Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Администрации Курской области от 18 сентября 2012 г. N 787-па "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы"

 

В целях реализации государственной политики по улучшению положения детей, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Администрация Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы.

2. Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.

 

Губернатор Курской области

А.Н. Михайлов

 

Стратегия
действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы
(утв. постановлением Администрации Курской области
от 18 сентября 2012 г. N 787-па)

 

I. Введение

 

В Курской области ведется целенаправленная работа по улучшению демографической ситуации, повышению качества и уровня жизни семей с детьми, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике социального сиротства, семейного и детского неблагополучия.

Инструментарием практического решения многих вопросов в сфере народосбережения, семьи, материнства и детства стала реализация национальных проектов "Здоровье", "Образование", 60 областных и 10 федеральных социально ориентированных целевых программ, действующих на территории региона. В их числе областные целевые программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области", "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области", "Развитие образования Курской области", "Школьный автобус", "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области", "Патриотическое воспитание граждан в Курской области", "Культура Курской области", "Формирование доступной среды в Курской области", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области", программа Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка".

В области реализуются План мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, План мероприятий по реализации ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, План мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2014 годах перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Принят ряд законодательных актов, обеспечивающих меры поддержки семей с детьми, защиту интересов детей. В их числе Закон Курской области от 10 декабря 2008 года N 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", Закон Курской области от 13 июня 2007 года N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области", Закон Курской области от 17 сентября 2010 года N 82-ЗКО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Курской области" и другие.

Бюджет Курской области носит социально ориентированный характер, ежегодно более 60 процентов средств бюджета региона направляется на решение социальных проблем.

Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области. С 2008 года проводится широкомасштабная акция, объединяющая усилия институтов гражданского общества, органов власти, представителей крупного и мелкого бизнеса в решении проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации - областной благотворительный марафон "Мир детства".

Курская область активно участвует в реализации проектов, организуемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд). Действует служба "Телефона доверия", обеспечивается реализация на территории Курской области общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Реализуются программы, софинансируемые Фондом, в рамках которых в Курской области создан ряд служб, деятельность которых направлена на решение проблем семейного и детского неблагополучия, укрепляется материально-техническая база действующих служб, внедряются новые технологии в работу специалистов, сопровождающих семьи с детьми.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.

Остается высоким уровень социального сиротства. В тяжелом положении находятся дети из малообеспеченных многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Актуальными являются проблемы сохранения здоровья детей и профилактики детской инвалидности, асоциального поведения несовершеннолетних, незащищенность детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В целях реализации основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы разработана стратегия действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы.

 

1. Основные проблемы в сфере детства

 

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Распространенность семейного неблагополучия, наличие случаев проявления жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Неравенство между городским и сельским населением в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Низкая социальная включенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Недостаточность объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Отсутствие стандартов социальных услуг.

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы региональной стратегии

 

Реализация основополагающего права каждого ребенка - жить и воспитываться в семье. В Курской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка. В Курской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Курской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В Курской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. Необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвивым# категориям детей. В Курской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Курской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. В Курской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и федеральных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Региональная стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Реализацию региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

семейная политика детствосбережения;

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

дети - участники реализации региональной стратегии.

II. Семейная политика детствосбережения

 

1. Краткий анализ ситуации

 

На 1 января 2011 года по данным Курскстата в Курской области проживало 191,2 тыс. детей и подростков в возрасте до 0 до 17 лет включительно, что составляло 17,0% населения региона. Среди несовершеннолетних к началу 2011 года на долю детей от 0 до 4 лет приходилось 29,4% (56,1 тыс. чел.) от общей численности детской популяции, 5 - 6 лет - 10,4% (19,8 тыс. чел.), 7 - 15 лет - 47,6% (91,1 тыс. чел.), 16 - 17 лет - 12,6% (24,2 тыс. чел.).

По предварительным данным численность детского населения по состоянию на 01.01.2012 г. составила 191,9 тыс. чел. За 2010 - 2011 годы численность детского населения области увеличилась на 904 чел. (или на 0,5%), в том числе за 2010 г. - на 250 чел., за 2011 г. - на 654 чел. Рост численности детского населения обусловлен ростом рождаемости, наблюдаемой в регионе с 2006 года.

При анализе полового состава детской популяции отмечается преобладание мужского населения. В 2011 году на 1000 мальчиков приходилось 955 девочек.

Численность детской популяции, проживающей в городской местности, по состоянию на 01.01.2011 г. составила 125,2 тыс. чел., в сельской местности - 66,0 тыс. чел.

По состоянию на 01.01.2012 г. на территории Курской области проживает 133,3 тыс. семей с детьми (в них воспитывается около 191,2 тыс. детей), 6341 семья являются многодетной (в них воспитывается около 21,4 тыс. детей). Из числа многодетных семей: семей с 3-мя детьми - 4922, с 4-мя детьми - 920, с 5-ю детьми - 293, семей с 6-ю детьми - 103 семей, с 7-ю детьми - 49 семей, с 8-ю детьми - 26 семей, с 9-ю детьми - 10 семей, с 10-ю детьми - 10 семей, с 11-ю детьми - 8 семей). Ежегодно число многодетных семей увеличивается.

Численность семей с детьми в 2010 г. составляла 132,1 тыс., в них -191 тыс. детей, в 2009 г. - 129,7 тыс. семей, в них 195 тыс. детей.

В число важнейших приоритетов деятельности в социальной сфере области входят обеспечение эффективной защиты семей и детей, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем; повышение эффективности социального обслуживания; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения.

Вместе с тем, для многодетных и неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Указанные категории семей нуждаются в первую очередь в социальной поддержке.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Среди проблем детского неблагополучия наиболее социально значимые - безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, обеспечение эффективной защиты семей и детей, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества безнадзорных детей. В области продолжается развитие и укрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что способствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Общее количество детей, с которыми проводилась профилактическая работа в условиях стационарных отделений центров помощи семье и детям, в течение 4-х лет увеличилось на 34,8% (2011 г. - 1415 детей; 2010 г. - 1387 детей; 2009 г. - 1152 ребенка; 2008 г. - 1050 детей).

Результатом целенаправленной работы по комплексной реабилитации семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является стойкая положительная динамика увеличения числа детей, возвращаемых в родные и опекунские семьи с 48,6% в 2008 году (510 детей) до 69,6% в 2011 году (2011 г. - 985; 2010 г. - 889 детей, 2009 г. - 653 ребенка) от общего числа детей, прошедших реабилитацию в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семьи и детей, и динамика снижения с 18,6% (2008 г. - 195 детей) до 6,9% (2011 г. - 98; 2010 г. - 126, 2009 г. - 153 ребенка) детей, направляемых в интернатные учреждения системы образования.

2. Основные задачи

 

Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Развитие комплексной системы учета несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Проведение эффективной реабилитации и адаптации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Первоочередные меры

 

Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Создание действенной и эффективной системы мер социальной поддержки семей с детьми, укрепление института семьи с детьми в обществе.

Совершенствование законодательной базы в сфере опеки и попечительства, защиты прав детей.

Содействие реализации в Курской области глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".

Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми

 

Реализация в полном объеме мер социальной поддержки семей с детьми, предусмотренных действующим федеральным и региональным законодательством.

5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей

 

Реализация областных целевых программ, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

Повышение доступности услуг для семей с детьми.

Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.

Организация подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, в интересах детей.

Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства

 

Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка.

Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.

Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.

Недопущение изъятия детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.

7. Ожидаемые результаты

 

Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.

Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.

Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.

Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

 

1. Краткий анализ ситуации

 

Основной проблемой доступности дошкольного образования в Курской области для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора. С этой целью в области разработана программа "Развитие дошкольного образования".

Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Данная работа осуществляется в рамках областной целевой программы "Развитие образования в Курской области на 2011 - 2014 годы". В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Администрацией Курской области утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты позволят обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Проводится работа по созданию региональной системы оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.

Таким образом, создаваемая региональная система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.

Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;

дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;

отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;

несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

2. Основные задачи

 

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.

Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей независимо от места жительства и социально-имущественного положения их семей.

Формирование системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования

 

Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие.

Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Нормативное правовое закрепление на всех уровнях (региональном, муниципальном, образовательного учреждения) правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.

Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

Разработка и реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства детскими школами искусств, содержащих федеральные требования к минимуму содержания, структуре и условиям их осуществления.

4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи

 

Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

Организация деятельности регионального центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах-интернатах (лицеях, гимназиях) для одаренных детей.

Разработка и реализация программ работы с одарёнными детьми и молодёжью образовательными учреждениями сферы культуры и искусства области.

Проведение областных олимпиад, конкурсов и фестивалей.

Направление талантливых детей и молодёжи на всероссийские и международные олимпиады, конкурсы и фестивали.

Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).

Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей

 

Обеспечение развития и социализации подрастающих поколений.

Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Нормативное правовое урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.

Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.

Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей

 

Разработка нормативной правовой базы в целях получения детьми гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства.

Реализация программ художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе учреждений культуры, музейных учреждений, школ искусств.

Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Реализация системы мер по сохранению и развитию школьных библиотек.

Оказание поддержки в реализации комплексных межотраслевых программ, а также акциям по развитию детского чтения и литературы для детей.

Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.

Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства

 

Внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения детей в противоправную деятельность, порнографию.

Внедрение системы обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

Использование общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.

Обеспечение ограниченности доступа несовершеннолетних к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания, приносящим вред их нравственному развитию со стороны организаций, предоставляющих телекоммуникационные услуги.

Использование порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".

8. Ожидаемые результаты

 

Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.

Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.

Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).

Повышение качества выступления курских школьников на всероссийских, международных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.

Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.

Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.

Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.

Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.

Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.

Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.

IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

 

1. Краткий анализ ситуации

 

В 2011 году в Курской области показатель младенческой смертности снизился на 2,5% и составил 7,7 на 1000 родившихся живыми, но остается выше, чем в среднем по Российской Федерации (7,4 на 1000).

Медико-социальная помощь для беременных и кормящих матерей, детей в возрасте до 3 лет не обеспечена в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Так же, как и в других регионах России, на здоровье детей и подростков оказывают негативное влияние средства массовой информации, в частности явная и скрытая реклама курения, употребления спиртных напитков, пропаганда секса и насилия. Дети не получают достаточного внимания со стороны взрослых как в семье, так и в образовательных учреждениях. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. Проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста, требуют особого внимания.

2. Основные задачи

 

Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.

Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.

Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения

 

Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.

Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.

Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка.

Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах.

Завершение формирования в Курской области трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям. Оптимизация структуры областного перинатального центра с целью приоритетного оказания медицинской помощи детям.

Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.

Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи.

Обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми.

Обеспечение родильных домов и перинатальных центров необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики.

Внедрение на базе областной медико-генетической консультации технологий обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям.

Осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.

Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям.

Создание регионального регистра детей с редкими заболеваниями и организация лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета согласно этому регистру.

Создание отделения для оказания паллиативной медицинской помощи детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.

Распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейном воспитании.

Создание на базе областного перинатального центра кабинета охраны репродуктивного здоровья подростков и медико-социальной помощи подросткам. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.

Создание кризисных центров по типу "маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми.

Организация работы медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях.

Создание мотивации медицинского персонала учреждений здравоохранения для повышения ответственности за качество оказания медицинской помощи детям.

4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков

 

Реализация комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования.

Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.

Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.

Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.

Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.

Дальнейшее развитие деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек.

Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.

Внедрение регулярного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.

Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.

Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.

Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции.

Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ.

Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, потребления наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.

5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства

 

Развитие на региональном уровне системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций по организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства.

Разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере.

Организация совместного отдыха и оздоровления детей с родителями (законными представителями) на базе санаторно-курортных учреждений.

6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка

 

Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу по формированию культуры здорового питания.

Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.

Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.

7. Ожидаемые результаты

 

Снижение показателей младенческой и детской смертности.

Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.

Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.

Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.

Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.

Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом.

Наличие доступной развитой сети учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненую# ситуацию, в том числе с использованием телефонов доверия, консультирования в режиме "онлайн".

Сокращение числа подростковых суицидов.

Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.

V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства

 

1. Краткий анализ ситуации

 

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.

Вопросы охраны прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения, являются предметом совместного ведения органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления, учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области и других заинтересованных структур. Эффективность этого взаимодействия обеспечивается скоординированными совместными действиями при активной поддержке СМИ и общественности.

В результате проводимой работы в Курской области отмечается постоянное снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом за период 2008 - 2011 годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 13,3%.

Так за 2010 год число детей данной категории уменьшилось на 5%, а за 2011 год - на 7,2% и составило 4057 чел., без учета усыновленных детей число детей данной категории составляет 3797 чел. Тенденция к снижению числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прослеживается и в 2012 году. За 1 полугодие 2012 года число детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, уменьшилось еще на 116 чел.

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области за 2011 год составила 2,08%. Доля детей, переданных в семьи граждан, составила 77,4% (по данным отчета 103-Рик).

В работу по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с органами опеки и попечительства включены 7 межрайонных центров помощи семье и детям, 11 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 3 детских дома и областной специализированный Дом ребенка.

Подготовка кандидатов в замещающие родители в настоящее время осуществляется на базе 2-х центров помощи семьи и детям. С 2012 года к данной работе подключается областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования".

На законодательном уровне в регионе установлены и действуют меры поддержки семей, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особе# внимание уделяется приемной семье.

Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа (в 2011 году численность таких детей в Курской области составила 914 чел.).

В Курской области развивается система профессионального сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений. В рамках программы Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка", создана многокомпонентная инфраструктура для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в состав которой в 2011 году вошли отделение (центр) психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и региональная сеть системного сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 35 муниципальных образованиях Курской области центром организована работа школы замещающих родителей. В школе замещающих родителей обучаются, делятся опытом более 500 замещающих родителей. Для замещающих родителей повсеместно проводятся семинары, практикумы, тренинги.

В целях оказания практической помощи по решению вопросов жизнеустройства выпускникам детских домов и школ-интернатов в каждом муниципальном образовании создан клуб "Выпускник". Работа специалистов центра и региональной сети позволяет сегодня предоставлять качественные социальные, юридические, психологические услуги более 2 тыс. замещающих семей и около 1 тыс. бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов.

В целях обеспечения условий для наиболее успешной социализации и адаптации воспитанников интернатных учреждений реализуется областная целевая программа "Социальная адаптация и постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из их числа" на 2012 - 2015 годы.

Реализация государственной политики в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, создание необходимых условий для индивидуального развития.

Численность детей-инвалидов в области по состоянию на 01.01.2012 г. составляла 4396 человек. Подавляющее большинство детей-инвалидов (более 90% от общего числа) воспитывается в семьях, при этом значительное количество таких семей испытывает трудности как экономического, так и социального характера.

В целях выработки предложений по формированию государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов и семей с детьми-инвалидами, в Курской области действует Совет по делам ветеранов и инвалидов при Губернаторе Курской области, реализуются областные целевые программы "Формирование доступной среды в Курской области" на 2011 - 2015 годы, "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области" на 2011 - 2014 годы (направление "Семья с детьми инвалидами" подпрограммы "Дети и семья").

В целом, реализация мероприятий указанных Программ способствует формированию более полной комплексной системы реабилитации и интеграции детей-инвалидов, включая медицинский, социальный, психологический, педагогический и иные аспекты.

Основным областным учреждением, предоставляющим детям-инвалидам и их семьям услуги по комплексной реабилитации, является ОКУСОКО "Областной медико-социальный реабилитационный центр имени преподобного Феодосия Печерского", который осуществляет мероприятия по медицинской, психологической, социальной и педагогической реабилитации. В центре функционируют два отделения для детей-инвалидов на 105 мест, кроме того 25 мест - для сопровождающих лиц. За 2011 год курсы реабилитации на основании имеющихся рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации прошли 563 ребенка. С 2005 года в области на базе центра проводятся областные спартакиады среди детей-инвалидов.

С целью усиления мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами проводится систематическая работа по повышению качества предоставляемых им услуг областными учреждениями социального обеспечения, здравоохранения, образования, службы занятости, а также другими организациями.

2. Основные задачи

 

Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.

Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.

Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Совершенствование законодательства Курской области, касающегося развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.

Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.

Организация обязательной подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся родственниками.

Применение обязательного психологического тестирования в процессе подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.

Создание и развитие системы профессионального сопровождения семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка, переданного на воспитание в семью.

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.

Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве.

Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.

Совершенствование законодательства Курской области в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.

Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.

Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников.

Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.

Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.

Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.

Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.

Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе федерального законодательства.

Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере образования; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.

Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.

Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.

5. Ожидаемые результаты

 

Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, до 90 процентов.

Увеличение числа муниципалитетов, свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов).

Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.

Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях);

Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.

Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.

Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.

Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).

VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

 

1. Краткий анализ ситуации

 

Целенаправленная организация работы по созданию и функционированию в области государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволила добиться снижения преступности несовершеннолетних за период 2008 - 2011 годов на 42,6% (с 990 до 568). За 6 месяцев 2012 общее число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается стабильным (278 в 2011 году и 278 в 2012 году). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,2% (с 99 до 77) сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, на 22,0% (со 136 до 106) - групповых. Удельный вес преступности несовершеннолетних в общем количестве зарегистрированных преступлений составил 5,6%.

В текущем году в 3,3 раза уменьшилось количество грабежей, совершенных несовершеннолетними.

Приведенные данные свидетельствуют о стабильном улучшении ситуации с преступностью несовершеннолетних в Курской области, что обусловлено в том числе и повышением качества профилактической работы.

Вместе с тем, за 6 месяцев 2012 года на 8,1% (со 184 до 199) возросло количество краж, совершаемых несовершеннолетними, а также на 23% (с 26 до 32) - неправомерных завладений автомобилем без цели хищения.

Особого внимания требует продолжающееся распространение злоупотребления несовершеннолетними алкоголем. В текущем году в состоянии алкогольного опьянения подростками совершено 75 преступлений, что на 127,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Доля преступлений данного вида от общего числа расследованных преступлений увеличилась с 11,8% до 26,9%.

Не может не беспокоить тот факт, что в текущем году в 1,7 раз (с 44 до 78) возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, раннее привлекавшимися к уголовной ответственности.

В этих условиях требуется совершенствование комплексного подхода в решении вопросов предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних и координации действий органов и учреждений системы профилактики Курской области.

Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми.

Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Так, в 2011 году на территории Курской области зарегистрировано 33 преступления, предусмотренных ст. 134 УК РФ (в 2010 году - 42, динамика - 21,4%), 15 преступлений предусмотренных ст. 135 УК РФ (в 2010 году - 33, динамика - 54,5%), 28 - предусмотренных ст. 156 УК РФ (в 2010 году - 35, динамика - 20%), 3 - предусмотренных ст. 106 УК РФ (в 2010 году - 4) .

Особую тревогу вызывает тот факт, что по итогам 2011 года на территории Курской области отмечен рост на 60% (с 5 до 8) преступлений, предусмотренных ст. 131 УК РФ (изнасилование), а также в 2,8 раз (с 7 до 20) по ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера), на 32,6% (с 49 до 65) возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).

За 6 месяцев текущего года на территории Курской области на 39,1% (с 23 до 14) отмечено снижение преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ и связанных с жестоким обращением родителей (или иных законных представителей) с детьми, на 62,5% (с 48 до 18) преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления), на 88,8% (с 18 до 2) - преступлений, предусмотренных ст. 135 УК РФ (развратные действия). Вместе с тем, анализ ситуации свидетельствует о том, что в текущем году в 2,7 раз (с 4 до 11) возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста).

Сложившиеся ситуация в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав требует принятия неотложных мер.

Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.

2. Основные задачи

 

Развитие на региональном уровне законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.

Реформирование в соответствии с федеральным законодательством комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Усиление института уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне путем принятия законодательного акта, определяющего его компетенцию и права.

3. Меры, направленные на реформирование законодательства Курской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей

 

Совершенствование законодательства Курской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей, на основе федерального законодательства, а также общепризнанных принципов и норм международного права.

Разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации.

Определение координирующего органа исполнительной власти Курской области по реализации государственной политики в отношении детей.

4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия

 

Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия:

общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка;

незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение их потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни;

признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:

обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;

проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;

проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;

создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;

развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

В целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается:

разработка в соответствии с федеральным законодательством проекта закона Курской области о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяющего место и роль комиссий в системе органов профилактики, механизмы реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации;

внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период

 

Создание в Курской области системы пробации, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.

Организация работы по оказанию помощи детям по окончании отбывания наказания в местах лишения свободы в адаптации и ресоциализации.

Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.

Разработка программы ресоциализации отбывших наказание несовершеннолетних и формирование государственного заказа по адресному оказанию данной услуги.

Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.

6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия

 

Разработка региональной комплексной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия.

Обеспечение выполнения Руководящих принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, 2005 года.

Создание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

7. Ожидаемые результаты

 

Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.

Создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка.

Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми-жертвами насилия социально-психологической помощи.

Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.

Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.

VII. Дети - участники реализации национальной стратегии

 

1. Краткий анализ ситуации

 

В Курской области создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты, представительства. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.

Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

 

Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.

Привлечение детей к участию в общественной жизни.

Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.

Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

 

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.

Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.

Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".

Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.

Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.

Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

 

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.

Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".

Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.

Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации региональной стратегии

 

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Программой долгосрочного социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, региональными социально ориентированными программами.

Координирующим органом является Координационный совет по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей в Курской области.

Неотъемлемой частью региональной стратегии являются принятые в ее развитие муниципалитетами программы действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих муниципальному образованию, проблем детства.

Для достижения поставленных в региональной стратегии целей следует сформировать консолидированный бюджет в интересах детей.

Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.

Сроки и основные этапы реализации региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. Необходимость внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления, а также создания условий для планирования бюджетных ассигнований в интересах детей по новым принципам потребует изменения порядка составления и утверждения бюджетов соответствующего уровня.

Для успешной реализации региональной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах возлагаются на отраслевые органы исполнительной власти.

На основе постоянного мониторинга реализации региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов осуществляет Контрольно-счетная палата Курской области. В качестве инструмента финансового контроля следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.

Механизмом контроля за ходом реализации региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады координационного совета по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей в Курской области.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В целях реализации основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации разработана Стратегия действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 гг. Региональная стратегия призвана обеспечить достижение существующих международных и федеральных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и граждан Курской области к определению целей, задач, направлений деятельности и приоритетных мер по решению актуальных проблем детства. Указаны ключевые принципы региональной стратегии: реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; партнерство во имя ребенка. Реализация стратегии планируется по следующим направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение и здоровый образ жизни детей; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации региональной стратегии. Разработан комплекс мер и определены ожидаемые результаты по указанным стратегическим направлениям. Реализация стратегии планируется в два этапа: в 2012 - 2014 гг.; в 2015 - 2017 гг.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Постановление Администрации Курской области от 18 сентября 2012 г. N 787-па "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания


Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 29 сентября 2012 г. N 117