Постановлением Администрации Курской области от 21 октября 2011 г. N 528-па в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Курской области
от 25 октября 2010 г. N 497-па
"Об утверждении областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы"
21 октября, 30 ноября 2011 г., 22 октября, 13 ноября 2012 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
Губернатор Курской области |
А.Н. Михайлов |
Областная целевая программа
"Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы
(утв. постановлением Администрации Курской области
от 25 октября 2010 г. N 497-па)
21 октября, 30 ноября 2011 г., 22 октября, 13 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 984-па в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; постановление Администрации Курской области от 10.10.2008 г. N 321 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации"; распоряжение Правительства Курской области от 14.10.2010 г. N 499-рп "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2013 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р "О плане мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; распоряжение Администрации Курской области от 01.06.2010 г. N 212-ра "Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- |
департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области; комитет по культуре Курской области; управление по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области |
Основные разработчики Программы |
- |
департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области; комитет образования и науки Курской области; комитет по культуре Курской области; комитет информации и печати Курской области; Главное управление МЧС России по Курской области; комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; УМВД России по Курской области; Управление Федеральной миграционной службы России по Курской области; Управление Роспотребнадзора по Курской области |
Цели и задачи Программы |
- |
целями Программы являются: сокращение естественной убыли населения за счет снижения смертности и повышения рождаемости; увеличение ожидаемой продолжительности жизни; укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей, обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций; восполнение численных потерь населения за счет замещающей миграции. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: |
|
|
сокращение уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго, третьего и последующих детей; всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, повышение воспитательного потенциала семьи путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи; совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития региона с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
число родившихся на 1000 человек населения; число умерших на 1000 человек населения; число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста; удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; удельный вес матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно; количество читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества; число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в год; количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Курскую область для постоянного проживания; количество иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших гражданство Российской Федерации; количество лиц, принявших участие в областной целевой программе по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом; миграционный прирост населения |
Сроки реализации Программы |
- |
2011 - 2014 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
мероприятия по повышению рождаемости, социально-экономическая поддержка семей с детьми; мероприятия, направленные на сохранение здоровья и снижение смертности населения; мероприятия, направленные на развитие и укрепление института семьи; мероприятия миграционной политики |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области; комитет образования и науки Курской области; комитет по культуре Курской области; комитет информации и печати Курской области; комитет ЗАГС Курской области; комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования (по согласованию); образовательные учреждения профессионального образования Курской области (по согласованию); координационные советы по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, муниципальных районов и городских округов Курской области (по согласованию); УМВД России по Курской области (по согласованию); управление Федеральной миграционной службы России по Курской области (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Курской области (по согласованию); управление по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области; областное казенное учреждение "Противопожарная служба Курской области (по согласованию); учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области (по согласованию); органы местного самоуправления в Курской области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
основным источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Для реализации запланированных Программой мероприятий могут также привлекаться средства федеральных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2014 годы составляет 2294290,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 464640,0 тыс. рублей, 2012 год - 495316,0 тыс. рублей, 2013 год - 635332,5 тыс. рублей, 2014 год - 699001,5 тыс. рублей, из них: за счет средств областного бюджета в размере 2246290,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 452640,0 тыс. рублей, 2012 год - 483316,0 тыс. рублей, 2013 год - 623332,5 тыс. рублей; 2014 год - 687001,5 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников в размере 480000,0 тыс. руб., в том числе: 2011 год - 12000,0 тыс. рублей, 2012 год - 12000,0 тыс. рублей, 2013 год - 12000,0 тыс. рублей; 2014 год - 12000,0 тыс. рублей. Для реализации мероприятий Программы могут также привлекаться средства федерального и местных бюджетов. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
общий контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Курской области, текущий контроль - государственным заказчиком -координатором Программы - департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политики Курской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы |
- |
сохранение уровня рождаемости на уровне не ниже 11,0 на 1000 человек населения; снижение уровня смертности населения до 16,6 на 1000 человек населения; снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста до 644,7 на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста; увеличение удельного веса семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, до 23,0% к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; увеличение удельного веса матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно, до 91,5%; увеличение количества читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества, до 900 человек в год; снижение числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими до 1910 в год; прибытие для постоянного проживания в Курской области 10000 иностранных граждан; увеличение численности лиц, принявших российское гражданство, на 6000 человек; оказание содействия по добровольному переселению в Курскую область 6000 соотечественников, проживающих за рубежом (с членами семей); обеспечение положительного миграционного прироста населения не менее 1000 человек в год за счет внешней (для региона) миграции |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Сложившаяся демографическая ситуация в Курской области, как и в Российской Федерации, в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке. Во второй половине прошлого века ежегодно число родившихся превышало число умерших, что обеспечивало естественный прирост населения. С 1990 г. в Курской области стала наблюдаться естественная убыль населения, связанная с превышением смертности над рождаемостью. Естественные потери населения в среднем составляли 9,5 тыс. человек в год, достигая в отдельные периоды более высоких значений - до 15 - 18 тыс. человек в год (2001, 2002 г.). За период с 1990 по 2010 год численность населения Курской области уменьшилась на 184,3 тыс. человек (или на 13,8 %) и составила на 1 января 2010 г. 1148,6 тыс. человек.
В настоящее время демографическая ситуация в Курской области, как и в России в целом, характеризуется продолжающейся депопуляцией, связанной с превышением смертности над рождаемостью. Основными причинами сокращения численности населения в Курской области остаются низкая рождаемость, высокая смертность, особенно в трудоспособном возрасте, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводство населения.
Наряду с общей депопуляцией в течение последних 10 лет сокращение численности городского и сельского населения происходило по-разному. Доля сельских жителей в общей численности населения ежегодно уменьшалась с 41,6 % (1990 г.) до 35,3 % (2010 г.), а городского населения - возрастала с 58,4 % (1990 г.) до 64,7 % (2010 г.).
Изменения произошли также в поло-возрастной структуре населения региона. Численность мужчин постепенно снижалась с 45,7 % (1990 г.) до 45,2 % (2010 г.), а женщин, наоборот, возрастала с 54,3 % (1990 г.) до 54,8 % (2010 г.) от общей численности населения.
Определяющим фактором процесса депопуляции остается естественная убыль населения, которая наблюдается повсеместно, за исключением г. Курчатова, где по-прежнему наблюдается естественный прирост населения. Наименьшая естественная убыль наблюдалась в г. Железногорске и г. Курске.
За 2009 год число умерших превысило число родившихся (коэффициент депопуляции) в 1,6 раза, что на 5,9% меньше в сравнении с 2008 годом (коэффициент депопуляции в 2008 г. - 1,7). В целом по области естественные потери населения составили 7,8 тыс. чел. В ряде районов коэффициент депопуляции достигал высоких значений: Горшеченский (3,7), Конышевский (3,7), Касторенский (3,5), Льговский (3,5), Дмитриевский (3,0), Курчатовский (2,8). Более благоприятная ситуация наблюдалась на следующих территориях: г. Курчатов (0,8), г. Железногорск, г. Курск (1,1), Поныровский район (1,5), г. Льгов, Золотухинский район, Курский район, Фатежский район (1,8), где коэффициент депопуляции был меньше или незначительно превышал среднее значение по области.
В 2009 году уровень рождаемости составил 10,8 на 1000 чел. населения, что на 0,9% больше, чем в 2008 году. Из общего числа родившихся в семье первые дети составили 55,2% (6873 чел.), вторые - 34,0% (4232 чел.), третьи - 7,3% (915 чел.), четвертые и последующие 3,5% (441 чел.), очередность неизвестна - 0,008% (1 чел.). По итогам 2009 года отмечен рост первых детей в семье на 0,07%, вторых - на 0,5%, четвертых и последующих - на 7,0%. При этом наблюдалось уменьшение на 2,1% числа детей, родившихся в семье третьими.
Наиболее высокие показатели рождаемости в истекшем году отмечены: в Поныровском районе (13,9%), г. Железногорске и г. Курске (12,1%), Фатежском районе (11,8%), Золотухинском и Курском районах (11,2%), Мантуровском районе (11,0%), в г. Курчатове (10,9%)
Наиболее низкий уровень рождаемости зарегистрирован: в Горшеченском (6,7%), Касторенский (6,9%), Конышевском (7,3%), Льговском (7,5%), Хомутовском (7,6%), Дмитриевском (8,6%), Пристенском (8,7%), Советском (8,8%), Тимском (9,0%) районах.
Существенным проявлением неблагополучия в демографическом развитии области остается достаточно высокий уровень общей смертности. Показатель смертности в 2009 году составил 17,6 на 1000 чел. населения, что на 3,8% меньше, чем в 2008 году.
Наименьшие показатели смертности по-прежнему наблюдаются в городах: Курчатов (8,3%), Железногорск (12,8%), Курск (13,4%), Льгов (18,8%), а среди районов - в Октябрьском (18,2%), Рыльском и Хомутовском (19,7%).
Самый высокий уровень смертности отмечен в следующих районах: Курчатовский (27,5%), Конышевский (26,7%), Льговский (26,1%), Дмитриевский (25,8%).
Таким образом, в результате повышения рождаемости и снижения смертности в целом по области по итогам 2009 года сокращение темпов естественной убыли населения составило 10,5%.
В 2009 году в структуре смертности по основным причинам смерти: I место занимали болезни системы кровообращения, II - новообразования, III - внешние причины, IV - болезни органов дыхания, V-болезни органов пищеварения, VI - некоторые инфекционные и паразитарные болезни.
В 2009 году отмечено сокращение смертности по следующим основным классам причин: от болезней системы кровообращения на 11,2%, от новообразований на 1,1%, от внешних причин - на 9,0%, в том числе: от случайных отравлений алкоголем - на 11,3%, от самоубийств - на 9,9%, от убийств - на 21,0%, от болезней органов пищеварения - на 1,6%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 14,2%. Наряду с этим зарегистрирован рост смертности населения от болезней органов дыхания - на 1,7%.
Из общего числа умерших 24,7% составили граждане трудоспособного возраста, из них: 82,3% - мужчины, 17,7% - женщины. В 2009 году смертность населения в трудоспособном возрасте среди мужчин была в 4,5 раза выше, чем среди женщин.
В структуре смертности населения трудоспособного возраста в 2009 году I место занимали болезни системы кровообращения, II - внешние причины, III - новообразования, IV - болезни органов пищеварения, V - болезни органов дыхания, VI - некоторые инфекционные и паразитарные болезни.
По итогам 2009 года отмечено снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте в сравнении с 2008 годом на 9,5%, среди мужчин трудоспособного возраста - на 9,3%, среди женщин трудоспособного возраста - на 11,2%. При этом зарегистрировано сокращение смертности по следующим основным классам причин смерти: от болезней системы кровообращения на 12,1%; от новообразований на 7,8%; от внешних причин - на 10,0%, в том числе: от случайных отравлений алкоголем - на 20,2%, от самоубийств - на 5,6%, от убийств - на 34,6%, от транспортных несчастных случаев - на 18,6%; от болезней органов пищеварения - на 9,8%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 17,6%.
Наряду с этим отмечен рост смертности населения в трудоспособном возрасте от болезней органов дыхания - на 0,5%.
Смертность мужчин в трудоспособном возрасте по всем основным классам причин смерти по-прежнему значительно превышает данный показатель среди женщин: от болезней системы кровообращения в 5,2 раза, от новообразований в 2,1 раза, от внешних причин в 5,2 раз, от болезней органов дыхания в 6,3 раза, от болезней органов пищеварения в 2,9 раза, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней в 4,9 раза.
Миграционные процессы в Курской области в 2009 году характеризовались миграционным приростом, который компенсировал естественную убыль населения только на 12,4%. В то же время отмечено уменьшение миграционного прироста населения в сравнении с 2008 годом в 1,8 раза и увеличение межрегионального миграционного оттока населения на 54,5%.
Миграционный прирост населения обусловлен международной миграцией: на 98,7% из стран СНГ и Балтии, на 1,3% из других стран. Миграционный прирост преимущественно составили граждане, прибывшие из Украины (37,8%), Армении (19,2%), Киргизии (9,2%), Узбекистана (8,5%), Молдовы (7,4%).
Среди территорий Курской области привлекательными для мигрантов являлись: г. Курск (миграционный прирост - 3206 чел.), г. Железногорск (миграционный прирост - 589 чел.), Медвенский район (миграционный прирост - 287 чел.), Рыльский район (миграционный прирост - 259 чел.), Октябрьский район (миграционный прирост - 140 чел.), Железногорский район (миграционный прирост - 103 чел.), Суджанский район (миграционный прирост - 96 чел.), Фатежский (миграционный прирост - 58 чел.) районы, Курчатов (миграционный прирост - 40 чел.) районы.
Наибольшая миграционная убыль населения наблюдалась на следующих территориях: Курский (-488 чел.), Кореневский ( - 283 чел.), Глушковский ( - 271 чел.), Касторенский ( - 241 чел.), Беловский ( - 247 чел.), Мантуровский ( - 227 чел.), Черемисиновский (-199 чел.), Курчатовский (-193 чел.), Хомутовский (-176 чел.).
Развитие ситуации в соответствии со сложившимися негативными демографическими тенденциями 1990 - 2005 гг., помимо демографических потерь, неблагоприятно влияет на основные показатели социально-экономического развития региона, прежде всего на темп роста валового внутреннего продукта и обеспеченность трудовыми ресурсами, требует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста, что обусловило необходимость принятия срочных мер.
Социальная значимость демографических проблем обусловила необходимость их решения программно-целевым методом одновременно по всем направлениям улучшения демографической ситуации.
С 2006 года вступила в действие областная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2006 - 2010 годы, в рамках которой в целях повышения рождаемости была введена выплата регионального ежемесячного пособия семьям, в которых родился второй, третий и каждый последующий ребенок до достижения им возраста 3 лет в размере 2,0 тыс. руб. при рождении второго ребенка, 3,0 тыс. руб. - третьего и каждого последующего ребенка.
В целях реализации единой государственной демографической политики в Курской области в 2006 году создано управление семейной и демографической политики Администрации Курской области, которое в 2008 году было преобразовано в департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области.
В регионе приняты законодательные и нормативные правовые акты, направленные на социальную поддержку и улучшение положения детей в Курской области, укрепление института семьи с детьми в обществе, улучшение демографической ситуации, а также регулирующие деятельность в сфере опеки и попечительства. Нормативная правовая база ежегодно развивается и совершенствуется. В Год семьи в регионе принят Закон Курской области от 10 декабря 2008 года N 108 - ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", которым были введены дополнительные меры поддержки различных категорий семей, в т. ч.:
выплата ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей в размере 5000 руб.;
выплата ежемесячного пособия малоимущим семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами, и студентам, являющимся одинокими родителями, обучающимся по очной форме обучения, в размере 900 руб. на каждого ребенка.
С 2008 года в регионе проводится областной благотворительный марафон "Мир детства", в рамках которого оказывается адресная материальная помощь семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Благодаря активной поддержке инициативы о проведении в области благотворительного марафона со стороны общественности, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности за 2 года собраны денежные средства на общую сумму более 30,2 млн. руб., адресная социальная помощь оказана более 1000 семьям с детьми, в том числе на лечение больных детей, приобретение жилья, автотранспорта многодетным и приемным семьям, газификацию помещений, поддержку одаренных детей и молодежи, обеспечение мебелью, одеждой, обувью, проведение ремонтных работ.
В регионе организована системная работа, направленная на возрождение базовых семейных ценностей, ежегодно областные конкурсы "С заботой о людях" среди руководителей предприятий, учреждений и организаций региона; "Семья соловьиного края"; ежегодный творческий смотр-конкурс среди СМИ на лучший материал о семье, отцовстве, материнстве и детстве "Семейный очаг"; конкурс сочинений "Мои мечты о будущем" среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, региональные этапы Всероссийского фотоконкурса "Семейный альбом" и конкурса школьных сочинений "Моя семья" в регионах Центрального федерального округа.
В Курской области эффективно осуществляется комплекс мер, направленных на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий, сердечно-сосудистых заболеваний, социально значимых заболеваний, несчастных случаев на производстве, пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации эффективной миграционной политики, направленной на стабилизацию демографической ситуации в регионе: проводится мониторинг миграционной ситуации и предложений по установлению квот на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами; реализуется региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008 - 2012 годы, в рамках которой на территорию Курской области в 2009 году прибыл 71 участник и 37 членов семей.
Благодаря проведению мероприятий, направленных на повышение рождаемости, укрепление института семьи, снижение смертности, обеспечение миграционного прироста населения, как на федеральном, так и на региональном уровне, в демографическом развитии региона за период с 2005 по 2009 год отмечены определенные позитивные изменения: рождаемость увеличилась на 25,6%, суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 23,7%, общая смертность снизилась на 10,7%, смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась 17,7%, младенческая смертность снизилась на 28,7%, естественная убыль населения уменьшилась на 38,7%, число браков увеличилось на 10,8%, миграционная убыль с 2007 года сменилась миграционным приростом, незначительно компенсирующим естественную убыль населения.
Опыт реализации программы в 2006 - 2009 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Все указанные направления работы Программы - итог многолетней систематической межведомственной деятельности, которая должна быть продолжена на качественно новом уровне.
Областная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) является продолжением ранее действовавшей одноименной программы, служит планом дальнейших действий по реализации на территории Курской области единой государственной семейной и демографической политики. Данная Программа позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, а также взаимодействие при выработке общих подходов в реализации основных направлений семейной и демографической политики, консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, общественных организаций по обеспечению устойчивого демографического развития Курской области.
II. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы
Целями Программы являются:
сокращение естественной убыли населения за счет снижения смертности и повышения рождаемости;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей, обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций;
восполнение численных потерь населения за счет замещающей миграции.
Для достижения указанных целей Программа предусматривает решение следующих задач:
сокращение уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе детей и подростков;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго, третьего и последующих детей;
всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, повышение воспитательного потенциала семьи путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;
совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития региона с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Целевыми индикаторами и показателями Программы, характеризующими эффективность реализации программных мероприятий, являются:
число родившихся на 1000 человек населения;
число умерших на 1000 человек населения;
число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста;
удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
удельный вес матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно;
количество читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества;
число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в год;
количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Курскую область для постоянного проживания;
количество иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших гражданство Российской Федерации;
количество лиц, принявших участие в областной целевой программе по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
миграционный прирост населения.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы в целом и за период реализации Программы с разбивкой по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2011 - 2014 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.
III. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования
Перечень основных мероприятий Программы включает четыре раздела:
I. Мероприятия по повышению рождаемости, социально-экономическая поддержка семей с детьми.
II. Мероприятия, направленные на сохранение здоровья и снижение смертности населения.
III. Мероприятия, направленные на развитие и укрепление института семьи.
IV. Мероприятия миграционной политики.
Мероприятия Программы направлены на реализацию ее целей и задач и увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий, а также информация о необходимых сроках и объемах их финансирования приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Раздел I. "Мероприятия по повышению рождаемости, социально-экономическая поддержка семей с детьми" включает выплаты дополнительных региональных пособий семьям с детьми за счет средств областного бюджета: ежемесячного пособия семьям при рождении (усыновлении) второго, третьего и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячного пособия многодетным семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей, ежемесячного пособия малоимущим семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами, и студентам, являющимся одинокими родителями, обучающимся по очной форме обучения. В данном разделе также представлены мероприятия, направленные на информационно-просветительскую поддержку семей с детьми, в т. ч. молодых семей, оказание адресной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, детям из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, одаренным детям; расширение сети дошкольных образовательных учреждений, совершенствование медицинской помощи беременным и родильницам, профилактику абортов, т.е. по тем вопросам, решение которых способствует повышению уровня рождаемости и улучшению качества жизни семей региона.
В разделе II. "Мероприятия, направленные на сохранение здоровья и снижение смертности населения" предусмотрены меры по совершенствованию организации медицинской помощи больным сердечно-сосудистой патологии; улучшению состояния здоровья детей и подростков, снижению потребления населением алкогольной и табачной продукции, пропаганде здорового образа жизни (проведение мониторингов, конференций, выпуск тематической методической литературы, работа со СМИ). Вместе с тем раздел включает мероприятия медицинского и немедицинского характера, направленные на профилактику и снижение предотвратимой смертности населения от травм, дорожно-транспортных происшествий, случайных отравлений.
Раздел III. "Мероприятия, направленные на развитие и укрепление института семьи" включает комплекс мер, направленных на пропаганду базовых семейных ценностей, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи, раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия, проведение конкурсов и мероприятий по семейной тематике.
Раздел IV. "Мероприятия миграционной политики" включает мероприятия, направленные на привлечение в Курскую область мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития региона улучшение миграционной ситуации в регионе; обеспечение стабильного миграционного прироста.
Перечень мероприятий Программы указан в приложении N 2 к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 984-па в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Для реализации запланированных Программой мероприятий могут также привлекаться средства федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2014 годы составляет 2294290,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 635332,5 тыс. рублей, 2012 год - 495316,0 тыс. рублей, 2013 год - 469400,0 тыс. рублей, 2014 год - 699001,5 тыс. рублей, из них:
за счет средств областного бюджета в размере 2246290,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 452640,0 тыс. рублей,
2012 год - 483316,0 тыс. рублей,
2013 год - 623332,5 тыс. рублей;
2014 год - 687001,5 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников в размере 48 000,0 тыс. руб., в том числе:
2011 год - 12000,0 тыс. рублей,
2012 год - 12000,0 тыс. рублей,
2013 год - 12000,0 тыс. рублей;
2014 год - 12000,0 тыс. рублей.
Для реализации мероприятий Программы могут также привлекаться средства федеральных и местных бюджетов.
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации Программы, а также сроки и источники финансирования программных мероприятий по годам и в целом за весь период реализации приведено в приложении N 3 к настоящей Программе.
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственным заказчиком-координатором Программы является департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, государственными заказчиками Программы - департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, комитет здравоохранения Курской области, комитет социального обеспечения Курской области, комитет по культуре Курской области, управление по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области.
Исполнителями Программы являются: департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области; комитет здравоохранения Курской области; комитет социального обеспечения Курской области; комитет образования и науки Курской области; комитет по культуре Курской области; комитет информации и печати Курской области; комитет ЗАГС Курской области; комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования (по согласованию); образовательные учреждения профессионального образования Курской области (по согласованию); координационные советы по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, муниципальных районов и городских округов Курской области (по согласованию); УМВД России по Курской области (по согласованию); управление Федеральной миграционной службы России по Курской области (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Курской области (по согласованию); управление по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области; областное казенное учреждение "Противопожарная служба Курской области" (по согласованию); учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области (по согласованию); органы местного самоуправления в Курской области (по согласованию).
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы.
Для финансирования Программы исполнители, являющиеся главными распорядителями финансовых средств, предусмотренных Программой на то или иное мероприятие, ежегодно подготавливают и представляют в комитет финансов Курской области бюджетные заявки на ассигнования, предусматриваемые в областном бюджете. Финансирование Программы осуществляется через главных распорядителей.
В ходе реализации Программы департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области:
осуществляет руководство и текущий контроль за исполнением мероприятий Программы;
обеспечивает координацию деятельности по реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы и исполнители Программы осуществляют меры по выполнению мероприятий Программы.
Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области совместно с исполнителями Программы осуществляет подготовку и представление справочно-аналитической информации и ежегодных сводных отчетов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
сохранить уровень рождаемости на уровне не ниже 11,0 на 1000 человек населения;
снизить уровень смертности населения до 16,6 на 1000 человек населения;
снизить уровень смертности населения трудоспособного возраста до 644,7 на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста;
увеличить удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, до 23,0% к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
увеличить удельный вес матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно, до 91,5%;
увеличить количество читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества, до 900 человек в год;
снизить число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими до 1910 в год;
обеспечить прибытие для постоянного проживания в Курской области 10000 иностранных граждан;
увеличить численность лиц, принявших российское гражданство, на 6000 человек;
оказать содействие по добровольному переселению в Курскую область 6000 соотечественников, проживающих за рубежом (с членами семей);
обеспечить положительный миграционный прирост населения не менее 1000 человек в год за счет внешней (для региона) миграции.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 5 к настоящей Программе.
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией Курской области, текущий контроль - государственным заказчиком-координатором Программы.
Исполнители Программы ежемесячно, в срок до 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику-координатору отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы и государственные заказчики несут ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяют формы и методы управления реализацией Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию областной программы финансовых средств при необходимости уточняет целевые индикаторы и показатели, объем финансирования программных мероприятий, механизм реализации областной программы, состав исполнителей.
Государственный заказчик-координатор Программы представляет в комитет по экономике и развитию Курской области:
ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно в срок до 1 марта информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку эффективности реализации Программы, произведенную в соответствии с методикой, установленной Программой; меры по повышению эффективности реализации Программы.
В случае завершения срока реализации Программы в отчетном году, наряду с годовым отчетом представляется доклад о Программы с оценкой эффективности реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Постановлением Администрации Курской области от 22 октября 2012 г. N 912-па настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Курской области" на 2011 - 2014 годы
Прогнозируемые значения
целевых индикаторов и показателей областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы
21 октября 2011 г., 22 октября 2012 г.
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей, целей и задач Программы |
Единица измерения |
Значение индикаторов показателей Программы |
|||||
До начала реализации Программы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
За период реализации Программы |
|||
|
Цель I. Сокращение естественной убыли населения за счет снижения смертности и повышения рождаемости; Цель II. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни; Цель III. Укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей, обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций |
|||||||
Задача N 1. Укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе детей и подростков Задача N 2. Повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго, третьего и последующих детей | ||||||||
Задача N 3. Всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, повышение воспитательного потенциала семьи путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи | ||||||||
1. |
Число родившихся |
на 1000 человек населения |
11,1 |
11,5 |
11,5 |
11,2 |
11,0 |
Сохранение уровня рождаемости на уровне не ниже 11,0 на 1000 человек населения |
|
Задача N 4. Совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми |
|||||||
2. |
Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации |
проценты |
21,9 |
26,5 |
22,5 |
22,8 |
23,0 |
Увеличение удельного веса семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей до 23,0% к общему числу семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации |
3. |
Удельный вес матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно |
проценты |
91,0 |
86,0 |
87,0 |
88,0 |
91,5 |
Увеличение удельного веса матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно, до 91,5% |
4. |
Количество читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества |
человек |
785 |
800 |
830 |
865 |
900 |
Увеличение количества читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества, до 900 человек в год |
|
Задача N 5. Сокращение уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин Задача N 6. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни |
|||||||
5. |
Число умерших |
на 1000 человек населения |
17,6 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,6 |
Снижение уровня смертности населения до 16,6 на 1000 человек населения |
6. |
Число умерших в трудоспособном возрасте |
на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста |
678,7 |
664,4 |
657,8 |
651,2 |
644,7 |
Снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста до 644,7 на 100 тыс. человек населения трудоспособного возраста |
7. |
Число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в год |
единицы |
1885 |
1952 |
1951 |
1935 |
1910 |
Снижение числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими до 1910 в год |
|
Цель IV. Восполнение численных потерь населения за счет замещающей миграции |
|||||||
|
Задача N 1. Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития региона с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции |
|||||||
8. |
Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Курскую область для постоянного проживания |
человек |
2362 |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
Прибытие для постоянного проживания в Курской области 10000 иностранных граждан |
9. |
Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших гражданство Российской Федерации |
человек |
1214 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Увеличение численности лиц, принявших российское гражданство, на 6000 человек |
10. |
Количество лиц, принявших участие в областной целевой программе по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
человек |
417 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Оказание содействия по добровольному переселению в Курскую область 6 тысяч соотечественников (с членами семей) |
11. |
Миграционный прирост населения |
человек |
500 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Обеспечение положительного миграционного прироста населения не менее 1000 человек в год за счет внешней (для региона) миграции |
Постановлением Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 984-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Курской области" на 2011 - 2014 годы
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы
21 октября, 30 ноября 2011 г., 22 октября, 13 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 984-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
к областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Курской области" на 2011 - 2014 годы
Ресурсное обеспечение
областной программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы
21 октября, 30 ноября 2011 г., 22 октября, 13 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 984-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 4
к областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Курской области" на 2011 - 2014 годы
Предельные прогнозные объемы
финансирования областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы по источникам финансирования и видам расходов
21 октября, 30 ноября 2011 г., 22 октября, 13 ноября 2012 г.
Приложение N 5
к областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Курской области" на 2011 - 2014 годы
Методика
оценки эффективности реализации областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы (по итогам ее исполнения за отчетный период <*>)
21 октября 2011 г., 22 октября 2012 г.
1. Оценка эффективности реализации Программы (далее - оценка) осуществляется государственным заказчиком-координатором областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы по итогам ее исполнения за отчетный период. Оценка производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей с запланированными Программой; сравнения фактического объема финансирования мероприятий Программы с запланированным; сравнения фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой.
2. Оценка осуществляется по следующим критериям:
Постановлением Администрации Курской области от 22 октября 2012 г. N 912-па в подпункт 2.1 пункта 2 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей.
Оценка достижения запланированных результатов по каждому расчетному и базовому показателям за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
где:
- оценка достижения запланированных результатов;
- фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
- плановые значения.
Фактически достигнутые значения целевых индикаторов за отчетный период определяются с использованием методики Росстата:
уровень рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) рассчитывается как отношение числа детей, родившихся в данном году, к среднегодовой численности населения и умножения полученного результата на 1000;
уровень общей смертности (число умерших на 1000 человек населения) рассчитывается как отношение числа умерших в данном году к среднегодовой численности населения и умножения полученного результата на 1000;
уровень смертности в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100000 человек населения) рассчитывается как отношение числа умерших в трудоспособном возрасте в данном году к среднегодовой численности населения трудоспособного возраста и умножения полученного результата на 100000;
Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, рассчитывается в процентах от общего числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Удельный вес матерей-студенток в учреждениях профессионального образования, обучающихся по индивидуальному графику и дистанционно, рассчитывается в процентах от общего числа матерей-студенток, обучающихся в учреждениях профессионального образования.
Количество читателей старше 24 лет, пользующихся услугами областной библиотеки для детей и юношества; число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в год; количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Курскую область для постоянного проживания; количество иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших гражданство Российской Федерации; количество лиц, принявших участие в областной целевой программе по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом; миграционный прирост населения определяются в абсолютных числах.
2.2. Уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования по каждому мероприятию за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период по следующей формуле:
где:
- оценка уровня финансирования мероприятий,
- фактический уровень финансирования мероприятий,
- объем финансирования мероприятия, предусматриваемый Программой.
2.3. Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы измеряется на основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
где:
- степень выполнения мероприятий Программы;
- количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
- количество мероприятий Программы, запланированных на отчетный период.
3. На основе проведенной оценки эффективности реализации Программы могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность реализации Программы снизилась;
эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне;
эффективность реализации Программы повысилась.
------------------------------------
<*> Отчетный финансовый год и в целом за период реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Курской области от 25 октября 2010 г. N 497-па "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области" на 2011 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст постановления опубликован в газете "Курская правда" от 2 ноября 2010 г. N 127
Постановлением Администрации Курской области от 17 октября 2013 г. N 742-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Курской области от 21 ноября 2013 г. N 861-па
Постановление Администрации Курской области от 2 сентября 2013 г. N 590-па
Постановление Администрации Курской области от 5 июля 2013 г. N 428-па
Постановление Администрации Курской области от 13 мая 2013 г. N 290-па
Постановление Администрации Курской области от 7 мая 2013 г. N 267-па
Постановление Администрации Курской области от 13 ноября 2012 г. N 984-па
Постановление Администрации Курской области от 22 октября 2012 г. N 912-па
(действие документа приостановлено в части, касающейся объемов финансирования мероприятий программ на 2013 - 2015 годы, с 9 ноября по 31 декабря 2012 г.)
Постановление Администрации Курской области от 30 ноября 2011 г. N 644-па
Постановление Администрации Курской области от 21 октября 2011 г. N 528-па