Решение Курского областного суда
от 13 января 2017 г. по делу N 3а-1/2017
Именем Российской Федерации
13 января 2017 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Курского областного суда Ермакова М.И.,
при секретаре Павловой Ю.О.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Михайловой Е.В., представителя административного истца ПАО "Квадра - Генерирующая компания" по доверенности Лугового С.Н., представителей административного ответчика Администрации Курской области по доверенности Новикова Ю.Л., Золотухиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Квадра - Генерирующая компания" к Администрации Курской области о признании недействующим пункта 10 Приложения N 1 к Постановлению Администрации Курской области от 18.12.2008 года N 403 "Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска для земельных участков под объектами коммунального хозяйства равным 1,0 %, установил:
18 декабря 2008 года постановлением Администрации Курской области N 403 "Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" установлены значения коэффициентов видов разрешенного (функционального) использования земельных участков.
Пунктом 10 Приложения N 1 к постановлению Администрации Курской области от 18 декабря 2008 г. N 403 установлено значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви), находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, для расчета арендной платы земельных участков, расположенных под объектами коммунального хозяйства, равным 1 %.
Постановление Администрации Курской области N 403 от 18 декабря 2008 года опубликовано в печатном издании "Курская правда", N 234-235, 31.12.2008, и в настоящее время действует в редакции изменений, внесенных постановлением Администрации Курской области от 27.07.2015 N 461-па "О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 18.12.2008 N 403".
ПАО "Квадра-Генерирующая компания" обратилось в суд с административным иском к Администрации Курской области, где с учетом уточнений, просило признать недействующим постановление Администрации Курской области N 403 от 18 декабря 2008 года в части установления коэффициента Кви для расчета арендной платы за использование земельных участков, расположенных под объектами коммунального хозяйства, равным 1% с 01 марта 2015 года. Свои требования обосновало тем, что является арендатором земельных участков, арендная плата за использование которых начисляется с применением данного коэффициента. Его размер превышает предельный размер ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, установленный приказами Минэкономразвития России N 347 от 18 июня 2013 года и N 217 от 23.04.2013 года.
Представители Администрации Курской области по доверенности Новиков Ю.Л., Золотухина В.В. иск не признали, свою позицию мотивируя, тем, что орган государственной власти субъекта РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок определения арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно положения приказов Минэкономразвития России N 347 от 18 июня 2013 года и N 217 от 23.04.2013 года не могут быть применены в настоящем деле.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей правильным в удовлетворении административного иска отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно вступившему в силу с 1 марта 2015 г. пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. При этом требования, содержащиеся в названных положениях ЗК РФ, распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку, как следует из пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Во исполнение пункта 5 Правил принят приказ Минэкономразвития России N 217 от 23 апреля 2013 года, согласно которому, ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установлена в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
По делу установлено, что ПАО "Квадра-Генерирующая компания" филиал ПАО "Квадра" - "Курская генерация" является арендатором земельных участков, находящихся в государственной собственности и государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки предоставлены обществу в целях размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Размер арендной платы рассчитывается с применением коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков Кви равным 1 %, как для земельных участков, расположенных под объектами коммунального хозяйства.
Данные обстоятельства подтверждаются действующими договорами аренды земельных участков, заключенных административным истцом с Комитетом по управлению имуществом Курской области N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 06.07.2009 г., N от 16.11.2009 г., N от 07.05.2009 г. с приложенными к ним расчетами арендной платы.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 1 Закона Курской области от 28.12.2007 N 137-ЗКО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области путем умножения ставки арендной платы на площадь земельного участка и рассчитывается по следующей формуле:
А = Ас x S,
где:
А - величина арендной платы, руб./кв. м, рассчитываемая за 12 месяцев;
Ас - ставка арендной платы, руб./кв. м;
S - площадь земельного участка, кв. м.
Ставка арендной платы устанавливается в расчете на год в рублях за единицу площади земельного участка и рассчитывается по следующей формуле:
Ас = УПКСЗ x Кви x Ка,
где:
УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования, руб./кв. м. Определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв. м земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
Используемые административным истцом земельные участки имеют вид разрешенного использования, в отношении которых пунктом 10 приложения N 1 к постановлению Администрации Курской области N 403 от 18 декабря 2008 года установлено значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков Кви равным 1 %.
Таким образом, оспариваемый коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков Кви 1 %, в нарушение требований пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ не соответствует ставке арендной платы, установленной приказом Минэкономразвития России N 217 - 0,7 %.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление в части признания недействующим нормативного правового акта, установившего значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков Кви равным 1 %, для расчета арендной платы за земельные участки предоставленные (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта приказу Минэкономразвития России N 347 от 18 июня 2013 года, согласно которому, ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их объектов установлена в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Так, ставка арендной платы, установленная приказом Минэкономразвития России N 347 от 18 июня 2013 года в размере 1,6% кадастровой стоимости земельного участка, значительно выше размера значения коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков Кви -1%, установленного оспариваемым актом для расчета арендной платы за земельные участки, используемые истцом для размещения тепловых станций, обслуживающих их объектов.
Ссылка на то, что арендная плата, уплачиваемая административным истцом, превышает предельную ставку арендной платы, установленную приказом Минэкономразвития России N 347 от 18 июня 2013 года для Курской области в размере 5,24 рубля за кв. м, не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений постановления органа государственной власти правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Превышение ставки арендной платы относительно ее предельного значения, установленного приказом Минэкономразвития России N 347 от 18 июня 2013 года, вытекает из формулы расчета:
Ас = УПКСЗ x Кви x Ка (при Ка всегда равным 1),
и является следствием высокого значения удельного показателя кадастровой стоимости земли для данного вида использования, руб./кв. м, который не устанавливается оспариваемым нормативным правовым актом и имеет разные величины для земельных участков. Так, согласно расчетам истца от 13.01.2017 года и кадастровым паспортам земельных участков, значение УПКСЗ для земельных участков, используемых истцом для размещения тепловых станций, изменяется от 963, 09 руб./кв. м до 1947,65 руб./кв. м, а поэтому установление единого значения множителя для получения всегда одного размера предельной ставки арендной платы, невозможно.
Соответственно в этой части требование административного истца удовлетворению не подлежит.
В такой ситуации арендатор не лишен права защищать свои интересы, в случае превышения арендной платы относительно ее предельной ставки в размере 5,24 рубля за кв. м, в ином судебном порядке.
Нельзя признать законным и обоснованным утверждение прокурора о том, что использование в формуле расчета арендной платы в Курской области, такого показателя как УПКСЗ, препятствует установлению для арендаторов ставки арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 217 от 23 апреля 2013 года.
Статьей 1 Закона Курской области от 28.12.2007 N 137-ЗКО для расчета арендной платы в регионе за кадастровую стоимость земельного участка фактически признается произведение
УПКСЗ x S,
где
S - площадь земельного участка,
УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования, определенный как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв. м земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель.
Применение для расчета арендной платы усредненной по кадастровому кварталу кадастровой стоимости земельного участка не изменяет существа правоотношения, то есть установления арендной платы, как произведения кадастровой стоимости земельного участка на поправочный коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования. В соответствии с дополнением к административному иску и расчетами в нем от 13.01.2017 года, кадастровая стоимость всех арендуемых административным истцом земельных участков для размещения трубопроводов, точно соответствует произведению УПКСЗ x S.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения нормативного акта должны быть признаны недействующими, на основании разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", с учетом применения нормативного правового акта до вынесения решения суда и реализации на основании этого акта прав граждан и организаций, суд признает его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, решение суда по настоящему делу подлежит опубликованию (размещению) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", и в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд решил:
административное исковое заявление ПАО "Квадра-Генерирующая компания" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 10 Приложения N 1 к Постановлению Администрации Курской области от 18.12.2008 N 403 "Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" в части установления коэффициента Кви равным 1% для расчета арендной платы за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения.
Решение суда подлежит опубликованию Администрацией Курской области в официальном печатном издании данного государственного органа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Администрации Курской области в пользу ПАО "Квадра-Генерирующая компания" филиал ПАО "Квадра" - "Курская генерация" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Курского областного суда |
М.И. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курского областного суда от 13 января 2017 г. по делу N 3а-1/2017 (ключевые темы: ставки арендной платы - государственное имущество - кадастровая стоимость земельного участка - водоотведение - оспаривание нормативных правовых актов)
Текст решения официально опубликован не был
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве