Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации г. Курска
от 23 июля 2014 г. N 2826
I. Характеристика текущего состояния сферы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска
Политика муниципального образования "Город Курск" в сфере управления муниципальной собственностью является неотъемлемой частью экономической политики развития города Курска.
По состоянию на конец 2013 года балансовая стоимость имущества муниципальной собственности города Курска составляет около 15 млрд. руб., в том числе имущества, закреплённого за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, - 6,3 млрд. руб., имущества, закреплённого за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, - 5,1 млрд. руб., имущества, находящегося в казне, - 3,6 млрд. руб. Общая площадь муниципального нежилого фонда составляет 4,6 млн. кв. м. В реестре муниципального имущества муниципальной собственности значится 13 284 объекта недвижимости (8338 объектов жилищного фонда, 3998 объектов нежилого фонда), 25233 объекта движимого имущества. Кроме того, в собственности города Курска находятся 722 земельных и лесных участка общей площадью 3397,00 га. Муниципальное образование "Город Курск" является учредителем 222 муниципальных учреждений, 18 муниципальных унитарных предприятий, 14 хозяйствующих субъектов (ОАО, ООО).
От эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объёмы поступлений в бюджет города. Динамика поступлений за последние годы выглядит следующим образом:
N п/п |
Виды доходов |
Поступления в бюджет города, тыс. руб. |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1 |
Доходы от реализации имущества |
235 678 |
165 738 |
119 845 |
79 515 |
570 753 |
2 |
Доходы от аренды имущества |
115 552 |
108 649 |
105 896 |
93 940 |
105 334 |
3 |
Доходы от продажи земельных участков |
7 315 |
115 080 |
50 490 |
13 282 |
54 511 |
4 |
Доходы от аренды земельных участков |
123 826 |
115 971 |
90 074 |
75 361 |
55 843 |
5 |
Поступление части прибыли муниципальных унитарных предприятий |
30 373 |
17 468 |
13 074 |
8 983 |
2558,8 |
6 |
Поступление дивидендов от участия в хозяйственных обществах (ООО, ОАО) |
43 |
55 |
204 |
3 |
9,3 |
|
ИТОГО: |
512 787 |
522 961 |
379 583 |
271 084 |
789 009,1 |
Для оптимизации муниципального имущества и возможности вовлечения объектов недвижимости муниципальной казны в сделки (приватизация, сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение, оперативное управление) необходимо наличие следующих документов на объект недвижимого имущества: межевого плана земельного участка, технического, кадастрового паспортов. Кроме того, должна быть осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности.
С 2009 года активно проходит процесс регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на объекты недвижимости. В Управлении Росреестра по Курской области зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Курск" на 2 785 объектов недвижимости, из них 2 230 - объекты нежилого фонда, 555 - объекты жилищного фонда.
|
Период |
|||||
1999 - 2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Количество объектов, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности города Курска, ед. |
449 |
369 |
740 |
354 |
396 |
684 |
Доля объектов, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности города Курска, % |
3,7 |
6,8 |
13,0 |
15,9 |
19,2 |
33,2 |
Постоянно проводится работа по выявлению и оформлению права муниципальной собственности города Курска на объекты, отвечающие признакам бесхозяйного и выморочного имущества. С 2009 года признано право собственности муниципального образования "Город Курск" на 323 бесхозяйных объекта (134 - нежилые здания, помещения общей площадью 42 тыс. кв. м, 189 - объекты жилищно-коммунального хозяйства) и 16 выморочных жилых квартир.
С 2009 года проводились мероприятия по продаже, перераспределению неиспользуемого, используемого не по назначению имущества, оптимизации участия муниципального образования "Город Курск" в хозяйственных обществах.
В результате проведённой работы внесено муниципальное имущество в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ:
"Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска";
"Бюро оценки города Курска";
"Горсвет";
"Спортивно-оздоровительный центр им. В. Терешковой".
Реализована доля муниципального образования "Город Курск" в обществе с ограниченной ответственностью "Компания "Торнадо" на сумму 217 тыс. руб., составляющая 8,3%. Акции открытого акционерного общества "Торговый дом "Стрелецкая слобода", принадлежащие муниципальному образованию "Город Курск", проданы на специализированном аукционе за 879 тыс. руб. Доля муниципального образования "Город Курск" в обществе с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Такт", составляющая 5,67%, также реализована на сумму 1 203 тыс. руб.
В планы приватизации муниципального имущества в 2009 - 2013 годах включены 4 038 объектов муниципальной собственности города Курска, подлежащих продаже на торгах, реализовано 82 здания и помещения, 2 653 объекта движимого имущества. Общая площадь приватизированных объектов составляет 14 179,8 кв. м.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется приватизация нежилых помещений путем предоставления преимущественного права субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества.
С начала 2009 года с арендаторами муниципального имущества заключено 193 договора купли-продажи. Площадь выкупленных помещений составила 30 678,8 кв. м, выкупная цена имущества без учёта НДС - 585,6 млн. рублей. В бюджет города Курска от реализации имущества в рамках Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ поступило 462,6 млн. руб.
Процесс формирования собственности муниципального образования "Город Курск" продолжается за счёт принятия жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, выявления бесхозяйного и выморочного имущества, приобретения техники, а также в результате передачи из муниципальной собственности в федеральную и государственную собственность имущества.
За 2009 - 2013 годы в собственность муниципального образования "Город Курск" от организаций различных форм собственности приняты 952 жилые квартиры; нежилые помещения общей площадью 1 521,75 кв. м.; 6 общежитий; 22 жилых дома; объекты инженерной инфраструктуры, медицинское оборудование, пожарное оборудование и иное имущество на общую сумму более 62 млн. рублей.
Важным направлением рационального использования муниципального имущества является решение социальных вопросов, главным из которых является увеличение количества детских садов путём приобретения в муниципальную собственность и перепрофилирования муниципальной собственности для функционирования детских садов.
Так за 2009 - 2013 годы проведены мероприятия по приобретению:
части здания детского сада, расположенного по проспекту Дружбы площадью 423,2 кв. м., стоимостью 11,6 млн. руб.;
здания детского сада на 140 мест с хозблоком, расположенного по проспекту В.Клыкова, общей стоимостью 84,5 млн. руб.
Принят в муниципальную собственность города Курска детский сад на 175 мест по проезду Светлому.
С 2009 года проведены мероприятия по продаже права заключения договоров аренды муниципального имущества города Курска. Состоялось 162 торгов, по результатам которых получена арендная плата за муниципальное имущество в сумме 27,8 млн. руб. в год.
Работа по эффективному и рациональному распоряжению земельными ресурсами в 2009 - 2013 годах была активизирована по следующим направлениям:
осуществление государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на земельные и лесные участки;
повышение доходности от использования и реализации земельных участков;
формирование земельных участков под многоквартирными домами;
формирование и последующее предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе в порядке льготного, а также бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.
Все проводимые мероприятия способствуют формированию рынка земли, упорядочению земельно-правовых отношений на территории города Курска, в результате чего происходит увеличение доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа, подлежащей налогообложению.
С 2009 по 2013 годы выполнены кадастровые работы по формированию и постановке на государственный кадастровый учет:
356 участков под многоквартирными жилыми домами; всего на территории город Курска сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки под 962 многоквартирными домами. В соответствии с графиком проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах территории города Курска (за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу) до 01.01.2016 г. должны быть сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки под 1386 многоквартирными домами;
170 участков для индивидуального жилищного строительства;
111 участков, на которых расположены объекты муниципальной собственности (детские сады, школы, объекты коммунального хозяйства и т.п.);
233 участков для иных целей.
Проведена работа по приему в муниципальную собственность 10 земельных участков из собственности Российской Федерации общей площадью 111 714 кв. м для размещения и эксплуатации социально-значимых объектов.
Объем поступающих платежей в бюджет города от использования земельных участков напрямую зависит от количества оформленных правовых документов на землю. За 2009 - 2013 годы земельным комитетом города Курска оформлено и выдано 12 510 правоудостоверяющих документов на землю, в том числе:
5 975 договоров аренды;
1 553 договоров купли - продажи;
4 982 земельных участка для предоставления в собственность бесплатно в целях садоводства и огородничества, эксплуатации индивидуальных жилых домов.
В 2009 - 2013 годах с субъектами малого и среднего предпринимательства заключено 2 409 договоров аренды земельных участков для размещения торговых объектов на сумму 17 957,0 тыс. руб., 590 договоров на право на размещение нестационарных торговых объектов на общую сумму 8 500,0 тыс. руб.
За 2009 - 2013 годы организовано проведение независимой оценки рыночной стоимости:
601 земельного участка, включая определение рыночного размера арендной платы за земельный участок;
578 мест для размещения нестационарных торговых объектов.
С 2011 года одним из приоритетных направлений деятельности в сфере земельных отношений является работа по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в порядке льготного, а также бесплатного предоставления отдельным категориям граждан. За 2011 - 2013 годы предоставлено:
51 земельный участок площадью 4,6 га многодетным семьям, состоящим на учете и имеющим право на бесплатное получение земельных участков;
17 земельных участков площадью 1,6 га в соответствии с порядком льготного предоставления отдельным категориям граждан земельных участков на территории города Курска.
За период с 2009 года земельным комитетом города Курска проводились аукционы по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков - всего 42 аукциона (101 земельный участок и 3 места на размещения нестационарных торговых объектов, общей площадью 339 074,0 кв. м.)
- общая сумма арендной платы - 5 484 837,90 руб.
- общая сумма продаж - 202 239 586,00 руб.
Также проводятся работы по взысканию сумм долга в судебном порядке, которые помогают уменьшить сумму общей задолженности почти на 25 процентов.
Так, в 2009 году в судебном порядке взыскана с должников сумма в размере 14,1 млн. руб.
В 2010 году взыскана сумма задолженности в размере 7,4 млн. руб.
В 2011 году сумма взысканий в судебном порядке составила 18,4 млн. руб., а в 2012 году - 18,0 млн. руб.
За 2013 год взыскана по решениям суда сумма 4,2 млн. руб.
Грамотное ведение споров позволило максимально увеличить соотношение взысканной суммы долга к заявленной сумме иска.
Также следует отметить, что в настоящее время налажена работа со службой судебных приставов.
С каждым годом увеличивается процентное соотношение взысканной судебными приставами суммы к заявленной в исполнительных листах.
За период с 2009 года в бюджет города Курска в рамках принудительного исполнения судебных решений при сотрудничестве со службой судебных приставов поступила сумма в размере 4,2 млн. руб.
В 2010 году поступления составили 10,3 млн. руб. В 2011 году сумма, поступившая в бюджет, составила 3,9 млн. руб. В 2012 году она возросла до 7,1 млн. руб. За 2013 год поступления в бюджет в рамках принудительного исполнения судебных актов составили 4,2 млн. рублей.
В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Курска и земельными участками существуют следующие проблемы:
наличие объектов недвижимого имущества, в отношении которых постановка на государственный кадастровый учёт не проведена;
наличие объектов недвижимого имущества, в отношении которых имеется техническая документация, но требуется обновление и уточнение технических характеристик объектов, адресной части, наименований объектов и т.д.;
наличие недвижимого имущества, в отношении которого право собственности муниципального образования "Город Курск" не зарегистрировано;
наличие неинвентаризированных земель, в отношении которых должны быть проведены мероприятия по определению правообладателей земельных участков и разграничению земель. Отсутствие сведений о правообладателях объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, и нежелание выявленных правообладателей оформлять правоустанавливающие документы на свои объекты недвижимости не позволяет в полном объеме осуществить указанные мероприятия;
наличие земельных участков, в отношении которых не проведены кадастровые работы;
низкая инвестиционная привлекательность части подлежащих приватизации объектов, находящихся в собственности муниципального образования "Город Курск";
наличие задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом вследствие несоблюдения арендаторами сроков уплаты арендных платежей;
обеспечение сохранности и целевого использования муниципального имущества, правомерности владения и распоряжения муниципальным имуществом.
Решение вышеуказанных проблем посредством разработки муниципальной программы "Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2014 - 2016 годы" позволит более эффективно управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, иметь объективную информацию об объектах недвижимого имущества, увеличить доходную часть бюджета города, а также значительно повысит эффективность расходования бюджетных средств, качество управления муниципальной собственностью, что будет способствовать более эффективному и ответственному планированию ассигнований бюджета города, сохранению ресурсов для взвешенного принятия новых расходных обязательств бюджета города.
Основной составляющей неналоговых поступлений в бюджет города Курска являются доходы от распоряжения и использования имущества, в том числе земельными и лесными участками. Учитывая сокращение физического объёма муниципальной собственности вследствие обветшания объектов, приватизации, процедуры разграничения собственности между различными уровнями публичной власти, поступления доходов от имущества будут иметь тенденцию к уменьшению.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Курска от 23 июля 2014 г. N 2826 "О внесении изменений в постановление Администрации города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.