Решением Думы г.Братска Иркутской области от 25 сентября 2009 г. N 685/г-Д в настоящее решение внесены изменения
Решение Думы города Братска Иркутской области от 29 февраля 2008 г. N 447/г-Д
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Реализация положений
административной реформы в городе Братске на 2008 - 2011 годы"
27 марта, 25 сентября 2009 г.
В целях реализации положений административной реформы на территории города Братска, повышения эффективности и результативности деятельности администрации города Братска, в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, и Комплексной программой социально-экономического развития на 2008 - 2017 годы, утвержденной решением Думы города Братска от 29.09.2007 N 359/г-Д, руководствуясь статьями 35, 54 Устава муниципального образования города Братска, решила
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 29.09.2007" следует читать как "от 28.09.2007"
1. Утвердить прилагаемую Муниципальную целевую программу "Реализация положений административной реформы в городе Братске на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа).
2. Администрации города Братска предусмотреть ассигнования на реализацию мероприятий Программы в 2008 - 2011 годах за счет субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, полученных по итогам реализации Программы реформирования муниципальных финансов города Братска на 2005 - 2007 годы и средств бюджета города Братска.
3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной депутатской комиссии по регламенту и организации работы Думы Шебедеву Т.Г.
Глава муниципального образования
(мэр) города Братска |
С.В.Серебренников |
Решением Думы г.Братска Иркутской области от 25 сентября 2009 г. N 685/г-Д в настоящую программу внесены изменения
Муниципальная целевая программа
"Реализация положений административной реформы
в городе Братске на 2008 - 2011 годы"
(утв. Решением Думы г.Братска Иркутской области
от 29 февраля 2008 г. N 447/г-Д)
27 марта, 25 сентября 2009 г.
Муниципальная целевая программа "Реализация положений административной реформы в городе Братске на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа) разработана в целях совершенствования системы муниципального управления, повышения результативности и эффективности деятельности администрации, повышения доступности и прозрачности местной власти для жителей города и снятия административных барьеров, дальнейшей экономии расходов бюджета при выполнении административных функций, оказании муниципальных услуг.
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Реализация положений административной реформы в городе Братске на 2008 - 2011 годы" |
Основание для разработки Программы |
1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р. 2. Областная государственная целевая программа "Проведение административной реформы в Иркутской области (2006 - 2008 годы)", утвержденная постановлением администрации Иркутской области от 30.06.2006 N 105/1-па. 3. Концепция социально-экономического развития города на 2008 - 2017 годы, утвержденная решением Думы города Братска от 01.12.2006 N 227/г-Д. 4. Комплексная программа социально-экономического развития города Братска на 2008 - 2017 годы, утвержденная решением Думы города Братска от 29.09.2007 N 359/г-Д. 5. Распоряжение мэра города Братска от 18.01.2008 N 18 "О разработке муниципальной целевой программы "Реализация положений административной реформы в городе Братске на 2008 - 2009 годы". |
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 227/г-Д" следует читать как "N 228/г-Д"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 29.09.2007" следует читать как "от 28.09.2007"
Заказчик Программы |
Администрация города Братска |
Куратор (ответственный исполнитель, координатор) и исполнители Программы |
Куратор - заместитель мэра, начальник департамента инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска. Исполнители Программы: 1) отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Братска (далее - органы администрации (согласно перечню ответственных исполнителей, указанных в приложении 1 к Программе)); 2) экспертные, научные и иные организации, привлекаемые в соответствии с действующим законодательством о муниципальных закупках для реализации отдельных мероприятий Программы. |
Разработчик Программы |
Департамент инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска |
Цели Программы |
Стратегическая цель Программы: совершенствование деятельности администрации, улучшение качества, результативности и эффективности предоставления муниципальных услуг и осуществления функций администрации Цели Программы: 1. Повышение качества и доступности муниципальных услуг, оказываемых гражданам и хозяйствующим субъектам администрацией города Братска (далее - администрация города). 2. Сокращение возможности превышения прав должностными лицами администрации при осуществлении функций (оказании услуг). 3. Повышение эффективности и результативности деятельности администрации. |
Задачи Программы |
1. Сокращение времени оказания услуг (от подачи заявления до получения результата) и количества представляемых документов для получения услуги. 2. Обеспечение информирования граждан и хозяйствующих субъектов о порядке и процессе оказания услуг. 3. Внедрение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов. 4. Снижение административных барьеров в администрации при предоставлении услуг путем деперсонализации взаимодействия должностных лиц и граждан. 5. Создание условий для совершенствования организационной структуры администрации. 6. Внедрение системы менеджмента качества в пилотном органе администрации города. 7. Внедрение информационной системы электронного документооборота и административных регламентов в пилотных органах администрации с последующим тиражированием во всех органах администрации. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 2008 - 2011 годов. 1 этап - "Подготовительный" - первое полугодие 2008 года. 2 этап - "Административные регламенты, внедрение системы электронного документооборота" - второе полугодие 2008 года - 2009 год. 3 этап - "Электронные административные регламенты, формирование "Единого окна администрации" - 2010 - 2011 годы. |
Основные мероприятия Программы |
Реализация Программы осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, перечень которых приведен в приложении 1 к Программе. Описание рисков и мер по снижению рисков реализации мероприятий Программы приведен в приложении 2 к Программе. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 22 418 тыс. руб., из них средства по источникам финансирования: 1. Федеральный бюджет (2008 - 2009 годы) - 11 788 тыс. рублей. 2. Городской бюджет (2010 - 2011 годы) - 10 630 тыс. рублей. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Дума города Братска, мэр города Братска, комитет финансов и комитет экономики и труда администрации города Братска, Координационный совет по реализации положений административной реформы в городе Братске, руководители Рабочих групп по соответствующим направлениям Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели (индикаторы) результативности и эффективности |
1. Повышение эффективности взаимодействия администрации города с населением посредством использования современных информационных технологий. 2. Формирование единого информационно-правого# пространства администрации города, создание электронной базы муниципальных правовых актов. 3. Регламентация основных полномочий и функций подразделений администрации города, создание условий для совершенствования организационной структуры администрации. 4. Создание единой технологии работы с документами и процессами администрации города (управленческий контроль на любой стадии, повышение исполнительской дисциплины, ускорение поиска документов и т.д.). 5. Повышение уровня информационной безопасности за счет сокращения доступа к документам и разграничения ответственности за их исполнение. 6. Внедрение системы электронного документооборота и управления электронными регламентами в администрации города. 7. Экономия расходов бюджета при выполнении функций, оказании услуг за счет экономии рабочего времени сотрудников, бумаги, расходных материалов и т.д. 8. Снижение уровня коррупциогенности муниципальных правовых актов, сокращение возможностей превышения прав должностных лиц за счет проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов. 9. Сертификация пилотного органа администрации города по Системе менеджмента качества ИСО 9001-2000. 10. Повышение информированности граждан о деятельности администрации города. 11. Уменьшение нареканий со стороны граждан в адрес администрации города и как результат - улучшение имиджа администрации города Братска. Планируемые показатели (индикаторы) результативности и эффективности программы приведены в приложениях 3 и 4 к Программе. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Реформирование системы государственного и муниципального управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (далее - концепция административной реформы), целями реализации которой являются:
1) повышение качества и доступности бюджетных услуг;
2) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти;
3) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования.
В рамках достижения указанных целей административной реформы в Российской Федерации, администрацией Иркутской области 30.06.2006 была утверждена областная целевая программа "Проведение административной реформы в Иркутской области (2006 - 2008 годы)" (далее - областная целевая программа). В настоящее время реализованы основные мероприятия данной Программы, тем самым создана организационно-правовая и нормативная базы для реализации административной реформы на уровне муниципальных образований Иркутской области, и в городе Братске в частности.
В настоящее время на территории муниципального образования города Братска в стадии практической реализации находятся только отдельные мероприятия административной реформы, которые были внедрены в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов города Братска на 2005 - 2007 годы (далее - Программа реформирования финансов):
1. Внедрение принципов и процедур управления по результатам:
1.1. Установлены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в основных сферах полномочий администрации. В сферах здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры, ЖКХ, транспорта, стандартизировано# 22 муниципальные услуги.
1.2. Утверждены требуемые количественные показатели для оценки результатов осуществления функций и задач отраслевых органов администрации города Братска (далее - отраслевые органы администрации).
1.3. Утверждены Порядок и Регламент разработки ведомственных целевых программ, приняты и реализуются на практике в 2008 году 4 такие программы.
2. Формализация и автоматизация процедур планирования и осуществления муниципальных закупок.
Внедрена автоматизированная система управления муниципальными закупками "АЦК - Муниципальный заказ". Разработаны регламенты, направленные на оптимизацию процессов размещения муниципального заказа, снижение затрат на проведение необходимых конкурсных процедур, обеспечение полного соблюдения действующего законодательства. Информация обо всех закупках города автоматически размещается в сети Интернет. В результате внедрения данного проекта экономия расходов бюджета в 2007 году составила 51,2 млн. руб. (более 8%), что выше среднего по России (5%).
3. Внедрение процедур открытого конкурса на замещение муниципальных должностей. В 2007 году с соблюдением установленной процедуры на вакантные должности назначены 115 человека#.
4. Проведение на регулярной основе мероприятий по подготовке и повышению квалификации муниципальных служащих, проведение аттестации сотрудников администрации. В 2006 - 2007 годах аттестовано 260 служащих, повышение квалификации за указанный период прошли 225 человек.
Также в рамках текущей деятельности администрации города Братска (далее - администрация) в соответствии с распоряжением мэра города от 20.09.2007 N 1430 "О проведении обследования системы управленческих процессов и документооборота администрации города Братска" проведен анализ процессов документационного обеспечения управления и управленческих процессов администрации, в том числе:
1. Обследование и описание административно-управленческих процессов и муниципальных услуг в администрации города.
2. Анализ полномочий и функций администрации.
3. Анализ управленческих процессов администрации с выделением процессов, подлежащих регламентации и автоматизации.
4. Оценка возможности регламентации управленческих процессов и внедрения электронных административных регламентов.
5. Анализ технического и программного обеспечения управленческих процессов в администрации.
Проведенный анализ выявил ряд положительных достижений администрации города в сфере управления:
1. Полномочия и функции администрации закреплены в соответствующих муниципальных правовых актах, разработана и используется в работе "Инструкция по ведению делопроизводства", определены порядок работы с взаимодействующими структурами, порядок организации работы по рассмотрению обращений граждан и др. В работе органов администрации также активно используются регламенты и порядки, разработанные в рамках Программы реформирования финансов.
2. Осуществляется контроль поручений руководства администрации.
3. Разработана и реализуется на практике программа по информатизации органов администрации, определены и закреплены в соответствующих документах механизмы ее исполнения и финансирования.
4. В составе администрации города имеется выделенное подразделение, отвечающее за сопровождение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее ИКИ) и располагающее достаточным количеством специалистов высокой квалификации.
5. Аппарат администрации объединен с органами администрации и их структурными подразделениями в единую локальную вычислительную сеть. С территориально удаленными комитетами по управлению округами (Центральный, Падунский и Правобережный) организованы каналы передачи данных хорошего качества.
6. В администрации внедрена ведомственная телефонная станция, позволившая увеличить количество абонентов в 3 раза, одновременно снизив удельные расходы на 1 телефонный номер.
7. Практически все рабочие места сотрудников администрации (до 99%) оснащены необходимым компьютерным оборудованием, имеющим, в основном, технические характеристики, отвечающие современным требованиям.
8. Администрация имеет свой постоянно обновляемый официальный сайт, который содержит различную информацию, отражающую ее деятельность (в том числе вопросы мэру, действующие нормативные документы, информация о деятельности отраслей и т.д.).
9. Создана и успешно функционирует служба "Единого окна" в Комитете по градостроительству.
10. В различных структурах администрации внедрены и успешно используются программные комплексы общего и отраслевого назначения, сотрудниками активно используется внутренняя электронная почта.
Однако результаты проведенного анализа выявили недостатки существующей системы управления документами и процессами в администрации города. К данным недостаткам относятся:
1. Отсутствие единой информационной системы управления документами и процессами (системы электронного документооборота).
Большинство программных комплексов, имеющихся в администрации, работает автономно, единой системы хранения документов не существует. Это приводит к дублированию документов, затрудняет их своевременное обновление, повышает вероятность утери данных. Отсутствуют единые стандарты в области информационных технологий управления документами. Все это не позволяет оптимизировать существующие процессы осуществления документооборота, затрудняет обмен информацией между подразделениями администрации и процесс объединения подразделений в единую информационную систему муниципалитета.
2. Несовершенство программного обеспечения процессов делопроизводства.
Используемое программное обеспечение для ведения делопроизводства "Дело-96" не охватывает все подразделения администрации, имеет ряд ограничений по функциям и возможностям, что не соответствуют# имеющимся в администрации города потребностям. Доступ к базе данных не разграничен, все пользователи работают с одинаковыми правами и имеют возможность просматривать и править любой документ. Слабый инструментарий создания отчетов и аналитических материалов вынуждает большую часть работы проводить вручную, что существенно затрудняет получение достоверной отчетности. Большинство органов администрации не имеют электронных канцелярий и, следовательно, не участвуют в общем процессе автоматизированного ведения делопроизводства.
3. Несовершенство системы управления документами (системы документооборота).
Документооборот ведется в традиционном бумажном виде. Не смотря# на наличие инструкции по делопроизводству, отсутствуют регламенты прохождения согласований документов (документооборота). Отсутствие в электронном виде базы муниципальных правовых актов является причиной существования целого ряда проблем. Существенно увеличивается время подготовки муниципальных правовых актов, разработка которых требует предварительного изучения большого объема нормативных правовых актов или тематически связанных данных. Значительная часть рабочего времени (в некоторых случаях до 30%) затрачивается на поиск необходимой информации, формирование тематических подборок, подготовку сводных отчетов. Невозможность оперативного доступа к информации, отсутствие гарантии ее актуальности резко снижает качество и существенно увеличивает время принятия управленческих решений. Отсутствие электронных копий документов приводит к дополнительным затратам на создание бумажных копий (множественное копирование и пересылка документов).
Передача документов в подразделения администрации осуществляется посредством распределения их по адресным ячейкам общего шкафа. Такой способ обмена способствует увеличению зависимости сроков доставки от субъективных причин, появлению случаев передачи документов не по назначению и т.д.
Постоянный рост объемов документации (прирост объема документации администрации города в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил в среднем 7,5%) ведет к перегруженности всех участников процесса документооборота и требует совершенствования существующего порядка работы с документами.
4. Несовершенство процессов разработки и согласования документов.
Механизм обновления и рассылки электронных шаблонов оформления документов не определен, шаблоны документов не имеют защиты формата и ключевых сведений. В итоге на проверку содержания и оформления документов уходит дополнительное время сотрудников аппарата администрации.
Порядок согласования документов не всегда отвечает логике процесса и не закреплен в соответствующих регламентах. Отсутствие необходимой информации в начале процесса согласования в некоторых случаях является причиной повторного согласования документов. Отсутствует система оповещения исполнителя и других заинтересованных лиц о ходе согласования, что приводит к необходимости выяснения реальной ситуации путем проведения опроса участников процесса, связанного со значительными временными затратами и отвлечением сотрудников от основной работы.
5. Отсутствие системы автоматизированного контроля исполнения документов.
Контроль исполнения документов проводится сотрудниками аппарата администрации путем формирования из программы "Дело-96" и проверки в ручном режиме списков документов, находящихся на исполнении, и обычно сводится к фиксации факта просрочки. Отсутствует автоматическая система предупреждения и оповещения каждого исполнителя и контролера, направленная на своевременное и качественное исполнение документов. Оперативный контроль исполнения документов в режиме реального времени во всех структурных подразделениях администрации города в настоящее время невозможен.
Основными ограничениями в городе Братске, препятствующими формированию системы эффективного муниципального управления в рамках реализации административной реформы, также являются:
1. Отсутствие административных регламентов осуществления функций и предоставления услуг администрацией, позволяющих упорядочить и конкретизировать обязательства администрации города перед гражданами и хозяйствующими субъектами.
Данный факт приводит к тому, что отдельные управленческие процессы в администрации неэффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Введение административных регламентов в практическую деятельность органов администрации позволит сделать их работу "прозрачной" и логически понятной как для самих сотрудников, так и для населения, переориентировать ее на достижение конкретных результатов, повысить оперативность и эффективность решения управленческих задач.
2. Наличие несоответствий между полномочиями и функциями органов администрации в связи с постоянными изменениями действующего законодательства и пересечение отдельных функций внутри муниципалитета.
Перечень функций требует постоянного анализа и оптимизации с целью выявления видов деятельности, исполнение которых можно полностью или частично передать немуниципальным структурам. Функциональный анализ позволит создать условия для оптимизации организационной структуры администрации города, отредактировать имеющиеся и разработать новые муниципальные правовые акты, положения и административные регламенты.
3. Отсутствие механизмов антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, позволяющей исключить возможность превышения прав должностными лицами при выполнении муниципальных функций (оказании муниципальных услуг).
Необходимость внедрения данных механизмов установлена в концепции административной реформы, областной целевой программе. Проведение экспертизы повысит доверие граждан к деятельности администрации города.
4. Наличие слабой информированности граждан о порядке предоставления муниципальных услуг и осуществления функций органами администрации города.
Для решения данной задачи необходимо создание механизма информирования граждан и организаций о состоянии их запросов и обращений в режиме реального времени, учета их пожеланий и предложений в деятельности администрации города. Низкая информированность приводит к нареканиям со стороны отдельных заявителей по поводу волокиты при рассмотрении их жалоб, качества предоставления услуг и осуществления функций органами администрации города.
Таким образом, можно сделать вывод, что система муниципального управления в администрации нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом основных направлений и положений Концепции административной реформы и областной государственной целевой программы.
Процесс совершенствования системы муниципального управления в администрации города требует комплексного и системного подхода, и будет проходить гораздо эффективней в рамках реализации соответствующей муниципальной целевой программы.
Реализация основных положений административной реформы в городе Братске в рамках муниципальной целевой программы позволит за четыре года (2008 - 2011 годы) реализовать конкретные проекты и устранить вышеуказанные ограничения при максимально эффективном управлении ограниченными финансовыми ресурсами.
Преимущества решения обозначенных недостатков и ограничений посредством реализации муниципальной целевой программы следующие:
1) обеспечение комплексного подхода к решению проблемы: цели, задачи и основные направления Программы позволяют учесть многочисленные аспекты совершенствования системы управления в администрации города, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий;
2) четкое распределение полномочий и ответственности между исполнителями мероприятий Программы. Данный подход позволяет повысить эффективность и результативность выполнения программных мероприятий;
3) эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы: в целевой программе определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий, оценивать эффективность мероприятий и вносить соответствующие корректировки;
4) средства, предусмотренные на реализацию Программы, позволят комплексно решать поставленные задачи, а также обеспечат прозрачное распределение финансовых ресурсов бюджета;
5) наличие системы контроля и управления программой, положительно себя зарекомендовавшей при реализации Программы реформирования финансов, и закрепление отдельного куратора в ранге заместителя мэра города позволяют обеспечить достижение запланированных результатов в максимально короткие сроки.
С учетом вышеизложенного, обоснованным и необходимым является решение указанных вопросов программно-целевым методом, предусматривающим смещение акцентов с управления затратами к управлению результатами.
3. Основные цели и задачи Программы
Стратегической целью Программы является совершенствование деятельности администрации, улучшение качества и результативности предоставления муниципальных услуг и осуществления функций администрации.
Целями и задачами Программы являются:
1. Повышение качества и доступности муниципальных услуг, оказываемых гражданам и хозяйствующим субъектам администрацией города Братска (далее администрация):
1.1. Сокращение времени оказания услуг (от подачи заявления до получения результата) и количества представляемых документов для получения услуги.
1.2. Обеспечение информирования граждан и хозяйствующих субъектов о порядке и процессе оказания услуг.
2. Сокращение возможности превышения прав должностными лицами администрации при осуществлении функций (оказании услуг):
2.1. Внедрение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
2.2. Снижение административных барьеров в администрации при предоставлении услуг путем деперсонализации взаимодействия должностных лиц и граждан.
3. Повышение эффективности и результативности деятельности администрации:
3.1. Создание условий для совершенствования организационной структуры администрации.
3.2. Внедрение системы менеджмента качества (далее - СМК) в пилотном органе администрации.
3.3. Внедрение информационной системы электронного документооборота и административных регламентов (далее - СЭДиАР) в пилотных органах администрации с последующим тиражированием во всех органах администрации.
Указанные цели и задачи образуют взаимосвязанную систему целевых показателей данной Программы.
Разработка и реализация мероприятий Программы осуществляется с использованием следующих основных принципов:
1) комплексность и взаимосвязь всех направлений реализации Программы;
2) разработка методологической базы, учитывающей основные положения административной реформы, проводимой на всех уровнях власти;
3) оптимизация процедур выполнения административных функций и оказания муниципальных услуг, предусматривающая сокращение времени оказания услуг (выполнения функций), сокращение количества представляемых документов до минимально необходимого уровня;
4) внедрение технологий работы "единого окна администрации", позволяющей сократить до минимума участие граждан и хозяйствующих субъектов в процессе предоставления услуг, при этом обработка запроса внутри органов администрации должна осуществляться без участия заявителя;
5) экономическая обоснованность и эффективность мероприятий Программы;
6) повышение прозрачности деятельности администрации города;
7) использование современных ИКТ;
8) реализация принципа "управленческой инициативы", предусматривающего адаптацию применительно к городу Братску передовых практик и инструментов управления;
9) повышение кадрового потенциала сотрудников администрации через проведение курсов повышения квалификации, семинаров и т.д.;
10) использование при реализации мероприятий Программы принципов управления проектами;
11) использование процедур внутреннего и внешнего контроля за реализацией основных мероприятий Программы.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусматривается в течение 2008 - 2011 годов.
1 этап - "Подготовительный" - 1 полугодие 2008 года:
1) подготовка организационно-правовой базы реализации Программы, в том числе формирование Координационного совета и рабочих групп по направлениям, определение состава участников, закрепление ответственности;
2) размещение муниципального заказа на выполнение научно-исследовательских работ, оказание консалтинговых услуг, на поставку оборудования, программного обеспечения и т.п.;
3) проведение мероприятий по обучению сотрудников администрации по основным направлениям реализации программы;
4) разработка типового макета административного регламента по оказанию муниципальных услуг (выполнению функций);
5) мониторинг промежуточных результатов реализации Программы (степени достижения целей и индикаторов результативности Программы).
2 этап - "Разработка административных регламентов, внедрение системы электронного документооборота" - 2 полугодие 2008 года - 2009 год:
1) разработка и утверждение административных регламентов по пилотным процессам;
2) внедрение системы электронного документооборота (далее - СЭД) в пилотных органах администрации (департамент инновационного развития и информационных технологий (далее - ДИРиИТ) и аппарат администрации);
3) проведение мероприятий по обучению сотрудников администрации по основным направлениям реализации программы, а также администраторов и пользователей СЭД;
4) разработка основных документов, необходимых для внедрения системы менеджмента качества по отдельным услугам (процессам);
5) разработка и внедрение механизма антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов;
6) проведение социологических исследований на предмет качества и доступности предоставляемых администрацией города услуг;
7) мониторинг промежуточных результатов реализации Программы (степени достижения целей и индикаторов результативности Программы).
3 этап - "Электронные административные регламенты, формирование единого окна администрации" - 2010 - 2011 годы:
1) проведение заключительных процедур по размещению муниципального заказа на оказание консалтинговых услуг, поставку и ввод в эксплуатацию оборудования, программно-технического обеспечения и т.д.;
2) проведение на регулярной основе антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов;
3) проведение мероприятий по обучению персонала по основным направлениям реализации Программы;
4) проведение предсертификационного аудита, внесение изменений в документацию СМК с учетом замечаний и рекомендаций аудиторов, проведение сертификационного аудита;
5) тиражирование СЭД в органах администрации;
6) создание "Единого окна администрации" по приему и выдаче документов по основным муниципальным услугам (функциям) администрации города;
7) разработка и утверждение административных регламентов по основным процессам администрации, подлежащим регламентации;
8) внедрение электронных административных регламентов (далее - ЭАР) на базе функционирующей СЭД;
9) проведение социологических исследований на предмет качества и доступности предоставляемых администрацией города услуг;
10) подведение итоговой оценки результатов реализации Программы (достижение целей и показателей эффективности и результативности Программы), принятие решения о целесообразности дальнейшей работы в направлении реализации положений административной реформы в городе Братске.
Очередность выполнения мероприятий в рамках этапов определена исходя из анализа текущего состояния, готовности органов администрации к изменению системы документооборота и регламентированию процессов, их автоматизации, а также исходя из принципов сбалансированности финансовых и трудовых ресурсов, последовательности и взаимообусловленности реализуемых мероприятий.
Ход реализации Программы будет освещаться в средствах массовой информации и сети Интернет на официальном сайте администрации города Братска, что позволит всем жителям города принять участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов, разработанных в рамках Программы, и оценке фактических результатов реализации Программы.
5. Система программных мероприятий,
ответственные исполнители
Система программных мероприятий в разрезе целей и задач Программы, сроков исполнения, объемов и источников финансирования, ответственных исполнителей приведена в приложении 1 к Программе.
Краткое описание содержания мероприятий программы, описание рисков и мер по снижению рисков реализации мероприятий Программы приведено в приложении 2 к Программе.
Выполнение в полном объеме программных мероприятий позволит обеспечить достижение целей и задач реализации Программы.
6. Ресурсное обеспечение Программы
6.1. Кадровое обеспечение
Для достижения целей Программы в рамках реализации подготовительного этапа предполагается привлечь:
1) специалистов департамента инновационного развития и информационных технологий администрации;
2) специалистов МУ "Центр информационных технологий города Братска";
3) специалистов аппарата администрации;
4) специалистов иных отраслевых (функциональных) органов администрации.
Также предполагается привлечение отдельных специалистов (экспертов) и сторонних (экспертных, научных и иных) подрядных организаций для выполнения работ по отдельным мероприятиям Программы.
Выбор специализированных организаций будет осуществляться путем проведения необходимых процедур в соответствии с действующим законодательством о муниципальных закупках.
После проведения подготовительного этапа к выполнению работ по реализации мероприятий Программы в соответствии с утвержденным планом-графиком работ будут привлечены сотрудники всех отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации.
6.2 Техническое и информационное обеспечение
Техническое и информационное обеспечение осуществляется с использованием программно-технических, информационных средств, баз данных, при непосредственном участии ответственных исполнителей Программы.
Реализация программных мероприятий предполагает активное использование существующего комплекса программно-аппаратных средств администрации, входящих в состав муниципальной информационной системы:
1) ведомственная телефонная станция администрации (далее - УПАТС), коммуникационные средства;
2) активное и пассивное сетевое оборудование;
3) сервера, выполняющие служебные и прикладные задачи: (WEB сервер, почтовый сервер, геоинформационная система (ГИС "Ингео"), система внутренней электронной почты MS Exchange, сервера правовых систем "Гарант" и "Консультант", контролеры доменов, сервер антивирусного программного обеспечения, сервера информационных систем "АЦК-Финансы", "АЦК-Муниципальный заказ", сервера бухгалтерских программ "1С" и др.);
4) интегрированные сети передачи данных администрации и удаленных подразделений;
5) компьютерная техника и оргтехника, установленная на рабочих местах пользователей;
6) иные программно-технические и информационные средства (включая базы данных).
В рамках реализации Программы будет завершена инвентаризация используемого аппаратного и программного обеспечения, баз данных и служебных информационных ресурсов.
В процессе реализации Программы предполагается приобретение необходимого программного, технического и информационного обеспечения, в том числе:
1) информационной СЭДиАР;
2) оборудования для организации потокового сканирования бумажных документов и получения их электронных копий;
3) иных программных, технических и информационных средств (включая базы данных) и оборудования, необходимых для реализации мероприятий Программы.
Необходимо также обеспечить унификацию используемого аппаратного и программного обеспечения с учетом перспективы объединения имеющихся ресурсов в единую информационную систему.
6.3. Организационное и технологическое обеспечение
В части организационного и технологического обеспечения предполагается использовать нормативно-правовые документы всех уровней власти, регламентирующие проведение административной реформы и информатизации органов власти в Российской Федерации, в т.ч. муниципальные правовые акты, разработанные в рамках реализации мероприятий данной Программы.
В рамках обеспечения эффективной реализации Программы, планируется создать организационную структуру управления Программой (в соответствии с разделом 7 Программы).
Первым этапом исполнения основных мероприятий Программы является разработка соответствующих нормативных правовых основ их внедрения (утверждение положения об административных регламентах, типовой формы административного регламента, положения об антикоррупционной экспертизе и так далее).
На соответствующих этапах Программы предполагается разработать и утвердить следующие элементы организационного обеспечения:
1. Документация по внедрению системы менеджмента качества по отдельным услугам (процессам).
2. Административные регламенты по основным процессам администрации, подлежащим регламентации.
3. Документация по внедрению и эксплуатации информационной системы электронного документооборота и электронных административных регламентов.
4. План мероприятий по последовательному переводу администрации на электронный документооборот.
5. Правила использования электронной цифровой подписи и шифрования в системе электронного документооборота.
6. Порядок по работе с электронными документами, определяющий их статус, регламентирующий процессы создания, хранения, уничтожения, обмена информацией, рассылки электронных копий документов, а также порядок разрешения спорных ситуаций.
7. Регламент формирования и использования электронной базы муниципальных правовых актов, определяющий порядок добавления, хранения, правки и удаления электронных версий документов, правила доступа к информации.
8. Система контроля за исполнением документов с определением зон ответственности, контролируемых этапов движения документов, в том числе порядок оповещения исполнителей, контролеров и руководителей.
Достижение планируемых результатов Программы в рамках утвержденных сроков будет осуществляться на основе разработанных планов-графиков работ по соответствующим направлениям Программы.
6.4. Финансовое обеспечение
Финансирование программы планируется осуществлять из двух основных источников:
1. В 2008 - 2009 годах - за счет субсидии из Министерства финансов РФ, полученной по результатам реализации Программы реформирования муниципальных финансов города Братска на 2005 - 2007 годы.
2. В 2010 - 2011 годах - за счет средств бюджета города Братска.
Общий объем финансирования Программы составляет 22 418 тыс. руб. и включает в себя средства бюджета города Братска в размере 10 630 тыс.руб. и средства федерального бюджета в размере 11 788 тыс.руб.
Объем и структура расходов Программы, а также направления расходования средств Программы приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Объем и структура финансирования Программы
N п/п |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Федеральный бюджет |
10 777 |
1 011 |
0 |
0 |
2. |
Городской бюджет* |
0 |
0 |
6 130 |
4 500 |
3. |
Итого по Программе по годам реализации |
10 777 |
1 011 |
6 130 |
4 500 |
4. |
Общий объем финансирования Программы, в том числе: |
22 418 |
|||
5. |
Федеральный бюджет |
11 788 |
|||
6. |
Городской бюджет* |
10 630 |
Примечание: * бюджет принимаемых обязательств
Таблица 2
Направления расходования средств Программы
N п/п |
Направления расходования средств Программы |
Годы реализации |
Итого расходов по направлению, тыс. руб. |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Расходы на программно-техническое обеспечение реализации Программы (включая расходы на внедрение информационно-коммуникационных технологий, системы электронного документооборота, технических и программных средств и так далее) |
7 131 |
1 011 |
4 900 |
3 450 |
16 492 |
2. |
Расходы на консалтинговые услуги (включая расходы на методологическое и консультационное обеспечение, внедрение системы менеджмента качества, расходы на социологические исследования, информационное сопровождение реализации Программы и так далее) |
1954 |
0 |
880 |
800 |
3 634 |
3. |
Расходы на организационное обеспечение реализации Программы (включая обучение и повышение квалификации сотрудников администрации, премирование, командировочные расходы, расходы на проведение семинаров, конференций и так далее) |
1692 |
0 |
350 |
250 |
2 292 |
4. |
Итого по периодам реализации |
10 777 |
1 011 |
6 130 |
4 500 |
22 418 |
Привлечение научных коллективов и экспертов, приобретение программно-технических средств, а также любые иные работы и услуги, выполняемые сторонними организациями, будут осуществляться в соответствии с действующим законодательством о муниципальных закупках.
7. Система управления Программой,
контроль за исполнением Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Координационным Советом по реализации положений административной реформы в городе Братске (далее - КС), Рабочими группами по отдельным направлениям Программы (далее - Рабочие группы), составы которых утверждаются муниципальными правовыми актами мэра города Братска, а также органами администрации города Братска - ответственными исполнителями в соответствии с перечнем мероприятий Программы (приложение 1 к Программе).
В соответствии с перечнем мероприятий Рабочие группы ежеквартально разрабатывают собственные планы работы по реализации мероприятий Программы с указанием ответственных исполнителей и представляют их для согласования Куратору Программы, которым является заместитель мэра, начальник департамента инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска.
В задачи КС входят:
1) определение приоритетов и координация мероприятий Программы;
2) рассмотрение и утверждение изменений по реализации и изменениям Программы;
3) проведение согласительных процедур при подготовке и внесении мэру города проектов нормативных правовых актов в рамках реализации Программы.
4) осуществление контроля за соблюдением сроков и качеством проводимых мероприятий.
В задачи Рабочих групп входят:
1) организационное обеспечение выполнения работ в соответствии с планом работ, должностными обязанностями и функциями в составе рабочей группы;
2) обеспечение взаимодействия с отраслевыми (функциональными) органами администрации, исполнителями работ по проекту;
3) проведение мониторинга хода реализации мероприятий по соответствующему направлению Программы;
4) осуществление контроля за качеством и своевременным выполнением работ по проекту;
5) осуществление оперативной оценки хода выполнения соответствующих направлений Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Думой города Братска, мэром города Братска, комитетом финансов и комитетом экономики и труда администрации города Братска, Координационным советом, руководителями Рабочих групп.
Куратор Программы выполняет следующие функции:
1. Управление реализацией мероприятий Программы.
2. Проведение комплексной оценки эффективности проводимых мероприятий.
3. Осуществление оперативного мониторинга и контроля за выполнением мероприятий Программы и информирование руководства администрации о ходе их исполнения.
4. Информационное освещение в средствах массовой информации реализации мероприятий Программы.
5. В соответствии с полномочиями и поручениями, данными ему мэром города, координирует иную деятельность по вопросам реализации Программы.
Организационное и техническое обеспечение реализации мероприятий программы осуществляет аппарат администрации города Братска и департамент инновационного развития и информационных технологий администрации.
Отчетную и аналитическую информацию по реализации мероприятий Программы формирует департамент инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска.
8. Ожидаемые результаты Программы
и показатели (индикаторы) результативности
Комплексный подход к реализации Программы позволит обеспечить достижение ее стратегической цели: совершенствование деятельности администрации, улучшение качества, результативности и эффективности предоставления услуг и осуществления функций администрации.
Исходя из поставленных целей, можно определить и выделить основные ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы:
1. Повышение эффективности взаимодействия администрации города с населением посредством использования современных информационных технологий.
2. Формирование единого информационно-правого пространства администрации, создание электронной базы муниципальных правовых актов.
3. Регламентация основных полномочий и функций подразделений администрации, создание условий для совершенствования организационной структуры администрации.
4. Создание единой технологии работы с документами и процессами администрации города (управленческий контроль на любой стадии движения документов, повышение исполнительской дисциплины за счет ускорения поиска нужных документов, эффективной рассылки документов и т.д.).
5. Внедрение системы электронного документооборота и управления электронными регламентами в администрации города.
6. Повышение уровня информационной безопасности за счет сокращения доступа к документам, разграничения ответственности за их исполнение.
7. Экономия расходов бюджета при выполнении функций, оказании услуг за счет экономии рабочего времени сотрудников администрации города, бумаги и расходных материалов.
8. Снижение уровня коррупциогенности муниципальных правовых актов, сокращение возможностей превышения прав должностных лиц за счет проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
9. Сертификация отдельных процессов администрации города по Системе менеджмента качества ИСО 9001-2000.
10. Повышение информированности граждан о деятельности администрации.
11. Уменьшение нареканий со стороны граждан в адрес администрации и, как результат, - улучшение имиджа администрации.
В процессе реализации мероприятий программы основными получателями результатов будут следующие целевые группы:
1) руководство и аппарат администрации города, Дума города Братска;
2) сотрудники администрации города (муниципальные служащие);
3) граждане и хозяйствующие субъекты.
Именно реализация ожиданий указанных целевых групп позволит обеспечить достижение целей и задач, а также получить максимальный эффект от реализации мероприятий Программы.
Ниже приведен детализированный анализ ожиданий (ожидаемых результатов) указанных выше целевых групп.
1. Ожиданиями руководства и аппарата администрации города являются:
1) повышение оперативности принятия управленческих решений;
2) обеспечение информационной прозрачности и открытости органов местного самоуправления и как следствие - повышение доверия населения к местной власти;
3) создание эффективной системы мониторинга и контроля реализации полномочий и функций муниципалитета в режиме реального времени;
4) регламентация и оптимизация процессов по оказанию услуг (выполнению функций), том числе# регламентация сроков;
5) повышение результативности, эффективности и ответственности сотрудников администрации;
6) повышение контроля исполнительской дисциплины за счет четкого учета поручений и разграничения ответственности на всех этапах движения документов;
7) повышение уровня информационной безопасности, применение новых технологий защиты документов;
8) сокращение возможностей превышения прав должностными лицами администрации при осуществлении функций (оказании услуг);
9) сокращение общих расходов, связанных с формированием, рассмотрением, согласованием, обработкой и хранением бумажных документов;
10) экономия рабочего времени сотрудников труда за счет ускорения поиска документов, использования типовых форм и шаблонов, прямой рассылки документов, исключения потерь документов;
11) информационная прозрачность процессов разработки и прохождения документов, доступ к документам и процессам в "режиме реального времени".
2. Ожиданиями сотрудников администрации являются:
1) качественно новая организация рабочего процесса (личный электронный кабинет, отражающий все документы и поручения на исполнении и контроле);
2) экономия рабочего времени за счет ускорения поиска документов, использования типовых форм и шаблонов, прямой рассылки документов, исключения потерь документов;
3) снижение нагрузки за счет управления приоритетами выполняемых работ, исключения случаев установления одинаковых сроков выполнения разных поручений;
4) сокращение рутинных операций по обработке документов и повышение содержательной части аналитической работы сотрудников;
5) обучение, повышение квалификации, профессиональное и личностное развитие в процессе реализации мероприятий Программы;
6) четкая регламентация основных функций сотрудников;
7) повышение удовлетворенности сотрудников выполняемой работой;
8) повышение статуса и престижности муниципальной службы.
3. Ожиданиями граждан и юридических лиц являются:
1) улучшение качества обслуживания населения города и предоставления информации;
2) создание четкого порядка взаимодействия администрации с гражданами и юридическими лицами (обработка запросов, заявлений, писем, жалоб и т.д.);
3) повышение оперативности реакции органов власти на обращения и жалобы граждан;
4) сокращение времени оказания услуг (от подачи заявления до получения результата) в процессе предоставления услуг, сокращение количества представляемых документов для получения услуги;
5) возможность получения достоверной информации о состоянии запроса различным способом, в том числе через информационный портал официального сайта администрации города Братска, по телефону горячей линии;
6) улучшение информированности граждан о деятельности администрации города посредством размещения документов администрации на официальном сайте города в режиме реального времени;
7) уменьшение нареканий со стороны граждан в адрес администрации.
Ожидаемыми показателями (индикаторами) результативности Программы являются:
1. Индекс удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг (выполнения функций) администрацией.
Значение показателя: 120% от первоначального уровня.
Примечание: данный показатель расчетный, формируется на основе данных, полученных по результатам социологических исследований: уровня доверия граждан к деятельности администрации, уровня качества предоставления услуг и осуществления функций администрации.
2. Доля муниципальных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу в установленных сферах деятельности.
Значение показателя: 100% от общего количества муниципальных правовых актов в установленных сферах деятельности.
Примечание: в настоящее время в администрации не проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов. На первом этапе Программы будет определен перечень сфер деятельности (полномочий, функций) органов администрации, подлежащих данному виду экспертизы и перечень соответствующих данным сферам деятельности утвержденных муниципальных правовых актов, подлежащих проверке на коррупциогенность.
В процессе реализации Программы планируется провести экспертизу уже принятых муниципальных правовых актов в установленных сферах деятельности (согласно перечню), выявить и, в случае обнаружения, исключить коррупционные факторы в данных документах, а также проводить обязательную антикоррупционную экспертизу МПА в установленных сферах деятельности до момента их принятия. Также планируется закрепить обязательное требование проведения антикоррупционной экспертизы проектов МПА до момента их принятия.
3. Количество автоматизированных рабочих мест системы электронного документооборота и административных регламентов.
Значение показателя: 250 пользователей информационной системы.
Примечание: в 2008 году система будет внедрена в рамках пилотных органов (ДИРиИТ и аппарата администрации (приемные органов администрации)), в 2009 - 2011 годах планируется приобретение дополнительных лицензий информационной системы для основных пользователей и дальнейшее тиражирование системы в органах администрации.
Планируемые количественные показатели результативности приведены в приложении 3 к Программе.
9. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность Программы рассматривается как результат деятельности, отнесенный к затратам на его достижение.
Реализация положений административной реформы в городе Братска позволит как увеличить эффективность путем повышения производительности труда сотрудников, так и сокращения расходов бюджета города, связанных с формированием, рассмотрением, согласованием, обработкой и хранением бумажных документов и экономии рабочего времени сотрудников при выполнении функций (оказании услуг).#
Планируемые показатели эффективности Программы приведены в приложении 4 к Программе.
Поскольку отдельные мероприятия Программы будут впервые реализовываться в практике муниципального управления в РФ, обоснование эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Программы на данном этапе представлено на основе анализа текущего состояния.
После апробирования и анализа первых результатов реализации мероприятий Программы (системы электронного документооборота, административных регламентов, антикоррупционной экспертизы и т.д.) на пилотных объектах внедрения возможно уточнение представленных показателей эффективности.
10. Перечень используемых сокращений в Программе
1. СМК - Система менеджмента качества.
2. СЭД - Система электронного документооборота.
3. СЭДиАР - Система электронного документооборота и административных регламентов.
4. ИКИ - Информационно-коммуникационная инфраструктура.
5. ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии.
6. ЭАР - электронные административные регламенты.
7. ДИРиИТ - департамент инновационного развития и информационных технологий администрации города Братска.
8. КС - Координационный Совет по реализации положений административной реформы в городе Братске.
Понятия и определения, используемые в Программе, применяются в значениях, утвержденных соответствующим федеральным и областным законодательством по вопросам реализации административной реформы в Российской Федерации, документационного обеспечения управления, создания и эксплуатации информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы города Братска Иркутской области от 29 февраля 2008 г. N 447/г-Д "Об утверждении муниципальной целевой программы "Реализация положений административной реформы в городе Братске на 2008 - 2011 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Думы г.Братска Иркутской области от 28 октября 2011 г. N 305/г-Д настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы г.Братска Иркутской области от 26 марта 2010 г. N 75/г-Д
Решение Думы г.Братска Иркутской области от 25 сентября 2009 г. N 685/г-Д
Решение Думы г.Братска Иркутской области от 27 марта 2009 г. N 615/г-Д