Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Система целей и задач, сформированная на основе анализа стратегического видения региона, его приоритетов развития
2.1. Риски социально-экономического развития Курской области
Управление рисками в регионах играет важную роль в развитии экономики: именно на уровне региона реализуются конкретные шаги по изменению структуры производства, его диверсификации и обновлению, осуществляется инвестирование в конкретные предприятия. Важнейшей характеристикой успешного социально-экономического развития региона является уровень его инвестиционного климата, который включает объективные возможности области (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
В рейтинговой таблице агентства "Эксперт РА" в 2009 г. Курская область находится в числе регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском. Распределение регионов ЦФО по рейтингу инвестиционного климата в 2005 - 2009 гг. представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Распределение
регионов ЦФО по рейтингу инвестиционного климата в 2006 - 2009 гг.
Уровень потенциала и риска |
Распределение регионов в 2006 г. |
Распределение регионов в 2007 г. |
Распределение регионов в 2008 г. |
Распределение регионов в 2009 г. |
Высокий потенциал - минимальный риск (1A) |
|
|
|
|
Средний потенциал - минимальный риск (2A) |
|
|
|
|
Низкий потенциал - минимальный риск (3A) |
|
Белгородская область Липецкая область |
Липецкая область |
Липецкая область |
Высокий потенциал - умеренный риск (1B) |
Москва Московская область |
Москва Московская область |
Москва Московская область |
Москва Московская область |
Средний потенциал - умеренный риск (2B) |
Белгородская область |
|
|
Белгородская область |
Пониженный потенциал - умеренный риск (3B1) |
Воронежская область Калужская область Курская область Липецкая область Рязанская область Тверская область Тульская область Ярославская область |
Брянская область Владимирская область Калужская область Курская область Рязанская область Тверская область Тульская область Ярославская область |
Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Калужская область Курская область Рязанская область Тульская область Ярославская область |
Брянская область Владимирская область Воронежская область Калужская область Курская область Рязанская область Смоленская область Тульская область Ярославская область |
Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2) |
Костромская область Орловская область Смоленская область Ивановская область Тамбовская область |
Костромская область Орловская область Смоленская область Тамбовская область |
Орловская область Смоленская область Тамбовская область |
Орловская область Костромская область Тамбовская область |
Высокий потенциал - высокий риск (1C) |
|
|
|
|
Средний потенциал - высокий риск (2C) |
|
|
|
|
Пониженный потенциал - высокий риск (3C1) |
Брянская область Владимирская область |
Воронежская область |
Тверская область |
Тверская область |
Незначительный потенциал - высокий риск (3C2) |
|
Ивановская область |
Ивановская область Костромская область |
Ивановская область |
Низкий потенциал - экстремальный риск (3D) |
|
- |
|
|
Изменения в инвестиционном климате региона характеризуются динамикой рейтинга составляющих инвестиционного климата - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Таблица 2.2.
Динамика
рейтинга составляющих инвестиционного климата
Год |
Ранг потенциала |
Доля в общероссийском потенциале, % |
Ранг риска |
Средне взвешенный индекс риска (Россия=1) |
2009 |
36 |
0,856 |
23 |
0,948 |
2008 |
37 |
0,769 |
23 |
0,959 |
2007 |
36 |
0,783 |
40 |
1,077 |
2006 |
36 |
0,745 |
42 |
1,098 |
2005 |
36 |
0,754 |
43 |
1,090 |
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" по уровню инвестиционного потенциала в 2009 г. Курская область находилась на 36 месте из 83. Эта позиция остается практически неизменной с 2005 г. В период с 2006 г. по 2009 г. наблюдалась устойчивая тенденция роста доли инвестиционного потенциала Курской области в общероссийском потенциале - с 0,745 до 0,856.
По уровню риска в 2009 г. Курская область занимала 23 место из 83 субъектов Российской Федерации. По сравнению с 2005 годом область поднялась в рейтинге на 20 "ступенек" вверх, что свидетельствует о снижении рисков и повышении инвестиционной привлекательности региона. В период с 2006 г. по 2009 г. динамика свидетельствует о постоянном снижении средневзвешенного уровня риска с 1,098 в 2006 г. до 0,948 в 2009 г. При сохранении отмеченной тенденции Курская область обеспечит возможность повышения доли в общероссийском инвестиционном потенциале.
Рисунок 2.1.
Динамика
рейтинга инвестиционного потенциала и инвестиционного риска
"Динамика рейтинга инвестиционного потенциала и инвестиционного риска"
В 2009 г. Курская область повысила свой рейтинг по уровню трудового (+ 2 позиции), финансового (+ 3 позиции), институционального (+ 2 позиции), инновационного (+ 11 позиций), природно-ресурсного (+ 2 позиции) и туристического потенциала (+ 1 позиция). Таким образом, 6 из 9 составляющих инвестиционного потенциала имели тенденцию к увеличению, что является положительным для региона, стремящегося на более высокий уровень развития (табл. 2.3).
Таблица 2.3.
Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Курской области
Год |
Трудовой ранг |
Потребительский ранг |
Производственный ранг |
Финансовый ранг |
Институциональный ранг |
Инновационный ранг |
Инфраструктурный ранг |
Природно-ресурсный ранг |
Туристический ранг |
2009 |
38 |
41 |
44 |
42 |
49 |
39 |
9 |
20 |
52 |
2008 |
40 |
40 |
42 |
45 |
51 |
50 |
6 |
22 |
53 |
2007 |
40 |
44 |
42 |
45 |
47 |
35 |
6 |
20 |
51 |
2006 |
44 |
47 |
42 |
43 |
48 |
47 |
7 |
21 |
52 |
2005 |
33 |
48 |
40 |
43 |
53 |
57 |
7 |
21 |
53 |
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" наиболее высоким рангом составляющих инвестиционного потенциала Курской области признан инфраструктурный, характеризующий экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обустроенность (среди 83 регионов Российской Федерации Курская область по этому показателю в 2009 г. занимала 9 место).
Следует отметить сравнительно высокий природно-ресурсный ранг потенциала региона, который переместился с 22 места в 2008 г. на 20 место в 2009 г.).
Значительный и уверенный скачок наблюдался при перемещении региона по уровню инновационного потенциала с 50 места в 2008 г. на 39 место в 2009 г. (+ 11 позиций).
Рисунок 2.2.
Динамика
рангов инвестиционного потенциала в 2006 - 2009 гг.
"Динамика рангов инвестиционного потенциала в 2006 - 2009 гг."
Ранги остальных составляющих инвестиционного потенциала Курской области (рис. 2.2) признаются экспертами недостаточно высокими. К числу низких значений ранга составляющих инвестиционного потенциала региона следует отнести туристический ранг (52 место в 2009 г.), институциональный ранг (49 место), потребительский ранг (41 место). Также невысоки показатели трудового ранга (38 место), финансового ранга (42 место), производственного ранга (44 место).
Точками роста" инвестиционного потенциала Курской области могут быть признаны инфраструктурный и природно-ресурсный потенциалы. В то же время потенциалы, имеющие низкие оценки, такие как: потребительский, институциональный, инновационный и туристический, требуют разработки направлений и методов их снижения.
Таблица 2.4.
Составляющие рейтинга инвестиционного риска Курской области
Год |
Законодательный ранг |
Экономический ранг |
Финансовый ранг |
Социальный ранг |
Криминальный ранг |
Экологический ранг |
Управленческий ранг |
2009 |
28 |
31 |
63 |
9 |
15 |
5 |
51 |
2008 |
23 |
41 |
61 |
5 |
21 |
6 |
36 |
2007 |
77 |
45 |
56 |
8 |
25 |
29 |
63 |
2006 |
76 |
54 |
55 |
11 |
22 |
29 |
56 |
2005 |
78 |
58 |
52 |
16 |
35 |
34 |
- |
Наиболее значимые составляющие рейтинга инвестиционного риска региона с высоким рангом в 2009 г.: социальный риск - 9 место, криминальный риск - 15 место и экологический риск - 5 место. Следует отметить положительную динамику уровней перечисленных рисков (по уровню социального риска Курская область поднялась с 16 места в 2005 г. до 9 места в 2009 г, по криминальному регион поднялся с 35 места в 2005 г. до 15 места в 2009 г., по экологическому риску - с 34 места в 2005 г. до 5 места в 2009 г.). Незначительный уровень рисков наблюдается в законодательной (28 место), и экономической (31 место) сферах, но целесообразно принять меры по дальнейшему снижению данных видов рисков. Высокий уровень рисков отмечается в финансовой и управленческой сферах.
Динамика наиболее значимых составляющих инвестиционного риска региона (за основу приняты критерии значимости за 2006, 2009 гг.) представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3.
Динамика
рангов наиболее значимых составляющих инвестиционного риска региона в 2006, 2009 гг.
"Динамика рангов наиболее значимых составляющих инвестиционного риска региона в 2006, 2009 гг."
Для определения направлений снижения рисков выделены наиболее значимые из них.
Таблица 2.5.
Вид регионального риска
Вид регионального риска |
Способ нейтрализации |
Управленческий риск |
- переподготовка государственных служащих и повышение их квалификации - разработка новых механизмов управления |
Финансовый риск |
- взаимодействие с федеральной властью с целью получения финансовой поддержки - осуществление мер по увеличению доходной части областного бюджета - увеличение объемов средств, направляемых на финансовую поддержку инвесторов - предоставление налоговых льгот и кредитов предприятиям реального сектора экономики |
Экономический риск |
- осуществление мер по оздоровлению предприятий, находящихся на грани банкротства - создание зон экономического благоприятствования для предприятий с целью развития их деятельности и повышения конкурентоспособности. |
Законодательный риск |
- совершенствование региональной законодательной базы по инвестиционной деятельности с целью расширения перечня форм поддержки инвесторов - упрощение процедур получения инвесторами разрешительной документации, необходимой для начала осуществления инвестиционного проекта |
Законом Курской области от 17 августа 2012 г. N 86-ЗКО в подраздел 2.2. раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Анализ сформировавшихся тенденций развития, факторов ограничивающих рост экономики (SWOT, PEST-анализ)
Исследование внешней обстановки региона способствовало выявлению и использованию в среднесрочной перспективе благоприятных возможностей для достижения стратегических целей, снижению угроз и препятствий. Анализ макроокружения Курской области представлен PEST-анализом*.
Таблица 2.6.
PEST-анализ Курской области
Политические факторы (Р) |
Экономические факторы (Е) |
- согласованность действий с федеральным центром: степень соответствия задач, решаемых Администрацией региона, с задачами, поставленными федеральным Правительством; - степень заинтересованности руководства; - участие Правительства области в развитии экономики и социальной сферы, сотрудничество с региональными бизнес - структурами; - действия Администрации региона в достижении положительных результатов в социально-экономическом развитии региона; - уровень использования современных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и т.д.; - обеспечение финансирования социальных проблем; показателей жизнеобеспечения; - уровень благоустройства имеющегося жилищного фонда в регионе; - уровень материально-технической базы учреждений социальной сферы; - показатели жизнеобеспечения: доля нового, изношенного и ветхого жилья, доля убыточных предприятий ЖКХ, уровень износа инженерных сетей; - развитие и совершенствование нормативно-правовой базы; - реформы и реализация программ развития региона для привлечения инвестиций; - роль бюджетных и налоговых отношений в региональных экономических процессах; - политическая ситуация в регионе; - дифференциация населения; - реализация крупных межрегиональных проектов; - привлечение инвестиций в экономику региона; - наличие возможности для реализации государственно-частного партнерства; - привлечение бюджетных и внебюджетных финансовых средств в перспективные научно-технологические направления на основе широкого применения механизмов государственно-частного партнерства; - совершенствование социальной сферы в соответствии с реализацией национальных проектов. |
- географическое положение (наличие рынков сбыта), природные ресурсы, природно-климатические условия, наличие территорий для эффективного ведения сельского хозяйства; - развитость транспортной инфраструктуры: сеть железнодорожных, автомобильных магистралей, аэропорт и т.д.; - межпоселенческая и межрегиональная кооперация и интеграция; - структура промышленности, наличие предприятий промышленности, имеющих устойчивые позиции на рынках, удельный вес убыточных предприятий, загрузка производственных мощностей и т.д.; - зависимость экономики области от внешних факторов; - уровень развития малого предпринимательства - конкуренция на внутреннем рынке, конкурентоспособность продукции, товаров и услуг товаропроизводителей региона; - развитие рыночной инфраструктуры (финансово-кредитной системы, лизинговых и страховых компаний, венчурного капитала); - уровень социально-экономического экономического развития муниципальных образований региона; - уровень развития розничной торговли; - активность инновационных процессов в промышленности, торговле; - система поддержки научной деятельности, расходы на научные исследования и разработки на стратегически важных направлениях научно-технического развития; - развитие высшего профессионального образования по подготовке и переподготовке кадров, уровень развития человеческого капитала; - развитие туристского бизнеса; - вхождение в международные транспортные коридоры; - вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, развитие интеграции АПК и переработки, индустриализованных крупных агропромышленных структур холдингового типа; - диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители; - обеспечение конкурентоспособности продукции и рост экспорта; - диверсификация экономики, снижение рисков моноструктурного роста; - качество продукции и внедрение новых технологий - структура межрегионального и международного товарооборота; - привлечение инвестиций в экономику региона. |
Социальные факторы (S) |
Технологические факторы (Т) |
- уровень межнациональной конфликтности; - социальная стабильность; - общественные и религиозные течения; - состояние здоровья населения: уровень заболеваемости населения, здоровье детей и подростков; - старение и естественная убыль населения; - миграция трудоспособного населения, уровень экономически активного населения области. Привлечение трудовых ресурсов за счет миграционного притока из других регионов России и стран; - культурно-историческое наследие, духовные, культурные, патриотические традиции; - получение государственной (в т.ч. федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории региона; - привлечение инвестиций в социальную сферу региона; - отсутствие мотивации к труду (темпы роста реальной заработной платы ниже среднероссийских); - рост уровня безработицы, связанного как со снижением спроса на продукцию отраслей экономики региона, так и с нехваткой квалифицированных кадров в быстроразвивающихся отраслях и наукоемких производствах; - стимулирование молодых специалистов к работе в научно-технической сфере; - негативное влияние информационной среды и массовой культуры на морально-нравственные устои подрастающего поколения; - модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры; - создание системы образования и медицинской помощи, направленной на улучшение демографической ситуации на территории; - рост социальной напряженности под влиянием снижения темпов экономического роста; - обострение демографического спада: рост сокращения населения, продолжение оттока квалифицированных кадров, продолжение роста смертности населения в трудоспособном возрасте при общем старении населения; - риски ухудшения экологической обстановки. |
- уровень подготовки руководящего состава и специалистов предприятий в области инновационной деятельности; - привлечение инвестиций для технологического развития региона; - модернизация существующих предприятий, внедрение инновационных технологий, сокращение издержек, ресурсосбережение и повышение добавленной стоимости; - развитие и поддержка рынка научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, опытно-промышленных образцов и технологий, ориентированных на потребности бизнеса; - угроза роста технического и технологического отставания многих производств от конкурентов в России и, особенно, за рубежом; - увеличение производительности труда за счет освоения наукоёмких высокоэффективных промышленных технологий на предприятиях ведущих отраслей промышленности; - внедрение инновационных технологий и модернизация производства. |
Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в социально-экономическом развитии.
Имидж Курской области продолжает оставаться на общероссийском фоне достаточно заметным. По таким параметрам, как социальные характеристики, деловой климат, устойчивость к кризису, комфортность Курская область находится в первом десятке.
Однако, закрепление, экстраполяция сложившегося тренда чревата в будущем утратой конкурентных преимуществ, дальнейшими потерями в темпах развития, имидже и значении области, в возможностях удовлетворения запросов ее жителей.
Речь должна идти о поиске и реализации инновационного пути развития Курской области, модернизации его экономики и социальной сферы.
PEST-анализ позволил выявить разнородные по источникам и неравновеликие по силе воздействия причины негативных тенденций в развитии Курской области. Главные среди них:
- устаревшие основные фонды и низкий уровень производительности труда в отраслях народного хозяйства;
- недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- отставание в развитии инфраструктуры.
При анализе сформировавшихся тенденций развития, факторов, ограничивающих рост экономики Курской области особое внимание было уделено анализу форм и путей воздействия процесса глобализации на экономику и социальную сферу. Рассмотрены следующие основные аспекты:
- роль во внешнеэкономической деятельности предприятий Курской области, как поставщиков продукции (поставки сырья, готовой продукции, услуг, потребительских товаров) и потребителей продукции;
- оценена степень патентной защищенности товаров и услуг, производимых на территории Курской области;
- рассмотрена роль иностранных кредитных и финансовых учреждений (государственных и частных) в финансировании предприятий и проектов на территории Курской области, а также роль финансовых и кредитных учреждений (как государственных, так и частных) в финансировании проектов и предприятий за рубежом; отражена миграция трудовых ресурсов и т.д.
Проведенное исследование позволило разработать различные варианты решения проблем Курской области, связанные с программно-целевым методом решения проблем.
Для обоснования целей развития Курской области был учтен инвестиционный потенциал и инвестиционные риски региона, а также приняты во внимание:
- место региона в системе социально-экономических координат ЦЧП и ЦФО и его конкурентные преимущества (существующие и прогнозируемые);
- сложившиеся позитивные тренды и предпосылки развития социально-экономической системы - Курская область;
- экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса, молодежи, органов власти и управления регионального и местного уровней;
- ожидания и имиджевые предпочтения разных страт населения региона, выявленные путем интерактивного опроса.
Анализ экспертных оценок и имиджевых предпочтений населения позволил сфокусировать внимание на следующих основных характеристиках региона:
- статус одного из основных в ЦФО центров предоставления высококачественных образовательных услуг, в т.ч. на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья;
- существующий потенциал для формирования центра фундаментальных исследований и прикладных разработок в сферах инновационных технологий (ЮгоЗападный государственный университет);
- наличие точек роста в реальном секторе экономики, имеющих инновационный и экспортный потенциалы.
Обобщение ожиданий представителей страт населения региона зафиксировало в качестве приоритетных следующие ориентиры развития Курской области:
- превращение Курской области в лидера качества жизни в Центрально-черноземном регионе;
- учет факторов, детерминирующих профиль и базовое содержание миссии, нашел отражение в вариантах ее формулировки, последовательно дополнявших друг друга.
- создание в области социальной, политической и экономической среды, благоприятной для широкомасштабного и продуктивного привлечения молодежи к участию в развитии региона;
- развитие коммуникационных связей Курской области посредством дополнения ее географических преимуществ экономическими (формирование адекватных рыночным потребностям транспортно-логистических систем).
Пристальное изучение соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды на перспективу, изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов позволило использовать благоприятные возможности, найти действенные ответы на вызовы среды.
Существует множество факторов среды, которые влияют на развитие региона, хотя эффект их воздействия на результат может быть не совсем явным. Чтобы эффективно развиваться, Курская область должна противостоять неопределенности обстановки, поскольку решения принимаются без достаточной информации о факторах среды, и Администрации Курской области трудно предсказать внешние изменения. Неопределенность обстановки повышает вероятность рисков провала стратегии организации и затрудняет расчет затрат, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Сложность возникает из различий в элементах внешней среды, с которыми сталкивается регион, из соотношения сильных сторон и возможностей с возможностями внешней среды, сильных сторон и угроз с угрозами внешней среды, слабых сторон и возможностей с возможностями внешней среды, слабых сторон и угроз с угрозами внешней среды.
Исследование данных комбинаций факторов позволило выявить приоритеты развития региона, устранив угрозы, мобилизовав свои сильные стороны.
Соотношение сильных сторон и возможностей с возможностями внешней среды (рис. 2.4) позволило выявить стратегические преимущества региона, контуры дальнейшего развития:
- основой для развития экономики региона должны стать такие отрасли хозяйственного комплекса, как: черная металлургия, электроэнергетика, обрабатывающие производства, в том числе машиностроение, металлообработка, пищевая и перерабатывающая промышленность;
- рациональное использование земельных ресурсов и интенсификации сельского хозяйства;
- разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых;
- развитие внешнеэкономической деятельности региона;
- развитие туристического бизнеса в Курской области;
- повышение конкурентоспособности региона и производимой на его территории продукции и услуг.
Реализация обозначенных направлений способна обеспечить мультипликативный эффект развития экономики за счет инвестиционной привлекательности региона и государственно-частного партнерства.
Соотношение сильных сторон и угроз с угрозами внешней среды (рис. 2.5) позволило использовать свои преимущества для устранения угроз внешнего окружения в направлении стратегического развития Курской области.
Выявленные риски регионального развития (риск, обусловленный изменением конъюнктуры цен на мировом рынке черных металлов, риск исчерпаемости природных ресурсов, риски создания и развития новых производств в области, отрицательные миграционные потоки молодежи из региона, социально-психологические угрозы и др.) могут быть устранены посредством:
- диверсификации производства;
- рационального использования и усовершенствования технологий добычи и переработки;
- прогнозируемого в долгосрочном периоде роста объемов потребления продукции черной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности на внутреннем рынке;
- повышения квалификации маркетинговых работников для привлечения внешних инвесторов и расширения рынков сбыта, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ISO 9000;
- проведения региональных программ для поддержки молодых специалистов;
- сохранения и воспроизводства населения региона, защиты человеческой жизни, оказания социальной помощи, обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Развитие инфраструктуры региона и дальнейшее совершенствование законодательства на региональном уровне позволит минимизировать риски внешнего окружения и повысить уровень инвестиционной привлекательности региона.
Соотношение слабых сторон и возможностей с возможностями внешней среды (рис. 2.6) обозначило выигрышные для региона направления развития, перекрывающие текущие отрицательные воздействия:
- проведение эффективной ассортиментной политики и применение инновационных технологий для устранения моноотраслевого характера промышленности региона и низкого уровня диверсификации промышленного производства;
- внедрение лизинговых отношений для повышения технической вооруженности и обновления основных фондов с целью модернизации сельскохозяйственного производства;
- возобновление платежеспособности и восстановления финансовой устойчивости значительной доли убыточных предприятий для выхода из кризисного состояния;
- усиление роли бюджетных и налоговых отношений в региональных экономических процессах для снижения зависимости экономики области от внешних факторов;
- развитие первичной медицинской помощи, усиление профилактического направления здравоохранения и обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью для снижения заболеваемости в регионе.
Выявленные направления стратегического развития позволят расширить рынки сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции на основе деловых межрегиональных коммуникаций.
Соотношение слабых сторон и угроз с угрозами внешней среды (рис. 2.7) определило первоочередные действия региона, предполагающие укрепление достигнутых позиций. Уязвимые стороны и внешние угрозы требуют немедленного реагирования:
- направление средств на модернизацию и расширение производства, а не на поддержание производственных мощностей на существующем уровне;
- снижение неоправданно сильной зависимости области от поставок продовольствия из других регионов;
- дальнейшее повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, снижение удельного веса убыточных сельскохозяйственных предприятий;
- определение вариантов развития с учетом внешних и внутренних факторов для повышения уровня внешнеэкономической деятельности;
- повышение количества банковских услуг, уровня развития сберегательного дела, адаптации к процессу ипотечного кредитования.
Однако старение кадров и предстоящий дефицит трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе, миграционные потоки населения, ухудшение экологической и социальной обстановки может активизировать развитие онкологических и других заболеваний и, тем самым, ухудшить демографическую ситуацию в регионе, осложнить социально-экономическое развитие Курской области в целом.
Для решения выделенных проблем в сфере социального и экономического развития Курской области необходимо сформировать программные варианты, отражающие выбранные стратегические направления.
"Соотношение сильных сторон и возможностей с возможностями внешней среды"
Рисунок 2.4. Соотношение сильных сторон и возможностей с возможностями внешней среды
"Соотношение сильных сторон и угроз с угрозами внешней среды"
Рисунок 2.5. Соотношение сильных сторон и угроз с угрозами внешней среды
"Соотношение слабых сторон и возможностей с возможностями внешней среды"
Рисунок 2.6. Соотношение слабых сторон и возможностей с возможностями внешней среды
"Соотношение слабых сторон и угроз с угрозами внешней среды"
Рисунок 2.7. Соотношение слабых сторон и угроз с угрозами внешней среды
2.3. Выбор стратегии социально-экономического развития Курской области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
В качестве возможных программных вариантов решения выделенных проблем в сфере социального и экономического развития Курской области рассмотрены следующие:
Эволюционный (инерционный) сценарий развития Курской области - прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, имевших место в ретроспективе - это сценарий адаптации старопромышленного региона к современной глобальной и конкурентной экономике. Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области успешно прошли этот этап адаптации, в то время, как другим регионам его только еще предстоит пережить (Урал, Поволжье, отдельные регионы Центра России), к числу которых относится и Курская область.
По опыту других регионов России и мира известно, что данный процесс занимает длительный период и может протекать в различных формах. Для Курской области это означает, что базовый сценарий модернизации старопромышленного региона может иметь несколько версий, наступление которых будет зависеть от комбинации разных внешних и внутренних факторов.
Предполагается сохранение сложившихся тенденций экономики региона - преобладание в структуре ВРП промышленного производства и сохранение ее моноструктурности (зависимость консолидированного бюджета области от ОАО "Михайловский ГОК"). Усиление роли черной металлургии и электроэнергетики в экономике области. В электроэнергетике региона в рамках реализации основных направлений стратегического развития Российской Федерации дальнейшее развитие получит атомная энергетика. Недостаток бюджетных средств способствует сдерживанию развития темпов роста сельского хозяйства и АПК в целом. Планируется осуществление санации неконкурентоспособных предприятий региона, в основном в сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах.
Демографическая сфера будет характеризоваться незначительным сокращением естественной убыли населения и незначительным миграционным притоком в область в основном из стран СНГ; дальнейшим ростом численности населения старше трудоспособного возраста и вследствие этого увеличение нагрузки на трудоспособное население; обострение дефицита квалифицированных кадров в сельскохозяйственных и обрабатывающих производствах на большинстве территорий области; дальнейшее сокращение специалистов технического направления.
Реализуются начатые масштабные федеральные проекты, при этом новые практически не инициируются. Основными источниками инвестиций остаются собственные средства предприятий - амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль, вследствие чего инвестиционная активность в сфере сельского хозяйства и АПК, обрабатывающих производств снизится. Инвестиционная активность наметится в сфере торговли и производства услуг. В рамках приоритетных национальных проектов и программ осуществляется бюджетная поддержка регионов, что в первую очередь определяет инвестиционную политику в развитие социальной сферы - образование, здравоохранение, ЖКХ, жилищное строительство.
Данный сценарий реализуется в условиях осуществления аналогичного (инерционного) сценария на уровне Российской Федерации и не требует дополнительных усилий со стороны региональных и местных уровней власти. Темпы роста ВРП сохраняются на прежнем уровне, затем начинают снижаться, что связано с исчерпаемостью природных ресурсов при зависимости объемов ВРП от черной металлургии и электроэнергетики. Снижаются темпы роста инвестиций в основной капитал в связи с тем, что при невысокой рентабельности предприятий региона возможности их осуществления за счет собственных средств будут ниже, а поддержка федеральных и региональных бюджетов не будет осуществляться в достаточных объемах, согласно инерционному сценарию развития Российской Федерации. Денежные доходы населения будут расти также меньшими темпами в связи с недостатком в регионе высокорентабельных и динамично развивающихся хозяйствующих субъектов, способных обеспечить высокий уровень оплаты труда и доходов. Будет наблюдаться снижение приростов экспорта товаров вследствие недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции (за исключением природных ресурсов). Величина импорта после достаточного роста в связи с вступлением России в ВТО постепенно стабилизируется. При этом сценарии предполагается долгосрочный рост экономики со средним темпом роста ВРП около 102,5%.
Возможные преимущества: отработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижение издержек управления, наиболее заметный эффект в ближнесрочной перспективе. Сценарий инерционного развития связан с сохранением существующих темпов роста, конкурентоспособности и эффективности экономики, не предполагает новых масштабных региональных проектов или стратегий.
Инновационно-прорывной сценарий (целевой) развития Курской области можно рассматривать как сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг. Он в большей степени предлагает развитие региональной экономики в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний. Энергоемкость экономики значительно снижается, что позволяет характеризовать этот сценарий как энерго- и ресурсосберегающий.
Высокая энергообеспеченность области и наличие резервов электроэнергетических мощностей за счет работы Курской АЭС определяют в качестве приоритетного направления электроэнергетику. В связи с тем, что современные производства являются энергоемкими, то наличие на территории доступных энергоресурсов является одним из определяющих факторов при принятии решений о вложении инвестиционного капитала в развитие региона. В рамках выбранного инновационно-прорывного сценария ведущими отраслями должны стать электроэнергетика и черная металлургия (стратегическое направление 1), высокотехнологичные обрабатывающие производства (стратегическое направление 2), агропромышленный комплекс (стратегическое направление 3).
Инновационно-прорывной сценарий характеризуется повышенными требованиями к росту конкурентоспособности и эффективности экономики. Он предполагает коренную модернизацию экономики. Росту эффективности экономики будут способствовать имеющиеся возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включающие наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок, фондовый рынок, логистика); свободных производственных площадок для инвестирования, диверсификации экономики и снижение рисков моноструктурного роста. Предусматривается расширение системы частно-государственных проектов в ключевых секторах экономики. Создание программ защиты традиционных рынков отечественных производителей высокотехнологичной продукции, а также сельского хозяйства и АПК (особенно в период вступления в ВТО).
Демографическая сфера реализуется по оптимистическому сценарию, включающему:
- уменьшение отрицательного естественного прироста и рост миграционного прироста населения, вызываемого региональным различием. Миграционные программы для области станут актуальными уже в среднесрочной перспективе;
- формирование оптимальной системы расселения, относительный рост урбанизации в регионе и рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости;
- создание условий для привлечения квалифицированных кадров и мобильной рабочей силы, обладающей современными компетенциями извне области;
- формирование системы непрерывного профессионального образования и переподготовки.
Инвестиционная политика региона формируется на основе новых возможностей государственной инвестиционной политики. Инвестиционная политика региона должна включать: минимальный законодательный риск; наличие региональных стратегий и инвестиционных рейтингов; наличие инфраструктуры и квалифицированных кадров; уровень развития топливно-энергетической промышленности. Инвестиционно привлекательными отраслями с учетом выбранных стратегических направлений должна стать производственно-экономическая сфера, включающая в себя: добычу полезных ископаемых, электроэнергетику, обрабатывающие производства, многоотраслевой перерабатывающий агропромышленный комплекс, а также развитие науки и человеческого потенциала.
Инвестиционная политика должна обеспечить выход экономического развития региона на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста на основе формирования новой наукоемкой, инновационно-инвестиционной экономики, экономики знаний. Создание региональной инновационной инфраструктуры и проведение комплекса мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. Программно-целевая ориентированность региональной экономики на высокотехнологичный и информационный секторы. Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Приоритетная региональная поддержка хозяйствующих субъектов с высокой инновационной активностью.
Развитие транспортной инфраструктуры региона, включающей: развитую транзитную сеть железнодорожных, автомобильных магистралей, аэропорта, связывающих центр России с ее югом, Украиной и другими сопредельными странами. Развитие информационной инфраструктуры и широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий.
В рамках инновационно-прорывного сценария предполагается возможность реализации трех альтернативных приоритетных направления, как и предусмотрено Стратегией развития Курской области до 2020 года:
Приоритетное направление "Ресурсный регион"
Данный сценарий реализуется при условии осуществления на макроуровне целевого сценария развития, однако возможен и при инерционном сценарии на уровне Российской Федерации. В данном случае предполагается достаточно высокая инновационная и инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, поддержка со стороны региональных и федеральных органов власти осуществляться в ограниченных масштабах. Удельный вес промышленности в ВРП растет за счет базовых отраслей - электроэнергетики и черной металлургии. Предполагается, что инвестиционная активность будет направлена на разработку новых месторождений полезных ископаемых, а также создание обрабатывающих производств для их переработки на месте. Внедрение инновационных технологий будет способствовать увеличению объемов добычи и переработки полезных ископаемых, созданию в регионе энергоемких производств. Рост инвестиций в основной капитал будет выше, чем на настоящий момент, дополнительные инвестиции потребуются для дополнительной разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых и для усовершенствования имеющихся производств. Денежные доходы населения будут расти большими темпами, чем в предыдущем сценарии. Рост экспорта обусловливается поиском рынков сбыта продукции черной металлургии и электроэнергетики за рубежом. Импорт продукции будет постепенно сокращаться после весомого его увеличения, обусловленного вступлением России в ВТО.
Приоритетное направление "Индустриально-инновационный регион"
Цель данного сценария - создание на базе Курской области региона-локомотива - инновационного центра ЦФО. Сценарий реализуется только при активном целевом развитии РФ, требует активного участия региональных властей и федерального центра. Это значимо при формировании конкурентоспособных кластеров, а также при привлечении в регион инвесторов. Учитывая тот факт, что формирование кластеров и реализация инвестиционных проектов в производственном секторе требуют значительного времени и существенных капитальных вложений, данный вариант инновационно-активного сценария, не приведет к мгновенному росту ВРП, а потребует достаточно длительных сроков кропотливой работы до получения результатов. На первом этапе запуска данного сценария потребуются вложения со стороны государства (стимулирование развития кластеров, создание технологических и индустриальных парков, инфраструктурное обустройство новых промышленных зон, вложения в профессиональное образование и проч.). Важнейшим источником доходов региона должна стать инновационная продукция в промышленности. Значительно растет удельный вес доходов от науки и научного обслуживания в структуре ВРП. Реализация сценария предполагает инновационную и инвестиционную активность экономических субъектов на территории региона, связанную в первую очередь с созданием наукоемких производств, научных центров на базе гг. Курск (разработка инновационных технологий преимущественно для обрабатывающих производств), Железногорск (активная разработка инновационных технологий в сфере добычи и переработки полезных ископаемых), Курчатов (разработка инновационных технологий в сфере атомной энергетики). Внедрение сети центров трансфера технологий, предполагающей международное сотрудничество. Этот вариант сценария в настоящее время будет реализовываться в ситуации конкуренции области с соседними регионами, которые как и в России, так и на Украине, предпринимают усилия за приход к ним новых производств, реализации на их территории инвестиционно-инновационных проектов. Кроме того, привлекательность области будет зависеть от реализации крупных инфраструктурных проектов федерального уровня. На первых этапах реализации сценария предполагаются невысокие приросты ВРП, производства промышленной продукции, денежных доходов населения, что связано с невысокой эффективностью инновационной продукции на этапе ее разработки.
Приоритетное направление "Возвращение региону агропромышленного статуса"
Данный сценарий реализуется при условии осуществления на макроуровне целевого сценария развития. В данном случае предполагается достаточно высокая инновационная и инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, поддержка со стороны региональных и федеральных органов власти. Удельный вес промышленности в ВРП остается весомым за счет базовых отраслей - электроэнергетики и черной металлургии, а также обрабатывающей промышленности. Рост удельного веса сельского хозяйства в структуре ВРП происходит за счет повышения эффективности управления сельскохозяйственными предприятиями и внедрения инновационных технологий в отрасль при условии инновационной активности инвесторов и поддержки со стороны государства. Рост инвестиций в основной капитал будет выше, чем на настоящий момент. Объективной предпосылкой для реализации сценария будет активность инвесторов в сельском хозяйстве и пищевой и перерабатывающей промышленности, в т.ч. инвестиции за счет бюджетных средств. Следует учитывать, что основная часть территории области принадлежит к поясу российского Черноземья. Данный земельный ресурс является уникальным и так или иначе будет востребован. Уже начался интенсивный процесс модернизации зернового хозяйства, включения его в производственно-технологические цепочки экспортных поставок зерна. Очевидно, что данное хозяйство будет переструктрировано в ближайшие 3 - 4 года во многом усилиями крупных зерновых трейдеров, которые будут связывать в единый технологический комплекс сеть элеваторов в центральной и южной части европейской России с портовыми зерновыми терминалами. Также в течение 3 - 4 лет следует ожидать реструктуризации производства сахарной свеклы. На управление этим процессом будут претендовать стратегические инвесторы, вкладывающие в настоящий момент средства в строительство заводов по производству сахара, по формированию системы закупок сырья и дистрибуции продукции.
На первых этапах реализации сценария денежные доходы населения будут расти недостаточно быстро, затем, вследствие повышения рентабельности предприятий, вырастут и денежные доходы населения. Рост экспорта товаров и снижение импорта в первую очередь в сфере продуктов питания обусловливается ростом конкурентоспособности продукции отрасли за счет использования инновационных технологий.
Реализация трех направлений "инновационно-прорывного сценария" развития Курской области позволит в долгосрочной перспективе сформировать региональную экономику и позиционировать Курскую область в глобальных масштабах формирующегося рынка. Потенциальный вклад государственных программных инвестиций в рост ВВП оценивается на уровне не ниже 0,4% в 2011 и около 0,6% в 2012 - 2015 годах. Такой сценарий способен диверсифицировать экономику за счет умеренных инвестиций в ТЭК и увеличения капитальных вложений в высокотехнологичную и информационную сферы. При этом предполагается снижение энергоемкости экономики, рост ВРП в среднем на 5,0% в год.
В рамках реализации инновационно-прорывного сценария развития необходимо также преимущественное развитие инфраструктурной базы Курской области.
Возможные преимущества: интенсивное изменение структуры инвестиций и производства в пользу информационного и высокотехнологичного сектора; усиление роли реального сектора экономики; рост доли услуг в ВРП. Данный сценарий позволит Курской области развить новые компетенции; придаст необходимый импульс социально-экономическому развитию региональной экономики.
Изменения структуры ВРП Курской области при реализации рассмотренных сценариев развития представлены ниже.
"Рисунок 2.8. Изменения структуры ВРП (эволюционный (инерционный) сценарий - 1)"
Рисунок 2.8. Изменения структуры ВРП (эволюционный (инерционный) сценарий - 1)
"Рисунок 2.9. Изменения структуры ВРП (инновационно-прорывной сценарий - 2)"
Рисунок 2.9. Изменения структуры ВРП (инновационно-прорывной сценарий - 2)
Таблица 2.7.
Прогноз
динамики валового регионального продукта до 2015 года (в сопоставимых ценах, %)
|
Вариант прогноза* |
Прогноз (среднегодовой темп роста) |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
1 2 |
102,5 105,0 |
Индекс промышленного производства |
1 2 |
102,0 105,0 |
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства |
1 2 |
102,0 108,0 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
1 2 |
100,0 103,0 |
Индекс физического объема оборота розничной и оптовой торговли |
1 2 |
102,0 107,0 |
1 вариант - эволюционный (инерционный)
2 вариант - инновационно-прорывной
Анализ различных вариантов решения проблем субъекта Российской Федерации был проведен на основе соотношения сильных и слабых сторон региона, возможностей и угроз внешней среды с учетом основных рисков Курской области. Результаты анализа свидетельствуют о предпочтительности инновационно-прорывного сценария развития региона, способного вывести область на качественно иной уровень социально-экономического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.