30 апреля, 30 сентября 2014 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Курске, утвержденным решением Курского городского Собрания от 21.11.2006 N 273-3-РС (в ред. от 27.04.2012 N 239-4-РС) и Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Курска, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 17 сентября 2013 года N 3202, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа).
2. Комитету финансов города Курска (Долженкова Л.В.) обеспечить финансирование Программы в пределах утвержденных ассигнований за счет средств бюджета города Курска на соответствующий год.
3. Управлению информации и печати Администрации города Курска (Лымарь Н.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Городские известия" и размещение на официальном сайте Администрации города Курска в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города Курска Сойникову М.Н.
5. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Глава Администрации г. Курска |
Н.И. Овчаров |
Муниципальная программа
"Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
(утв. постановлением Администрации г. Курска
от 15 октября 2013 г. N 3548)
30 апреля, 30 сентября 2014 г.
Постановлением Администрации г. Курска от 30 апреля 2014 г. N 1567 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
I. Характеристика текущего состояния сферы формирования здорового образа жизни, улучшения демографической ситуации в городе Курске
Демографическая ситуация - одна из актуальных социально-экономических проблем нашего времени. В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года работа Администрации города Курска направлена на сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем поддержки семей с детьми, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи и возрождение духовно-нравственных семейных отношений.
Таблица 1
Основные демографические показатели города Курска за 2009 - 2013 годы
Показатели |
Ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Численность постоянного населения на конец года |
тыс. чел. |
412,3 |
416,9 |
423,2 |
428,7 |
434,0 |
Число родившихся |
чел. |
5000 |
5140 |
4906 |
5092 |
5140 |
Число умерших |
чел. |
5518 |
5821 |
5411 |
5465 |
5380 |
Коэффициент рождаемости |
к-т |
12,1 |
12,4 |
11,7 |
12,0 |
11,9 |
Коэффициент смертности |
к-т |
13,4 |
14,0 |
12,9 |
12,8 |
12,5 |
Естественный прирост, (убыль(-) населения |
чел. |
-518 |
-681 |
-505 |
-373 |
-240 |
Численность прибывших |
чел. |
5853 |
8020 |
12290 |
14052 |
15072 |
Численность выбывших |
чел. |
2647 |
3297 |
5466 |
8119 |
9527 |
Миграционный прирост |
чел. |
3206 |
4723 |
6824 |
5933 |
5545 |
Демографическая ситуация в городе Курске характеризуется ростом численности населения. На 1 января 2014 года численность населения по оценке составит 434,0 тыс. чел. и увеличится за 2013 год на 5,3 тыс. чел. (за 5 лет с 2009 по 2013 годы на 21,7 тыс. чел.). Из приведенных данных видно, что рост численности населения города обеспечивается миграционным приростом.
С каждым годом неуклонно увеличивается вклад миграционной составляющей в рост численности населения города. Механическое движение населения в 2009 - 2013 годах характеризовалось превышением числа прибывших над выбывшими из города.
В значительной степени на этот процесс оказала влияние реализуемая с 2009 года на территории города Курска областная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом. В рамках программы в период 2009 - 2012 годов на территорию города Курска прибыл 3701 чел., из них 2267 участников и 1434 члена их семей.
Несмотря на то, что в последние годы в городе Курске отмечается снижение уровня рождаемости (с 12,1 новорожденных на тысячу человек населения в 2009 году; до 11,9 - в 2013 году), данный показатель является одним из лучших среди областных центров Центрального федерального округа - город Курск стабильно входит в тройку лидеров в течение последних пяти лет.
Уровень смертности снизился с 13,4 чел. в расчете на 1000 чел. населения в 2009 году до 12,5 в 2013 году, но, продолжает превышать уровень рождаемости. Естественная убыль населения уменьшилась в 2013 году по сравнению с 2009 вполовину. Тем не менее, она продолжает оставаться отрицательной, то есть количество умерших с 2009 по 2013 год превышает число родившихся на 2317 чел. или на 8,4 % (за 2009 - 2013 годы умерло 27595 чел., родилось 25278 чел.).
Тип возрастной структуры остается регрессивным. Из общей численности населения доля лиц моложе трудоспособного (до 16 лет) возраста составляет 14,0 %, старше трудоспособного - 23,5 % (в 2009 году 21,4 %), что свидетельствует о недостаточном уровне рождаемости, увеличении процентной доли пенсионеров и демографическом "старении" населения. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях численности населения трудоспособного возраста. В 2009 и 2010 годах по данным переписи населения, удельный вес населения трудоспособного возраста составлял 64,0 % и 63,2% соответственно, а к концу 2011 года - 62,5%.
Половозрастной состав населения характеризуется существенной гендерной диспропорцией. В общей численности населения преобладают женщины (55,6%), количество мужчин в структуре населения - 44,4%. Соотношение полов в течение пяти лет не изменялось: на 1000 мужчин приходится 1250 женщин. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 16 - 17 лет и с возрастом увеличивается. В возрасте 65 - 69 лет женское население превалирует над мужским почти в 2 раза, а в возрасте 70 лет и старше - в 2,5 раза.
Рисунок 1
"Возрастно-половая структура населения города Курска"
В городе Курске наблюдается снижение регистрируемых браков (4143 - в 2009 году и 3526 - в 2012) и официальных разводов (с 2402 в 2009 году до 2242 в 2012 году).
На территории города проживает 1430 многодетных семей, воспитывающих 4742 ребенка; 1367 семей, воспитывающих 1548 детей-инвалидов; около 20 тысяч - молодых семей.
В городе Курске с 2010 года действовала муниципальная программа "Улучшение демографической ситуации в городе Курске", по следующим направлениям: социально-экономическая поддержка семей с детьми, расширение и укрепление городской социальной инфраструктуры, укрепление института семьи. В рамках программы ежегодно более 4,5 тыс. детей первых двух лет жизни из малоимущих семей обеспечены специальными молочными продуктами питания; для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретались новогодние подарки и новогодние билеты. За годы реализации данной программы естественная убыль населения снизилась на 53,7%.
Организована системная работа, направленная на возрождение базовых семейных ценностей. Ежегодно проводятся городские, окружные мероприятия в рамках празднования государственных праздников по семейной тематике - Международного Дня семьи, Международного Дня защиты детей, Дня семьи, любви и верности, Дня матери. Проводятся торжественные церемонии, посвященные регистрации новорожденных, рождению семьи, чествованию семейных династий, многодетных семей. В муниципальных образовательных учреждениях по семейной тематике ежегодно в течение календарного года проводятся единые классные часы, праздничные концерты и творческие встречи, выставки, конкурсы и др. Только в 2012 году проведено более 8 тыс. классных мероприятий, более 1,5 тыс. массовых мероприятий с охватом обучающихся около 93%.
В городе Курске функционируют культурные центры семейного чтения и досуга муниципальное казенное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" и муниципальное казенное учреждение культуры "Централизованная система детских библиотек", работают семейно-консультативные центры "Здоровая семья" при отделах ЗАГС, в которых на бесплатной основе юрист, психолог, врач-педиатр осуществляют прием граждан по семейно-брачному законодательству, оказанию психологической помощи, педиатрической помощи новорожденным и др. В 2011 году открыто муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Социальная гостиная для оказания помощи женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию", что снижает социальную напряженность в городе за счет новых форм работы с неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении. Успешно реализуются проекты "Институт отцовства", "Клуб молодых семей "Планета".
С 2008 года город Курск участвует в областном благотворительном марафоне "Мир детства". Адресную социальную помощь получили 1030 семей с детьми, в том числе на лечение больных детей, приобретение жилья, автотранспорта многодетным и приемным семьям, газификацию помещений, обеспечение мебелью, одеждой, обувью, проведение ремонтных работ, поддержку одаренных детей и молодежи на сумму более 33,6 млн. руб. В рамках благотворительного марафона "Мир детства" на базе ОБУЗ "Курский городской клинический перинатальный центр" и ОБУЗ "Областная детская клиническая больница", как инновационный, реализован проект "Колыбель надежды" (установлены "Бэби боксы").
Реализация мероприятий программы позволила улучшить положение семей с детьми в нашем городе; увеличить количество участников мероприятий, направленных на сохранение здоровой, полноценной семьи.
Решающее влияние на демографические показатели оказывает состояние общественного здоровья населения, факторы риска окружающей среды и образа жизни. Здоровый образ жизни еще не стал нормой для каждого человека, каждой семьи, поэтому сбережение населения, его физического и нравственного здоровья является одним из наиважнейших приоритетов в сфере семейной и демографической политики.
Основными причинами смертности взрослого населения являются болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления. Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни и снижении физической активности населения, в складывающихся новых подходах к организации питания, повышении психоэмоциональных нагрузок и др. Существенными негативными факторами риска, влияющими на состояние здоровья населения, является распространение таких вредных привычек, как алкоголизм, наркомания, табакокурение.
В городе Курске 40 % населения курит, что в свою очередь, вызывает рост болезней системы кровообращения, приводит к хроническим заболеваниям легких и провоцирует многие онкологические болезни. Значительно распространено курение среди молодежи. Во время беременности более 40 % курящих женщин продолжают курить, что приводит к увеличению числа детей, родившихся больными, а также росту недоношенности среди новорожденных и раннему прерыванию беременности.
Отмечается прямая зависимость у подростков между курением, употреблением алкоголя и приобщением к наркотикам. По статистическим данным, в возрасте 12 - 13 лет курят около 7% мальчиков, среди 16-летних уже 30% курящих, а в старших классах начинают курить и девочки. Половина всех курящих в возрасте от 35 до 69 лет умирают преждевременно, а значит, теряют 20 - 25 лет жизни.
Несмотря на положительные тенденции последних лет в постепенном изменении структуры потребления пищевых продуктов, состояние питания населения города Курска в целом свидетельствует о серьёзных отклонениях от принципов здорового питания. Данное положение вещей связано как с социально-экономической ситуацией, так и устоявшимися традициями в питании. Проблема нарушений питания также негативно отражается на состоянии заболеваемости, связанной с алиментарными факторами. Дефицит белка, витаминов, йода, железа приводит к несбалансированности питания и, как результат, - 15% школьников имеют избыточный вес, у взрослого населения данный показатель достигает 50%. Вследствие изменений в рационе питания и образе жизни хронические неинфекционные болезни, включая ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые болезни, повышенное кровяное давление и инсульты, а также некоторые виды рака, все больше и больше становятся причинами нетрудоспособности и преждевременной смертности. Эти тенденции усугубляются тенденциями снижения физических энергозатрат населения, вызванных малоподвижным образом жизни.
Таким образом, современный уровень распространенности вредных привычек наряду с низким уровнем стремления к сохранению собственного здоровья является серьезной угрозой для здоровья как нынешних, так и будущих поколений. Происходящие процессы наблюдаются при недостаточной информированности наших граждан по вопросам здоровья и низкой заинтересованности в сохранении собственного здоровья.
Реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, прежде всего, обеспечивалась путем разработки и реализации Администрацией города Курска долгосрочных целевых программ, направленных на формирование здорового образа жизни среди населения.
Постановлением Администрации города Курска от 26.11.2009 г. N 3192 была утверждена долгосрочная целевая программа "Формирование здорового образа жизни на 2010 - 2013 годы", которая успешно реализуется.
Выполнение основных задач программы, таких как: сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения города Курска, привитие ответственного отношения к состоянию своего здоровья, формирование навыков ведения здорового образа жизни, активизация профилактики социально-значимых заболеваний, снижение основных факторов риска, таких, как алкоголизм, табакокурение, высокое артериальное давление, малоподвижный образ жизни, привело к положительным результатам:
- увеличился процент посещений населением лечебно-профилактических учреждений с профилактической целью с 29% до начала реализации программы до 38,0 % в 2013 году;
- увеличился охват населения профилактическими осмотрами с 92,6% до начала реализации программы до 98,9% в 2013 году;
- снизился уровень распространенности алкоголизма с 19,5% до начала реализации программы до 17,6% в 2013 году;
- снизился удельный вес курящих трудоспособного возраста с 63% до начала реализации программы до 40% в 2013 году;
- увеличился удельный вес лиц, оценивающих свое здоровье как удовлетворительное, с 25% до начала реализации программы до 45,0 % в 2013 году;
- увеличилось число лиц, относящихся к I и II группам здоровья (I - абсолютно здоровые лица, II - лица, имеющие факторы риска развития заболеваний), с 31% до начала реализации программы до 32,0% в 2013 году.
За время реализации программы охват населения программными мероприятиями составил 63,48 % жителей города Курска.
Мероприятия программы затрагивают самые широкие слои населения, как по социальному, так и по возрастному составу. Большое внимание уделяется работе с учениками общеобразовательных школ и молодежью: в образовательных учреждениях размещаются тематические плакаты по пропаганде здорового образа жизни, в школах проходят конкурсы рисунков и агитационных плакатов профилактической направленности. Во всех образовательных учреждениях города Курска проводятся дни здоровья, "Веселые старты", школьные соревнования, в которых принимает участие более 90% обучающихся.
Учитывая, что ведущими причинами смертности взрослого населения являются болезни системы кровообращения, в 2012 году стартовал проект по профилактике данных заболеваний: "Вместе против инсульта" (совместно с Курским государственным медицинским университетом). В рамках проекта проведены акции и круглые столы в образовательных учреждениях города, опубликованы материалы в средствах массовой информации.
Одним из приоритетных направлений работы Администрации города Курска является организация санаторно-курортного лечения детей.
Таблица 2
Сравнительный анализ обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение детей города Курска в 2010 - 2013 гг.
Годы |
Всего путевок на год, ед. |
Всего путевок в летний период |
В том числе |
Удельный вес реализованных путевок, % |
||
Санатории Курской области |
Санатории Черноморского побережья |
|||||
ед. |
% от общего количества |
|||||
2010 |
1780 |
513 |
28,8 |
1514 |
266 |
100 |
2011 |
1635 |
437 |
26,7 |
1417 |
218 |
100 |
2012 |
1936 |
875 |
45,2 |
1659 |
277 |
100 |
2013 |
1900 |
1166 |
61 |
734 |
609 |
100 |
Как видно из таблицы 2, общее количество путевок на санаторно-курортное лечение детей города Курска возросло с 2010 года на 6,7%, количество путевок в санатории для отдыха детей в летний период возросло по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза. В санаториях на Черноморском побережье в 2013 году отдохнули 609 детей, что в 2,3 раза больше, чем в 2010 году. Цифры подтверждают заинтересованность Администрации города Курска в отдыхе детей (приоритет отдается отдыху в летний период) и, как следствие, их оздоровлении. В период с 2010 по 2013 год осуществляется 100% реализация путевок, приобретенных за счет средств областного бюджета.
В 2013 году, помимо организации санаторно-курортного лечения детей города Курска, успешно реализован проект летней профильной смены "гармониЯ" на базе Муниципального учреждения "Городской комплексный оздоровительно-досуговый центр детей и молодежи "Орленок". В основу проекта заложена идеология здоровья, как базиса развития гармоничной личности. В профильной смене приняли участие 240 юношей и девушек города и области в возрасте 14 - 17 лет, занимающих активную социальную позицию, отдающих предпочтение здоровому образу жизни, имеющих потребность к творческой деятельности, самореализации, сотрудничеству.
В 2012 - 2013 годах ведется работа по реализации проекта "Институт отцовства", целью которого является разработка научных, социальных и общественных предпосылок создания системы социально-психологической помощи отцам в современной семье.
В рамках реализации названного проекта в 2013 году проведены: "Первый общегородской форум отцов "Ответственное отцовство: мужской взгляд"; акции и круглые столы в образовательных учреждениях города; "Школы отцов" на базе женских консультаций; опубликованы материалы в средствах массовой информации по вопросам работы института отцовства.
Анализ реализации программ "Улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2010 - 2013 годы" и "Формирование здорового образа жизни на 2010 - 2013 годы" показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, улучшению демографических показателей определены правильно, наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Требуется дальнейшее их развитие.
Накопленный опыт применения программно-целевого метода по осуществлению мер в области формирования здорового образа жизни, улучшения демографии, положения семьи, женщин, детей, позитивные результаты реализации программных мероприятий подтверждают целесообразность и необходимость разработки и принятия новой муниципальной программы, которая будет реализовываться на качественно новом уровне с достаточно высоким уровнем межведомственной координации и консолидацией усилий Администрации города Курска, политических институтов, религиозных организаций, общественных формирований по обеспечению устойчивого демографического развития города Курска.
Муниципальная программа "Формирование здорового образа жизни и улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы" должна стать продолжением ранее действовавших одноименных программ, планом дальнейших действий по реализации на территории города Курска единой государственной семейной и демографической политики. В этом заключается ее актуальность.
Программа необходима как базовый документ для нормативного регулирования в области управления демографическими процессами в городе Курске, обеспечения взаимодействия между Администрацией Курской области, Администрацией города Курска, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов в этой сфере.
Программа "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы" разработана в соответствии с:
федеральным Законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
постановлением Администрации города Курска от 17 сентября 2013 г. N 3202 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Курска";
распоряжением Администрации города Курска от 13 августа 2013 г. N 222-ра "Об утверждении перечня муниципальных программ города Курска".
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основными целями Программы являются:
- сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения города Курска;
- улучшение демографической ситуации в городе Курске.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- формирование навыков ведения здорового образа жизни, привитие ответственного отношения к состоянию собственного здоровья;
- снижение влияния основных факторов риска для здоровья: алкоголизма, табакокурения, наркомании;
- укрепление и развитие социального института семьи, популяризация семейных ценностей, поддержка престижа материнства и отцовства;
- обеспечение деятельности управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска;
- финансовое обеспечение деятельности подведомственного учреждения МБУЗ "Молочная кухня";
- финансовое обеспечение деятельности подведомственного учреждения МКУ ГМЦСП "Спектр".
На сегодняшний день на территории города Курска достаточно высокий уровень смертности, недостаточный уровень рождаемости и, как следствие, - отрицательный естественный прирост населения; увеличение доли граждан старшего возраста - "старение" населения; преобладание в структуре смертности количества умерших от болезней системы кровообращения, сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин, особенно в трудоспособном возрасте. Не искоренены такие явления, как злоупотребление спиртными напитками, курение, наркомания. Здоровый образ жизни не стал нормой для жителей.
В этой связи одной из важнейших задач является необходимость сокращения числа хронических заболеваний и преждевременной смертности посредством повышения мотивации населения к здоровому образу жизни, повышению ответственности за сохранение своего здоровья.
Улучшение состояния здоровья населения требует подхода к здоровью с учетом всех определяющих его факторов, таких как образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, физико-химические факторы окружающей среды. Необходимо обратить внимание на создание условий, побуждающих людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей, нести личную ответственность за собственное здоровье, соблюдать принципы здорового образа жизни, желания сознательного отказа от вредных привычек. Необходимо формировать приоритет здоровья в системе социальных и духовных ценностей, снижать влияние управляемых факторов риска через создание социально-экономических и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни, обеспечивать условия для приостановления роста табакокурения, злоупотребления алкоголем, наркотиками, смещать акценты от лечебных мероприятий к профилактическим, развивать активные формы досуга среди населения.
Еще больше внимания стоит уделить идеологической составляющей: повышению статуса семьи в обществе, пропаганде семейного образа жизни, предполагающего ответственность отцовства и материнства, укреплению семейных традиций. Особое внимание и поддержка необходима молодым семьям как основному демографическому ресурсу общества. Важно создать условия для формирования социально благополучных полноценных молодых семей, которые в состоянии выполнять самостоятельно все социальные функции, возложенные на них государством, в том числе и репродуктивную.
Муниципальная программа "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы" рассчитана на пять лет. Это дает возможность развивать и совершенствовать приоритетные направления социально-экономического развития города, обеспечивая масштабность, непрерывность, адресность проводимых мероприятий, позволяя обобщать и накапливать положительный опыт.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы направлены на формирование здорового образа жизни и улучшение демографической ситуации в городе Курске, включая нормативно-правовое, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное, методическое обеспечение, а также обеспечение деятельности управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска и подведомственных учреждений.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
- пропаганда здорового образа жизни, привитие ответственного отношения к состоянию собственного здоровья (проведение классных часов, выставок рисунков, посвященных пропаганде здорового образа жизни; анкетирования, форумов, конференций, а также разъяснительной работы с населением по проблемам формирования здорового образа жизни; круглых столов по профилактике вредных привычек; пропаганда рационального питания детей раннего возраста; проведение праздников, соревнований, оздоровительных мероприятий городского и иных уровней и т.д.);
- проведение разъяснительной работы с населением по профилактике вредных привычек (акции по формированию здорового образа жизни; проведение встреч с учащимися и студентами учебных заведений по вопросам профилактики СПИДа, наркомании и кожно-венерологических болезней; проведение мероприятий в целях профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании; рейдов с целью выявления несовершеннолетних, склонных к употреблению алкоголя, наркотических веществ; проведение акций, фестивалей, конференций, круглых столов, клубов выходного дня, туристических слетов для молодых семей и т.д.);
- укрепление и развитие социального института семьи (организация и проведение мероприятий, посвященных семейным праздникам, вечеров семейного отдыха, семейных игротек, семейных музыкальных фестивалей, конкурсов семейных ансамблей и концертно-творческих династий, семейных посиделок и клубных гостиных, праздников русских традиций и семейных обрядов, выставок семейного творчества);
- создание социальной рекламы; подготовка материалов для СМИ (пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, пропаганда семейных ценностей и укрепление института семьи);
- финансирование деятельности управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска,
- финансирование деятельности МБУЗ "Молочная кухня", МКУ ГМЦСП "Спектр".
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут изменяться и уточняться с учетом принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях нормативных правовых актов.
Перечень программных мероприятий со сроками их реализации, ответственными, источниками и объемами финансирования приведен в Приложении 1 к настоящей Программе.
Постановлением Администрации г. Курска от 30 апреля 2014 г. N 1567 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 101612,2 тыс. рублей, в том числе:
из бюджета города - 94502,2 тыс. рублей;
из областного бюджета - 7110,0 тыс. рублей;
в том числе по годам:
2014 год - 18517,0 тыс. рублей
из бюджета города - 17095,0 тыс. рублей;
из областного бюджета - 1422,0 тыс. рублей;
2015 год - 18022,7 тыс. рублей
из бюджета города - 16600,7 тыс. рублей
из областного бюджета - 1422,0 тыс. рублей;
2016 год - 20747,5 тыс. рублей
из бюджета города - 19325,5 тыс. рублей;
из областного бюджета - 1422,0 тыс. рублей;
2017 год - 22183,0 тыс. рублей
из бюджета города - 20761,0 тыс. рублей;
из областного бюджета - 1422,0 тыс. рублей;
2018 год - 22142,0 тыс. рублей
из бюджета города - 20720,0 тыс. рублей;
из областного бюджета - 1422,0 тыс. рублей.
Сумма финансирования может быть изменена исходя из: денежных средств, выделяемых на реализацию Программы, после принятия бюджета города на очередной финансовый год и плановый период; выделения средств из областного бюджета.
Ресурсное обеспечение Программы с разбивкой по годам, в целом за весь период реализации и в разрезе главных распорядителей средств бюджета города Курска, ответственных за реализацию Программы приведено в Приложении 2 к настоящей Программе.
V. Механизм реализации Программы, контроль за ходом её реализации
Координацию деятельности и текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска (далее - заказчик).
С учетом реализации программных мероприятий заказчик по представлению исполнителей Программы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и доводит эти сведения с обоснованием до комитета финансов города Курска. В случае необходимости заказчик вносит предложения по уточнению и корректировке программных мероприятий, сроков их исполнения, состава исполнителей, целевых показателей, а также по распределению финансовых средств.
Исполнителями Программы являются: управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска; управление культуры города Курска; комитет образования города Курска; комитет социальной защиты населения города Курска; управление молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска; департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска; Курская городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; администрация Центрального округа города Курска; администрация Сеймского округа города Курска; администрация Железнодорожного округа города Курска; УФСКН России по Курской области; УМВД России по г. Курску.
Исполнители Программы осуществляют организационное, методическое, кадровое и информационное обеспечение мероприятий, ежегодно для их качественного и своевременного проведения разрабатывают необходимые нормативные правовые и текущие документы (положения, приказы, планы, сметы, договоры и др.).
Исполнители мероприятий Программы подготавливают информацию о ходе реализации Программы за 1 квартал,1 полугодие, 9 месяцев текущего года, которая предоставляется заказчику Программы до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По результатам проведения ежеквартального мониторинга выполнения мероприятий и целевых показателей Программы заказчиком подготавливается отчет о ходе реализации муниципальной программы за I квартал, I полугодие и 9 месяцев текущего года нарастающим итогом, который предоставляется курирующему заместителю главы Администрации города Курска до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Эффективное выполнение Программы и успешная реализация заложенных в нее мероприятий возможны только при условии активного взаимодействия всех исполнителей программы, привлеченных специалистов, социальных партнеров, общественности, религиозных организаций, благотворителей, средств массовой информации.
Внесение изменений в Программу осуществляется по согласованию с комитетом экономики, труда и занятости Администрации города Курска, комитетом финансов города Курска и Контрольно-счетной палатой города Курска.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы будут положительно сказываться на основных показателях социально-экономического развития города, так как программные мероприятия направлены на: снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте; увеличение ожидаемой продолжительности жизни; улучшение демографической ситуации, укрепление статуса семьи, снижение заболеваемости, особенно социально значимыми заболеваниями, путем уменьшения влияния факторов риска; продление физической и интеллектуальной активности; снижение расходов на лечение и лекарственное обеспечение за счет переноса акцента на первичную профилактику, раннюю выявляемость и предотвращение развития хронических форм течения заболеваний.
Реализация мероприятий Программы, направленных на профилактику наркомании и незаконного распространения наркотиков, позволит: снизить рост, а в перспективе поэтапно сократить наркоманию и связанную с ней преступность; повысить антинаркотическую ориентацию общества; улучшить оказание психологической, медицинской и реабилитационной помощи потребителям наркотиков и больным наркоманией; усилить эффективность межведомственного взаимодействия по вопросам борьбы с распространением наркомании.
Реализация мероприятий Программы приведет к улучшению качества услуг в области формирования здорового образа жизни, семейной и демографической политики, повышению удовлетворенности населения города Курска данными видами услуг, что является значимым социальным результатом.
Экономический эффект Программы будет достигнут за счет роста потребления населением города Курска услуг в области формирования здорового образа жизни, семейной и демографической политики.
Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из уровня достижения основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы. К 2018 году планируется:
- увеличение удельного веса посещений населением лечебно- профилактических учреждений с профилактической целью с 38,0 % до 39,95 %;
- увеличение удельного веса лиц, оценивающих свое здоровье как удовлетворительное, с 45,0 % до 45,5 %;
- снижение уровня распространенности алкоголизма с 17,6 % до 17,0%;
- снижение удельного веса курящих трудоспособного возраста (табакокурение) с 40 % до 38,6 %;
- снижение числа наркозависимых на 1,0 % за 5 лет;
- повышение уровня рождаемости с 11,9 до 12,2;
- снижение уровня смертности с 12,5 до 11,5.
Перечень показателей для проведения оценки эффективности реализации Программы приведен в Приложении 3 к настоящей Программе.
Исполнители мероприятий Программы подготавливают информацию о ходе реализации Программы за текущий год, которая предоставляется заказчику Программы до 20 января года, следующего за отчетным.
По итогам реализации муниципальной программы за отчетный год (весь период реализации) заказчиком проводится оценка эффективности реализации Программы в соответствии с методикой, утвержденной в составе Программы (Приложение 4).
Результаты оценки вместе с годовым отчетом предоставляются курирующему заместителю главы Администрации города Курска, в комитет финансов города Курска, комитет экономики, труда и занятости Администрации города Курска и Контрольно-счетную палату города Курска в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным.
При значительном отклонении фактических значений целевых показателей и объемов финансирования (более чем на 25%) Программы от запланированных курирующий заместитель главы Администрации города Курска в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, вносит главе Администрации города Курска предложения о принятии решений о корректировке Программы (отдельных мероприятий) с соответствующим изменением объемов финансирования либо о досрочном прекращении реализации Программы.
Постановлением Администрации г. Курска от 30 сентября 2014 г. N 3825 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Формирование здорового образа жизни,
улучшение демографической ситуации
в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
Перечень
программных мероприятий муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
30 апреля, 30 сентября 2014 г.
Постановлением Администрации г. Курска от 30 апреля 2014 г. N 1567 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к муниципальной программе
"Формирование здорового образа жизни,
улучшение демографической ситуации
в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
Ресурсное обеспечение
муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
30 апреля 2014 г.
Источники финансирования, направление расходов |
Всего за период реализации Программы |
В том числе по годам |
|||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
Всего |
101612,2 |
18517,0 |
18022,7 |
20747,5 |
22183,0 |
22142,0 |
|||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
бюджет города Курска |
94502,2 |
17095,0 |
16600,7 |
19325,5 |
20761,0 |
20720,0 |
|||
областной бюджет (субвенция) |
7110,0 |
1422,0 |
1422,0 |
1422,0 |
1422,0 |
1422,0 |
|||
в том числе в разрезе главных распорядителей средств бюджета города Курска, ответственных за реализацию Программы: |
|
|
|
|
|
|
|||
Администрация Железнодорожного округа города Курска |
445,9 |
65,0 |
57,9 |
90,0 |
107,0 |
126,0 |
|||
Администрация Центрального округа города Курска |
158,0 |
25,5 |
56,0 |
25,5 |
25,5 |
25,5 |
|||
Администрация Сеймского округа города Курска |
598,0 |
83,0 |
83,0 |
144,0 |
144,0 |
144,0 |
|||
Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска |
всего: |
100410,3 |
18343,5 |
17825,8 |
20488,0 |
21906,5 |
21846,5 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||
бюджет города Курска |
93300,3 |
16921,5 |
16403,8 |
19066,0 |
20484,5 |
20424,5 |
|||
областной бюджет (субвенция) |
7110,0 |
1422,0 |
1422,0 |
1422,0 |
1422,0 |
1422,0 |
Приложение 3
к муниципальной программе
"Формирование здорового образа жизни,
улучшение демографической ситуации
в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
Перечень
показателей для проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
N п/п |
Наименование показателей, целей и задач программы |
Единица измерения |
Значения показателей Программы |
||||||
До начала реализации Программы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
За период реализации Программы |
|||
Цель 1. Сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения города Курска | |||||||||
Задача N 1. Формирование навыков ведения здорового образа жизни, привитие ответственного отношения к состоянию собственного здоровья. | |||||||||
1.1 |
Увеличение удельного веса посещений населением лечебно-профилактических учреждений с профилактической целью |
процент |
38,0 |
0,15 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
увеличение на 1,95 (с 38,0 до 39,95) |
1.2 |
Увеличение удельного веса лиц, оценивающих свое здоровье как удовлетворительное |
процент |
45,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
увеличение на 0,5 (с 45,0 до 45,5) |
Задача N 2. Снижение влияния основных факторов риска для здоровья: алкоголизма, табакокурения, наркомании. | |||||||||
1.3 |
Снижение уровня распространенности алкоголизма |
процент |
17,6 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
снижение на 0,6 (с 17,6 до 17,0) |
1.4 |
Снижение удельного веса курящих трудоспособного возраста (табакокурение) |
процент |
40,0 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
снижение на 1,4 (с 40,0 до 38,6) |
1.5 |
Снижение числа наркозависимых |
процент |
1520 чел. |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
снижение на 1,0% |
Цель 2. Улучшение демографической ситуации | |||||||||
Задача N 1. Укрепление и развитие социального института семьи, популяризация семейных ценностей, поддержка престижа материнства и отцовства. | |||||||||
2.1 |
Повышение уровня рождаемости |
на 1000 человек населения |
11,9 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
увеличение на 0,3 (с 11,9 до 12,2) |
2.2 |
Снижение уровня смертности |
на 1000 человек населения |
12,5 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
снижение на 1,0 (с 12,5 до 11,5) |
Приложение 4
к муниципальной программе
"Формирование здорового образа жизни,
улучшение демографической ситуации
в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
Методика
оценки эффективности реализации муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
1. Оценка эффективности реализации Программы (далее - оценка) осуществляется заказчиком Программы ежегодно в течении всего срока ее реализации и по окончании ее реализации.
2. Источником информации для проведения оценки являются отчеты: управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска; управления культуры города Курска; комитета образования города Курска; комитета социальной защиты населения города Курска; управления молодежной политики, физической культуры и спорта города Курска; департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска; Курской городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; администраций округов города Курска; УФСКН России по Курской области; УМВД России по г. Курску.
3. Оценка осуществляется по следующим направлениям:
3.1. Достижение цели и решение задач Программы (оценивается за весь период реализации Программы).
3.2. Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых показателей.
Оценка степени достижения запланированных результатов по каждому целевому показателю за отчетный период проводится путем сопоставления фактически достигнутого значения целевого показателя за отчетный период с его плановым значением по следующей формуле:
,
где:
Иi - степень достижения запланированного результата целевого показателя;
Фi - фактически достигнутое значение целевого показателя;
Пi - плановое значение целевого показателя;
i - порядковый номер целевого показателя.
Среднее значение достижения целевых показателей определяется по следующей формуле:
,
где:
Иk - критерий достижения запланированных результатов Программы;
- сумма оценок достижения запланированных результатов всех целевых показателей;
N - количество целевых показателей.
Для расчета среднего значения достижения целевых показателей используются целевые индикаторы, достижение которых предусмотрено Программой в отчетном году.
3.3. Уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования за отчетный период проводится путем сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период, по следующей формуле:
,
где:
Фи - степень уровня финансирования мероприятий Программы;
Фф - фактический объем финансирования мероприятий Программы;
Фп - объем финансирования мероприятий, предусмотренных Программой.
3.4. Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы определяется путем сопоставления количества запланированных к реализации в отчетном периоде мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
,
где:
Ми - показатель степени выполнения мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
Мп - количество мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном периоде.
4. Оценка эффективности Программы в целом определяется по следующей формуле:
,
где:
К - комплексный показатель эффективности реализации Программы;
Иk - критерий достижения запланированных результатов Программы;
Фи - степень уровня финансирования мероприятий Программы.
5.Программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:
- значение комплексного показателя эффективности реализации Программы превышает 85% (K > 85%);
- значение показателя степени выполнения мероприятий Программы превышает 85% (Ми > 85%).
Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:
- значение комплексного показателя эффективности реализации Программы равно или менее 85%, но равно или более 75%;
- значение показателя степени выполнения мероприятий Программы составляет не менее 75%.
Если реализация Программы не отвечает приведенным критериям, то уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Курска от 15 октября 2013 г. N 3548 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014 - 2018 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Текст постановления опубликован в газете "Городские известия" от 30 ноября 2013 г. N 143
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Курска от 29 декабря 2018 г. N 3074
Изменения вступают в силу с 12 января 2019 г.
Постановление Администрации г. Курска от 12 февраля 2018 г. N 289
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2018 г.
Постановление Администрации г. Курска от 25 июля 2017 г. N 1983
Постановление Администрации г. Курска от 30 декабря 2016 г. N 4338
Постановление Администрации г. Курска от 30 марта 2016 г. N 1086
Постановление Администрации г. Курска от 31 декабря 2015 г. N 4312
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Постановление Администрации г. Курска от 17 августа 2015 г. N 2343
Постановление Администрации г. Курска от 11 февраля 2015 г. N 357
Изменения, внесенные подпунктами 1.1 - 1.6 пункта 1 названного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 10 октября 2014 г.
Изменения, внесенные подпунктом 1.7 пункта 1 названного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Постановление Администрации г. Курска от 30 сентября 2014 г. N 3825
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.
Постановление Администрации г. Курска от 30 апреля 2014 г. N 1567