Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Раздел
Характеристика проблемы, на решение которой направлена
комплексная муниципальная целевая программа
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности жилищно-коммунальных услуг для населения. Создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан с соблюдением необходимых технических и санитарных норм и правил эксплуатации объектов социальной сферы напрямую зависит от технического состояния зданий и их конструктивных элементов. Техническое состояние жилищного фонда и объектов социальной сферы города Иркутска характеризуется высоким уровнем износа отдельных конструктивных элементов зданий. На сегодня 80 процентов многоквартирных домов нуждаются в проведении капитального ремонта.
Учитывая, что жилищный фонд и объекты социальной сферы имеют значительную степень износа, дальнейшая эксплуатация отдельных жилых домов и объектов социальной сферы без проведения капитального ремонта сделает их непригодными, как для проживания граждан, так и создания условий для оказания услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры, так как техническое состояние не будет удовлетворять эксплуатационным требованиям.
Достижение главной цели - реализация государственной и муниципальной политики по сохранению, восстановлению, повышению надежности зданий жилищного фонда и объектов социальной сферы путем проведения капитального ремонта.
Основные концептуальные положения Комплексной муниципальной целевой программы базируются на использовании программно-целевого подхода, обусловленного масштабностью, межведомственностью, долговременностью, социальной ориентированностью проблемы улучшения качества жизни и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания населения города, повышение уровня благоустройства жилых домов и объектов социальной сферы, которые требуют консолидации усилий органов власти различных уровней, а также координации взаимодействия структурных подразделений администрации г.Иркутска.
Программно-целевой подход позволяет разработать и реализовать комплекс программных мероприятий, взаимоувязанных по спросу и предложению, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, направленных на капитальный ремонт жилых домов и объектов социальной сферы.
Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г.Иркутске
Жилищный фонд первых массовых серий (далее - ФПМС), представленный в основном пятиэтажными крупнопанельными, кирпичными и крупноблочными зданиями, является материальным воплощением модели малогабаритного экономичного жилища, призванной для решения жилищной проблемы на рубеже 60-х - 70-х годов XX века.
Экономическая основа - минимизация первичных затрат на строительство посредством типизации, унификации, облегчения веса и повышения заводской готовности конструкций, совмещения в них узлов, систем и материалов различной степени надежности и долговечности без учета вторичных затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию зданий.
Градостроительный характер застройки - экстенсивная по характеру землепользования, разреженная низкоплотная (порядка 4000 кв. м общей площади на 1 га) "строчная" застройка отдельно стоящими жилыми зданиями без встроенных учреждений обслуживания, без дворовых пространств, обусловившая низкую эффективность использования земельных участков в освоенных районах высокой рыночной стоимости земли и жилья.
Функциональное насыщение и индивидуализация жилища, высокие эксплуатационные расходы на ремонт и поддержание фонда, неудовлетворительные с современной точки зрения теплозащитные качества зданий предопределили ускоренное моральное устаревание и прогрессирующий физический износ зданий ФПМС.
Вместе с тем жилищный ФПМС остается востребованным, в том числе и как социальный жилищный фонд с устойчивой динамикой спроса на вторичном рынке жилья.
Актуальность модернизации и восстановления наружных стеновых панелей зданий жилищного ФПМС и территорий застройки 60-х - 70-х годов определяется:
- социальной значимостью и масштабностью жилищного ФПМС, составляющим более 40 % общей площади жилых помещений городского жилищного фонда;
- техническим состоянием, фактическим превышением проектного срока эксплуатации и прогрессирующим физическим износом панелей;
- высоким уровнем энергозатрат на отопление;
- наличием существенного (1,5 - 2 балла) дефицита сейсмостойкости (сейсмоуязвимости) жилых зданий первых массовых застроек;
- потенциалом жилищного ФПМС с точки зрения использования территорий застройки 60 - 70 гг. для привлечения частных инвестиций и, как альтернативы, освоению новых территорий для жилищного строительства.
Модернизация и восстановление наружных стеновых панелей зданий жилищного ФПМС включает в себя усиление, утепление и дополнительную гидроизоляцию конструкций.
Комплексный по составу мероприятий и межотраслевой по организации характер модернизации и восстановления наружных стеновых панелей крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в г.Иркутске, масштабность проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств, отсутствие научно и экспериментально обоснованных критериев оценки сейсмоуязвимости и системы технического мониторинга жилищного ФПМС требуют максимальной концентрации и целевого использования ресурсов и предопределяют необходимость программно-целевых методов решения.
Капитальный ремонт многоквартирных домов
Многоквартирный дом - сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонтов.
Техническое состояние жилищного фонда города Иркутска характеризуется высоким уровнем износа отдельных конструктивных элементов зданий. На сегодня 80 процентов многоквартирных домов нуждаются в проведении капитального ремонта.
Общая площадь многоквартирного жилищного фонда муниципального образования "Город Иркутск" на 01.01.2008 г. составила 10287,5 тыс.кв.м. Из 9241 многоквартирных домов 1355 домов имеют физический износ более 65 %, 6651 строение имеет износ от 30 до 65 %, т.е. имеют неудовлетворительное состояние.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- естественное старение домов;
- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации, теплоснабжения.
Объем средств, требуемых на капитальный ремонт, из года в год растет, а объем финансирования не покрывает фактическую потребность, что, в свою очередь, приводит к значительному ухудшению технического состояния жилых зданий. По мере превышения сроков нормативной эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов домов резко возрастают объемы и стоимость текущих ремонтных работ. В результате за относительно короткий срок сверхнормативной эксплуатации стоимость текущих ремонтов начинает превышать стоимость капитального ремонта.
В целях решения существующих проблем разработана подпрограмма "Капитальный ремонт многоквартирных домов в г.Иркутске", где предусматривается выполнение целого комплекса строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа элементов зданий с частичной заменой, при необходимости, конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, направленных на улучшение эксплуатационных характеристик, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания и его функционального назначения.
Капитальный ремонт объектов социальной сферы
Одним из актуальных вопросов гарантированного обеспечения населения медицинской помощью, оказания услуг в сфере образования и культуры является улучшение материально-технического состояния муниципальных учреждений здравоохранения, образовательных учреждений и учреждений культуры.
Анализ состояния зданий лечебных учреждений показал, что 38 % помещений имеют износ более 40 процентов. Площадь лечебных учреждений соответствует нормативным показателям лишь на 68 %.
Результаты обследования показали, что около 40% учреждений образования имеют износ 40 - 45 и более процентов. Часть объектов, занимаемых учреждениями, не соответствует санитарным и противопожарным нормам.
Анализ состояния образовательных учреждений и учреждений культуры в г.Иркутске показывает, что учреждения дополнительного образования размещены не в специально построенных помещениях. Материально-техническая база муниципальных учреждений дополнительного образования также находится в достаточно сложном положении.
Несмотря на то, что в последние годы идет стабильный процесс укрепления материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры, необходимо решить ряд перспективных вопросов.
С этой целью разработана подпрограмма "Капитальный ремонт объектов социальной сферы в г.Иркутске".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.