Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния муниципальной системы образования города Курска
Согласно Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, комплексной программе социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы, одним из основных приоритетов является создание условий для развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки населения, а, следовательно, повышение качества жизни горожан.
Образование выступает в качестве одной из отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования, обеспечение современных условий воспитания и обучения детей и школьников, их позитивной социализации являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения.
Образовательная политика в Курске является частью социальной политики, ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов:
инновационное развитие города;
доступность качественного образования;
улучшение здоровья подрастающего поколения;
снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков: безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;
повышение социального статуса учителей.
Администрация города Курска совместно с образовательными организациями проводит целенаправленную работу по модернизации отрасли "Образования". Цель политики модернизации муниципальной системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы области.
Сфера реализации муниципальной программы "Развитие образования города Курска на 2019 - 2024 годы" (далее - муниципальная программа) - системы общего (включая дошкольное) и дополнительного образования детей и подростков. Указанная программа преемственно продолжает направления функционирования и развития системы образования города Курска, определенные соответствующей муниципальной программой на 2014 - 2018 годы.
В настоящее время в городе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Сеть образовательных организаций охватывает все уровни общего образования и характеризуется разнообразием: дошкольное образование - детские сады различных видов, центры развития ребенка; общее образование - начальная, средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов; учреждения дополнительного образования детей - дворцы, дома и центры детского творчества, дворец пионеров и школьников.
В настоящее время в городе функционируют:
150 муниципальных образовательных организаций,
частное общеобразовательное учреждение "Курская православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского", Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Гармония", 5 учреждений, обеспечивающих функционирование системы образования.
В период 2014 - 2018 годов в городе Курске ключевым направлением деятельности в сфере дошкольного образования было решение проблемы общедоступности дошкольного образования. Важным шагом в решении данной проблемы являлись мероприятия по увеличению охвата детей дошкольным образованием, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ограниченными возможностями здоровья), которые позволили к 1 июля 2018 года охватить дошкольным образованием 20 669 детей (30433 от численности детского населения Курска от 1 года до 8 лет).
В указанный период в городе:
с 2014 года расширена сеть муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования на 6 ед. (с 76 ед. до 82 ед.) Работа велась по следующим основным направлениям: возвращение помещений бывших детских садов, используемых не по назначению, в систему муниципального образования за счёт реконструкции детских садов ДОУ N 24 на 182 места, N 79 на 110 мест, N 7 на 120 мест; строительства новых объектов: ДОУ N 11 на 280 мест, ДОУ N 14 на 140 мест, N 15 на 280 мест с общим количеством в них мест 1112 ед.;
развивались и поддерживались следующие вариативные формы дошкольного образования:
открыта 1 дополнительная группа на 20 мест при МБОУ СОШ N 54;
создана группа кратковременного пребывания (1 ед. на 12 чел. для детей-инвалидов в детском саду N 86, 1 ед. на 17 чел. в школе N 2), социальной поддержки (к действующим 6 группам в детских садах N 16, N 96, N 119, N 127 добавились 2 группы в МБДОУ N 16 и N 91 (охват детей, чьи семьи оказались в сложной жизненной ситуации, составил 164 чел.); за период реализации программы созданы консультативные пункты для детей из семей, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных учреждениях (10 ед. на 257 чел. в 10 детских садах NN 4, 8, 10, 15, 67, 84, 86, 102, 108, 122), в 2016 году создана группа раннего вмешательства на базе МБДОУ N 102;
разработаны 2345 адаптированных программ для детей с ОВЗ;
оказывались меры поддержки негосударственным детским садам.
В рамках реализации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курской области на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения созданы условия для обучения детей-инвалидов в ДОУ NN 67, 86, 102 (в настоящее время активно ведется работа по созданию доступной среды для инвалидов в ДОУ N 16).
Открытие дополнительных групп способствовало росту уровня обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях. Расширение сети и увеличение мощности муниципальных детских садов также способствовало снижению очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет на устройство в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - МДОУ), увеличению доли детей данного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, а также доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в МДОУ, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет. К концу 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" показатель "достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет" в городе Курске был выполнен. Число детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет составило 3786 чел.
До конца 2018 года для открытия в городе Курске дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет планируется провести следующие мероприятия:
приобретение детского сада по пр. А. Дериглазова на 280 мест (94 места для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет),
выкуп здания детского сада ОАО РЖД на 160 мест (из них 77 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет) и передача его ДОУ N 16;
ввод в эксплуатацию на базе действующего детского сада N 107 двух ранее не функционировавших групп для 44 детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
Муниципальная политика в сфере общего и дополнительного образования направлена на предоставление современных качественных образовательных услуг в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности в динамичных социально-экономических условиях.
Система общего и дополнительного образования Курска включает (к концу 2017 - 2018 уч. года) 60 общеобразовательных организаций с числом учащихся 45419 чел. (в том числе ЧОУ "Курская православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского" - 234 чел.) и 8 организаций дополнительного образования с числом учащихся 25260 человек.
Эффективность работы общеобразовательных организаций характеризуется уровнем освоения учащимися основных общеобразовательных программ. В 2017 - 2018 учебном году 3942 выпускника 9-х классов и 1895 выпускников 11-х (12-х) классов успешно прошли государственную итоговую аттестацию.
Возросло количество выпускников средней общеобразовательной школы, награжденных медалями муниципального и федерального значения: в 2018 г. количество награжденных составило 524 чел., из них золотыми медалями городского и федерального значения награждены 385 чел., серебряными -139 чел., в 2014 году это количество составляло 309 чел., из них 197 золотыми медалями городского и федерального уровня, 112 чел. - серебряными медалями муниципального уровня. Все медалисты подтверждали свои знания на ЕГЭ по основным предметам (русский язык, математика). Одним из факторов, оказывающих влияние на качество образования, является обновление компетенций педагогических кадров, повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей. Доля учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального и основного общего образования, составила 100%.
За период с 2014 по 2018 год отмечена положительная динамика по следующим позициям: снизилось количество обучающихся на один компьютер с 13 чел. в 2013 году до 10 чел. В 2017 - 2018 учебном году; увеличилось число преподавателей, прошедших обучение по информационным технологиям с 64% до 66%.
В целях повышения качества образования, а также обеспечения односменного режима обучения для учащихся 1-11-ых классов за три последних года создано 1028 дополнительных мест за счет оптимизации загруженности школ путем эффективного использования имеющихся помещений, проведения организационных, кадровых решений.
За счет ввода в эксплуатацию в 2016 году здания школы по проспекту Победы на 792 места, ввода в эксплуатацию здания МБОУ "Гимназия N 4" на 400 мест число школьников, обучающихся в одну смену, возросло с 79% от общей численности учащихся в 2016 году до 82% от общей численности учащихся в 2018 году. С 1 сентября 2018 года начало функционировать здание школы по проспекту А. Дериглазова на 1000 мест, что также позволит увеличить количество школьников, обучающихся в одну смену, до 82,2%.
Большая работа проводится в городе по выявлению одаренных школьников и поддержке талантливой молодежи. Так, деятельность в этом направлении общеобразовательных учреждений, в том числе муниципальных координаторов: гимназии NN 4, 25, 44, лицеи NN 6, 21), Центра для одаренных детей на базе МБОУ "Гимназия N 4", позволила увеличить количество учащихся, ставших участниками различных этапов Всероссийской олимпиады школьников, с 40% от общей численности учащихся в 2013 году до 55% в 2018 году; возросло количество школьников, участвующих в дистанционном обучении на базах 4 центров, в общей численности мотивированных на учебу с 30% в 2013 году до 65% в 2018 году.
Ежегодно 80 учащихся раз в месяц получают стипендию Главы города Курска (их количество стабильно в течение последних лет), 23 обучающихся - именные стипендии Губернатора Курской области, а учащиеся - победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады и учителя, их подготовившие, становятся участниками встречи с Главой города. Растет количество кадетских классов: в 2014 году их было 44 в 13 школах, в 2018 году - 64 класса в 14 школах.
Возросло количество воспитанников детских садов - участников различных творческих конкурсов: с 1800 чел. в 2013 году до 2200 чел. в 2018 году. В рамках данной программы работа по выявлению и поддержке одаренных детей будет продолжена.
Общеобразовательные организации города Курска проводят планомерную целенаправленную работу по организации и повышению качества питания обучающихся в соответствии со ст. 37 Федерального Закона N 273-ФЗ от 21.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации". Во всех общеобразовательных организациях имеются пищеблоки (48 школ) или буфеты-раздаточные (12 школ).
С 2016 года проводится городской конкурс "На лучшую организацию школьного питания", в 2017 - 2018 учебном году в нем приняли участие школы NN 5, 39, 46, 52, 53, 55. Победителем городского конкурса определена школа N 55, она же стала победителем и областного конкурса "На лучшую организацию питания в 2018 году"; призерами городского конкурса стали школы NN 5, 46 и 52.
В результате проводимой работы количество школьников, получающих горячее питание и буфетную продукцию, увеличивается с каждым годом. В соответствии с проводимой работой процент охвата горячим питанием за последние три года возрос с 81% до 86%.
Существующая система муниципальных организаций дополнительного образования обеспечивает потребность обучающихся и их родителей (законных представителей) в услугах дополнительного образования. Учреждения функционируют в каждом административном округе города, прием детей в учреждения дополнительного образования осуществляется по заявительному принципу. Ежегодно организациями проводится свыше 500 социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом. К приоритетным направлениям воспитательной деятельности относится гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Охват школьников, включенных в мероприятия патриотической и духовно-нравственной направленности (музейная работа, деятельность военно-патриотических клубов, формирование социальной культуры (активной гражданской позиции) и др. составляет 100% от общей численности обучающихся.
В настоящее время на базе 35 общеобразовательных организаций в рамках внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы функционируют 31 школьный спортивный клуб (в 2013 - 15 ед.).
Учащиеся общеобразовательных учреждений ежегодно принимают участие во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных играх школьников "Президентские спортивные игры". В 2018 году в школьном этапе Президентских состязаний приняли участие 27313 учащихся 1-11-х классов, что составило 62,3% от общего количества учащихся 1-11-х классов, школьном этапе Президентских спортивных игр приняли участие 14828 учащихся 5-11-х классов, что составило 61,3% от общего количества учащихся 5-11-х классов.
В муниципальных этапах Президентских состязаний приняли участие 56 команд из 35 образовательных учреждений (проведено 3 муниципальных этапа по параллелям: 4 - 5 классы, 6 - 7 классы, 8 - 9 классы). В муниципальном этапе Президентских спортивных игр приняли участие 14 команд из 14 образовательных учреждений.
Во всех образовательных организациях действуют официальные сайты, на которых размещается подробная информацию об учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и регламенты оказания муниципальных услуг. В рамках реализации мероприятий, направленных на развитие "Электронного правительства" в Курской области, с целью соблюдения федерального законодательства РФ, исполнения пункта "в" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в части показателя "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме", образовательными организациями, комитетом образования города Курска проводится работа по регистрации граждан в ЕСИА.
Для повышения уровня информированности граждан, имеющих детей в возрасте от 2-х месяцев до 18 лет, о правах на социальное обеспечение и снижения их физических и временных затрат при получении тех или иных мер социальной поддержки, получения гражданами актуальной информации о мерах социальной поддержки комитет образования города Курска является одним из поставщиком информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). В настоящее время в системе размещена информация о 4-х мерах социальной поддержки, проводится работа по размещению информации по 5-й мере - организация летнего отдыха.
В целях ликвидации оборота поддельных документов государственного образца об образовании, обеспечения ведомств и работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на трудоустройство, сокращения числа нарушений и коррупции в образовательных учреждениях, повышения качества образования за счет обеспечения общественности достоверной информацией о выпускниках школы города Курска участвуют в Автоматизированной системе формирования и ведения Федерального реестра сведений о документах об образовании.
Школы и учреждения дополнительного образования города Курска имеют опыт партнерских отношений с образовательными организациями Москвы, Санкт-Петербурга, Дивеева, Нижнего Новгорода, Дагестана, ЛНР, ДНР, Беларуси, Молдовы, Кыргызстана, Казахстана, Армении, Германии, Англии. Комитетом образования города Курска в мае 2018 года заключен договор о сотрудничестве с департаментом образования города Москвы, в рамках которого 9 курских образовательных организаций уже приняли делегации педагогов образовательных комплексов города Москвы, поделились опытом работы, о чем на официальных сайтах была размещена информация.
Данные мероприятия позволяют обеспечить информационную открытость и доступность всех образовательных организаций.
В подведомственных комитету образования города Курска организациях в 2018 году работает 10369 человек, из них 5 607 педагогических работников. За 4 года повысился уровень образования курских учителей: из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений 95% (в 2013 - 94%) имеют высшее профессиональное образование, 232 работника (в 2013 - 183 работника) имеют 2 и более высших образования, 39 человек (в 2013 году - 99 человек) - ученую степень, 22 человека (в 2013 году - 35 человек) - почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".
Изменился возрастной и гендерный показатель в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 12% (в 2013 году - 20%), доля педагогов-мужчин - более 4% (в 2013 году - 9%); доля учителей школ города в возрасте до 35 лет 20,6% (в 2013 году - 19%); в образовательные учреждения города Курска ежегодно трудоустраиваются молодые специалисты в возрасте до 35 лет: за 2014 - 2018 годы трудоустроено 639 человек.
В 2018 году на базе МКУ "Научно-методический центр г. Курска" создана Ассоциация молодых педагогов города Курска. Одно из направлений её деятельности - Проведение муниципального конкурса молодых учителей "Педагогический дебют".
Одним из факторов, оказывающих влияние на качество образования, является обновление компетенций педагогических кадров, повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей. Доля учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального и основного общего образования, составила 100%.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в отрасли проводится работа по обеспечению положительной динамики роста средней заработной платы педагогического персонала подведомственных учреждений. В 2018 году должностные оклады (ставки заработной платы) педагогов возросли на 57%.
С 1 сентября 2013 года молодым педагогам, окончившим учебные заведения и поступившим на работу в муниципальные бюджетные и казенные учреждения города Курска, в первые 3 года работы установлен повышающий коэффициент в размере 1,3 к должностному окладу (ставке), а окончившим с отличием учебные заведения - 1,4.
Средняя заработная плата педагогических работников муниципальных дошкольных учреждений увеличилась по сравнению с 2013 годом на 40% и составила 24996,77 руб., учреждений дополнительного образования на 60% и составила 27055,96 руб., муниципальных общеобразовательных учреждений на 25% и составила 26160,02 руб., в том числе заработная плата учителей составила 26721,98 руб., что на 18% выше, чем, в 2013 году.
В отрасли "Образование" постепенно внедряются платные образовательные услуги, доходы от которых являются дополнительным источником финансирования отрасли. За 2018 год доходы от реализации платных образовательных услуг составили в целом по отрасли 37,6 млн. руб.
Сегодня внимание системы образования концентрируется на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивании системы стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании процесса, происходящего в классе. Система аттестации и оплаты труда педагогов ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие. За 4 последних учебных года 1123 педагога и руководителя образовательных организаций прошли курсы повышения квалификации в Курском государственного университете (КГУ), Курском институте непрерывного профессионального образования и переподготовки специалистов отрасли образования (КИНПО (ПК и ПП) СОО), Региональном открытом социальном институте (РОСИ), Курском институте менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК).
С 2016 года в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации проводится независимая оценка качества (НОК) условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность. За 2 года во всех муниципальных образовательных организациях проведена независимая оценка условий осуществления образовательной деятельности. Результаты независимой оценки учитываются при составлении планов работы комитета образования города Курска в части проведения плановых проверок организаций, разработки рекомендаций и поручений по повышению качества их работы, организации мероприятий по обмену опытом, наработанным лучшими организациями, выделения средств на улучшение материально-технической базы.
В период с 2012 года 29 образовательных организаций стали участниками государственной программы "Доступная среда", в результате чего в 43% школ, 12% детских садов проведены ремонты туалетных помещений, учреждения оснащены пандусами, подъемниками, специализированной мебелью и оборудованием.
В муниципальных образовательных организациях города Курска проводится постоянная работа по обеспечению пожарной, антитеррористической и санитарно-эпидемиологической безопасности, предусматриваются мероприятия, направленные на снижение рисков возникновения пожаров, терактов, аварийных ситуаций, инфекционных заболеваний, травматизма и гибели людей в целях обеспечения условий для безопасного функционирования образовательных учреждений города Курска, охраны жизни и здоровья детей и сотрудников.
К таким мероприятиям относятся:
оснащение образовательных организаций камерами видеонаблюдения,
организация охраны силами специализированных охранных организаций,
устройство ограждений по периметру территории учреждений,
противопожарные мероприятия,
ремонт жизнеобеспечивающих систем, пищеблоков, медицинских пунктов и другие мероприятия.
На реализацию мероприятий по обеспечению безопасности образовательных организаций в 2014 - 2018 гг. выделено из бюджета города 150,4 млн. руб. (в 2014 году - 28,3 млн. руб., в 2015 году - 29,8 млн. руб., в 2016 году - 24,3 млн. руб., в 2017 - 35,9 млн. руб., в 2018 г. - 32,1 млн. руб.).
В результате проведенных мероприятий образовательные учреждения в настоящее время оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой речевого оповещения о пожаре; сигналы о срабатывании этих систем выведены на пульт связи МЧС.
Во всех учреждениях имеется "тревожная кнопка" экстренного вызова полиции, заключены договоры на охрану объектов и техническое обслуживание средств охраны.
Несмотря на то, что образовательными учреждениями проводится серьезная работа по обновлению, сохранению и развитию материальной базы, некоторые проблемы сферы общего и дополнительного образования остаются на сегодняшний день нерешенными. Главные из них - высокая степень изношенности зданий, технологического и учебного оборудования, несоответствие существующих условий обучения в отдельных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования нормам СанПиН, требованиям пожарной безопасности, отсутствие общеобразовательных учреждений в местах интенсивной застройки.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, развитие доступности образования, в том числе для инвалидов, открытости, комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доброжелательности, вежливости работников, удовлетворенности условиями ведения образовательной деятельности организаций; овладение выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
Численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования.
Устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования не позволяет в полном объеме проводить занятия секций и кружков. Работа по укреплению материально-технической базы, качеству инфраструктуры требует дополнительного финансирования. Необходим ремонт помещений, обновление и пополнение учебного оборудования. Требуются замена устаревших автоматизированных систем охраны учреждений.
Решение обозначенных проблем в сферах дошкольного, общего и дополнительного образования, социализации детей, позволит обеспечить высокое качество образования, повысить его доступность и удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг, а также повысить эффективность реализации политики в сфере образования, сформировать социальные компетенции и гражданские установки обучающихся, уменьшить число правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.