Региональное отделение в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" в лице ее представителя по доверенности Х. О.З. обратилось в суд с исковым заявлением о признании абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска противоречащим Конституции РФ и недействующим в части наделения Курской областной Думы и Губернатора Курской области правом назначения членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации г. Курска с момента принятия, ссылаясь на то, что согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации является независимым в части решения вопросов местного значения. Вместе с тем, согласно абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска конкурсная комиссия формируется на две трети Курским городским собранием и на одну треть Курской областной думой по представлению Губернатора Курской области, в связи с чем, по мнению регионального отделения в Курской области Политической партии "гражданская платформа", представители государственной власти субъекта Российской Федерации (Курской области), а именно Губернатор Курской области и депутаты Курской областной Думы, непосредственно влияют на принятие наиважнейшего решения по персональному формированию органа местного самоуправления г. Курска, в частности Главы администрации города Курска, чем нарушается принцип независимости органов местного самоуправления.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Х. О.З. просит отменить постановленное решение как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта, противоречащем закону полностью или в части.
Из указанной нормы следует, что суд, разрешая дело по заявлению об оспаривании акта органа местного самоуправления, должен проверить, соответствует или нет оспариваемый законодательный акт федеральным законам или иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 2 ст. 252 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В главе 8 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявлении, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определили государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы города Курска от 12.10.2005 г. N 61 проведены публичные слушания по проекту Устава города Курска.
Решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. N 332-3-РС принят Устав города Курска.
18.05.2007 г. Устав города Курска зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу и опубликован в издании "Городские известия" N 67-68 от 05.06.2007 г.
В силу положений ст. 2 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.5007 г. N 332-3-РС, Устав города Курска (далее - настоящий Устав) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории города Курска в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Курской области, законами Курской области и иными нормативными правовыми актами Курской области, решениями, принятыми на местных референдумах, иными муниципальными правовыми актами, регулирует вопросы организации местного самоуправления в городе Курске.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска общее число членов конкурсной комиссии в городе Курске устанавливается Курским городским Собранием. При формировании конкурсной комиссии в городе Курске две трети ее членов назначаются Курским городским Собранием, а одна треть - Курской областной Думой по представлению Губернатора Курской области.
В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две три ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, положения абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска повторяют положения ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который не признан противоречащим Конституции РФ, а потому доводы заявителя о несоответствии устава города Курска в этой части Конституции Российской Федерации являются несостоятельными.
Вывод суда первой инстанции о том, что указанная норма не является императивной и обязательной для представительного органа для решения вопроса о назначении конкретных членов конкурсной комиссии, поскольку представительный орган при решении вопроса о назначении членов конкурсной комиссии вправе и не согласиться с кандидатами предложенными губернатором Курской области, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Курская областная Дума является органом государственной власти, выводов суда не опровергает, так как указанный представительный орган государственной власти Курской области формируется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, что свидетельствует о формировании ее состава и жителями Муниципального образования "город Курск" и соблюдением принципа формирования органов местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене постановленного решения.
Выводы суда основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального и процессуального права судом применены правильно, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 199, ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ судебная коллегия определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 мая 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя регионального отделения в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" по доверенности Х. О.З., без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Курского областного суда от 10 июля 2013 г. N 33-1618-2013 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании