Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Иркутской
районной Думы
от 21 октября 2005 г. N 14-75/РД
Муниципальная социальная программа
Иркутского района "Молодым семьям - доступное жилье"
на 2006 - 2019 годы
29 ноября 2006 г., 29 ноября 2007 г., 30 апреля, 31 июля 2008 г.
Решением Иркутской районной Думы от 31 июля 2008 г. N 49-369/РД в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
социальной муниципальной программы Иркутского района
"Молодым семьям доступное жилье" на 2006 - 2019 годы.
Наименование программы |
Молодым семьям - доступное жилье |
Заказчик программы |
Администрация Иркутского районного муниципального образования |
Основные разработчики программы |
Финансовое управление администрации |
отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации | |
Отдел архитектуры и градостроительства администрации | |
Основная цель программы |
Создание механизма государственной поддержки молодых семей решении жилищной проблемы в Иркутском районном муниципальном образовании (далее - Иркутский район) |
Сроки реализации |
2006 - 2019 годы |
Основные мероприятия |
Формирование финансового и организационного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы |
Разработка нормативных правовых актов по реализации программы | |
Оказание молодым семьям государственной поддержки в виде предоставления субсидий за счет бюджетных средств | |
Исполнители программы |
отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации |
Финансовое управление администрации Иркутского района | |
ОАГ администрации Иркутского района | |
Отдел цен и ценообразования | |
Объем и источник финансирования |
Из средств районного бюджета 2006 год - 1 млн.руб. 2007 год - 3 млн. руб. 2008 год - 3 млн. руб. 2009 год - 3 млн. руб. 2010 год - 1 млн. руб. 2011 год - 1 млн. руб. 2012 год - 1 млн. руб. 2013 год - 1 млн. руб. 2014 год - 1 млн. руб. 2015 год - 1 млн. руб. 2016 год - 1 млн. руб. 2017 год - 1 млн. руб. 2018 год - 1 млн. руб. 2019 год - 1 млн. руб. |
Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании районного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей районного бюджета и затрат необходимых для реализации программы. При реализации программы в установленном порядке могут быть использованы переданные Иркутскому району средства федерального, областного бюджетов и внебюджетные средства (собственные и заемные средства молодых семей и т.п.). Объемы финансирования из федерального бюджета уточняются с учетом доведенных лимитов финансирования на реализацию программы на соответствующий финансовый год за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865) (далее - федеральная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей") | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Улучшение жилищных условий молодых семей, развитие кадрового потенциала Иркутского района |
Система организации контроля |
отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации |
Финансовое управление администрации Иркутского района | |
ОАГ администрации Иркутского района | |
Отдел цен и ценообразования | |
Дума Иркутского районного образования |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Муниципальная социальная программа Иркутского района "Молодым семьям доступное жилье" на 2006 - 2019 годы предусматривает создание системы муниципальной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления молодых специалистов в поселениях.
Анализ обеспечения молодых семей жильем на территории Иркутского района по данным отдела статистики Иркутского района показывает, что приток молодежи в возрасте до 30 лет в поселения Иркутского района увеличился:
- в 2001 году - 371 человек;
- в 2003 году - 412 человек;
- в 2004 году - 783 человек.
По области отток молодежи в возрасте от 16 до 29 лет из сельской местности составил 3.5 тыс. человек или 72% всего оттока жителей из села (данные 2002 года).
Приток молодежи на территории района можно объяснить активным строительством жилья в поселениях Иркутского района на частных усадьбах. Однако собственным жильем обеспечены далеко не все молодые семьи. Так только за период с 01.01.2005 г. по 01.09.2005 г. в ЗАГСе Иркутского района прошло регистрацию 250 молодых семей тем, кому до 30 лет.
Большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Им требуется поддержка в решении данного вопроса на районном уровне, что обуславливает необходимость решения данной проблемы с помощью применения программных методов.
Решением Иркутской районной Думы от 30 апреля 2008 г. N 44-337/РД в Раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Основные цели, задачи и этапы выполнения программы.
Основные принципы реализации программы.
Целью данной программы является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутском районе. Для достижения поставленной цели программой предполагается решение следующих основных задач:
1. Разработка и внедрение на территории Иркутского района правового, организационного, и финансового механизма поддержки молодых семейств в решении жилищной проблемы.
2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей.
3. Оказание за счет средств районного и областного бюджета поддержки для решения вышеуказанной проблемы.
4. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению жилищных условий.
Программа поддержки молодых семей Иркутского района будет выполняться поэтапно в 2006 - 2019 годы.
Первый этап 2006 - 2010 гг.
- формирование механизма оказания районной поддержки;
- правовое, методическое, организационное обеспечение районной поддержки;
- внедрение предусмотренного программой механизма поддержки молодых семей на территории Иркутского района, принимающих участие в реализации программы;
- создание и внедрение системы мониторинга за реализацией программы.
На втором этапе 2011 - 2019 годы будет осуществляться:#
- практическая реализация на территории Иркутского района предусмотренного программой механизма поддержки молодых семей, развитие новых форм решения жилищных проблем данной категории населения.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и районного бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.
Решением Иркутской районной Думы от 31 июля 2008 г. N 49-369/РД в Раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Объемы и источники финансовых затрат
Источниками финансирования программы является районный бюджет и другие источники.
Общий объем финансирования программы за счет средств районного бюджета составляет 20 млн. руб. Объем финансирования из районного составляет по годам
2006 год - 1 млн. руб.
2007 год - 3.0 млн. руб.
2008 год - 3 млн. руб.
2009 год - 3 млн. руб.
2010 год - 1 млн. руб.
2011 год - 1 млн. руб.
2012 год - 1 млн. руб.
2013 год - 1 млн. руб.
2014 год - 1 млн. руб.
2015 год - 1 млн. руб.
2016 год - 1 млн. руб.
2017 год - 1 млн. руб.
2018 год - 1 млн. руб.
2019 год - 1 млн. руб.
Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании районного бюджета на соответствующий финансовый год. Объемы финансирования программы на текущий год, предусматриваемые в районном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной программы, возникших в предыдущие годы.
При реализации программы в установленном порядке могут быть использованы:
- переданные Иркутскому району средства федерального бюджета на реализацию Федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и средства областного бюджета, если программа становится победителем конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы (далее - областная программа);
- средства бюджета Иркутского района, предусмотренные на реализацию программы;
- внебюджетные средства (собственные и заемные средства молодой семьи).
Решением Иркутской районной Думы от 30 апреля 2008 г. N 44-337/РД Раздел 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
4. Механизм реализации программы
и система организации контроля за исполнением
1. Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Для целей программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
2. Реализация программы осуществляется отделом физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Иркутского района. В рамках реализации программы отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Иркутского района осуществляет:
1) формирование сводного списка молодых семей для участия в программе на основании заявлений и документов, поданных молодыми семьями Иркутского района в соответствии с условиями программы;
2) подготовительно-организационную работу для участия в областной программе;
3) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
3. Иркутский район может принимать участие в проводимых Иркутской областью в установленном порядке конкурсах муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей.
Порядок проведения конкурса определяется администрацией Иркутской области. В случае признания Иркутского района победителем конкурса, Агентство по молодежной политике Иркутской области заключает с администрацией Иркутского района соглашение об участии в реализации мероприятий областной программы.
4. При участии Иркутского района в областной программе предусматриваются следующие формы государственной поддержки участвующих в программе молодых семей:
1) предоставление субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам);
2) предоставление субсидии на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - субсидия на приобретение жилья);
3) предоставление дополнительной субсидии за счет средств областного бюджета на цели погашения части кредита или займа, либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка (далее - субсидия при рождении ребенка).
Субсидии в рамках программы предоставляются на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего (отвечающих) установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Иркутского района.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
5. Расчет размера субсидии производится исходя из норм общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Иркутскому району.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
1) для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
2) для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ, где:
СтЖ |
- средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии; |
Н |
- норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Иркутскому району, определяемый в соответствии с требованиями программы; |
РЖ |
- размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями программы. |
6. Особенности предоставления отдельных форм государственной поддержки заключается в следующем:
1) предоставление субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам).
Предполагается следующий механизм предоставления субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам): 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств областного бюджета, 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств бюджета Иркутского района, 1/3 годовой процентной ставки и сумма кредита (займа) - за счет средств молодых семей. При этом размер 1/3 процентной ставки, погашаемой за счет средств областного бюджета, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого, в соответствии с требованиями программы и стоимости 1 кв. м жилья, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья, сложившейся в Иркутском районе. Указанная стоимость определяется, в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации мероприятий областной программы между Агентством по молодежной политике Иркутской области и администрацией Иркутского района.
Участвующим в программе молодым семьям государственная поддержка в виде предоставления субсидий на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета предоставляется в течение 10 лет.
Выбор кредитных организаций для участия в программе осуществляется администрацией Иркутского районного муниципального образования на конкурсной основе среди организаций, имеющих право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
2) предоставление субсидии на приобретение жилья.
Условием получения субсидии на приобретение жилья является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственные средства или средства ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Субсидия на приобретение жилья может быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Субсидия на приобретение жилья также может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Размер субсидии на приобретение жилья составляет не менее:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
В соответствии с федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" до 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование программы, должна составлять не менее 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями программы, для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями программы, для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей. Доля средств бюджета Иркутского района, направляемых на софинансирование программы, должна составлять не менее 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями программы.
С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий программы, будет рассчитываться по формуле:
ДСФ = (40-15 х КБО), где:
ДСФ |
- доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий программы; |
КБО |
- показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Иркутской области после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. |
Доля средств областного бюджета и бюджета Иркутского района, направляемых на софинансирование мероприятий программы, должна составлять соответственно:
не менее (15 х КБО - 5) - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее (15 х КБО) - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
При этом доли средств областного бюджета и бюджета Иркутского района направляются на софинансирование мероприятий программы в равных долях.
При расчете доли средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджета Иркутского района, направляемых на софинансирование мероприятий программы, полученное значение указанного показателя округляется до целого числа.
Доля средств областного бюджета округляется до большего целого числа, а доля средств бюджета Иркутского района округляется до меньшего целого числа.
Если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Иркутской области больше 2, доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий программы, принимается в размере 10 процентов, при этом доля средств областного бюджета и бюджета Иркутского района, направляемых на софинансирование мероприятий программы, должна составлять:
не менее 25 процентов (10 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета, 15 процентов - за счет средств бюджета Иркутского района) - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее 30 процентов (15 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета, 15 процентов - за счет средств бюджета Иркутского района) - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семьей за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств субсидии на приобретение жилья в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств субсидии на приобретение жилья на погашение иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается. Основаниями для перечисления средств субсидий на приобретение жилья в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) является:
соответствующий кредитный договор (договор займа);
справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу);
свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием кредитных (заемных) средств;
договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома.
При этом размер предоставляемой субсидии ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Вопросы, предоставления субсидий на приобретение жилья, не урегулированные программой, разрешаются в соответствии с нормами федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье".
3) предоставление субсидии при рождении ребенка.
При рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, которой в рамках реализации программы предоставлена субсидия на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидия на приобретение жилья, при условии, что на момент рождения ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя, не превышает 30 лет, предоставляется дополнительная субсидия за счет средств областного бюджета в размере не менее 10 процентов средней стоимости жилья на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
предоставление субсидии при рождении ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Размер субсидии при рождении ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья с учетом предоставленной субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидии на приобретение жилья.
Решением Иркутской районной Думы от 31 июля 2008 г. N 49-369/РД в пункт 7 Раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
7. Молодые семьи - претенденты на получение субсидий, не вошедшие в список участников областной программы, согласно очередности становятся участниками районной программы, и для них предусматривается форма государственной поддержки молодых семей - субсидия на приобретение жилья.
Условием получения субсидии на приобретение жилья является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственные средства или средства ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Субсидия на приобретение жилья может быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Обязательным условием получения субсидии на строительство индивидуального жилого дома является наличие у молодой семьи в собственности земельного участка, выделенного под жилую застройку на территории Иркутского района, в том числе, если уже началось освоение земельного участка и строительство жилого дома.
Размер субсидии на приобретение жилья составляет 20 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с пунктом 5 данного раздела программы, за счет средств бюджета Иркутского района.
При рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, которой в рамках реализации программы предоставлена субсидия, при условии, что на момент рождения ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя, не превышает 30 лет, предоставляется дополнительная субсидия за счет средств районного бюджета в размере 10 процентов средней стоимости жилья на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Предоставление субсидии при рождении ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Размер субсидии при рождении ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья с учетом предоставленной субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидии на приобретение жилья.
8. Возможными формами участия организаций в реализации программы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления субсидий, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и Агентством по молодежной политике Иркутской области и (или) администрацией Иркутского района.
9. Организация исполнения программы осуществляется ответственным исполнителем программы - отделом физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Иркутского района в установленном порядке.
Администрация Иркутского района, участвующая в реализации областной программы, представляет ежемесячно (в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным) сведения о ходе реализации областной программы ответственному исполнителю областной программы.
Контроль за исполнением программы осуществляется уполномоченными органами Иркутского района в пределах их компетенции в установленном порядке.
5. Мероприятия программы
Мероприятия программы предусматривает создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем.
Система мероприятий программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
- финансовое обеспечение программы;
- организационное обеспечение программы.
Перечень основных мероприятий программы приведен в приложении 1.
6. Прогноз ожидаемых результатов программы
Реализация программы позволит:
- улучшить условия молодых семей;
- привлечь молодых специалистов в поселения Иркутского района и решить кадровую проблему на селе;
- привлечь сбережения населения в инвестиционно-строительный процесс.
7. Сведения о муниципальном заказчике
и разработчиках программы
Заказчиком и разработчиком муниципальной программы является администрация Иркутского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.