Отдел Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7 и Положения об отделе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 года N 7, провел юридическую экспертизу Закона Курской области от 28 декабря 2005 года N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" (далее - Закон Курской области).
Предметом регулирования Закона Курской области являются общественные отношения, возникающие при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в частности государственными полномочиями Курской области, как субъекта Российской Федерации, в сфере социальной защиты населения.
Указанный предмет регулирования соответствует сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определенной пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне указанные правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2005 N 203-ФЗ), Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 19.12.2005 N 163-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 22.12.2005 N 181-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ) (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2005 N 377) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Частью 2 статьи 132 Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона "О ветеранах", органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки лиц проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
В соответствии с пунктом 3 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, пунктом 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пунктом 2 Правил выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества, пунктом 2 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, пунктом 2 Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пунктом 3 Правил выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначение компенсаций указанным категориям граждан осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами или же законами субъектов Российской Федерации. Допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, если это не противоречит федеральным законам.
При этом, пунктом 6 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлены требования к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, указанные законы должны содержать: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Содержание статей 3 - 11 Закона Курской области соответствует указанным требованиям пункта 6 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Данная норма отражена в статье 11 Закона Курской области.
Частью 9 статьи 19 Закона Курской области от 29 декабря 2005 года N 115-ЗКО "Об областном бюджете на 2006 год" утверждено распределение субвенций из Областного фонда компенсаций на 2006 год бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, переданных органам местного самоуправления Законом Курской области.
Таким образом, Закон Курской области, наделяющий органы местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения, принят в целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставленных федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 23, статье 30 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. от 19.10.2005 г. N 61-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органов государственной власти области; Курская областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов области, иных нормативных правовых актов Курской областной Думы и в других формах, установленных федеральными законами и законами Курской области.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 31 Устава Курской области отнесено к полномочиям Курской областной Думы осуществление законодательного регулирования по предметам, в том числе, совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.
На основании изложенного выше, Закон Курской области от 28 декабря 2005 года N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым компетентным органом - Курской областной Думой, подписанным и официально опубликованным в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область).
В результате проведения юридической экспертизы Закона Курской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма и текст нормативного правового акта соответствуют требованиям юридической техники.
Начальник отдела в Курской области |
Н.А.Шайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области от 20 марта 2006 г. N 4/8-14-70П на Закон Курской области от 28 декабря 2005 года N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" (извлечение)
Текст заключения официально опубликован не был