Правительство Российской Федерации постановлением от 26 мая 1997 г. N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды", постановило:
1. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный контроль и государственную экологическую экспертизу.
Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Государственный комитет РФ по охране окружающей среды упразднен, его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство природных ресурсов РФ преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Госкомэкология России осуществляет государственную политику в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.
2. Госкомэкология России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Госкомэкология России и территориальные органы этого Комитета являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а также в области экологической экспертизы.
4. Госкомэкология России, территориальные органы этого Комитета, специализированные инспекции, научно-исследовательские и другие организации, создаваемые Госкомэкологией России в установленном порядке для обеспечения своей деятельности, составляют единую систему.
5. Госкомэкология России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.
6. Основными задачами Госкомэкологии России в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия являются:
1) осуществление государственной политики, государственного управления и контроля;
2) межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;
3) проведение государственной экологической экспертизы;
4) обеспечение государственного экологического контроля;
5) формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики.
6) регулирование в пределах своей компетенции совместно с другими федеральными органами исполнительной власти природопользования в целях охраны окружающей среды;
7) организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов);
8) обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;
9) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;
10) формирование системы особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Госкомэкологии России объектами природно-заповедного фонда Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации.
7. В соответствии с основными задачами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия Госкомэкологии России:
1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной экологической политики;
2) осуществляет разработку и реализацию в установленном порядке федеральных и межгосударственных целевых программ, а также экологических проектов;
3) участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, в осуществлении единой научно-технической и инвестиционной политики;
4) разрабатывает в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов;
О подготовке ведомственных нормативных правовых актов Госкомэкологии РФ и их государственной регистрации см. приказ Госкомэкологии РФ от 8 сентября 1997 г. N 379
5) организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на:
утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных);
проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования;
осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду;
добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов;
регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других учреждений по разведению редких и исчезающих видов животных и растений;
6) согласовывает в пределах своей компетенции нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие;
7) организует работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по использованию его средств, а также контролирует их целевое использование;
8) осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;
9) организует и осуществляет государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований;
10) участвует совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в ведении кадастров природных ресурсов;
11) ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие;
12) составляет и ведет перечень опасных отходов (в том числе радиоактивных), организует и ведет учет таких отходов, а также мест их размещения;
13) обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях;
14) совместно с Госкомстатом России и при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает порядок и формы статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции Госкомэкологии России;
15) организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности Госкомэкологии России, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования;
16) организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;
17) обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;
18) разрабатывает, согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий;
19) осуществляет в установленном порядке общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга;
20) организует и проводит государственную экологическую экспертизу, контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы;
21) обеспечивает совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охрану морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
22) участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;
23) разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды;
24) координирует в пределах своей компетенции деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в том числе по вопросам:
организации системы и ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды;
лицензирования деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и зонами их воздействия;
25) организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;
26) согласовывает в установленном порядке международные договоры, реализует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выполнение обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и ее участия в международных договорах по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия, осуществляет международное сотрудничество, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области;
27) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работы и услуг природоохранного назначения;
28) проводит мероприятия по улучшению условий труда, социально-бытовых условий и медицинского обслуживания работников системы Госкомэкологии России;
29) организует переподготовку и повышение квалификации кадров для системы Госкомэкологии России;
30) разрабатывает и утверждает в установленном порядке образцы форменной одежды и знаков различия государственных инспекторов по охране природы и порядок ношения форменной одежды;
31) осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление территориальными органами и подведомственными организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием финансовых и материальных ресурсов;
32) обеспечивает развитие материально-технической базы подведомственных организаций Госкомэкологии России и контроль за ее эффективным использованием.
8. Госкомэкология России в пределах своей компетенции имеет право:
1) утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;
2) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;
3) заслушивать отчеты руководителей организаций о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, выполнении программ планов и мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по вопросам природопользования;
4) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории России, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования;
5) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключении государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности;
6) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования;
7) аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании;
8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;
9) останавливать и осматривать во взаимодействии с уполномоченными на то государственными органами российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;
10) проверять во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил;
11) запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;
12) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства;
13) создавать в установленном порядке территориальные органы по охране окружающей среды, утверждать положения об этих органах, а также определять в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда структуру и штаты территориальных органов;
14) утверждать в соответствии с действующим законодательством уставы (положения) о подведомственных органах и организациях;
15) назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных органов и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с ними в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;
16) публиковать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее.
9. Должностные лица Госкомэкологии России, территориальных органов и подведомственных организаций этого Комитета имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
10. Решения Госкомэкологии России и территориальных органов этого Комитета по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.
Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
11. Госкомэкологию России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Заместители председателя Госкомэкологии России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
12. Председатель Госкомэкологии России:
осуществляет общее руководство деятельности Госкомэкологии России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач, утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и смету на содержание центрального аппарата;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомэкологии России;
назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов и подведомственных организаций системы Госкомэкологии России;
издает приказы, распоряжения, дает указания, утверждает инструкции, обязательные для исполнения работниками Госкомэкологии России, его территориальных органов и подведомственных организаций;
осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.
13. В Госкомэкологии России образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель Коллегии), его заместителей по должности, руководителей структурных подразделений Госкомэкологии России, руководителей территориальных органов, ведущих ученых и специалистов.
Численность и персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя Госкомэкологии России.
Распределение обязанностей между членами коллегии производится председателем коллегии.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Госкомэкологии России, территориальных органов и подведомственных организаций, заслушивает должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Госкомэкологии России. Решения коллегии оформляются протоколами и утверждаются приказами председателя Госкомэкологии России.
14. В Госкомэкологии России создаются:
научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных специалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и других организаций;
совет государственной экологической экспертизы;
совет уполномоченных представителей региональных объединений территориальных природоохранных органов и иные консультационные органы на общественных началах, необходимые для выполнения возложенных на Госкомэкологию задач и функций.
Составы указанных советов и положения о них утверждаются председателем Комитета.
Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов осуществляется центральным аппаратом Госкомэкологии России.
15. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госкомэкологии России осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на функционирование системы федеральных органов исполнительной власти, а территориальных органов этого Комитета и подведомственных Комитету организаций - за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством.
16. Госкомэкология России является юридическим лицом, имеет бюджетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" приказываю:
1. Управлению правового обеспечения и кадров (Дымов) совместно с другими структурными подразделениями Госкомэкологии России в месячный срок подготовить проект типового положения о территориальных органах Госкомэкологии России.
См. Типовое положение о территориальном органе Госкомэкологии России, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 2 ноября 1999 г. N 641
Руководителям территориальных органов Госкомэкологии России и другим организациям, подведомственным Госкомэкологии России, в месячный срок после утверждения типового положения о территориальных органах Госкомэкологии России представить проекты документов, регламентирующих их деятельность (положения, уставы) на утверждение в Госкомэкологию России.
2. Руководителям структурных подразделений Госкомэкологии России в двухнедельный срок внести соответствующие изменения и дополнения в Положения о своих структурных подразделениях, согласовать их с Управлением правового обеспечения и кадров (Дымов), Управлением экономики и финансов (Вершков), Управлением делами (Зеленева) и внести их на рассмотрение руководства Госкомэкологии России.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на А.Ф.Порядина.
Председатель |
В.И. Данилов-Данильян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Госкомэкологии РФ от 2 июля 1997 г. N 303 "О Положении о Госкомэкологии России"
Текст приказа официально опубликован не был