Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная политика в Российской Федерации в отношении инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав.
Один из главных барьеров, создающих для инвалидов неравные возможности, - отсутствие условий для безбарьерного доступа к объектам социальной инфраструктуры, средствам информации и транспорту.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны. В городе Железногорске численность инвалидов составляет 7157 человек (7,1 процента населения города), в том числе 357 детей-инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские организации и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
В целях выработки предложений по формированию государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов, а также обеспечения более эффективной реализации действующего законодательства на территории Курской области действует Совет по делам ветеранов и инвалидов при Губернаторе Курской области. В работе данного Совета принимают активное участие руководители общественных объединений и организаций инвалидов. За период деятельности Совета на нем были рассмотрены наиболее актуальные вопросы социальной защиты инвалидов, в том числе их трудоустройства, оказания помощи общественным организациям инвалидов.
Несмотря на то, что значительная часть обязательств по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки отнесена к компетенции федеральных органов исполнительной власти, целый ряд вопросов, касающихся реабилитации, трудоустройства инвалидов, создания для инвалидов безбарьерной среды жизнедеятельности, условий для занятий спортом, творчеством, решается органами исполнительной власти Курской области.
В городе принимаются определенные меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. С 2012 года Курская область принимает участие в государственной программе "Доступная среда".
С 2013 года общеобразовательные учреждения города Железногорска принимают участие в государственной программе "Доступная среда". На условиях софинансирования за счет консолидированных средств федерального, областного и муниципальных бюджетов школы города смогли создать условия для инклюзивного образования детей с инвалидностью, предусматривающие создание универсальной безбарьерной среды.
В МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" уже 4-й год функционирует для детей с ОВЗ и детей-инвалидов Центр дистанционного обучения, оснащенный за счет регионального бюджета. На базе Центра проходят обучение дети с 1 по 11 класс.
В МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" существуют классы охраны зрения. В них занимаются 62 учащихся начальной школы и 20 учащихся 5 классов.
Для интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников проводятся школьные, городские, областные детские мероприятия, посвященные Международному Дню защиты детей, Дню Семьи, Международному дню инвалидов.
В целях привлечения лиц с ограниченными возможностями к занятиям спортом, с 2000 года в городе проводится городская спартакиада среди инвалидов и детей-инвалидов. Призеры награждаются денежными премиями за счет средств бюджета города Железногорска. Победители и призеры участвуют в областных соревнованиях.
В городе построены спортивные новые спортивные объекты, которые в полном объеме соответствуют требованиям СНиП в части доступности для инвалидов - это "Ледовый каток "Юбилейный" и Физкультурно-оздоровительный комплекс "Старт".
Для инвалидов и детей-инвалидов предусмотрено неограниченное бесплатное посещение тренажерного зала, ледового катка.
Особое внимание в городе уделяется материальной поддержке инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов.
За счет средств бюджета города Железногорска оказывается адресная социальная помощь в виде денежных средств на лечение. Ежегодно помощь оказывается не менее 300 нуждающимся на общую сумму 1,7 млн. руб.
Для обеспечения транспортной доступности приобретен специализированный автотранспорт для перевозки инвалидов, в т.ч. в рамках развития службы "Социальное такси" на базе комплексного центра социального обслуживания населения. Для обеспечения условий безбарьерной среды и социально-средовой адаптации инвалидов, в первую очередь с заболеваниями опорно-двигательного аппарата для центра приобретен мобильный гусеничный лестничный подъемник.
В формировании доступной среды в городе Железногорске определенное участие принимают общественные организации инвалидов, проводятся различные спортивные и культурные мероприятия, осуществляются мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов. Руководители указанных организаций принимают активное участие в разработке проектов нормативных правовых документов, регулирующих вопросы жизнедеятельности инвалидов.
Проблемы адаптации инвалидов и интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким маломобильным группам населения относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов общая численность маломобильных групп населения составляет порядка 20 - 25% от общего числа жителей Курской области.
Таким образом, формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, в городе Железногорске, как и в целом в Российской Федерации, находится на недостаточном уровне.
"Дорожная карта" регламентирует порядок проведения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения и объектам жилищного фонда территориальных образований Курской области.
Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем, в том числе:
несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.