Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) основывается на принципах согласованности интересов всех участников экономического процесса: органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения области. Он призван обеспечить выполнение всех заложенных в Программе мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, инвестиционной политики.
Программа осуществляется на правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Курской области.
Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов государственной политики на региональном уровне: нормативно-правовое регулирование, реализация федеральных и областных целевых программ, ведомственных целевых программ, осуществление государственных капитальных вложений и государственная поддержка инвестиционной деятельности организаций всех форм собственности.
Функциональный механизм реализации Программы включает:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития хозяйственного комплекса области в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов, осуществление прогнозов на основе адаптивных методов с использованием нейронных сетей);
- экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, механизм привлечения инвестиций для реализации Программы;
- правовые рычаги влияния на экономическое развитие области (совокупность нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, региональных и муниципальных органов власти, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы);
- эффективную систему взаимодействия с муниципальными образованиями;
- проведение совместно с другими субъектами Российской Федерации согласованных действий по решению на различных уровнях власти общих для них проблем развития;
- системный мониторинг социально-экономического развития Курской области на основе совокупности объективных показателей (критериев) реализации Программы;
- систему индикаторов реализации Программы всеми ее участниками и исполнителями;
- организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласование звеньев административно-хозяйственного управления).
Проведение законодательных и институциональных преобразований, обеспечивающих реализацию Программы, будет направлено на:
создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
защиту прав собственности и улучшение корпоративного управления;
выравнивание условий конкуренции и создание действенной антимонопольной политики;
сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
повышение эффективности управления государственной собственностью;
развитие финансовой и инвестиционной инфраструктуры.
Стартуют первые крупные инвестиционные проекты, в том числе: создание технопарка, логистических центров; реализация проектов в добывающей промышленности, металлургии, энергетике.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы строится на следующих принципах:
- использование в Программе различных форм долевого участия средств федерального бюджета с привлечением областного и муниципального бюджетов, средств организаций, инвесторов и внебюджетных источников;
- выделение средств из федерального, областного и местных бюджетов на безвозвратной основе на прямое финансирование отдельных подпрограмм и проектов;
- привлечение внебюджетных инвестиций под гарантии Администрации Курской области;
- перераспределение бюджетных средств между программными мероприятиями в соответствии со степенью их приоритетности;
- ежегодное уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе действующей Программы.
Вопросы финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году будут решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде с учетом:
полноты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
финансирования Программы по годам, источникам и направлениям расходов осуществляется в соответствии с объемами, принятыми при утверждении федерального, областного и местных бюджетов.
Активно задействуются институциональные и организационные механизмы, в том числе:
формируется механизм инновационного развития Курской области на базе технопарка;
продолжается внедрение механизмов результативного управления и программного формирования бюджета.
Механизм привлечения инвестиций для реализации Программы включает:
открытость инвестиционного процесса;
конкурсную систему отбора инвестиционных проектов, претендующих на использование средств областного бюджета;
предоставление областных государственных гарантий, льгот и иных форм государственной поддержки;
привлечение средств населения для финансирования бизнес-проектов;
использование фондовых, консалтинговых и других инструментов инвестиционной инфраструктуры;
стимулирование предприятий, реализующих инвестиционные коммерческие проекты, в виде субсидирования части процентной ставки, предоставления гарантий кредитным учреждениям, предоставляющим заемные средства для реализации проектов, включенных в Программу.
Намечаемые в этом направлении мероприятия ориентированы на достижение максимального мультипликативного эффекта от использования бюджетных средств и средств коммерческих банков.
Логика реализации Программы построена на основе поэтапного развертывания системы мероприятий, согласно которой мероприятия последующих этапов опираются на результаты выполнения предшествующих
На начальном этапе выполнения Программы особое внимание будет уделяться реализации первоочередных проектов, ориентированных на решение основных задач Программы, обеспечивающих создание большого количества рабочих мест, а также проектов, реализация которых позволит сохранить рабочие места на имеющихся производственных мощностях.
Планируется также осуществление ряда мероприятий социального характера, призванных смягчить наиболее острые проблемы в сферах здравоохранения, образования и социального обеспечения.
В последующие годы реализации Программы планируется:
дальнейшее совершенствование организационных и институциональных механизмов выполнения программных задач;
поддержка реализации крупных инвестиционных проектов; поиск, подготовка и запуск новых проектов;
выполнение программ модернизации профессионального образования, регионального маркетинга, миграционной программы, и других программ по реализации стратегических задач.
Учитывая недостаточность финансовых средств в экономике и социальной сфере области и важность рада проектов для Российской Федерации в целом, в Программу включены проекты и мероприятия областных целевых программ, предлагаемые для софинансирования за счет средств федерального бюджета.
Государственная поддержка коммерческих инвестиционных проектов за счет средств федерального и областного бюджетов вызвана недостатком собственных средств организаций и необходимостью формирования и развития "точек экономического роста" области.
Реализация Программы будет осуществляться с использованием следующих инструментов экономической политики:
- Предоставление налоговых и неналоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов организациям, зарегистрированным на территории области и осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики.
- Развитие кооперационных связей между предприятиями области, направленных на удовлетворение внутреннего регионального спроса.
- Установление экономически целесообразных энерготарифов.
- Разработка и реализация программ финансового оздоровления предприятий области, имеющих социально-экономическое значение.
- Формирование инфраструктуры по поддержке и развитию инвестиционной и инновационной деятельности.
- Государственная поддержка экономически эффективных предприятий агропромышленного комплекса (повышение ресурсного потенциала, техническое оснащение, создание производственно-торговых цепочек, вертикально интегрированных объединений).
- Создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса; содействие малым предприятиям в вопросах имущественного обеспечения, лицензирования, снабжения (логистики), а также оказание необходимого содействия в продвижении товаров на рынки путем организации выставочных, презентационных и рекламных мероприятий.
- Субсидирование за счет средств областного бюджета расходов, связанных с привлечением инвестиционных ресурсов.
- Финансирование из средств областного бюджета крупных социально значимых проектов.
- Укрепление межрегиональных и международных связей, способствующих интенсивному социально-экономическому развитию области.
- Участие в реализации приоритетных национальных проектов на территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.