Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Структура законопроекта
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования. Наименование законопроекта печатается с прописной буквы по центру страницы жирным шрифтом. В наименовании законопроекта перечисление всех изменяемых им законодательных актов не осуществляется. В наименовании либо должна быть определена тематика вносимых изменений, либо указано, в связи с чем вносятся изменения в законодательные акты. Конкретизация наименования законопроекта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в два законодательных акта,
2. Включение в законопроект преамбулы не является обязательным. Преамбулы могут подразделяться на абзацы, частей в преамбулах нет.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.2
3. В законопроекте употребляются следующие структурные единицы законопроектов по нисходящей:
раздел;
подраздел;
глава;
статья.
Если в законопроекте нет глав, структурная единица "раздел" не вводится.
Возможно деление разделов крупных законопроектов на подразделы.
4. Раздел законопроекта:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами; имеет единую (сквозную) нумерацию для всего акта; имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.
5. Подраздел законопроекта:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами; имеет наименование.
Обозначение и наименование подраздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.
6. Глава законопроекта: нумеруется римскими цифрами; имеет наименование.
Обозначение и наименование главы печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.
7. Статья законопроекта:
является основной структурной единицей законопроекта; имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой;
имеет единую (сквозную) нумерацию для всего законопроекта; имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается жирным шрифтом с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы жирным шрифтом в одну строку с обозначением порядкового номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после порядкового номера статьи ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа жирным шрифтом.
Структурными единицами статьи являются части, пункты, подпункты, абзацы.
Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой, имеют единую нумерацию для данной статьи, наименований не имеют. Тексты частей начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
Части статей подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и имеют строчные цифровые обозначения со скобкой: 1), 2), 3), после которых знак препинания не ставится. Пункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
Пункты подразделяются на подпункты, которые следуют после двоеточия и имеют строчные буквенные обозначения со скобкой а), б), в), после которых знак препинания не ставится. Подпункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы. Абзацы внутри частей, пунктов и подпунктов статьи отделяются друг от друга точкой, точкой с запятой, двоеточием.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Структурная единица статьи, начинающаяся арабской цифрой с точкой, арабской цифрой или строчной буквой с закрывающейся круглой скобкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется "абзацем первым части (пункта, подпункта)".
В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами.
8. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой, и (или) абзацы.
Подпункты могут делиться на абзацы.
9. Нумерация статей, глав, подразделов, разделов законопроекта должна быть сквозной. Недопустимо изменять нумерацию разделов, подразделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и (или) признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, подразделов, глав, статей.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию. Пересчет структурных единиц законодательного акта, то есть указание их количества с учетом внесения соответствующих изменений в статью законодательного акта, не производится.
При признании структурной единицы законодательного акта, структурной единицы статьи законодательного акта утратившей силу место этой структурной единицы законодательного акта, структурной единицы статьи законодательного акта в структуре законодательного акта сохраняется.
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами законодательного акта или статья законодательного акта дополняется новыми структурными единицами статьи, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительными цифрами, помещаемыми рядом с основными цифровыми или буквенными обозначениями выше опорной линии текста (посредством проставления надстрочного знака).
При изменении структурных единиц законодательного акта, структурных единиц статьи законодательного акта, признании их утратившими силу, дополнении законодательного акта новыми структурными единицами, дополнении статьи новыми структурными единицами должны учитываться все ранее произведенные изменения, в том числе и не вступившие в силу на момент внесения изменений.
10. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу". Законодательные акты вступают в силу после их официального опубликования. При определении сроков вступления в силу законодательного акта через какое-либо время после его официального опубликования расчет времени производится в днях после его официального опубликования. При том необходимо использовать слова "вступает в силу по истечении... дней после его официального опубликования".
В случае, если предполагается, что законодательный акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после его официального опубликования, следует использовать слова "вступает в силу "____" _______________ 20___ года, но не ранее его официального опубликования", если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если в статье о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц законопроекта, в этой статье указывается общий срок вступления в силу законодательного акта, за исключением структурных единиц, вступающих в силу в ином порядке, а также определяется порядок вступления в силу этих структурных единиц.
11. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами с указанием знака N.
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста закона с указанием наименования, регистрационного номера и даты подписания закона.
Наименование приложения располагается по центру страницы. В приложения должны помещаться только те положения законопроекта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи законопроекта, но которые должны быть урегулированы на уровне законодательного акта.
Приложение, помимо употребляемых в законопроекте структурных единиц, может иметь такие структурные единицы, как строка, графа и другие. В Приложениях, утверждающих порядки, положения и прочее, употребляются следующие структурные единицы: разделы, подразделы, главы, пункты, подпункты, абзацы, обозначаемые и нумеруемые в порядке, предусмотренном настоящими Методическими рекомендациями для законопроектов. В случаях, когда в приложение вносится несколько изменений или приложение имеет сложную структуру, не позволяющую однозначно выделить структурную единицу, подлежащую изменению, следует излагать приложение в новой редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.