Решение Курского областного суда
от 1 апреля 2011 г.
(извлечение)
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" и в соответствии с Законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий финансовый год, областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства <адрес> на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации <адрес> от 27.03.2009 N 100, постановлением Администрации <адрес> от 27 марта 2009 года N 101 (ред. от 25.01.2011 г.) утверждены "Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами" (далее Правила), в том числе перечень, формы, сроки предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения субсидий". (далее - Правила, утвержденные постановлением Администрации <адрес> от 27 марта 2009 года N 101).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "<данные изъяты>", N *** от ДД.ММ.ГГГГ. Последние изменения были внесены постановлением Администрации <адрес> от 25.01.2011 N 18-па, опубликованным в "<данные изъяты>" - ДД.ММ.ГГГГ и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года (п. 2 Постановления N 18-па).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Приложения N 1 к указанным выше "Правилам_" для регистрации заявления о предоставлении субсидии наряду с другими документами заемщиком предоставляется "соглашение об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства <адрес> на 2009 - 2011 годы", заключенное между комитетом агропромышленного комплекса <адрес> и заемщиком по форме, установленной комитетом агропромышленного комплекса <адрес>".
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
ООО "Общество 1" и ООО "Общество 2", с учетом уточненных требований, обратились в суд с заявлениями о признании подпункта "в" пункта 1 Приложения N 1 к указанным выше "Правилам" не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", а в частности, пункту 9 утвержденных данным постановлением Правил "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", и недействующим в оспариваемой части.
Свои требования заявители мотивировали тем, что пункт 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 90 содержит исчерпывающий перечень документов для предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и не требует предоставления каких-либо иных документов, в том числе и соглашения, о котором идет речь в подпункте "в" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам, утвержденным постановлением администрации <адрес> N 101.
В судебном заседании представители ООО "Общество 1" и ООО "Общество 2", обладающие соответствующими полномочиями, свои заявления поддержали по изложенным в них основаниям, уточнив при этом, что они оспаривают на предмет не соответствия федеральному нормативному правовому акту лишь подпункт "в" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам_, утвержденным постановлением администрации <адрес> N 101, в котором для регистрации заявления о предоставлении субсидии предусмотрена необходимость предоставления не предусмотренного федеральным нормативным правовым актом соглашения об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства <адрес> на 2009 - 2011 годы", заключенного между комитетом агропромышленного комплекса <адрес> и заемщиком, что нарушает их законные интересы, так как они не могут предоставить такое соглашение в той форме, которая установлена комитетом агропромышленного комплекса <адрес>. При этом пояснили, что никакие другие пункты и положения данного нормативного акта ими не оспариваются.
Представитель администрации <адрес> Л.С.А. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что оспариваемый заявителями нормативный правовой акт принят Администрацией <адрес> в пределах своей компетенции и федеральному законодательству, в частности, постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", и пункту 9 утвержденных этим постановлением Правил "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" не противоречит.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора ФИО1., полагавшей необходимым в удовлетворении поданных заявлений отказать, и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской федерации относится установление порядка исполнения бюджета субъекта Российской федерации, а также его непосредственное исполнение.
Частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период XXX и 2012 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российских федерации, Постановлением Правительства Российской федерации от 4 февраля 2009 года N 90 (в редакции от 31.12.2010 года) "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" были утверждены "Правила распределения и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Как следует из пункта 1 данных Правил, предметом их правового регулирования является порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, то есть, принятое Правительством Российской Федерации постановление от 4 февраля 2009 года N 90 регулирует межбюджетные правоотношения между бюджетом Российской федерации и бюджетом субъекта Российской Федерации.
При этом вопросы предоставления субсидий конкретным сельхозтоваропроизводителям Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90, не регулируют.
Согласно пункту 4 "Правил распределения и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 90, (в действующей на время рассмотрения дела редакции) субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;
г) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, то есть, согласно п.п. "г" п. 4 Правил в качестве условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта необходимо обязательное принятие субъектами РФ нормативного акта, предусматривающего не только порядок предоставления средств заемщикам, но и перечень документов, необходимых для их получения.
Данными Правилами также определены виды займов и кредитов и объемы средств, предоставляемых из федерального бюджета в качестве субсидий на возмещение части затрат на погашение процентов по этим займам и кредитам. (пункты 5, 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 90), и перечень документов, необходимых для предоставления средств на возмещение части затрат (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, следующие документы: а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат; б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство); в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство; г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему; д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
В соответствии со ст. 76 Конституции российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, приятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 90, и в соответствии с Законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий финансовый год, областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства <адрес> на 2009 - 2012 годы", что согласуется с требованиями ст. 8 и части 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Администрацией <адрес> и было принято постановление от 27 марта 2009 года N 101 (ред. от 25.01.2011 г.) об утверждении "Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами", которые не регулируют вопросы межбюджетных правоотношений наряду с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90, а устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - заемщики) соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - кредиты, займы) (п. 1 Правил).
Как видно из содержания пункта 2 данных Правил, предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по определенным видам кредитов и займов производится из областного бюджета за счет средств федерального и областного бюджетов и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год комитету агропромышленного комплекса <адрес> по подразделу 04 05 "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела 04 "Национальная экономика" классификации расходов бюджета.
В случае, если объем предусмотренных на соответствующий год бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета не обеспечен на условиях софинансирования в полном объеме бюджетными ассигнованиями за счет средств областного бюджета, предоставление субсидий осуществляется в доле обеспеченности софинансированием за счет средств областного бюджета (ч. 2 п. 2 Правил).
Из приведенных выше норм следует, что субсидии предоставляются как из бюджета Российской Федерации, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 78 Бюджетного кодекса РФ).
Цели, условия и порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и определяют "Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами", утвержденные постановлением Администрации <адрес> от 27 марта 2009 года N 101.
Согласно подпункта "в" пункта 1 Приложения N 1 к указанным выше "Правилам_", предусматривающего перечень документов, предоставляемых заемщиком в комитет агропромышленного комплекса <адрес> для получения субсидии, для регистрации заявления о предоставлении субсидии заемщиком представляются следующие документы:: _ в) соглашение об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства <адрес> на 2009 - 2012 годы", заключенное между комитетом агропромышленного комплекса <адрес> и заемщиком по форме, установленной комитетом агропромышленного комплекса <адрес> (в 2 экземплярах).
Поскольку федеральное законодательство не содержит конкретных норм и требований о том, что субъект, при определении перечня документов для предоставления субсидий из областного бюджета, должен исходить лишь из перечня, предусматривающего получение субсидий из федерального бюджета, то субъект Российской Федерации, определяя порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, не лишен права установить и иной перечень документов для разрешения вопроса о предоставлении конкретным заемщикам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по определенным видам кредитов и займов, поскольку субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются как из средств федерального бюджета, так и из средств бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. на условиях софинансирования.
При таком положении доводы заявителей о противоречии п.п. "в" пункта 1 Приложения N 1 к "Правилам", утвержденным постановлением Администрации <адрес> от 27.03.2009 года N 101, пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 90, по тем основаниям, что, предоставление такого документа не требует федеральный нормативный правовой акт, являются несостоятельными. Кроме того, необходимость заключения соглашения для получения субсидии субъектом Российской Федерации предусмотрена и федеральным законодательством.
Так, пунктом 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 90, предусмотрено, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченным органом о порядке предоставления субсидий (далее - соглашение о предоставлении субсидий), предусматривающего: сведения об объеме субсидии; об объеме средств на возмещение части затрат, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах); целевое назначение субсидии; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого в том числе предоставляется субсидия; обязательство уполномоченного органа заключить соглашение с органами местного самоуправления о предоставлении субсидий в случае предоставления субъектом Российской Федерации субсидий местным бюджетам на софинансирование программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил; значения целевых показателей эффективности осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, определяемые на основании соглашения о реализации мероприятий Программы; сроки и порядок представления документов и отчетов об исполнении уполномоченным органом обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, а также ряд других условий, способствующих осуществлению со стороны федеральных органов контроля за эффективностью целевого использования выделенной субсидии.
При таких обстоятельствах, поскольку установлено, что субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются как из средств федерального бюджета, так и из средств бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. на условиях софинансирования, у суда не имеется оснований считать, что положения. подпункта "в" пункта 1 Приложения N 1 к "Правилам", утвержденным постановлением Администрации <адрес> от 27.03.2009 года N 101, противоречат федеральному законодательству, поскольку не лишают субъект Российской Федерации права устанавливать дополнительные правила и условия при выделении сельским товаропроизводителям субсидий в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом.
Доводы заявителей о том, что в силу специфики их хозяйственной деятельности они не могут заключить и представить для регистрации заявления о предоставлении субсидии "соглашение об участии в реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства <адрес> на 2009 - 2012 годы", в той форме, которая установлена комитетом агропромышленного комплекса <адрес>, правового значения для данного дела не имеют.
В силу положений ст. 253 ГПК РФ, суд, принимая решение по заявлению об оспаривании нормативного правового акта вправе отказать в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 ст. 253 ГПК РФ) или признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 ст. 253 ГПК РФ).
Иными полномочиями, в том числе и правом проверять законность действий и решений органов государственной власти, должностных лиц при применении ими нормативных правовых актов суд при рассмотрении дела в порядке нормоконтроля не наделен.
В соответствии со ст. N *** Устава <адрес> Администрация <адрес> является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области, возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором <адрес> и в соответствии пунктом N Устава <адрес> вправе издавать в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом <адрес> постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией <адрес> в пределах своей компетенции.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемые положения "Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами", утвержденных постановлением Администрации <адрес> от 27 марта 2009 года N 101 (ред. от 25.01.2011 г.) федеральному нормативному правовому акту не противоречит, в связи с чем заявления ООО "Общество 1" и ООО "Общество 2" удовлетворению не подлежат (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда
решила:
ООО "Общество 1" и ООО "Общество 2" в удовлетворении заявлений о признании отдельных положений приложения N 1 "Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами", утвержденных постановлением Администрации <адрес> от 27 марта 2009 года N 101, не соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" и недействующими в оспариваемой части, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через <данные изъяты> областной суд. в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курского областного суда от 1 апреля 2011 г.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании