Постановление Администрации Железногорского района Курской области
от 8 ноября 2013 г. N 808
"Об утверждении муниципальной программы "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2020 гг."
20 февраля, 29 июля 2015 г.
Постановлением Администрации Железногорского района Курской области от 4 августа 2016 г. N 362 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Железногорского района Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2020 гг."
2. Отделу по информационному обеспечению (Б.В. Зинаков) Администрации Железногорского района Курской области разместить утверждённую муниципальную программу "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2020 гг." на официальном сайте Администрации Железногорского района Курской области (подраздел "Муниципальные программы" раздела "Муниципальные правовые акты" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня подписания настоящего постановления.
Пункт 3 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2014 г.
3. Признать утратившими силу постановление Администрации Железногорского района Курской области от 03.11.2011 г. N 627 "Об утверждении целевой программы Железногорского района "Отходы" на 2012 - 2015 годы".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Жизнь района".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на Первого заместителя Главы Администрации Железногорского района В.Н. Алёшечкина.
6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением п. 3, который вступает в силу с 1 января 2014 года.
Глава Железногорского района |
А.Д. Фролков |
Постановлением Администрации Железногорского района Курской области от 29 июля 2015 г. N 436 в Программу внесены изменения
Муниципальная программа
Железногорского района "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2016 годы"
20 февраля, 29 июля 2015 г.
Паспорт
муниципальной программы Железногорского района "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель программы |
- |
Управление аграрной политики Администрации Железногорского района; Консультант по охране окружающей среды Администрации Железногорского района. |
Соисполнители программы |
|
Управление по имуществу, архитектуре, земельным и правовым вопросам Администрации Железногорского района; Отдел по социально-экономическому развитию и регулированию продовольственного рынка Администрации Железногорского района. |
Участники программы |
|
Муниципальные образования Железногорского района; Муниципальные службы жилищно-коммунального хозяйства; Хозяйствующие субъекты Железногорского района. |
Подпрограммы программы |
|
Подпрограмма 1: "Экология и рациональное использование природных ресурсов"; |
Программно-целевые инструменты программы |
- |
Отсутствуют |
Цель программы |
- |
1. Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. 2. Рациональное использование природных ресурсов и сохранение природных систем на территории Железногорского района. 3. В сроки, предусмотренные Программой, построить 20 ЭВУ, отремонтировать 75 шахтных колодцев, 7 - 8 км водопроводных сетей, 8 водозаборных скважин, восстановить 15 СЗЗ объектов водоснабжения и водоотведения, привести в соответствие с санитарными требованиями работу 4-ёх объектов очистки сточных вод. 4. Провести мониторинг состояния атмосферного воздуха на территориях МО, прилегающих к хвостохранилищу ОАО "МГОК". 5. Провести плановую проверку карьеров по добыче общераспространённых полезных ископаемых. 6. Ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории населённых пунктов. 7. Провести проверку 45 шахтных колодцев в целях установления соответствия качества воды санитарным нормам. 8. Провести необходимые работы по оформлению в собственность 12 ГТС. |
Задачи программы |
- |
Обеспечение благополучной экологической обстановки на территории Железногорского района; информирование населения Железногорского района о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории Железногорского района; развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения; строительство и ремонт сооружений инженерной защиты; капитальный и текущий ремонт гидротехнических сооружений; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; строительство и ремонт объектов водоснабжения и водоотведения; ведение наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, расположенными на территории Железногорского района; предотвращение вредного воздействия твердых бытовых и промышленных отходов на здоровье человека и окружающую среду; благоустройство территорий населённых пунктов Железногорского района, ликвидация несанкционированных свалок; предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением территории отдельных населённых пунктов Железногорского района, работой объектов очистки сточных вод; получение своевременной и объективной информации о состоянии окружающей среды на территории Железногорского района; развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения Железногорского района. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
- |
интенсивность загрязнения территории Железногорского района со стороны действующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий; количество ликвидируемых несанкционированных свалок и количество производственных и бытовых отходов (ежегодно ликвидируется около 70 несанкционированных свалок); численность (6 прудов и водохранилищ) и протяженность водных объектов, за которыми осуществляется наблюдение; площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (ежегодно около 15 значимых природоохранных мероприятий); количество (16) бесхозяйных гидротехнических сооружений, требующих оформления в собственность; количество (4) очистных сооружений, нуждающихся в ремонте и восстановлении; количество мест временного сбора и размещения твердых бытовых отходов (около 60 мест); количество объектов водоснабжения и водоотведения, ежегодно строящихся и ремонтируемых на территории Железногорского района (в среднем около 10 объектов); численность населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества (тыс. человек); интенсивность разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых (глины, песка); всё возрастающая необходимость в охране объектов растительного и животного мира; количество подготовленных выступлений в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды (ежегодно более 30 публикаций). |
Этапы и сроки реализации программы |
- |
Срок реализации программы: 2014 - 2020 гг. Этапы реализации программ не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
- |
объем бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию программы составляет - тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей. Затраты по подпрограммам: Подпрограмма 1. "Экология и рациональное использование природных ресурсов" - тыс. рублей, в т.ч.: 2014 год - 0,0 тыс. рублей 2015 год - 0,0 тыс. рублей 2016 год - 0,0 тыс. рублей 2017 год - 0,0 тыс. рублей 2018 год - 0,0 тыс. рублей 2019 год - 0,0 тыс. рублей 2020 год - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- |
Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду; обеспечение экологической безопасности на территории Железногорского района; улучшение состояния атмосферного воздуха, снижение уровня загрязнённости почвы и воды, снижение экологических рисков; улучшение качества питьевой воды и повышение объёмов обеспечения водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Железногорского района; обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания для различных объектов растительного и животного мира; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение гарантированного водоснабжения населения; обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений; качественное исполнение полномочий в сфере охраны окружающей среды; своевременная реализация мер по предупреждению возникновения чрезвычайных экологических бедствий; улучшение работы в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами; повышение экологической культуры населения Железногорского района. |
1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Острота проблемы экологической безопасности населения вызвана неблагоприятными для человека и живой природы изменениями в состоянии окружающей среды: ее загрязнением (воздуха, воды и почвы), истощением используемых ресурсов и др. в результате развития промышленных производств, увеличения количества автотранспорта, а также снижения возможностей регенерации среды пропорционально длительности использования природных ресурсов и возрастающей интенсивности негативного воздействия на окружающую среду.
В этой связи поиск стабилизации и улучшения экологической обстановки в городе Железногорске обусловливает необходимость перехода от анализа имеющейся информации о состоянии окружающей среды к выработке мер по решению данной проблемы.
В предыдущие годы работа по охране окружающей среды велась в соответствии с ежегодным планом природоохранных мероприятий, утверждаемым главой Железногорского района.
Представленная Программа сохраняет преемственность по обозначенным в ней проблемам и направлена на стабилизацию экологической обстановки, сокращение негативного воздействия на природную среду, предотвращение деградации и сохранение природных комплексов, рациональное использование природных ресурсов.
Охрана атмосферного воздуха.
Одной из наиболее острых проблем остается загрязнение атмосферного воздуха, поэтому Программой ставится задача - обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, достижение предприятиями нормативов ПДВ (по отдельным ингредиентам).
Наибольшее влияние на состояние атмосферного воздуха оказывают структурные подразделения Михайловского ГОКа и другие крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, расположенные как на территории Железногорского района, так и на территории г. Железногорска. Наибольшее пылевое давление атмосферный воздух испытывает во время буровзрывных работ в карьере и в результате пыления хвостохранилища Михайловского Гока.
Значительно влияет на качество атмосферного воздуха автотранспорт. Особенно это проявляется на технологических дорогах МГОКа, вдоль федеральной трассы Москва - Батурин, на территории МО "Андросовский с/с", МО "Городновский с/с", МО "Веретенинский с/с", МО "Копёнский с/с", МО "Волковский с/с". Тенденция доминирования вклада передвижных источников выбросов в загрязнение воздушной среды Железногорского района наблюдается в течение последних 5 лет, и достигла почти 70% от общей массы выбросов (без учета железнодорожного транспорта, тракторов, дорожной и строительной техники).
Ситуация с загрязнением атмосферного воздуха усугубляется отсутствием систематического контроля за уровнем его загрязнения.
Для улучшения ситуации с загрязнением атмосферного воздуха предприятиями-природопользователями ежегодно планируются мероприятия по охране окружающей среды, в т. ч. направленные на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух (совершенствование технологических процессов, модернизация, реконструкция и ремонт устаревшего оборудования, ликвидация отдельных источников выбросов и др.).
Ежегодные мероприятия ОАО "МГОК" по снижению пыления при проведении взрывных работ в карьере и сокращению площадей пылящих пляжей на хвостохранилище способствует улучшению атмосферного воздуха на территории Железногорского района.
Увеличение площади зеленых насаждений также позитивно сказывается на улучшении качества атмосферного воздуха.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов.
Относясь к категории малых, реки и водоёмы Железногорского района (водохранилища, пруды) испытывают значительную антропогенную нагрузку, в связи с чем нуждаются в восстановлении и экологической реабилитации.
В Железногорском районе находятся более 40 поверхностных водоемов с общим запасом воды около 78 млн. куб. метров и 11 поверхностных водотоков, отнесенных к категории малых рек.
На протяжении последних лет поверхностные воды в открытых водоемах в местах водопользования соответствовали нормативам по санитарно-химическим, гельминтологическим и радиоактивным показателям. Процент проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, не превышал 5 - 6%. Состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в целом удовлетворительное. Вместе с тем их отдельные участки требуют очистки и благоустройства, обозначения соответствующими знаками.
Выполнение данных мероприятий, а также контроль за режимом использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос позволяет сохранить и улучшить благоприятные условия для поддержания микроклиматических условий и рекреации.
В перспективе потребуется расчистка поверхностных водотоков (Свапа, Речица, Погарщина, Рясник, Чернь).
Расчистка обеспечит увеличение пропускной способности русел, позволит вскрыть забитые илом родники, оздоровить подводный мир живой природы.
Отдельным направлением должна стать работа по обустройству памятника природы местного значения Гнаньский источник, других природных родников и ключей, которые могут быть отнесены к особо охраняемым территориям местного значения.
Вопросы водоснабжения жителей питьевой водой, ее фактического использования (учета), очистных сооружений являются приоритетными в работе муниципальных образований Железногорского района и служб ЖКХ.
Необходимо отметить отрицательные процессы нарушения режима подземных вод при разработке железорудного месторождения.
В результате длительной работы дренажной сети карьера, создания искусственных емких технических водоемов, зарегулирования поверхностного стока изменились условия подпитки, разгрузки и движения подземных вод, что в конечном итоге стало причиной того, что подземный горизонт приобрел безнапорный характер, ухудшилось качество воды.
С целью изучения гидродинамического режима поверхностных и подземных вод, ОАО "Михайловский ГОК" проводится мониторинг вод в Михайловском горнопромышленном районе. В рамках этой работы планируется проведение комплексного экспедиционного обследования всех водных объектов.
Выполнение данной Программы обеспечит комплексное решение вопросов, предусмотренных Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года.
Охрана почв, животного и растительного мира.
Почвы Железногорского района - лесные, среднесуглинистые от темно-серых до светло-серых лесовидной структуры. Серые лесные почвы обладают высоким естественным плодородием.
В числе основных проблем, негативно влияющих на состояние почвы - это оседание частиц пыли на почву и изменение её структуры в результате пылевыделения при взрывных работах в карьере и пыления пляжей хвостохранилища Михайловского Гока, захламление почв отходами производства и потребления, попадания в почву сточных вод и многолетнее зарастание отдельных земельных площадей сорной и кустарниковой растительностью.
В связи с этим первоочередными задачами по охране земель от вредного воздействия являются: мероприятия по уменьшению пылевого давления на земли сельхозназначения, ликвидация несанкционированных свалок, обработка пустующих земель и активное вовлечение их в сельскохозяйственный оборот.
Для уменьшения процессов эрозии земель, образования оврагов и оползания склонов необходимо совместно с Железногорским лесхозом разработать мероприятия по озеленению проблемных участков.
Озеленение территории Железногорского района, оздоровление существующих зеленых насаждений, благоустройство и восстановление лесов и лесополос, сохранение водных объектов, болот позволит улучшить и сохранить качество земель, увеличить рекреационную емкость существующих природных систем, увеличить видовое разнообразие растительного и животного мира.
Обращение с отходами производства и потребления.
Приоритетными направлениями в сфере обращения с отходами останутся благоустройство и ликвидация несанкционированных свалок, профилактическая работа с населением Железногорского района, разработка и внедрение технологий, ведущих к снижению объемов образования отходов и их негативного влияния на окружающую среду, внедрение технологий по использованию отходов в качестве вторичных ресурсов.
Одним из способов упорядочивания и минимизации негативного воздействия на окружающую среду является постановка на учёт новых предприятий-природопользователей и разработка ими необходимой разрешительной документации на сбросы и выбросы, лимитов на размещение отходов.
Экологическое воспитание, образование, информирование населения
В рамках данной Программы планируется проведение работы по повышению уровня экологических знаний, формированию экологического сознания, объединению усилий органов местного самоуправления, общественных объединений, бизнеса и населения в целом по экологическому просвещению путем реализации следующих основных направлений:
- информирование населения о состоянии окружающей среды в Железногорском районе;
- проведение "круглых столов", пресс-конференций, бесед, подготовка статей и выступлений в СМИ по вопросам окружающей среды;
- организация и проведение мероприятий, посвященных Дням защиты от экологической опасности, Всемирному Дню охраны окружающей среды;
- проведение конкурсов "Мы за чистый мир"
а) "Лучшее подворье";
б) "Мой уголок России";
в) "Лучшее предприятие Железногорского района" и др.;
- обеспечение непрерывной цепи экологического образования и воспитания "Детский сад - школа - семья";
- организация летних лагерей для учащихся школ с экологическим уклоном;
- приобретение экологической литературы для библиотек, образовательных учреждений.
Ресурсное обеспечение программы
Объемы финансирования мероприятий за счет всех источников носят прогнозный характер, подлежат ежегодной корректировке и учитываются по фактическим затратам.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Приоритеты реализуемой в Железногорском районе муниципальной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды определяются в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, а также в стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Основными приоритетами муниципальной политики на территории Железногорского района в сфере охраны окружающей среды на период до 2020 года являются:
- сохранение, расширение, комплексное освоение и рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением экологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленных предприятий и развития новых производств;
- гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования;
- снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем;
- улучшение качества атмосферного воздуха;
- обеспечение экологической безопасности, в том числе за счет снижения негативного влияния отходов производства и потребления;
- предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, обеспечение экологического равновесия и биологического разнообразия;
- формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
Исходя из основных направлений муниципальной политики и в соответствии с основными приоритетами, была сформулирована цель муниципальной программы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение природных систем.
Достижение цели муниципальной программы требует решения следующих задач:
- строительство и ремонт объектов водоснабжения, строительство сооружений инженерной защиты;
- текущий и капитальный ремонт гидротехнических сооружений;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
- ведение наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, расположенными на территории Железногорского района и находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение населения Железногорского района достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;
- информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение программных мероприятий;
- проведение мероприятий по сбору и вывозу на утилизацию бытовых и производственных отходов;
- обеспечение охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности населения;
- обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов;
- обеспечение населения Железногорского района экологически чистой питьевой водой;
- предотвращение вредного воздействия твердых бытовых отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением территории Железногорского района, работой объектов очистки сточных вод;
- развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения Железногорского района.
3. Прогноз конечных результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей
Система целевых индикаторов и показателей муниципальной программы и подпрограмм сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения цели и решения задач муниципальной программы и подпрограмм.
При формировании системы целевых индикаторов учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).
Состав целевых индикаторов и показателей муниципальной программы и подпрограмм увязан с их задачами, основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность муниципальной программы на весь период ее реализации.
Показатели муниципальной программы характеризуют конечные общественно-значимые результаты развития в Железногорском районе природопользования и охраны окружающей среды.
Показателями (индикаторами) реализации программы являются:
- интенсивность (в результате мониторинга атмосферного воздуха в районах наибольшего загрязнении, прилегающих к хвостохранилищу ОАО "МГОК" загрязнения атмосферного воздуха, воды и почв Железногорского района;
- количество ежегодно (около 10 объектов) строящихся и ремонтируемых объектов водоснабжения и водоотведения;
- количество (в 2012 г. ликвидировано более 70 тонн) утилизированных опасных отходов (пестицидов и агрохимикатов с истёкшим сроком применения);
- объемы работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;
- численность населения, экологические условия проживания которого, будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации объектов водоснабжения и других водных объектов;
- количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние;
- недостаточное увеличение количества жителей, использующих централизованное водоснабжение;
- увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод и других видов загрязнения;
- увеличение количества мест временного размещения (хранения) твёрдых бытовых отходов;
- количество осуществленных мероприятий по ликвидации подтопления территорий в Железногорском районе;
- количество обустроенных колодцев, родников - природных источников питьевой воды;
- объёмы выполненных ремонтных работ на объектах очистки сточных вод;
- численность населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества (тыс. человек);
- количество выполненных мероприятий по мониторингу антропогенного воздействия источников загрязнения на окружающую среду;
- объемы поступления в районный бюджет финансовых средств в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- количество подготовленных выступлений в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды.
Реализация муниципальной программы позволит обеспечить растущие потребности населения и экономики Железногорского района в необходимых природных ресурсах с учетом их рационального использования и снизить отрицательное влияние промышленности и сельского хозяйства, строительства и транспорта на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку, создать более комфортные условия для проживания населения.
Экологическая эффективность муниципальной программы выражается в снижении уровня загрязнения окружающей среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит:
- снизить объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, воду и почву;
- прекратить сброс в водные объекты ненормативно очищенных (загрязненных) сточных вод;
- привести в безопасное техническое состояние ГТС;
- сохранить редкие и исчезающие виды животных и растений;
- установить фактические объемы общераспространенных полезных ископаемых и не допускать их незаконную добычу;
- увеличить площади особо охраняемых природных территорий;
- совершенствовать охрану биологического и ландшафтного разнообразия;
- обеспечить развитие системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний.
Социальная эффективность программы характеризуется улучшением условий проживания населения, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, благоприятных условий для жизни будущих поколений.
Муниципальная программа призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной политики в области экологической безопасности и рационального природопользования, соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Железногорского района.
4. Сроки реализации муниципальной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Срок реализации программы 2014 - 2020 годы. Этапы реализации программы не выделяются.
5. Перечень основных мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
В целях создания благополучной экологической обстановки на территории Железногорского района и рационального использования природных ресурсов необходимо осуществить природоохранные мероприятия, предусмотренные подпрограммой 1.
Основными мероприятиями подпрограммы 1 "Экология и рациональное использование природных ресурсов" являются:
1. Мероприятия по охране окружающей среды на территории Железногорского района. Мероприятия направлены на создание и поддержание благоприятной среды обитания жителей Железногорского района.
2. Решение вопросов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов производства и потребления, развитие и расширение рекреационных мест в муниципальных образованиях Железногорского района, озеленение территории района.
3. Строительство и ремонт объектов водоснабжения, санитарный контроль качества питьевой воды.
4. Пресечение несанкционированной добычи общераспространённых полезных ископаемых.
5. Рациональное использование земельных и водных ресурсов.
6. Благоустройство и ликвидация несанкционированных свалок.
Эффективность реализации данных мероприятий определяется показателями:
- Увеличение количества природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в Железногорском районе.
- Количество ликвидированных несанкционированных свалок и мероприятий по благоустройству территории.
- Положительное решение проблем водоснабжения и водоотведения, улучшение качества питьевой воды.
- Количество положительно решённых экологических проблем.
Реализация указанных мероприятий позволит минимизировать экологический ущерб, связанный с проблемой хранения и утилизации отходов, негативного воздействия на окружающую среду действующих на территории Железногорского района и города предприятий, обеспечить экологическую безопасность жителей Железногорского района и улучшить состояние среды проживания.
Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития Железногорского района и оздоровлению экологической обстановки.
Реализация мероприятий позволит также уберечь сложившиеся природные системы и ландшафты, и будет способствовать сохранению и развитию многих видов растений и животных.
Комплексное решение вопросов, связанных с использованием объектов водоснабжения и других водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, в том числе увеличение пропускной способности водных объектов (рек, ручьев, прудов), их расчистка, дноуглубление, другие виды работ.
Работа по увеличению числа жителей, обеспечиваемых централизованным водоснабжением. Развитие и поддержание в рабочем состоянии систем очистки сточных вод и водоотведения.
Основные мероприятия, способствующие решению проблем водоснабжения и водоотведения:
- обеспечение социально-экономических потребностей жителей в водных ресурсах;
- минимизация загрязнения окружающей среды от сбрасываемых сточных вод;
- сохранение и восстановление водных объектов за счет экологической реабилитации водных объектов;
- предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущербов от наводнений и сброса сточных вод.
Эффективность реализации данных мероприятий определяется показателями:
- Повышение объёмов обеспечения водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Железногорского района;
- благоустройство и ликвидация несанкционированных свалок в населённых пунктах Железногорского района;
- благоустройство мест временного размещения отходов на территориях поселений;
- повышение эффективности очистки сточных вод, обеспечение населённых пунктов объектами водоснабжения и очистными сооружениями;
- обеспечение качества питьевой воды, используемой жителями Железногорского района,
- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод;
- снижение уровней загрязнения атмосферы, земель, водных объектов;
- объёмы работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;
- количество обустроенных колодцев, родников - природных источников питьевой воды;
- объёмы выполненных ремонтных работ на объектах очистки сточных вод;
- количество построенных (реконструированных) и отремонтированных объектов водоснабжения.
Реализация мероприятий предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием объектов водоснабжения и других водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, в том числе увеличение пропускной способности водных объектов (рек, ручьев, озер), их расчистка, дноуглубление, другие виды работ.
Основные мероприятия направлены на:
- обеспечение социально-экономических потребностей населения и предприятий Железногорского района в водных ресурсах;
- обеспечение санитарного контроля качества питьевой воды;
- поддержание эффективной работы очистных сооружений на территории Железногорского района;
- увеличение числа жителей, пользующихся централизованным водоснабжением;
- сохранение и восстановление водных объектов за счет экологической реабилитации водных объектов;
- предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущербов от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, путем обеспечения высокого уровня безопасности гидротехнических сооружений;
Ожидаемые результаты от реализации основных мероприятий:
- улучшение качества жизни жителей Железногорского района;
- снижение уровня загрязнения водоемов и недопущение загрязнения водоносных горизонтов;
- улучшение питьевого водоснабжения населения Железногорского района;
- повышение обеспеченности водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Железногорского района;
- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение гарантированного водоснабжения населения;
- обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих объектов водоснабжения и водоотведения, гидротехнических сооружений;
- обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов.
6. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы
В рамках муниципальной программы объединяются все инструменты, используемые для достижения целей муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования в сфере использования и охраны водных ресурсов по следующим направлениям:
создание механизмов экономического стимулирования рационального использования водных ресурсов, в том числе обеспечивающих сокращение сверхнормативного изъятия водных ресурсов из водных объектов, внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрение систем приборного учета водных ресурсов, а также расширение перечня видов платного водопользования в целях сокращения непроизводительных потерь воды;
создание механизмов экономического стимулирования сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в том числе путем предоставления возможности зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при осуществлении водопользователем инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод;
создание механизмов долевого финансирования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод;
совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих нормы водопотребления и водоотведения;
регламентация хозяйственного использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, усиление ответственности за нарушение установленных требований в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;
регламентация использования земельных участков в границах площадей залегания месторождений подземных вод, которые могут быть использованы для хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусматривается:
а) при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами использовать следующие механизмы:
предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление биологических и других видов отходов, продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов;
б) при решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, использовать следующие механизмы:
укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий муниципального значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;
формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
7. Перечень и краткое описание подпрограмм
В рамках муниципальной программы реализуются следующие подпрограммы:
Подпрограмма 1 "Экология и рациональное использование природных ресурсов".
По данной целевой статье отражаются расходы местных бюджетов (МО) на реализацию подпрограммы по соответствующим направлениям расходов, в том числе:
- в области охраны атмосферного воздуха;
- в области охраны и рационального использования водных ресурсов;
- развитие сети особо охраняемых территорий местного значения;
- в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- экологическое образование и просвещение населения;
- другие мероприятия по охране окружающей среды.
Расходы направлены на создание и поддержание благоприятной среды обитания жителей Железногорского района, развитие и расширение рекреационных мест на территории района, озеленение населённых пунктов, решение вопросов сбора, транспортировки и утилизации отходов производства и потребления.
Подпрограмма представлена в приложении 1 муниципальной программы.
8. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств бюджетов Железногорского района и бюджетов МО, федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников муниципальной программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет бюджетных средств всех уровней, внебюджетных источников.
Механизм реализации предусматривает использование рычагов муниципальной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов.
Механизм выполнения поставленных задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий.
Ответственным исполнителем программы является управление аграрной политики Администрации Железногорского района.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответственный исполнитель в процессе реализации программных мероприятий:
организует и координирует реализацию муниципальной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы в части, его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности муниципальной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации муниципальной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную программу;
предоставляет в отдел по социально-экономическому развитию и ия Администрации Железногорского района и управление финансов Администрации Железногорского района сведения о реализации муниципальной программы;
запрашивает у участников и соисполнителей программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы.
Соисполнители муниципальной программы:
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию, а также отчеты о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.
Участники муниципальной программы:
разрабатывают и осуществляют реализацию подпрограмм и/или основных мероприятий муниципальной программы, в части, их касающейся;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств;
несут ответственность за целевые индикаторы в части, их касающейся;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе ее реализации.
Исполнители программных мероприятий определяются после утверждения программы на конкурсной основе, либо в ином порядке в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Финансирование муниципальной программы осуществляется из бюджетов различных уровней в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на текущий год, а также из внебюджетных источников.
Механизм реализации муниципальной программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы с учетом перечня проектов по реализации программных мероприятий, проведения конкурсов на исполнение конкретных проектов, проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программы утверждается решением о местном бюджете Представительным собранием Железногорского района или представительными собраниями МО по соответствующей программе целевой статьи расходов бюджета.
9. Описание мер муниципального регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы
К основным рискам следует отнести потенциальные изменения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования (в области нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, охраны и использования водных объектов, управления недропользованием и пр.), а также изменения, связанные с передачей дополнительных полномочий муниципальным образованиям Российской Федерации в данной сфере.
Снижению рисков могут способствовать своевременная подготовка управленческих решений, оперативная разработка и реализация нормативных правовых актов Администрации Железногорского района, направленных на приведение в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства нормативных правовых актов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользования, а также обеспечивающих защиту интересов окружающей среды и общества в целом.
К рискам относится и неполучение в полном объеме финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета.
Недополучение средств местного бюджета приведет к снижению качества выполняемых полномочий муниципального образования в сфере охраны окружающей среды.
Вследствие снижения объемов финансирования не будут достигнуты показатели ожидаемых результатов ее реализации.
Данные риски можно минимизировать за счет своевременного контроля за ходом выполнения муниципальной программы и совершенствования механизма текущего управления ее реализацией.
10. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится на основе:
1. Оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей муниципальной программы и их плановых значений, которая рассчитывается по формуле:
, где:
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации муниципальной программы (%);
- фактическое значение i-го показателя эффективности реализации муниципальной программы за отчетный период (в соответствующих единицах измерения);
- плановое значение i-го показателя эффективности реализации муниципальной программы на отчетный период (в соответствующих единицах измерения).
В случае если значения показателей эффективности являются относительными (выражаются в процентах), при расчете эти показатели отражаются в долях единицы.
Общая степень достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы (Сдэ) (%) определяется по формуле:
, где:
- общая степень достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы (%);
- количество показателей эффективности реализации муниципальной программы.
2. Степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств местного бюджета и иных источников ресурсного обеспечения муниципальной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования по формуле:
, где:
Уф - уровень финансирования муниципальной программы (%);
Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы в отчетном периоде (тыс. рублей);
Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период, установленный муниципальной программой (тыс. рублей).
3. Степени реализации мероприятий муниципальной программы на основе сопоставления планируемых и фактически выполненных основных мероприятий муниципальной программы на основе ежегодных планов реализации муниципальной программы.
Оценка сравнения фактически выполненных мероприятий с запланированными осуществляется по формуле:
, где:
Ум - уровень выполнения мероприятий муниципальной программы (%);
Кмф - количество мероприятий муниципальной программы, выполненных в отчетном периоде, на основе ежегодных отчетов об исполнении плана реализации муниципальной программы (единиц);
Кмп - количество мероприятий муниципальной программы, запланированных к выполнению в отчетном периоде, в плане реализации муниципальной программы (единиц).
Оценка эффективности реализации муниципальной программы производится по формуле:
, где:
Эгп - оценка эффективности реализации муниципальной программы (%);
Сдэ - общая степень достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы (%);
Уф - уровень финансирования муниципальной программы (%);
Ум - уровень выполнения мероприятий муниципальной программы (%).
Устанавливаются следующие критерии эффективности реализации муниципальной программы:
если значение показателя Эгп от 80 до 100% и выше, то эффективность реализации муниципальной программы оценивается как высокая;
если значение показателя Эгп от 70 до 80%, то эффективность реализации Муниципальной программы оценивается как средняя;
если значение показателя Эгп ниже 70%, то эффективность реализации муниципальной программы оценивается как низкая.
Достижение количественных показателей за весь период реализации муниципальной программы будет свидетельствовать о достижении ее качественных показателей.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы вместе с отчетом о ходе ее реализации подготавливается, формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников муниципальной программы, и представляется в отдел по социально-экономическому развитию и регулированию продовольственного рынка Администрации Железногорского района и управление финансов Администрации Железногорского района в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Постановлением Администрации Железногорского района Курской области от 20 февраля 2015 г. N 95 Подпрограмма изложена в новой редакции
Подпрограмма 1
"Экология и рациональное использование природных ресурсов" муниципальной программы "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2020 годы"
20 февраля 2015 г.
Паспорт
подпрограммы "Экология и рациональное использование природных ресурсов"
Ответственные исполнители подпрограммы |
- |
Управление аграрной политики Администрации Железногорского района; Консультант по охране окружающей среды Администрации Железногорского района. |
Участники подпрограммы |
|
Управление по имуществу, архитектуре, земельным и правовым вопросам Администрации Железногорского района; Отдел по социально-экономическому развитию и регулированию продовольственного рынка Администрации Железногорского района. |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
1. Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду; 2. Сохранение и обеспечение условий функционирования природных систем. 3. Рациональное использование природных ресурсов и сохранение природных систем на территории Железногорского района. 4. В сроки, предусмотренные Программой, построить 20 ЭВУ, отремонтировать 75 шахтных колодцев, 7 - 8 км водопроводных сетей, 8 водозаборных скважин, восстановить 15 СЗЗ объектов водоснабжения и водоотведения, привести в соответствие с санитарными требованиями работу 4-ёх объектов очистки сточных вод. 5. Провести мониторинг состояния атмосферного воздуха на территориях МО, прилегающих к хвостохранилищу ОАО "МГОК". 6. Провести плановую проверку карьеров по добыче общераспространённых полезных ископаемых. 7. Ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории населённых пунктов. 8. Провести проверку 45 шахтных колодцев в целях установления соответствия качества воды санитарным нормам. 9. Провести необходимые работы по оформлению в собственность 12 ГТС. |
Задачи подпрограммы |
- |
Обеспечение охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности населения; обеспечение населения Железногорского района достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения; проведение мероприятий по утилизации опасных, производственных и бытовых отходов; получение своевременной и объективной информации о состоянии окружающей среды на территории Железногорского района; развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения Железногорского района. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
интенсивность загрязнения территории Железногорского района со стороны действующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий; количество ликвидируемых несанкционированных свалок и количество производственных и бытовых отходов, образуемых на территории Железногорского района; количество мест временного сбора и размещения твердых бытовых отходов; интенсивность разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых (глины, песка); количество объектов водоснабжения и водоотведения, ежегодно строящихся и ремонтируемых на территории Железногорского района; количество подготовленных выступлений в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
Срок реализации программы: 2014 - 2020 гг. Этапы реализации программы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
Объем бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию подпрограммы составляет - тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду; обеспечение экологической безопасности на территории Железногорского района; улучшение состояния атмосферного воздуха, снижение уровня загрязнённости почвы и воды, снижение экологических рисков (мероприятия по пылеподавлению: орошение пылящих пляжей - ежегодно до 15 - 20 га, восстановление 4-х объектов очистки сточных вод, тампонирование 10 водозаборных скважин); улучшение качества питьевой воды и повышение объёмов обеспечения водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Железногорского района (строительство 20 ЭВУ, ремонт 75 шахтных колодцев, ремонт более 7 км водопроводных сетей; обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания для различных объектов растительного и животного мира; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (профилактический ремонт 14 ГТС); обеспечение гарантированного водоснабжения населения; обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений; своевременная реализация мер по предупреждению возникновения экологических бедствий и катастроф; улучшение работы в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами (ежегодная ликвидация около 70 больших и малых несанкционированных свалок); повышение экологической культуры населения Железногорского района (разместить в СМИ более 60 публикаций, провести около 130 мероприятий, способствующих экологическому просвещению и воспитанию населения). |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Острота проблемы экологической безопасности населения вызвана неблагоприятными для человека и живой природы изменениями в состоянии окружающей среды: ее загрязнением (воздуха, воды и почвы), истощением используемых ресурсов и др. в результате развития промышленных производств, увеличения количества автотранспорта, а также снижения возможностей регенерации среды в результате интенсивного воздействия на неё человека.
В этой связи поиск стабилизации и улучшения экологической обстановки в Железногорском районе обусловливает необходимость перехода от анализа имеющейся информации о состоянии окружающей среды к выработке действенных мер по решению данной проблемы, улучшению экологической обстановки.
В предыдущие годы работа по охране окружающей среды велась в соответствии с ежегодным Перечнем природоохранных мероприятий, утверждаемым главой Железногорского района и экологическими проблемами, требующими первоочередного разрешения.
Ряд запланированных мероприятий был выполнен, отдельные - по различным причинам остались нереализованными или корректировались.
Представленная Программа сохраняет преемственность по обозначенным в ней проблемам и направлена на стабилизацию экологической обстановки, сокращение негативного воздействия на природную среду, предотвращение деградации и сохранение природных комплексов, рациональное использование природных ресурсов.
Охрана атмосферного воздуха.
Одной из наиболее острых проблем остается загрязнение атмосферного воздуха, поэтому Программой ставится задача - обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, достижение предприятиями нормативов ПДВ (по отдельным ингредиентам).
Наибольшее влияние на состояние атмосферного воздуха оказывают структурные подразделения Михайловского ГОКа и другие крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, расположенные как на территории Железногорского района, так и на территории г. Железногорска. Наибольшее пылевое давление атмосферный воздух испытывает во время буровзрывных работ в карьере и в результате пыления хвостохранилища Михайловского Гока.
Значительно влияет на качество атмосферного воздуха автотранспорт. Особенно это проявляется на технологических дорогах МГОКа, вдоль федеральной трассы Москва - Батурин, на территории МО "Андросовский с/с", МО "Городновский с/с", МО "Веретенинский с/с", МО "Копёнский с/с", МО "Волковский с/с". Тенденция доминирования вклада передвижных источников выбросов в загрязнение воздушной среды Железногорского района наблюдается в течение последних 5 лет, и достигла почти 70% от общей массы выбросов (без учета железнодорожного транспорта, тракторов, дорожной и строительной техники).
Ситуация с загрязнением атмосферного воздуха усугубляется отсутствием систематического контроля за уровнем его загрязнения.
Для улучшения ситуации с загрязнением атмосферного воздуха предприятиями-природопользователями ежегодно планируются мероприятия по охране окружающей среды, в т. ч. направленные на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух (совершенствование технологических процессов, модернизация, реконструкция и ремонт устаревшего оборудования, ликвидация отдельных источников выбросов и др.).
Ежегодные мероприятия ОАО "МГОК" по снижению пыления при проведении взрывных работ в карьере и сокращению площадей пылящих пляжей на хвостохранилище способствует улучшению атмосферного воздуха на территории Железногорского района.
Увеличение площади зеленых насаждений также позитивно сказывается на улучшении качества атмосферного воздуха.
Охрана почв, животного и растительного мира.
Почвы Железногорского района - лесные, среднесуглинистые от темно-серых до светло-серых лессовидной структуры. Серые лесные почвы обладают высоким естественным плодородием.
В числе основных проблем, негативно влияющих на состояние почвы - это оседание частиц пыли на почву и изменение её структуры в результате пылевыделения при взрывных работах в карьере и пыления пляжей хвостохранилища Михайловского Гока, захламление почв отходами производства и потребления, попадания в почву сточных вод и многолетнее зарастание отдельных земельных площадей сорной и кустарниковой растительностью.
В связи с этим первоочередными задачами по охране земель от вредного воздействия являются: мероприятия по уменьшению пылевого давления на земли сельхозназначения, ликвидация несанкционированных свалок, обработка пустующих земель и активное вовлечение их в сельскохозяйственный оборот.
Для уменьшения процессов эрозии земель, образования оврагов и оползания склонов необходимо совместно с Железногорским лесхозом разработать мероприятия по озеленению проблемных участков.
Озеленение территории Железногорского района, оздоровление существующих зеленых насаждений, благоустройство и восстановление лесов и лесополос, сохранение водных объектов, болот позволит улучшить и сохранить качество земель, увеличить рекреационную емкость существующих природных систем, увеличить видовое разнообразие растительного и животного мира.
Обращение с отходами производства и потребления.
Приоритетными направлениями в сфере обращения с отходами останутся благоустройство и ликвидация несанкционированных свалок, профилактическая работа с населением Железногорского района, разработка и внедрение технологий, ведущих к снижению объемов образования отходов и их негативного влияния на окружающую среду, внедрение технологий по использованию отходов в качестве вторичных ресурсов.
Одним из способов упорядочивания и минимизации негативного воздействия на окружающую среду является постановка на учёт новых предприятий-природопользователей и разработка ими необходимой разрешительной документации на сбросы и выбросы, лимитов на размещение отходов.
Экологическое воспитание, образование, информирование населения
В рамках данной Программы планируется проведение работы по повышению уровня экологических знаний, формированию экологического сознания, объединению усилий органов местного самоуправления, общественных объединений, бизнеса и населения в целом по экологическому просвещению путем реализации следующих основных направлений:
- информирование населения о состоянии окружающей среды в Железногорском районе;
- проведение "круглых столов", пресс-конференций, бесед, подготовка статей и выступлений в СМИ по вопросам окружающей среды;
- организация и проведение мероприятий, посвященных Дням защиты от экологической опасности, Всемирному Дню охраны окружающей среды;
- проведение конкурсов "Мы за чистый мир"
а) "Лучшее подворье";
б) "Мой уголок России";
в) "Лучшее предприятие Железногорского района" и др.;
- обеспечение непрерывной цепи экологического образования и воспитания "Детский сад - школа - семья";
- организация летних лагерей для учащихся школ с экологическим уклоном;
- приобретение экологической литературы для библиотек, образовательных учреждений.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритеты реализуемой в Железногорском районе муниципальной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды определяются в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, а также в стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Основными приоритетами муниципальной политики на территории Железногорского района в сфере природопользования и охраны окружающей среды на период до 2020 года являются:
- сохранение, расширение, комплексное освоение и рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением экологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленных, сельскохозяйственных предприятий и развития новых производств;
- улучшение качества атмосферного воздуха;
- обеспечение экологической безопасности, в том числе за счет снижения негативного влияния отходов производства и потребления;
- формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
Исходя из целей муниципальной политики и в соответствии с основными приоритетами, была сформулирована цель муниципальной подпрограммы - обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Достижение цели подпрограммы требует решения следующих задач:
- обеспечение населения Железногорского района достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов на территории района;
- информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение программных мероприятий;
- проведение мероприятий по сбору и вывозу на утилизацию опасных и бытовых отходов;
- обеспечение охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности населения;
- обеспечение рационального использования земельных и минерально-сырьевых ресурсов;
- предотвращение вредного воздействия твердых бытовых отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- получение своевременной и объективной информации о состоянии окружающей среды на территории Железногорского района;
- развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения Железногорского района.
Целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
1) Количество ежегодно ликвидируемых несанкционированных свалок;
2) Степень воздействия существующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий на атмосферный воздух, воду и почву;
3) Количество ежегодно строящихся и ремонтируемых объектов водоснабжения;
4) возрастающая интенсивность разработки общераспространённых полезных ископаемых (песка, глины);
5) Количество мест временного размещения бытовых отходов;
6) Количество обращения граждан по решению экологических проблем.
Подпрограмму предусматривается реализовать в 2014 - 2020 годах. Этапы реализации программы не выделяются.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуется следующие мероприятия:
1. Проведение мероприятий по охране окружающей среды на территории Железногорского района. Мероприятия направлены на создание и поддержание благоприятной среды обитания жителей Железногорского района;
2. Решение вопросов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов производства и потребления, развитие и расширение рекреационных мест в муниципальных образованиях Железногорского района, озеленение территории района;
3. Строительство и ремонт объектов водоснабжения, санитарный контроль качества питьевой воды.
4. Пресечение несанкционированной добычи общераспространённых полезных ископаемых;
5. Рациональное использование земельных и водных ресурсов.
Эффективность реализации данного мероприятия определяется показателями:
- Увеличение количества природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в Железногорском районе.
- Количество ликвидированных несанкционированных свалок и мероприятий по благоустройству территории.
- Положительное решение проблем водоснабжения и водоотведения, улучшение качества питьевой воды.
- Количество положительно решённых экологических проблем.
Реализация указанных мероприятий позволит минимизировать экологический ущерб, связанный с проблемой хранения и утилизации отходов, негативного воздействия на окружающую среду действующих на территории Железногорского района и города предприятий, обеспечить экологическую безопасность жителей Железногорского района и улучшить состояние среды проживания.
Экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития Железногорского района и оздоровлению экологической обстановки.
Реализация мероприятий позволит также уберечь сложившиеся природные системы и ландшафты, и будет способствовать сохранению и развитию многих видов растений и животных.
4. Характеристика мер муниципального регулирования
В соответствии с основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусматривается:
а) при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами использовать следующие механизмы:
предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведённой ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов;
б) при решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, использовать следующие механизмы:
укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;
формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
В рамках реализации подпрограммы структурными подразделениями Администрации Железногорского района государственные (муниципальные) услуги не оказываются.
6. Информация об участии предприятий и организаций, а также внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Планируется участие предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности, а также внебюджетных фондов в реализации подпрограммы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы предусмотрено осуществлять за счет средств МО Железногорского района и внебюджетных источников.
Объем бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию подпрограммы составляет - рублей, в том числе по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Потенциальные изменения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования следует отнести к основным рискам реализации подпрограммы.
К рискам относится также и неполучение в полном объеме финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета.
Данные риски можно минимизировать за счет своевременного контроля за ходом выполнения подпрограммы и совершенствования механизма текущего управления ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Железногорского района Курской области от 8 ноября 2013 г. N 808 "Об утверждении муниципальной программы "Экология и природные ресурсы Железногорского района на 2014 - 2020 гг."
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3, который вступает в силу с 1 января 2014 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте муниципального образования "Железногорский район" (http://zhel.rkursk.ru/) 4 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации Железногорского района Курской области от 4 августа 2016 г. N 362 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Железногорского района Курской области от 29 июля 2015 г. N 436
Постановление Администрации Железногорского района Курской области от 20 февраля 2015 г. N 95