В соответствии с пунктом 15 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утверждённого постановлением Администрации Курской области от 12.05.2011 г. N 181-па, Правительство Курской области постановляет:
Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы".
Первый заместитель Губернатора - |
А.С.Зубарев |
Ведомственная целевая программа
"Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Курской области
от 28 июня 2011 г. N 100-пп)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Промышленность является одним из важнейших секторов экономики Курской области. Ее доля в валовом региональном продукте составляет около 40%; на промышленных предприятиях трудится 17% от числа занятых в экономике; деятельность промышленных предприятий обеспечивает значительную часть собираемых в области налогов (46% в бюджеты всех уровней).
За последние десять лет (2001 - 2010 гг.) в Курской области наблюдался рост промышленного производства (объем производства вырос за этот период в 1,5 раза). На предприятиях области велась работа по совершенствованию технологий и освоению новых видов продукции, но глубокой модернизации и диверсификации промышленного комплекса в этот период не произошло, что негативно отразилось на объемах и структуре промышленного производства в период финансово-экономического кризиса.
Экономика области во многом зависит от результатов хозяйственной деятельности двух крупнейших предприятий: ОАО "Михайловский ГОК" и Курской АЭС, удельный вес которых в общем объеме промышленного производства составляет около 50%.
Финансово-экономический кризис показал, что резервы инерционного роста экономики исчерпаны, а зависимость от конъюнктуры внешних рынков несет существенные риски для всей экономики, поэтому необходима глубокая модернизация и диверсификация промышленного комплекса.
Темпы развития промышленного комплекса Курской области сдерживаются по следующим основным причинам:
технологическое отставание промышленных предприятий (высокая материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства);
неразвитость инфраструктуры региональной инновационной системы.
Технологическое отставание предприятий промышленности связано со следующими факторами:
преобладание в структуре промышленности традиционных индустриальных производств (преимущественно базирующихся на 4 технологическом укладе, тогда как в развитых странах происходит переход на 6 технологический уклад) с высоким уровнем износа основных фондов, низкой долей инновационной продукции;
недостаточное использование одного из основных ресурсов области - научно-технического и интеллектуального потенциала;
низкая конкурентоспособность обрабатывающей отрасли, отставание темпов обновления производственных мощностей от потребностей развития и неблагоприятная конъюнктура внутреннего рынка;
недостаточная развитость кооперационных связей (в том числе с предприятиями других регионов РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья), отсутствие вертикально-интегрированных структур, ориентированных на создание высокотехнологичного продукта конечного спроса;
дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств, в том числе неэффективный механизм кредитования.
Недостаточно используется инновационная составляющая, как важнейший фактор повышения конкурентоспособности промышленного комплекса области. К основным проблемам в данной сфере относятся:
недостаточный уровень государственной поддержки инновационной деятельности;
слабое использование в промышленности научно-технического потенциала области, отсутствие "технологического коридора" между разработчиком и производителем новой продукции. Предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ, а реализованные проекты носят преимущественно эпизодический характер и существенно повысить технологический уровень не способны;
неразвитость инновационной инфраструктуры;
несовершенная нормативно-правовая база поддержки инновационной деятельности;
дефицит высококвалифицированных кадров в инновационной сфере;
недостаточная информационная поддержка инновационной деятельности;
неразвитость рынка интеллектуальной собственности.
В соответствии с Законом Курской области от 30 декабря 2004 года N 93-ЗКО "О промышленной политике в Курской области" государственная поддержка промышленности осуществляется органами государственной власти Курской области в рамках областных целевых программ, а также ведомственных целевых программ развития промышленности в Курской области и с учетом приоритетов, определенных Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года.
Основными направлениями развития промышленного производства в Курской области являются:
сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала;
оптимизация структуры промышленности за счет создания и развития конкурентоспособных производств в обрабатывающих отраслях;
обеспечение постепенного перехода промышленности Курской области к устойчивому экономическому росту за счет освоения производства принципиально новых для области видов продукции и технологий, в том числе экологически безопасных;
обеспечение эффективности производства за счет внедрения ресурсосберегающих технологий;
развитие рынка инновационных проектов, организация и освоение выпуска наукоемкой конкурентоспособной продукции;
повышение инновационной активности предприятий, увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продукции.
Изложенные в настоящем проекте ведомственной целевой программы проблемы промышленного комплекса области и пути их преодоления соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 года N 381-IV ОД, законов Курской области: от 28 февраля 2011 года N 15-ЗКО "О Программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы", от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области", от 30 декабря 2004 года N 93-ЗКО "О промышленной политике в Курской области".
Программа призвана обеспечить проведение государственными органами Курской области последовательной и эффективной инновационной политики, ориентированной на модернизацию производственного комплекса региона и повышение доли инновационной продукции в общем объеме производимой продукции, что создаст реальные возможности для повышения конкурентоспособности отраслей промышленности, роста объемов производства, создания новых рабочих мест, повышения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышения качества жизни населения.
Достижение поставленных задач предлагается осуществить программно-целевым методом, который позволяет выявить наиболее важные вопросы и направления развития промышленного комплекса Курской области, обеспечить их комплексное решение за счет мобилизации необходимых финансовых и организационных ресурсов.
2. Цель и задачи, прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы
Целью Программы является создание условий для повышения конкурентоспособности и диверсификации промышленного комплекса Курской области.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие промышленного производства в Курской области;
обеспечение высоких темпов роста промышленного производства, его модернизации и технического перевооружения;
создание условий для инновационного развития предприятий промышленности;
развитие кадрового потенциала.
Целевыми показателями и индикаторами Программы будут являться:
индекс промышленного производства (%);
доля отгруженной инновационной продукции, товаров, услуг в общем объеме отгруженной продукции (%);
количество промышленных предприятий, которым оказывается государственная поддержка, направленная на их развитие (ед.);
инвестиции в основной капитал предприятий промышленности (млн. рублей);
уровень рентабельности продукции, работ, услуг предприятий промышленности (%);
налоговые поступления в областной бюджет от реализации инвестиционных проектов (млн. рублей);
количество новых рабочих мест (ед.).
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении N 1 к указанной Программе.
3. Срок реализации, перечень программных мероприятий Программы
Реализация Программы намечена на 2011 - 2013 годы и условно разделена на 3 этапа: 2011 год - 1 этап, 2012 год - 2 этап, 2013 год - 3 этап.
Перечень программных мероприятий с указанием исполнителей, сроков их реализации, источников и объемов финансирования приведены в приложении N 2 к указанной Программе.
4. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года стратегической целью выбрано инновационно-прорывное развитие экономики Курской области.
Реализация данного сценария предполагает активную модернизацию и диверсификацию экономики, структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности, а также значительное снижение энергоемкости экономики и промышленного комплекса.
Данная Программа направлена на стимулирование и поддержку промышленного производства в Курской области, его инновационное развитие, модернизацию и диверсификацию и вносит существенный вклад в достижение стратегической цели.
Экономическая эффективность реализации Программы выражается в следующих основных показателях:
индекс промышленного производства за период с 2011 - 2013 годов увеличится в 1,14 раза (среднегодовой индекс промышленного производства составит 104,6%);
доля отгруженной инновационной продукции, товаров, услуг в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности за период реализации Программы должна увеличиться с 2,9% до 7,5%;
за счет мероприятий Программы, направленных на поддержку инновационной деятельности предприятий, модернизацию производства уровень рентабельности продукции, работ, услуг предприятий промышленности возрастет в 1,6 раза с 8,3% в 2010 г. до 13,5% в 2013 г.;
инвестиции в основной капитал предприятий промышленности увеличатся за период 2011 - 2013 годов в 1,4 раза.
Социальная эффективность реализации настоящей Программы выражается в создании 3650 новых рабочих мест, дополнительных налоговых поступлений в областной бюджет от реализации новых инвестиционных проектов в размере 4802 млн. рублей, которые могут быть израсходованы на социальные нужды.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с методикой, приведенной в приложении N 4 к указанной Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы из областного бюджета на период 2011 - 2013 годов составляет 43532 тыс. рублей, в том числе:
по существующим расходным обязательствам - в сумме 10632 тыс. рублей;
по вновь принимаемым расходным обязательствам - в сумме 32900 тыс. рублей.
Из них расходы областного бюджета составят в 2011 году - 11844 тыс. рублей, в 2012 году - 15844 тыс. рублей, в 2013 году - 15844 тыс. рублей.
Расчет необходимых объемов финансирования Программы за счет областного бюджета выполнен исходя из форм поддержки, указанных в программных мероприятиях. Объемы привлекаемых средств областного бюджета для финансирования Программы ежегодно уточняются на основании закона Курской области о бюджете на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы представлено в приложении N 3.
6. Система управления, контроль за ходом реализации Программы
Субъектом бюджетного планирования Программы является комитет промышленности, транспорта и связи Курской области. Финансирование Программы производится за счет средств областного бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Реализацию Программы осуществляет комитет промышленности, транспорта и связи Курской области как главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета и мероприятий данной Программы.
Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области производится оценка реализации Программы за каждый отчетный финансовый год и за весь период реализации. Оценка предоставляется в Правительство Курской области, комитет финансов Курской области и комитет по экономике и развитию Курской области ежегодно в срок до 1 марта в установленной форме.
Контроль за реализацией Программы выполняет комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, который осуществляет свои полномочия во взаимодействии с органами государственной власти Курской области, структурными подразделениями Администрации Курской области и органами местного самоуправления.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие промышленного производства
в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей целей и задач Программы |
Единица измерения |
Значения индикаторов и показателей Программы |
||||
До начала реализации Программы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
За период реализации Программы |
|||
Цель. Создание условий для повышения конкурентоспособности и диверсификации промышленного комплекса Курской области | |||||||
Задача. Обеспечение роста промышленного производства, его модернизации и технического перевооружения | |||||||
1. |
Индекс промышленного производства |
проценты |
106,7 |
105,5 |
105,5 |
103 |
2013 г. к 2010 г. рост составит 114,6 % |
2. |
Налоговые поступления в областной бюджет от реализации инвестиционных проектов |
млн. рублей |
Х |
756 |
1436 |
2610 |
Увеличение на 4802 млн. рублей |
3. |
Количество новых рабочих мест на предприятиях промышленности |
единиц |
1054 |
1150 |
1250 |
1250 |
Увеличение на 3650 ед. |
4. |
Количество промышленных предприятий, которым оказывается государственная поддержка, направленная на их развитие |
единиц |
8 |
9 |
12 |
16 |
Увеличение на 8 ед. |
5. |
Инвестиции в основной капитал предприятий промышленности |
млн. рублей |
14653 |
16400 |
17350 |
20700 |
Увеличение на 6047 млн. рублей |
Задача. Создание условий для инновационного развития предприятий промышленности | |||||||
1. |
Доля отгруженной продукции, товаров, услуг инновационного характера в общем объеме отгруженной продукции |
проценты |
2,9 |
4 |
6,4 |
7,5 |
Увеличение в 2,6 раза |
2. |
Уровень рентабельности продукции, работ, услуг предприятий промышленности |
проценты |
8,3 |
9 |
11,5 |
13,5 |
Увеличение в 1,6 раза |
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие промышленного производства
в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Приложение N 3
к ведомственной целевой программе
"Развитие промышленного производства
в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Ресурсное обеспечение
ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Источники финансирования, направления расходов |
Всего за период реализации Программы |
в том числе по годам (тыс. руб.) |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
Всего, в том числе: областной бюджет федеральный бюджет внебюджетные средства |
43532
43532 - - |
11844
11844 - - |
15844
15844 - - |
15844
15844 - - |
Из общего объема: прочие расходы: в том числе областной бюджет федеральный бюджет внебюджетные средства |
43532 43532 - - |
11844 11844 - - |
15844 15844 - - |
15844 15844 - - |
Приложение N 4
к ведомственной целевой программе
"Развитие промышленного производства
в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Методика
оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате ее реализации индикаторов и показателей с запланированными, сравнения фактического объема финансирования мероприятий с запланированным, фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой.
1. Оценка осуществляется по следующим критериям:
1.1. Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей.
Оценка достижения запланированных результатов по каждому показателю за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за соответствующий период по следующей формуле:
,
где:
О - оценка достижения запланированных результатов, %;
- фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
- плановые значения.
1.2. Уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования по каждому мероприятию за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период по следующей формуле:
,
где:
- оценка уровня финансирования мероприятий,
- фактический уровень финансирования мероприятий,
- объем финансирования мероприятий, предусматриваемый Программой.
1.3. Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы проводится на основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий программы и фактически выполненных по следующей формуле:
,
где:
СТ - степень выполнения мероприятий Программы;
- количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
- количество мероприятий Программы, запланированных на отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курской области от 28 июня 2011 г. N 100-пп "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Курской области на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 7 июля 2011 г. N 80 (25193)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 18 ноября 2013 г. N 826-па
Постановление Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 987-па
Постановление Администрации Курской области от 15 октября 2012 г. N 882-па
(действие настоящего постановления приостановлено с 9 ноября по 31 декабря 2012 г.)