской области, которая через подведомственное ей областное бюджетное учреждение "Курское областное экологическое управление" осуществляет реализацию указанной Программы.
Субъект бюджетного планирования несет ответственность за решение задач, запланированных в рамках реализации Программы, и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией Курской области.
Администрация Курской области проводит мониторинг индикаторов оценки результативности Программы в течение всего срока ее реализации.
Администрация Курской области представляет в комитет по экономике и развитию Курской области:
ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, справочную информацию о реализации Программы, включая данные о финансировании программных мероприятий и освоении выделенных средств;
ежегодно, в срок до 1 марта года следующего за отчетным, отчет о реализации Программы, включая оценку эффективности реализации Программы за отчетный год.
По окончании срока реализации Программы наряду с годовым отчетом предоставляется отчет о реализации Программы за весь период её реализации с оценкой эффективности реализации Программы за весь период её реализации.
Отчет о реализации Программы должен содержать:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный период;
сведения о соответствии достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей, запланированным Программой;
информацию о ходе выполнения программных мероприятий;
оценку эффективности реализации Программы, произведенную в соответствии с методикой, установленной Программой;
меры по повышению эффективности реализации Программы.
Постановлением Администрации Курской области от 13 декабря 2013 г. N 935-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Экология и чистая вода в Курской области"
на 2012 - 2014 годы
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей ведомственной целевой программы "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы
20 февраля, 30 июля, 24 декабря 2012 г., 1 марта, 13 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации Курской области от 24 декабря 2012 г. N 1124-па в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Экология и чистая вода в Курской области"
на 2012 - 2014 годы
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы
13 октября 2011 г., 20 февраля, 30 июля, 24 декабря 2012 г.
Приложение N 3
к ведомственной целевой программе
"Экология и чистая вода в Курской области"
на 2012 - 2014 годы
Методика
оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в процессе ее реализации индикаторов и показателей с запланированными, сравнения фактического объема финансирования мероприятий с запланированными, фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой.
1. Оценка осуществляется по следующим критериям:
1.1. Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей.
Оценка достижения запланированных результатов по каждому показателю за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за соответствующий период по следующей формуле:
,
где:
О - оценка достижения запланированных результатов, %;
Цф - фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
Цпл - плановые значения.
1.2. Уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования по каждому мероприятию Программы за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период, по следующей формуле:
,
где:
Уф - оценка уровня финансирования мероприятий, %;
ФУф-фактический уровень финансирования мероприятий;
ОФмп- объем финансирования мероприятий, предусмотренный Программой.
1.3. Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы проводится на основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
,
где:
СВ - степень выполнения Программы, %;
КМф - количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
КМз - количество мероприятий Программы, запланированных за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью программы является создание благоприятной и стабильной экологической обстановки на территории Курской области. Реализация программы рассчитана на 2012 - 2014 годы. Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и составляет 105000 тыс. рублей, из них предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на выполнение природоохранных мероприятий составит 88550 тыс. рублей. Кроме того, утверждены перечень прогнозных целевых индикаторов и показателей областной целевой программы, а также перечень мероприятий ведомственной целевой программы.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Постановление Правительства Курской области от 30 августа 2011 г. N 137-пп "Об утверждении ведомственной целевой программы "Экология и чистая вода в Курской области" на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 8 сентября 2011 г. N 107 (25220)
Постановлением Администрации Курской области от 18 октября 2013 г. N 748-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 13 декабря 2013 г. N 935-па
Постановление Администрации Курской области от 1 марта 2013 г. N 103-па
Постановление Администрации Курской области от 24 декабря 2012 г. N 1124-па
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Администрации Курской области от 11 октября 2012 г. N 844-па
(действие документа приостановлено в части, касающейся объемов финансирования мероприятий программ на 2013 - 2015 годы, с 9 ноября по 31 декабря 2012 г.)
Постановление Администрации Курской области от 30 июля 2012 г. N 666-па
Постановление Администрации Курской области от 20 февраля 2012 г. N 140-па
Постановление Правительства Курской области от 13 октября 2011 г. N 172-пп
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.