Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года |
город Курск |
Курский областной суд в составе:
судьи Курского областного суда Ермакова М.И.,
при секретаре Александровой А.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Михайловой Е.В., представителя административного истца Вълчева В.А. по доверенности Адоньевой О.В., представителя административного ответчика Администрации Курской области по доверенности Киреевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вълчев В.А. к Администрации Курской области о признании недействующим с момента принятия пункта 28 Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановлением Администрации Курской области N 392-па от 25 апреля 2012 года,
установил:
25 апреля 2012 года Постановлением Администрации Курской области N 392-па "Об утверждении Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства" утверждены Правила предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства (далее Правила).
Постановление Администрации Курской области N 392-па "Об утверждении Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства" от 25 апреля 2012 года и утвержденные им Правила опубликованы на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 26.04.2012.
Влъчев В.А. обратился в Курский областной суд с административным иском, где просил признать недействующим с момента принятия пункт 28 Правил. Свои требования мотивировал тем, что пункт 28 Правил применен в отношении административного истца при взыскании с него полученной ранее субсидии. Оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку субсидия предоставляется на безвозвратной основе, если она предоставлена на возмещение затрат; федеральным законодателем не предусмотрено такого условия возврата субсидии, как прекращение предпринимательской деятельности ранее года с момента получения субсидии.
В судебном заседании представитель административного истца Вълчева В.А. по доверенности Адоньева О.В. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям и просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Курской области по доверенности Киреева Н.В. иск не признал, свою позицию мотивируя наличием полномочий у Администрации Курской области на принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Михайлова Е.В., полагавшей правильным в иске отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесена разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 7 статьи 7 указанного Федерального закона).
С целью формирования благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Курской области, улучшения отраслевой структуры экономики, популяризации предпринимательской деятельности, постановлением Администрации Курской области от 24 октября 2013 г. N 774-па утверждена государственная программа Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области", где одной из подпрограмм предусмотрена подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области".
В рамках основного мероприятия 2.01 "Формирование правовой среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства" предусмотрено предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с производством товаров (работ, услуг), на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным ими в российских кредитных организациях.
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что субсидия начинающим собственный бизнес предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, принявшим на себя обязательство осуществлять предпринимательскую деятельность по направлению, по которому получена субсидия, в течение не менее одного года со дня получения поддержки.
Таким образом, оспариваемый административным истцом пункт 28 Правил, предусматривающий условие предоставления субсидии, принят в пределах полномочий Администрации Курской области.
Установлено, что 23 декабря 2015 года между Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области и Вълчевым В.А. заключен договор о предоставлении субсидии за счет средств областного и (или) федерального бюджета на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, в том числе в инновационной сфере и молодежном предпринимательстве, в порядке и сроки, предусмотренные Правилами и условиями Договора. Пунктом 2.3.2 Договора предусмотрена обязанность получателя субсидии осуществлять предпринимательскую деятельность по направлению, по которому получена субсидия, в течение не менее одного года со дня поддержки. Субсидия была предоставлена Вълчеву В.А.
В связи с нарушением условий предоставления субсидии Вълчевым В.А. (прекращение предпринимательской деятельности ранее года со дня получения поддержки) Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области обратился в суд с иском о взыскании субсидии в размере 249050 рублей.
Решением Железногорского городского суда Курской области от 07 августа 2017 года (не вступившим в законную силу на момент вынесения настоящего решения) иск Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области удовлетворен - с Влъчева В.А. в доход областного бюджета взыскана полученная им субсидия.
Соответственно оспариваемый нормативный правовой акт применялся к Влъчеву В.А. при взыскании субсидии в связи с нарушением условий ее предоставления.
Подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее Общие требования).
Согласно подпунктам "а", "б", "г" пункта 2 Общих требований правовые акты содержат: общие положения о предоставлении субсидий; условия и порядок предоставления субсидий; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, в том числе, порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении (подпункт "б" пункта 6 Общих требований).
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый Вълчевым А.В. пункт 28 Правил принят в полном соответствии с требованиями нормативных правовых актов имеющих большую силу, в частности, подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "б", "г" пункта 2, подпункта "б" пункта 6 Общих требований, которыми предусмотрена обязанность региональных властей предусматривать в нормативных правовых актах условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении.
Довод административного истца и его представителя о том, что оспариваемое условие по предоставлению субсидии не должно устанавливаться в случае предоставления субсидии на возмещение затрат, отклоняется в связи с необоснованностью, поскольку данное положение не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере предоставления субсидий.
Суд исходит из того, что целью представления субсидии является формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Курской области. Оспариваемое условие предоставления субсидии отвечает как этой цели, а также и задачам подпрограммы, таким как, формирование правовой среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства; содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в привлечении финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности, в разработке и внедрении инноваций, модернизации производства; содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении продукции (товаров, услуг) на межрегиональные и международные рынки; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях; формирование положительного имиджа предпринимательства, развитие делового сотрудничества бизнеса и власти, условие предоставления субсидии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и полагает правильным в удовлетворении административного иска отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Вълчев В.А. о признании недействующим пункта 28 Правил предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановлением Администрации Курской области N 392-па от 25 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Курского областного суда |
М.И. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курского областного суда от 17 октября 2017 г. по делу N 3а-20/2017
Текст решения официально опубликован не был
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве