Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению мэра города Иркутска
от 22 ноября 1994 г. N 17/1041
Правила
работы предприятий, осуществляющих розничную торговую
деятельность на территории г.Иркутска
I. Общие положения
1.1. Настоящие правила определяют основные требования по организации торгового обслуживания населения предприятиями торговли, другими юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в этой сфере, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Правила разработаны в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологической службе", "О сертификации продукции и услуг".
1.2. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, при наличии условий для их реализации; обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
1.3. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров, выдаваемую в установленном порядке лицензионным отделом администрации города.
1.4. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования на русском языке.
На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) его собственника. В течение всего рабочего времени все двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал.
1.5. Режим работы муниципальных торговых предприятий устанавливается постановлением мэра города Иркутска, режим работы предприятий иных форм собственности определяется собственником и согласовывается с администрацией г. Иркутска в интересах покупателей. Информация для покупателей о режиме работы торгового предприятия, киоска, палатки обязательна.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
Закрытие предприятий на санитарный день, ремонт, переоборудование и т.п. согласовывается с администрацией, о чем покупатели извещаются не позднее чем за 5 дней до его закрытия специальным объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
1.6. Товарный профиль (тип) и специализация предприятия торговли определяются его Уставом. Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с администрацией г. Иркутска.
1.7. Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы и требования к рекламно-художественному оформлению витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового предприятия.
1.8. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 м), находящиеся в его ведении палатки, киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и торговый инвентарь, а также работа предприятия должны отвечать правилам технической безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель предприятия несет ответственность.
1.9. Торговое предприятие обязано неукоснительно соблюдать права покупателя, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
1.10. В предприятиях должна быть представлена следующая информация для покупателей:
- указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
- фамилия и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
- адреса и телефоны госторгинспекции и местных органов администрации.
1.11. В предприятиях на доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью главы администрации административного округа, на чьей территории данное предприятие находится, которая ежегодно проходит перерегистрацию.
Работники магазина не должны чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего им создаются необходимые условия.
1.12. Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы не реже 1 раза в год. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Документы находятся у администрации магазина и предъявляются по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества) в текстовой части товарного отчета по итогам прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) и закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
2.3. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащихся в нормативно-технических документах, и не допускать снижения качества товаров.
2.4. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки, продовольственные товары зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д., бутылки и консервные банки протерты).
III. Продажа товаров
3.1. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, действующие санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
3.2. К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы; контрольно-кассовые машины; товары снабжены правильно оформленными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица, дата оформления ценника).
3.3. Продажа товаров в торговом предприятии производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы по торговому обслуживанию предоставляются отдельным категориям населения в соответствии с действующим законодательством.
Товары, на которые установлены нормы отпуска продаются с соблюдением этих норм.
3.4. Торговое предприятие обязано обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары и по требованию покупателя дать полную информацию об изготовителях, основных потребительских свойствах товаров и ценах, обеспечить надлежащий уровень обслуживания покупателей, отпуск товаров полной мерой и весом.
3.5. На каждую партию реализуемых товаров, в том числе зарубежных, торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Торговое предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров.
3.6. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина.
3.7. Продажа товаров работникам данного магазина в каждом случае допускается только с разрешения и под контролем его администрации.
3.8. Покупатель имеет право проверить правильность цены, вес и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, сборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.
В торговых залах должны быть установлены на доступном для покупателя месте контрольные весы и другие измерительные приборы.
3.9. Категорически запрещается продажа товаров с истекшими сроками реализации. Руководитель предприятия несет ответственность за качество реализуемых товаров, в т.ч. за своевременное продление сроков реализации в органах саннадзора.
3.10. Товары, на которые установлены нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
3.11. При комплектовании подарочных наборов квалифицированными специалистами торгового предприятия учитываются эстетические требования, характер и назначение основного подарка и соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная книжка и т.д.).
При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже товаров, входящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны быть раскомплектованы (кроме наборов фабричного изготовления).
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
3.12. В случае продажи покупателю товара с недостатками, не оговоренных продавцом, покупатель может по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расхода на исправление недостатков;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- возврата уплаченной им денежной суммы и возмещения понесенных убытков.
Удовлетворение указанных требований покупателя осуществляется торговым предприятием в соответствии со ст. ст. 18-22 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
3.13. Для сезонных товаров (одежда, обувь и другие изделия) сроки заявления претензий исчисляются:
- зимних - с 1 ноября;
- летних с 1 мая.
3.14. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке выдается кассовый (товарный) чек. При продаже технических сложных товаров в паспорте на изделие проставляются наименование магазина, дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
3.15. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества, указанных в настоящих Правилах или возврат уплаченных за них денег производится в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
3.16. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нефасованном виде, расфасовываются с учетом свойств товаров и спроса покупателей в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товаров упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т.д.
На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.
Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы и другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются. При этом их стоимость указывается на самом товаре или на прикрепленном к нему ярлыке цен (ценнике).
3.17. В торговом зале магазина (отдела) самообслуживания товары должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре-оборудовании.
Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
При продаже товаров по методу самообслуживания в магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания.
3.18. Торговля спиртными напитками допускается предприятиями всех форм собственности при наличии лицензии и сертификата качества.
3.19. Часы торговли алкогольными напитками в предприятиях розничной торговли независимо от формы собственности устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Разрешается продажа в розничной торговле следующих видов сертифицированной в установленном порядке алкогольной продукции: водки, ликеро-водочных изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вина виноградного, плодово-ягодного, крепких виноградных и плодовых напитков, шампанских и игристых вин, пива.
Продажа иных видов алкогольсодержащей продукции (спирт питьевой, в том числе импортный, винный спирт, алкогольсодержащая продукция по фармаколейным статьям, спирт этиловый ректификат, спирт этиловый сырец, спирт этиловый ректификат из непищевого сырья (гидролизный синтетический), плодово-ягодные спиртованные виноматериалы) в розничной торговле не разрешается, кроме спирта питьевого в районах Крайнего Севера.
Не допускается продажа алкогольных напитков и пива:
- без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие-изготовитель;
- с просроченным сроком годности;
- полученных от изготовителя или оптового продавца, не имеющего лицензии;
- в необорудованных и неприспособленных для хранения и продажи помещениях (в том числе при отсутствии для применения контрольно-кассовых машин, обеспечения в полной мере сохранности материальных ценностей и подсобного помещения);
- лицам не достигшим 18 лет;
- с лотков и автомашин, в торговых предприятиях, расположенных вблизи (не менее 500 м) учебных заведений, детских учреждений, а также непосредственно на территории лечебно-профилактических учреждений, в столовых учебных заведений и производственных предприятий во время учебного и производственного процесса;
- без наличия на них марок акцизного сбора (кроме пива).
3.20. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, ядохимикатов.
3.21. Продажа моющих, отбеливающих средств, стиральных порошков, лаков, красок и других товаров бытовой химии допускается только в обособленных помещениях, отделах крупных продовольственных магазинов в условиях, исключающих возможность контакта их с пищевыми продуктами, как в торговых залах, так и в складах.
3.22. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар.
3.23. Магазины, палатки и павильоны, осуществляющие продажу товаров, должны быть оснащены необходимым оборудованием средствами механизации, инвентарем в соответствии с действующими нормами технического оснащения.
3.24. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
3.25. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, цена покупки;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей.
3.26. При поступлении от покупателя претензий по расчетам кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
IV. Мясные и молочные продукты,
яйца, маргарин, рыбная продукция
4.1. Торговые предприятия получают мясные и молочные продукты, яйца, маргарин рыбную продукцию от розничных и оптовых баз и складов. Запрещается прием мяса без клеймения, субпродуктов без ветеринарного свидетельства (клеймения).
4.2. Рабочие места продавцов до начала торговли обеспечиваются всеми имеющимися в магазине товарами. Поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются.
До поступления в торговый зал продукты подготавливаются к продаже (освобождаются от тары, бумажной обертки, увязочных материалов, зачищаются загрязненные поверхности, заветренные срезы, верхний пожелтевший слой у жиров, колбасные изделия и сыры, сычужные протираются тканью).
4.3. Продавцы обязаны следить за качеством продаваемых продуктов и в случае его ухудшения сообщать об этом администрации для решения вопроса о возможности дальнейшей реализации продуктов или снижения розничных цен на них. Отпуск яиц производится с предварительной проверкой их качества на овоскопе. Не допускается продажа яиц с другими нерасфасованными продуктами (масло, творог, колбаса и др.).
4.4. Фасование на предприятии торговли копченостей, колбасных изделий, масла сливочного, сыров и маргарина допускается в объемах потребности одного дня торговли.
На расфасованном в магазине товаре указывается его наименование, сорт, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок реализации, номер или фамилия весовщика. Фасованные продукты упаковывают в бумагу, пленочные материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологического надзора.
4.5. При отпуске покупателю мяса, мясных продуктов, сыра и рыбных кулинарных изделий без нарезки допускается добавление не более двух довесков, не превышающих 10 процентов общей массы покупки. Довески должны соответствовать сорту и качеству отпускаемого товара.
По просьбе покупателя продавец обязан нарезать гастрономические товары (колбасу, ветчину, сыр, рыбную продукцию и др.), а также давать на пробу малоизвестный покупателю товар, соблюдая при этом санитарно-гигиенические правила. Пользование одним и тем же ножом для нарезки сыра и других гастрономических товаров не допускается.
4.6. Мясо птицы отпускается целиком или с разрубом: кур, уток - на две половины вдоль тушки, а гусей и индеек - на 2, 4, 6 и 8 частей.
4.7. Продажа студня, ливерных колбас и других продуктов с ограниченными сроками реализации допускается только в магазинах по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
4.8. Инструменты, применяемые для взвешивания и отпуска продуктов (ножи, вилки, лопаточки и др.), должны ежедневно обрабатываться в соответствии с требованиями санитарных правил и храниться в специально отведенных для этого местах.
4.9. В случае приобретения потребителем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан по требованию покупателя произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
4.10. При отпуске жидких молокопродуктов (молока, сметаны и др.) запрещается держать посуду покупателя над открытым бидоном, флягой и др., а также сливать продукты обратно из посуды покупателя в общую тару.
4.11. В отделах реализации фляжного молока должны быть трафареты, предупреждающие о необходимости кипячения молока.
Запрещается прием и реализация творога, изготовленного из непастеризованного молока, молока и сливок повышенной кислотности (самоквас).
V. Хлеб и хлебобулочные изделия
5.1. В торговых предприятиях, осуществляющих продажу хлеба и хлебобулочных изделий, в течение установленных часов работы должны быть в продаже хлеб и хлебобулочные изделия в соответствии с ассортиментом, предусмотренным ассортиментным перечнем.
В торговом зале специализированного хлебного магазина или отделе, осуществляющем торговлю хлебной продукцией, на видном месте должны быть развешены сведения об изготовителях продукции, сроках реализации хлебных изделий, свойствах диетической хлебной продукции и новых видах изделий.
5.2. При приемке хлеба и хлебобулочных изделий продавец обязан проверить качество продукции по органолептическим показателям, соответствие кассы каждого вида продукции действующим стандартным и техническим условиям, другой нормативно-технической документации. При необходимости продукция может быть направлена для определения физико-химических показателей в соответствии с действующим законодательством.
В сопроводительном документе поставщика должна в обязательном порядке содержаться полная информация об этих товарах, предусмотренная ст. ст. 7 и 8 Закона РФ "О защите прав потребителей".
5.3. В специализированных и фирменных хлебо-кондитерских магазинах и хлебных отделах других магазинов, кроме хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, может производиться продажа сахара, чая, кофе, какао, муки, крупы, макаронных изделий, сухих продуктов для детского питания и пищеконцентратов, а в магазинах, имеющих кафетерий, также и горячих напитков (чай, кофе, какао, молоко), мучных и кондитерских изделий собственного производства.
5.4. Хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятии по торговле хлебом после выхода их из печи не более:
- 36 часов - хлеб из ржано-пшеничной обойной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
- 24 часов - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 граммов из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки;
- 16 часов - мелкоштучные изделия массой 200 граммов и менее (включая бублики).
По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается; они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются как черствые.
5.5. По желанию покупателей хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 килограмма и более (кроме изделий в упаковке) могут разрезаться на 2-4 равные части и продаваться без взвешивания.
5.6. Продажа хлеба и хлебобулочных изделий, не соответствующих требованиям действующих стандартов, технических условий, а также с признаками порчи от неправильного хранения, запрещается.
Не допускается реализация хлебной продукции лицами, осуществляющими прием денег от покупателей.
В случае продажи недоброкачественных хлеба и хлебобулочных изделий (хруст, закал, пустоты, непромес, наличие посторонних включений) работники предприятий обязаны по требованию покупателя безоговорочно обменять их на доброкачественные или возвратить деньги. Возвращенные покупателем недоброкачественные хлеб и хлебобулочные изделия считаются санитарным браком.
5.7. В случае обнаружения в процессе хранения или продажи признаков заболевания хлеба и хлебобулочных изделий картофельной болезнью продавец обязан немедленно сообщить об этом поставщику. Пораженные изделия изымаются из продажи и уничтожаются в соответствии с действующими правилами. Акт о заболевании хлебных изделий картофельной болезнью и уничтожении составляется в установленном порядке.
Полки, шкафы, лотки, тара-оборудование, в которых хранились заболевшие картофельной болезнью изделия, тщательно промываются мыльным раствором, а затем горячей водой.
VI. Ткани, одежда, обувь
6.1. Ткани, одежда, обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаковку, рассортировку, проверку качества изделий, наличия маркировки, правильности цены. При необходимости отдельные виды одежды (швейные и трикотажные изделия) чистят и отутюживают.
6.2. В торговом зале для удобства покупателей ткани, одежда, обувь должны быть сгруппированы. Одежда и обувь группируются в основном по видам, моделям, размерам. Независимо от специализации мужская, женская, детская одежда и обувь размещаются в торговом зале отдельно. Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены. Каждая ткань должна сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена.
6.3. При размещении в торговом зале тканей, одежды, обуви должно применяться такое торговое оборудование, которое позволяет обеспечить свободный доступ покупателей к товарам.
6.4. Все образцы тканей, одежды, обуви, размещенные в торговом зале и оконных витринах должны иметь единообразные, четко и красиво оформленные указатели цены.
6.5. Покупателю при выборе одежды (швейных изделий, верхних трикотажных изделий, головных уборов) и обуви должны быть созданы условия для примерки. В этих целях торговые залы оборудуются примерочными кабинами с зеркалами, оснащаются банкетками или скамейками, подставками, зеркалами.
6.6. Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются, как правило жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Разрешается также производить отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
Запрещается добавление к покупке отрезков ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
6.7. Продавец обязан оказывать содействие покупателю в выборе ткани, одежды, обуви, знакомить с ассортиментом имеющихся в продаже изделий, способами ухода за ними, при необходимости разъяснять цифровые обозначения на изделиях, ярлыках, этикетках. При продаже тканей продавец по просьбе покупателя должен помочь определить количество ткани, необходимое для изготовления различных швейных изделий, подобрать соответствующую отделку.
6.8. Торговые предприятия при продаже тканей, одежды могут предоставлять покупателю комплекс дополнительных услуг: переделку купленной в данном магазине одежды (укорочение и удлинение изделий, перестановка пуговиц, растяжка головных уборов), раскрой тканей.
6.9. Покупателю должна быть предоставлена возможность наряду с основной покупной приобрести сопутствующие товары, предназначенные для ухода за изделием или дополняющие гардероб.
6.10. Продавец, контролер при отпуске покупателю тканей, одежды, обуви должен проверить в его присутствии качество товара (механические повреждения, загрязнение, другие внешние дефекты), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки.
При выявлении в процессе продажи общих грубых дефектов товар с продажи снимается.
6.11. Ткани, одежда, обувь при отпуске покупателю упаковываются в бумагу, коробку или другие упаковочные материалы без взимания дополнительной платы.
6.12. Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается кассовый или товарный чек с обозначением реквизитов торгового предприятия, даты покупки, цены.
VII. Радиотовары и электробытовые товары
7.1. Радиотовары и электробытовые товары до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку.
Предпродажная подготовка включает: распаковку, удаление заводской смазки, пыли, стружек, проверку комплектности изделия и при необходимости его сборку, а также проверку качества изделия, правильности цены, маркировки, наличия инструкций по эксплуатации и гарантийных талонов.
Укомплектованные и собранные технически сложные изделия проверяются подключением к электросети. Швейные машины проверяются в действии, а радиоаппаратура регулируется и настраивается.
7.2. Запрещается продавать недоброкачественные, некомплектные или загрязненные товары, изделия без инструкций, паспортов или гарантийных талонов.
7.3. Все образцы радиотоваров и электробытовых товаров, размещенные в торговом зале и в оконных витринах, должны иметь четко оформленные ярлыки с указанием наименования изделия, его марки, артикула и цены, а также краткие аннотации, содержащие основные технические характеристики изделий.
7.4. Для выбора покупателями товара и его опробования в торговом зале устанавливаются электроизмерительные и испытательные приборы (щитки или пульты).
7.5. Продавец радиотоваров или электробытовых товаров должен знать устройство, отличительные признаки, назначение, свойства отдельных изделий, методы испытания их в действии, способы ухода, режим хранения, уметь определять основные дефекты изделий, хорошо знать ассортимент соответствующих групп товаров и их взаимозаменяемость, цены и другие сведения о товарах, давать квалифицированную консультацию покупателям.
7.6. При продаже отдельных видов радиотоваров и электробытовых товаров продавец должен проинформировать покупателя об имеющихся в продаже сопутствующих товарах и запасных деталях.
7.7. Продавец (механик, контролер) при отпуске товара покупателю проверяет в его присутствии качество товара (путем внешнего осмотра, подключения к электросети), комплектность изделий, отпускаемых в разобранном виде, наличие паспорта, гарантийного талона и инструкции о правилах пользования, точность меры или количества (шнура, провода, мелких электротоваров), правильность цены.
7.8. При продаже радиотоваров и электробытовых товаров с гарантийными сроками службы работники магазина указывают в паспорте (гарантийном талоне) изделия дату и место продажи, а в необходимых случаях - адрес мастерской гарантийного ремонта.
7.9. Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается товарный чек с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены или погашенный кассовый чек с установленными реквизитами.
7.10. Радиотовары и электробытовые товары упаковываются в магазине бесплатно.
По желанию покупателя крупногабаритные изделия могут продаваться в соответствующей деревянной таре (упаковке) при обязательной предварительной проверке изделия в соответствии с настоящими правилами. Стоимость тары в этом случае взимается дополнительно.
7.11. Доставку крупногабаритных радиотоваров и электробытовых товаров покупателю по указанному им адресу, как правило, организует торговое предприятие, продавшее этот товар.
При доставке крупногабаритного товара на место назначения силами покупателя торговое предприятие должно обеспечить погрузку этого товара на транспортное средство покупателя безвозмездно.
7.12. В случаях, когда стандартными или техническими условиями и правилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не допускается включение и пуск их самими покупателями, эти операции осуществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручению магазина мастерской гарантийного обслуживания.
Установка, включение и пуск таких изделий, а также инструктаж о правилах пользования производятся бесплатно не позднее недельного срока с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую или магазин.
VIII. Требования, предъявляемые к продавцам
8.1. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
8.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
8.3. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям.
При вручении покупки следует поблагодарить покупателя.
8.4. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
8.5. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.
8.6. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
8.7. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю, обязан знать порядок работы торгового предприятия; правила торговли товарами ценной группы, правила подготовки товаров к продаже; приемы показа и упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин; правила установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними; сроки клеймения мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и ухода за ней; виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег; правила обращения с тарой; правила санитарии и гигиены; правила техники безопасности и противопожарные мероприятия.
Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила пользования холодильным оборудованием.
8.8. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, новых и сопутствующих товаров; примерку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров в действии и т.д.; подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования, упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров.
8.9. Продавец обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих маркировке.
8.10. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию характеристику, назначение товаров данной группы, способы пользования и ухода за ними; правила расшифровки артикула и маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектации товаров; школы размеров изделий и правила из определения; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров, и способы их распознания; основные требования к качеству товаров; виды брака; гарантийные сроки пользования товарами.
IX. Ответственность за нарушение правил торговли
9.1. Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации товаров, санитарных правил, предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, продавце повлекшие убытки или причинение вреда жизни, здоровью и имуществу покупателя, нарушение режима работы торгового предприятия, реализацию недоброкачественных товаров, несут руководители предприятий торговли, посредники, частные предприниматели в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
X. Контроль за соблюдением настоящих правил
10.1. Контроль за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности настоящих Правил осуществляют в пределах своей компетенции:
- торговая инспекция, городской центр санитарно-эпидемиологического надзора, Комитет по управлению имуществом г. Иркутска, налоговая инспекция, отдел лицензирования администрации города, ГУВД, регистрационная палата, отдел по защите прав потребителей, соответствующие службы администраций округов, торговый отдел, отдел цен.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций.
Торговое предприятие должно оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
В торговом предприятии должна быть на доступном месте книга заявлений и предложений покупателей.
И.о. начальника
торгового отдела |
В.Б. Лобузова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 22 ноября 1994 г. N 17/1041 "О правилах работы предприятий, осуществляющих розничную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.