Экспертное заключение
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области
от 29 сентября 2005 г. N 4/8-15-195
на Закон Курской области от 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области" (в ред. Законов Курской области от 17.12.1996 г. N 18-ЗКО, от 17.12.1996 г. N 20-ЗКО, от 19.09.1997 г. N 23-ЗКО, от 19.09.1997 г. N 26-ЗКО, от 08.09.1998 г. N 19-ЗКО, от 17.02.2000 г. N 12-ЗКО, от 05.04.2001 г. N 12-ЗКО, от 07.04.2003 г. N 14-ЗКО, от 29.12.2003 г. N 66-ЗКО, от 18.06.2004 г. N 21-ЗКО, от 01.12.2004 г. N 61-ЗКО, от 09.03.2005 г. N 17-ЗКО)
(извлечение)
Отдел Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Курской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7 и Положения об отделе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 года N 7, провел юридическую экспертизу Закона Курской области от 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области" (в ред. Закона Курской от 09.03.2005 г. N 17-ЗКО) (далее - Закон Курской области).
Предметом регулирования Закона Курской области являются общественные отношения в сфере организации государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, в том числе, пенсионного обеспечения государственных служащих Курской области.
Указанный предмет регулирования соответствует сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определенной пунктами "н" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением государственных служащих субъектов Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 5 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 11 части 1 статьи 52 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
В настоящее время отношения, связанные с порядком и условиями пенсионного обеспечения гражданских служащих, урегулированы Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 7 которого установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации, за счет средств субъектов Российской Федерации, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанной норме соответствуют положения пунктов 2 - 11 статьи 21 Закона Курской области, устанавливающие основания назначения, размеры и порядок выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных в том числе законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные государственные гарантии, чему соответствуют нормы пунктов 1, 4 - 11 Закона Курской области, определяющие условия и порядок получения государственными служащими Курской области ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Таким образом, Закон Курской области, определяющий условия пенсионного обеспечения государственных служащих Курской области, принят органами государственной власти Курской области в целях реализации полномочий, предоставленных им федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 23, статье 30 Устава Курской области от 2 октября 2001 года N 67-ЗКО (в ред. Закона Курской области от 30.12.2004 N 82-ЗКО) (далее - Устав Курской области) Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области; Курская областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов области, иных нормативных правовых актов Курской областной Думы и в других формах, установленных федеральными законами и законами Курской области.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 31 Устава Курской области к полномочиям Курской областной Думы отнесено осуществление законодательного регулирования по предметам, в том числе, совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.
Таким образом, Закон Курской области от 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области" (в ред. Закона Курской области от 09.03.2005 г. N 17-ЗКО) является необходимым и достаточным законодательным актом, принятым компетентным органом - Курской областной Думой, подписанным и официально опубликованным Губернатором Курской области в установленном порядке.
Вместе с тем, в ходе проведения юридической экспертизы Закона Курской области были выявлены несоответствия федеральному и областному законодательству, а также требованиям юридической техники.
1) В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Курской области, право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (должности категории "А").
Данная норма Закона Курской области в части указания на должностную категорию государственного служащего области, не соответствует категориям должностей гражданской службы, установленным пунктом 2 статьи 9 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и пунктом 2 статьи 9 Закона Курской области от 9 марта 2005 года N 17-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области".
2) Пункт 2 статьи 23 Закона Курской области содержит несостоятельную ссылку на пункты 1 - 2 статьи 32, поскольку статья 32 Закона Курской области утратила силу Законом Курской области от 9 марта 2005 года N 17-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области" (пункт 1 статьи 72).
На основании изложенного выше предлагаем привести Закон Курской области 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области" (в ред. Закона Курской области от 09.03.2005 г. N 17-ЗКО) в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Курской области.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела |
Н.А.Шайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 29 сентября 2005 г. N 4/8-15-195 на Закон Курской области от 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области" (в ред. Законов Курской области от 17.12.1996 г. N 18-ЗКО, от 17.12.1996 г. N 20-ЗКО, от 19.09.1997 г. N 23-ЗКО, от 19.09.1997 г. N 26-ЗКО, от 08.09.1998 г. N 19-ЗКО, от 17.02.2000 г. N 12-ЗКО, от 05.04.2001 г. N 12-ЗКО, от 07.04.2003 г. N 14-ЗКО, от 29.12.2003 г. N 66-ЗКО, от 18.06.2004 г. N 21-ЗКО, от 01.12.2004 г. N 61-ЗКО, от 09.03.2005 г. N 17-ЗКО)
Текст заключения официально опубликован не был