Соглашение
между Администрацией Курской области, Общественной организацией "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и объединением работодателей "Курский областной Союз промышленников и предпринимателей" на 2010 - 2012 годы
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока его действия
Администрация Курской области в лице Губернатора Курской области А.Н. Михайлова, действующего на основании Устава Курской области (далее - "Администрация"), Общественная организация "Федерация профсоюзных организаций Курской области" в лице председателя Общественной организации "Федерация профсоюзных организаций Курской области" И.И. Микрюкова, действующего на основании Устава (далее - "Профсоюзы"), и объединение работодателей "Курский областной союз промышленников и предпринимателей" в лице Президента объединения работодателей "Курский областной союз промышленников и предпринимателей" А.Ф. Ягеря, действующего на основании Устава (далее - "Работодатели"), совместно именуемые "Стороны", руководствуясь федеральным законодательством и законодательством Курской области, заключили Соглашение на 2010 - 2012 годы (далее "Соглашение"), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений, и совместные действия по их осуществлению.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров в отраслях, в организациях, на уровнях территориальных муниципальных образований.
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
В развитие Соглашения и для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения и добиваются их реализации.
Стороны, подписавшие Соглашение:
- признают необходимым заключение территориальных отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях, осуществляющих деятельность на территории Курской области, независимо от форм собственности;
- признают обязательным участие Курской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Курской области в сфере труда.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из бюджета области, учитываются при составлении бюджета области на очередной финансовый год и плановый период.
Присоединение к Соглашению работодателей, действующих на территории Курской области, осуществляется в соответствии с Законом Курской области от 13.07.2001 г. N 53-ЗКО "О социальном партнерстве в сфере труда на территории Курской области".
I. В области экономического развития
Стороны считают основной задачей на предстоящий Период проведение активной политики по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения Курской области. В этих целях:
Стороны совместно:
1.1. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики использованием рыночных механизмов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.
1.2. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, разработке прогнозов социально-экономического развития области и долгосрочных целевых программ области.
1.3. Принимают меры по увеличению объемов валового регионального продукта производства, промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства жилья в соответствии с прогнозом (показателями) социально-экономического развития области на соответствующие годы. Способствуют ежегодному увеличению доли фонда заработной платы в валовом региональном продукте.
Нумерация приводится в соответствии с источником
1.8. Осуществляют реализацию мероприятий Программы антикризисных мер по оздоровлению экономики Курской области, утвержденной Губернатором Курской области 27 марта 2009 г., направленных на поддержку организаций реального сектора экономики, оптимизацию бюджетных расходов, улучшение жилищных условий населения и модернизацию коммунальной инфраструктуры в Курской области".
1.9. Осуществляют реализацию областной целевой программы по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.01.2009 г. N 5.
Администрация:
1.10. Совершенствует нормативную базу, регулирующую инвестиционную деятельность. Оказывает на конкурсной основе поддержку инвесторам в соответствии с законодательством и пределах средств, определенных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
1.11. Создает условия для устойчивого роста и повышения эффективности промышленного производства.
1.12. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства реализует мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009 - 2012 годы".
1.13. Способствует развитию инженерной и социальной инфраструктуры села, в том числе за счет строительства объектов в сельской местности в рамках в федеральных целевых программ, в первую очередь, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
1.14. В целях наращивания продовольственных ресурсов области, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения оказывает поддержку личным подсобным хозяйствам в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009 - 2012 годы".
1.15. Оказывает поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в Курской области, не имеющим задолженности по выплате заработной платы, соблюдающим трудовое законодательство и обязательства коллективных договоров и соглашений, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.
1.16. Содействует внедрению современных методов управления в экономику области на основе новых информационных технологий.
1.17. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Содействует в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный рынок.
1.18. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Курской области и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности.
1.19. Содействует обновлению основных производственных фондов в организациях научно-промышленного и агропромышленного комплексов, а также в организациях, осуществляющих деятельность, имеющую социальное значение, посредством предоставления государственных гарантий и иных форм государственной поддержки в соответствии с законодательством.
1.20. Осуществляет своевременное финансирование работ по строительству объектов гражданского и дорожного строительства, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с законом Курской области о бюджете области на соответствующий финансовый год и иными нормативными правовыми актами Курской области.
1.21. Содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.
1.22. Принимает меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Курской области, по проезду в соответствии с действующим законодательством.
1.23. Осуществляет еженедельные и ежемесячные мониторинги социально-экономической ситуации на территории Курской области в целях своевременного принятия мер по смягчению возможных последствий финансового кризиса для экономики Курской области.
1.24. При подготовке закона Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год учитывает финансирование обязательств по выполнению данного Соглашения.
1.25. Информирует Комиссию по вопросам проведения реструктуризации организаций в сфере естественных монополий и изменения цен и тарифов на товары и услуги, устанавливаемых в рамках полномочий органов исполнительной власти Курской области.
Профсоюзы:
1.26. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Распространяют передовой опыт.
1.27. Способствуют участию работников в управлении организацией в формах, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором или локальным нормативным актом. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами социально-экономического развития области.
1.28. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.
1.29. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий и рабочих группах, создаваемых Администрацией Курской области по вопросам, регулирующим социально-трудовые отношения.
Работодатели:
1.30. Обеспечивают соблюдение установленных федеральным законодательством и законодательством Курской области и настоящим Соглашением прав работников организаций в социально-экономических, трудовых и других отношениях.
1.31. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивных и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.32. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.33. Ежеквартально информируют работников через их представителей о финансово-хозяйственной деятельности организации, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам Соглашения информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, ликвидации организации и ведении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников.
1.34. Обеспечивают профкомам, профорганизаторам, органам исполнительной власти Курской области и органам местного самоуправления беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам и о результатах аудиторских проверок.
II. В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения
Стороны отмечают, что основой для повышения уровня жизни населения Курской области является развитие экономики области, ориентированной на инновационное обновление ее структуры, рост конкурентоспособности товаров (работ, услуг).
Стороны совместно:
2.1. Способствуют совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда, повышение заработной платы и устойчивое развитие производственной деятельности организаций Курской области.
2.2. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области повышают минимальную заработную плату до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, утвержденного Правительством Курской области.
2.3. Заключают отдельное Соглашение о минимальной заработной плате между Администрацией Курской области, Общественной организацией "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и объединением работодателей "Курский областной союз промышленников и предпринимателей", согласно которому месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного данным Соглашением о минимальной заработной плате.
2.4. Стороны договорились, что удельный вес тарифной части в структуре заработной платы работников без учета надбавок и доплат, как правило, должен составлять не менее 60%.
2.5. Проводят работу по совершенствованию системы регулирования оплаты труда в организациях. При заключении областных отраслевых соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения окладов, стимулирующих и компенсационных выплат в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.6. Принимают меры по предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций и ее ликвидации.
2.7. Принимают меры по недопущению случаев "теневой" оплаты труда в организациях.
Администрация:
2.8. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области при составлении бюджета Курской области на очередной финансовый год предусматривает средства на:
- выплату платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, проживающих в Курской области, в объеме, рассчитанном исходя из тарифа на неработающее население, установленного не ниже уровня предшествующего года;
- обеспечение организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы;
- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области;
- предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы, предусмотренных Законом Курской области от 17.02.2000 г. N 13-ЗКО "Об образовании в Курской области от 05.03.2004 г. N 9-ЗКО "О культуре", Законом Курской области от 09.12.2004 г. N 67-ЗКО "О здравоохранении в Курской области";
- бесплатное питание детей, обучающихся в образовательных учреждениях Курской области, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- выплату компенсаций педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;
- стипендиальное обеспечение и другие меры материальной поддержки студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, и учащихся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, находящихся в ведении Курской области;
- стипендиальное обеспечение талантливой молодежи в целях реализации постановления Губернатора Курской области от 28.04.2000 г. N 277 "Об утверждении стипендий Губернатора Курской области для студентов и аспирантов высших учебных заведений Курской области".
2.9. Осуществляет расчет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, ежеквартально утверждает его и публикует в средствах массовой информации.
2.10. В порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Курской области принимает меры по повышению заработной платы и должностных окладов работников бюджетной сферы.
2.11. Обеспечивает реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на соответствующий финансовый год.
2.12. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду на транспорте общего пользования, оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению услугами телефонной связи, установленных действующим законодательством.
2.13. Осуществляет координационно-методическое руководство и контроль за проведением экспертизы цен (тарифов) организаций коммунального комплекса.
2.14. Организует ведение мониторинга по вопросам уровня заработной платы и состояния ее выплаты.
2.15. Обеспечивает переход к отраслевым системам оплаты труда работников областных бюджетных учреждений, оплата труда которых осуществлялась на основе ETC по оплате труда работников бюджетной сферы.
Профсоюзы:
2.16. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюзов в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.17. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.18. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды.
2.19. Добиваются включения в коллективные договоры положений:
- о минимальной заработной плате работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате в Курской области между Администрацией Курской области, ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и объединением работодателей "Курский областной союз промышленников и предпринимателей";
- об индексации заработной платы в размере не ниже темпов роста потребительских цен;
- о порядке компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;
2.20. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за начислением работодателями страховых взносов. Участвуют в решении вопросов негосударственного пенсионного обеспечения.
2.21. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за реализацией принятых нормативных правовых актов.
2.22. Информируют трудовые коллективы о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.23. Проводят работу по выполнению работодателями областных отраслевых, территориальных и других соглашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
Работодатели:
2.24. Обеспечивают выплату минимальной заработной платы работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда) в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Курской области между Администрацией Курской области, ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и объединением работодателей "Курский областной союз промышленников и предпринимателей".
2.25. При наличии финансовых возможностей доводят уровень средней заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях до среднеотраслевых показателей.
2.26. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников, о формировании и расходовании Фонда оплаты труда.
2.27. Заключают коллективные договоры в организациях, предусматривая в них:
- порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
- сроки выплаты заработной платы;
- размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
- положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы и оплате его в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
- оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые два дня нетрудоспособности;
- организацию отдыха и оздоровления детей для работников организаций.
III. В области содействия занятости и кадровому обеспечению организаций
Стороны считают основной задачей на предстоящий период развития трудовых ресурсов в целях дальнейшего обеспечения организаций Курской области профессиональными рабочими кадрами, организацию профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития области, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей.
В этих целях:
3.1. Принимают участие в разработке реализации мероприятий по оказанию содействия занятости населения и развитию трудовых ресурсов.
3.2. Организуют совместные районные и городские информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий) по информированию в средствах массовой информации населения о состоянии рынка труда, требованиях, предъявляемых к профессии, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в областной системе профессионального образования, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости.
3.3. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона. Ежегодно на заседаниях Курской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривают квоты на привлечение в Курскую область иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.
3.4. Обеспечивают совместно с органами местного самоуправления формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих кадров.
3.5. Содействуют повышению престижа рабочих профессий, квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство. Организуют проведение областных конкурсов профессионального мастерства, в том числе для учащихся учреждений профессионального образования. Обеспечивают участие победителей областных конкурсов в окружных финалах конкурса "Мастера Центральной России".
3.6. Проводят работу по совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации.
3.7. Содействуют расширению объема и перечня видов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения.
3.8. Проводят мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а так же перевода предприятий в режим сокращенного рабочего дня, смены, рабочей недели.
Администрация:
3.9. Участвует в организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально-уязвимых и малообеспеченных семей.
3.10. Принимает меры по реализации мероприятий долгосрочных целевых программ в Курской области, направленных на социальную защиту населения области, в том числе отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
3.11. Принимает меры по снижению безработицы и предотвращению критических ситуаций на рынке труда. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда разрабатывает программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку увольняемых работников.
3.12. Формирует потребность в квалифицированных кадрах и организует порядок формирования государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих кадров для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
3.13. Через уполномоченный орган исполнительной власти Курской области осуществляет контроль за квотированием рабочих мест для инвалидов и отдельных категорий молодежи.
3.14. При наличии финансовых средств предусматривает в областном бюджете средства на проведение конкурсов профессионального мастерства.
3.15. Осуществляет регулирование использования на территории области иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством.
3.16. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, особенно градообразующих. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров.
3.17. Направляют заявки в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, органы местного самоуправления о потребности на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов. Проводят профориентационную работу в школах. Оказывают содействие учащимся начального, среднего и высшего профессионального образования в прохождении производственной практики.
3.18. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации с профсоюзами и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.19. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 20 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве 50 человек и более в течение 30 календарных дней; 200 человек и более в течение 60 календарных дней; 500 человек и более в течение 90 календарных дней.
3.20. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в профсоюзные органы, Центры занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.21. Своевременно (не менее чем за три месяца) и в полном объеме предоставляют органам службы занятости и профсоюзам сведения о возможных массовых увольнениях работников, которых они могут коснуться.
3.22. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.23. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на:
- переподготовку работников, предупрежденных об увольнении предоставление им льгот и компенсаций, сверхустановленных законодательством Российской Федерации;
- повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
- разработку и реализацию программ наставничества и адаптации, молодых работников на производстве.
3.24. Оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации и т.д. Не допускают одновременного увольнения работников (членов одной семьи) по сокращению численности или штате работников.
Профсоюзы:
Нумерация приводится в соответствии с источником
3.27. Выступают в поддержку требований работников о поэтапном проведении массового увольнения работников.
3.28. Оказывают материальную помощь безработным членам профсоюзов с учетом финансовых возможностей.
3.29. По просьбе членов профсоюза оформляют исковые заявления в суды о защите их трудовых прав.
IV. Социальная защита населения и реализация целевых социальных программ
В целях обеспечения соблюдения прав граждан на социальную защиту и создание условий жизни:
4.1. Проводят согласованную политику в области развития физкультуры, спорта, организации детского и семейного досуга, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов, детских оздоровительных учреждений.
4.2. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают социальную защиту, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, пособия на детей до трехлетнего возраста, поддержка беременных и кормящих женщин); многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, родителям одаренных детей (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата за питание детей, оказание помощи в обучении детей в специализированных учебных заведениях).
4.3. Принимают участие в долевом финансировании детских новогодних мероприятий, в том числе в обеспечении детей новогодними подарками.
4.4. В целях реализации мероприятий по пенсионной реформе: организуют и проводят совместные заседания, совещания, "круглые столы", встречи с общественностью, средствами массовой информации. Вносят вопросы, связанные с поддержкой формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, на заседания государственных и общественных органов.
4.5. В сфере демографической, семейной и молодежной политики стороны рассматривают демографическую политику, как совокупность комплекса поэтапных мер по:
- созданию условий для повышения рождаемости;
- улучшению здоровья населения и снижению смертности;
- росту благосостояния населения.
Администрация:
4.6. Определяет приоритетные направления социальной реформы, и разрабатывает проекты законодательных актов, необходимых для их реализации в сферах здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ.
4.7. Принимает меры по сохранению сети детских стационарных лагерей области.
4.8. Обеспечивает финансирование областных целевых программ по социальным вопросам согласно закону Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4.9. Организует разработку и реализацию областных целевых программ, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, улучшение положения детей и женщин. Принимает меры по развитию сети детских дошкольных учреждений.
4.10. Предусматривает в областном бюджете на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
4.11. Предоставляет средства на очередной финансовый год на льготный проезд в пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Курской области.
Обеспечивает равную доступность услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан путем предоставления проезда по единому социальному месячному проездному билету в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений.
4.12. Способствует развитию системы ипотечного жилищного кредитования.
4.13. Предусматривает выделение из бюджета средств на развитие и реализацию программы ипотечного жилищного кредитования, а также областных целевых программ "Жилище" на 2009 - 2010 годы, "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы", в том числе на предоставление бюджетных субсидий льготным категориям населения, нуждающимся в жилых помещениях.
4.14. Организует привлечение и эффективное использование средств населения и внебюджетных источников для строительства социального жилья.
Работодатели:
4.15. Финансируют, в том числе через профсоюзные организации мероприятия по оздоровлению, досугу и отдыху работников и членов их семей, обеспечивают хозяйственное содержание учреждений культуры, спорта, туризма, оздоровления и отдыха, находящихся на их балансе, согласно коллективному договору.
4.16. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривают:
- выделение средств на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в первую очередь занятых во вредных условиях труда, а также на отдых и оздоровление детей;
- оказание материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
4.17. С целью улучшения демографической ситуации в области выплачивают за счет собственных средств на единовременные выплаты при рождении первого ребенка - в сумме не менее 5 тыс. рублей, при рождении второго и каждого последующего ребенка - в сумме не менее 10 тыс. рублей, при поступлении ребенка в первый класс - в сумме не менее 3 тыс. рублей.
4.18. Предоставляют отпуск матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей, в любое время по их желанию.
4.19. Сохраняют высвобождаемым работникам в связи с сокращением численности или штата работникам первоочередное трудоустройство в организации при появлении свободных рабочих мест.
Профсоюзы:
4.20. Предусматривают совместно с работодателями в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций, профсоюзного бюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для досуга и отдыха работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пансионатах, базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.
4.21. Участвуют через своих представителей в управлении фондами, гарантирующими социальную защиту: социального страхования, медицинского страхования, пенсионного страхования.
4.22. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов защит трудовых, пенсионных, жилищных земельных прав и других социальных прав и гарантий.
V. В области охраны труда, промышленной и экологической безопасности
В целях создания условий для безопасного труда и реализации права граждан на безопасный труд, снижения и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, а также соблюдения требований и норм промышленной и экологической безопасности:
5.1. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии.
5.2. Организуют проведение областного конкурса на лучшее состояние охраны и условий труда среди организаций Курской области.
5.3. Организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда на всех уровнях власти, а также у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Курской области.
5.4. Содействуют повышению квалификации специалистов по охране труда и специалистов по промышленной и экологической безопасности.
5.5. Осуществляют совместный контроль в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности и здоровья работающих.
Администрация:
5.6. Обеспечивает реализацию на территории Курской области государственной политики в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
5.7. Разрабатывает проекты областных нормативных правовых актов в области охраны труда и в сфере экологической безопасности.
5.8. Организует работу областной комиссии по охране труда.
5.9. Осуществляет проведение государственной экспертизы условий труда.
5.10. Содействует общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
5.11. Осуществляет финансирование и обеспечивает контроль выполнения мероприятий областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2009 - 2011 г." и финансирование мероприятий по охране труда в организациях бюджетной сферы.
5.12. Организует проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда.
5.13. Осуществляет контроль за деятельностью организаций, оказывающих услуги в области охраны труда в Курской области.
5.14. Организует участие специалистов органов исполнительной власти Курской области в расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми и летальными последствиями.
Профсоюзы:
5.15. Содействуют реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Курской области.
5.16. Обеспечивают участие своих представителей в составе координационных советов по охране труда региональных, муниципальных образований Курской области.
5.17. Осуществляют профсоюзный (общественный) контроль в области соблюдения законодательства по охране труда, промышленной, экологической безопасности и здоровья работников, наличием и выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда, их финансированием, выполнением обязательств коллективных договоров и соглашений, проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.
5.18. Инициируют формирование в каждой организации совместных комитетов (комиссий) по охране труда и избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и их обучение в учебных центрах за счет средств социального страхования.
5.19. Обеспечивают участие своих представителей в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.20. Осуществляют общественный контроль за проведением обучения руководителей, специалистов и работников службы по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда.
5.21. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, принимают участие в сборе и анализе информации о состоянии условий и охраны труда в организациях Курской области, в том числе и по итогам аттестации рабочих мест.
5.22. Инициируют проведение в организациях смотров-конкурсов на лучшее состояние охраны и условий труда в структурных подразделениях, цехах, а также на "Лучшее уполномоченное лицо по охране труда".
5.23. Участвуют в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
5.24. Требуют от работодателей немедленного устранения выявленных нарушений законодательства об охране труда.
5.25. Требуют от работодателей немедленной приостановки работы в случаях непосредственной угрозы устранения выявленных нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников.
5.26. Принимают участие в подведении итогов областного конкурса на лучшее состояние охраны и условий труда среди предприятий, организаций и учреждений.
Работодатели:
5.27. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Принимают меры по сокращению численности работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам.
5.28. Проводят в организациях Курской области аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Обеспечивают предоставление материалов аттестации рабочих мест по условиям труда в государственную инспекцию труда в Курской области, только после получения положительного экспертного заключения государственной экспертизы условий труда качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации.
5.29. Сокращают использование труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
5.30. Создают в организациях, численность работников в которых превышает 50 человек, службы охраны труда, обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
5.31. Обеспечивают прохождение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций и содействуют прохождению обучения по охране труда профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комитетов (комиссий) по охране труда в организациях; осуществляющих обучение по охране труда.
5.32. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
5.33. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным доверенным лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
5.34. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза.
5.35. Создают, в соответствии с установленной квотой, в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание, либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
5.36. Обеспечивают выделение финансовых средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ услуг).
5.37. Обеспечивают обучение лиц, поступивших на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
VI. В сфере молодежной политики
В целях создания условий для гражданского становления и формирования системы социально-экономической поддержки молодежи:
6.1. Проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи.
6.2. Проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист". Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации среди учащихся выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
6.3. Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организуют областные спортивные соревнования среди молодежи. Способствуют развитию молодежного туризма.
6.4. Обеспечивают поддержку талантливой молодежи, осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни различных категорий населения и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций, выставок).
6.5. Способствуют увеличению представительства молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, в органах объединений профсоюзов и работодателей.
6.6. Оказывают поддержку учреждениям семейного и детского отдыха. Содействуют установлению для детей и молодежи льготного порядка пользования в свободное от занятий и работы время зрелищными, культурно-просветительными и физкультурно-оздоровительными учреждениями.
6.7. Проводят "круглые столы", совещания, конференции, мониторинги с изучением и обсуждением молодежных вопросов и проблем.
Администрация:
6.8. Принимает действенные меры по реализации областной целевой программы "Молодежь" и подпрограмм "Государственная поддержка Молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области", "Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", областной целевой программы "Жилище" на 2009 - 2010 годы". Содействует деятельности детских и молодежных организаций и объединений.
6.9. Способствует развитию в области специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья, его разнообразных форм (надомной, дистанционной) с целью обеспечения доступности образования детям-инвалидам, детям, нуждающимся в коррекционной помощи".
6.10. Способствует созданию условий в общеобразовательных учреждениях, соответствующих современным требованиям к образовательному процессу.
6.11. При наличии финансовых средств разрабатывает и принимает областную целевую программу "Содействие профессиональному становлению выпускников школ, вузов, ссузов и учебных заведений начального профессионального образования Курской области".
6.12. Обеспечивает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактики опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
6.13. Предоставляет проезд по льготному месячному проездному билету обучающимся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения в городском пассажирском транспорте общего пользования по месту расположения образовательного учреждения.
Профсоюзы:
6.14. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи.
6.15. Содействуют через соглашения и коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи на обучение, труд, достойную заработную плату и отдых.
6.16. Способствуют организации трудового соперничества и наставничества молодежи, а также организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
6.17. Создают в профсоюзных организациях области советы (комиссии) по работе с молодежью.
6.18. Организуют массовые трудовые, культурные и спортивные мероприятий для молодежи.
6.19. Привлекают молодежь к участию в деятельности профсоюзных организаций.
6.20. Проводят обучение молодого профсоюзного актива по вопросам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов с целью повышения правовых и экономических знаний.
Работодатели:
6.21. Участвуют в организации профессиональной подготовки молодых кадров, в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования.
6.22. Предоставляют возможность для прохождения производственной практики студентам и учащимся профессиональных учебных заведений.
6.23. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
6.24. Проводят "Дни открытых дверей", профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
6.25. Создают условия для получения образования и повышения квалификации молодых работников, предусматривают их материальное поощрение и продвижение по службе.
6.26. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах разделы, отражающие положение по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получение льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительства жилья, денежные компенсации на найм жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).
VII. В области развития социального партнерства
В целях дальнейшего развития системы социального партнерства:
Стороны:
7.1. Проводят трехсторонние консультации, совещания, "круглые столы" по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативных актов в области социально-экономических и трудовых отношений в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.2. Соблюдают и реализуют достигнутые настоящим Соглашением договоренности и несут предусмотренную законодательством ответственность за невыполнение его положений.
7.3. При необходимости и по решению Курской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывают план мероприятий, необходимых для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формируют совместные рабочие группы.
7.4. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний в агропромышленном комплексе области и принимают участие в подписании инвестиционных соглашений.
7.5. Учитывают результаты выполнения региональных трехсторонних отраслевых соглашений, настоящего Соглашения и коллективных договоров при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий Российской Федерации, наградам Курской области.
7.6. Проводят работу по включению в областные отраслевые соглашения обязательств по повышению уровня средней заработной платы работников.
7.7. Совершенствуют формы контроля в рамках предоставленных полномочий за выполнением заключенных соглашений и коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами.
7.8. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
7.9. Обеспечивают публикацию материалов, посвященных развитию социального партнерства, а также о ходе реализации Соглашения, о работе трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в областных и муниципальных средствах массовой информации.
7.10. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов формировать территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключать трехсторонние территориальные соглашения с привлечением глав городских и сельских поселений, расположенных на их территории.
Администрация:
7.11. Через уполномоченный орган осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений. Выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Осуществляет контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.
7.12. Принимает нормативные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников с учетом мнения профсоюзов.
7.13. Информирует в установленном порядке Стороны Соглашения по вопросам, выносимым на рассмотрение Администрации Курской области, касающиеся социально-трудовых отношений. Включает ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и объединение работодателей "Курский областной Союз промышленников и предпринимателей" в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов, касающихся социально-трудовых отношений.
7.14. Обеспечивает участие профсоюзов и работодателей в формируемых на уровне области постоянно-действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, в коллегиальных органах содействия занятости, охраны труда и в управлении государственными внебюджетными фондами в соответствий с федеральным законодательством и законодательством Курской области. Проводит встречи с профсоюзным активом области и работодателями. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей области в повышении их роли в обществе.
Профсоюзы:
7.15. Инициируют заключение коллективных договоров, областных отраслевых и территориальных Соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Проводят общественную экспертизу проектов коллективных договоров.
7.16. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных трехсторонних, отраслевых соглашений, коллективных договоров.
7.17. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
7.18. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам.
7.19. Принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров, возникающих в организациях между работниками и работодателями.
Работодатели:
7.20. Регулярно информируют стороны социального партнерства и областную трехстороннюю комиссию о ходе выполнения принятых на себя обязательств Соглашения.
7.21. Сохраняют в организациях существующий порядок перечисления на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их бесплатно с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
7.22. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
7.23. Отчисляют первичным профсоюзным организациям денежные средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в размерах, предусмотренных в коллективных договорах, но не менее 0,15% от фонда оплаты труда.
7.24. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и принимают соответствующие меры.
7.25. Предусматривают в коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным выборным органам первичной профсоюзной организации, а также предоставляют неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
VIII. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность Сторон за реализацию обязательств Соглашения
8.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2010 года и действует по 31 декабря 2012 года.
8.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Курской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с законодательством Курской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги выполнения Соглашения подводятся не менее одного раза в год на заседаниях Курской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
8.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения Курской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная Сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
8.5. Администрация Курской области и ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской области" обеспечивают в двухнедельный срок с момента заключения Сторонами Соглашения публикацию в газете "Курская правда", "Курск" и "Наш взгляд" текста Соглашения, а также предложение о присоединении к нему.
8.6. Стороны договорились о проведении в третьем квартале 2012 года переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, а также о возможном продлении срока действия Соглашения на период ведения коллективных переговоров.
8.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Администрацией Курской области, Общественной организацией "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и объединением работодателей "Курский областной Союз промышленников и предпринимателей" на 2010 - 2012 годы
Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2010 г. и действует по 31 декабря 2012 г.
Текст соглашения опубликован в газете "Курская правда" от 26 января 2010 г. N 7, в газете "Курск" от 27 января 2010 г. N 3
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока его действия