Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 27 августа 2008 г. N 031-06-1862/8
Ведомственная целевая программа
"Дети Иркутска" на 2009 - 2012 годы
16 декабря 2008 г., 15 сентября 2009 г.
См. Отчет о реализации программы в 2009 году
Постановлением мэра г.Иркутска от 15 сентября 2009 г. N 031-06-3144/9 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Дети Иркутска" на 2009 - 2012 годы (далее - Программа) |
Цель программы |
Создание условий для: - развития муниципальной системы поддержки одаренных детей; - формирования безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса; - воспитания подрастающего поколения, направленного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создания условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних; - развития муниципальной системы дошкольного образования; - развития кадрового потенциала муниципальной системы образования |
Задачи программы |
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач: - обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной адаптации выпускников школы; - обеспечение полноценной психолого-педагогической поддержки одаренных детей на муниципальном уровне; - совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка, обеспечение физической и психологической безопасности учащихся и воспитанников; - обеспечение условий для гражданского становления и духовно-нравственного развития личности на основе использования новых эффективных воспитательных технологий; - организация досуга несовершеннолетних и пропаганда здорового образа жизни; - создание единого информационно-методического образовательного пространства города; - совершенствование системы работы с педагогическими кадрами на основе принципа вариативности и обобщения и распространения передового педагогического опыта; - оптимизация взаимодействия муниципальной системы образования с общественными организациями и родительской общественностью, развитие публичности (обеспечение открытости) деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием |
Важнейшие целевые показатели |
1. Доля обучающихся по программам, обеспечивающим углубленную подготовку по различным учебным профилям; 2. Удельный вес МДОУ и МОУ, использующих в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии; 3. Снижение числа травм, полученных обучающимися и воспитанниками во время нахождения в МОУ/МДОУ; 4. Доля детей и подростков, охваченных различными формами внеурочной занятости; 5. Количество МДОУ, использующих современные образовательные программы в образовательном процессе; 6. Удельный вес руководителей и педагогов МДОУ и МОУ, владеющих современными информационно-коммуникационными технологиями; 7. Количество МОУ, предоставляющих возможность электронного доступа общественности к результатам деятельности |
Сроки реализации |
2009 - 2012 годы |
Характеристика программных мероприятий |
Мероприятия, обозначенные в Программе, представляют собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение тактических задач с учетом прогнозируемых показателей по пяти основным направлениям: - развитие муниципальной системы поддержки одаренных детей; - формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса; - воспитание подрастающего поколения, направленного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних; - развитие муниципальной системы дошкольного образования; - развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города Иркутска общим объемом 76 008,0 тыс. рублей; по годам: на 2009 г. - 13 443 тыс. руб.; на 2010 г. - 20 900 тыс. руб.; на 2011 г. - 21 550 тыс. руб.; на 2012 г. - 20 115 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Выявление через организацию и проведение окружных, городских олимпиад, конкурсов, конференций, смотров, мероприятий, фестивалей одаренных детей; 2. Обучение в Малой академии в зимней и летней школах до 500 детей; в школе Лидеров - до 100 активистов органов школьного самоуправления в течение реализации программы; 3. Обеспечение ежегодного участия свыше 5 тысяч детей в городских конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах юных дарований, и др. специальных мероприятиях; участие до 600 человек в областных олимпиадах; 4. Увеличение на 15 % доли детей и подростков, охваченных различными формами внеурочной занятости; 5. Обеспечение качественного уровня муниципального дошкольного образования г.Иркутска за счет перехода всех дошкольных образовательных учреждений на работу по образовательным программам нового поколения; 6. Выявление и обобщение опыта работы более 200 талантливых педагогов города; 7. Увеличение на 25 % доли педагогов, повысивших уровень своей квалификации; 8. Переход работы МОУ на качественно новый уровень благодаря привлечению общественности к совместной деятельности, развитию внешней экспертизы, созданию атмосферы открытости в муниципальной системе образования. |
II. Содержание проблемы
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации в целом, и г.Иркутска в частности, объективно требуют качественного совершенствования всей системы образования. Сохранение взгляда на образование как на дешевую "непроизводственную сферу" является одной из значимых причин сдерживания темпов социально-экономического развития региона.
Один из принципов Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.2007 г. N 004-20-410627/7, - развитие муниципальной системы образования, которая должна стать ресурсом социально-экономического развития города и благополучия граждан.
Для развития в г.Иркутске муниципальной системы образования, обеспечивающей всем жителям равные возможности получения качественного образования всех уровней и ступеней, в Программу включены комплексы мероприятий, направленные на:
1. развитие одаренных детей;
2. формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса;
3. воспитание подрастающего поколения, направленного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних;
4. развитие дошкольного образования;
5. развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования.
1.1. Развитие одаренных детей
С 1999 года в г.Иркутске реализовывались муниципальные целевые программы развития одаренных детей. За данный период сложилась адекватная современному этапу развития система выявления, поддержки и развития одаренных детей, найдены новые механизмы и формы организации образовательной деятельности, отработана организационная структура и содержание педагогического сопровождения одаренных детей.
Реализация данной программы позволила обеспечить участие более 21000 одаренных детей в конкурсах, смотрах конференциях, олимпиадах, турнирах, фестивалях, марафонах по различным направлениям творческой деятельности. За этот период только в олимпиадах различного уровня приняли участие более 12000 учащихся, из которых 118 учащихся города защищали честь города на Всероссийских олимпиадах, а 65 стали победителями и призерами заключительного тура Всероссийских предметных олимпиад.
Освоение указанных программ позволило создать специальные условия для развития одаренных детей через организацию их учебной деятельности в Малой академии наук, Летних, Зимних предметных школах, школе Лидеров.
Накопленный опыт решения вопросов по формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в г.Иркутске, результаты реализации программных мероприятий, высокий уровень достижений учащихся г.Иркутска в олимпиадах, научно-практических конференциях и иных мероприятиях областного, Всероссийского значения подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты сохраняется ряд проблем, требующих решения.
В последнее время регионы Сибири впервые в своей истории стали местом, откуда люди стремятся уехать, не видя возможностей для эффективной самореализации, хотя традиционно Сибирь выступала в качестве края огромных возможностей, привлекающего незаурядных и независимых личностей. Подобная ситуация чревата рядом серьезных проблем, способных негативно повлиять не только на будущее Сибирских регионов и Иркутска в частности, но и на национальную безопасность России в целом.
Действительно, значительная часть креативной молодежи уезжает за пределы города и области, в результате город теряет человеческий потенциал для развития. Одним из основных способов преодоления этого социального явления может стать предоставление качественного образования, соответствующего личностным дарованиям ребенка. Отказ от продолжения поддержки одаренных детей реально снизит конкурентные преимущества города Иркутска в регионе.
Для решения этой проблемы разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие и поддержку одаренных детей.
1.2. Формирование безопасного образовательного пространства
для всех участников учебного процесса
Потребность в безопасности - одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность в безопасности обеспечивается на нескольких уровнях - физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития подрастающего поколения представляют различные механизмы природного и социального характера (природные катаклизмы, широкий спектр техногенного воздействия, возрастающий уровень агрессивности социальной среды, информационное манипулирование сознанием, расширение спектра зависимого поведения, и пр.).
Процессы образования находятся в безусловной зависимости от механизмов развития современной цивилизации. Современная школа отмечает негативную динамику состояния физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Растет количество детей с отклонениями в психоэмоциональных состояниях, с проявлениями различного вида зависимостей, неустойчивых личностей. На всех уровнях образования отмечается противоречие между широтой предоставляемых ребенку образовательных услуг и ограниченными возможностями усвоения большинством детей даже общеобразовательных программ.
В связи с этим возрастает роль образования в обеспечении безопасности развития личности ребенка. Комплекс мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства, призван обеспечить полноценное сопровождение безопасности развития ребенка на разных уровнях:
- на физическом уровне - за счет серии мероприятий, создающих необходимые условия безопасности и обеспечивающих формирование оптимального поведения детей в случаях техногенной опасности и терроризма, противоправного и агрессивного поведения против их личности и др.;
- на психологическом уровне - за счет серии мероприятий по формированию способов защиты от негативного информационного воздействия, профилактике учебных перегрузок за счет обучения детей эффективным способам работы с информацией, способам защиты от агрессивного поведения и пр.;
- формирование социальной безопасности - за счет мероприятий по обучению безопасности детей на улице, в общественных местах, в больших социальных группах (толпа, митинг и пр.), профилактика асоциального поведения - профилактика алкоголизма, курения, наркомании и пр.
В целях формирования безопасного образовательного пространства и соблюдения режимных и антитеррористических мер безопасности проведена большая работа: на 90 объектах муниципальных учреждений образования установлена автоматическая пожарная сигнализация; 224 учреждения оборудованы кнопкой тревожной сигнализации; 257 учебных кабинетов и помещений оборудованы охранной сигнализацией; в 17 учреждениях имеются телефоны с АОН; в МОУ гимназии N 3, Лицее ИГУ, СОШ N 40 имеется система периметрального видеонаблюдения.
Вместе с тем из 185 образовательных учреждений 8 учреждений не имеют периметральных ограждений, 134 образовательным учреждениям требуется ремонт ограждения.
Проделана большая работа по профилактике травматизма в образовательных учреждениях, однако необходимо продолжить деятельность в данном направлении. Комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве установлено, что основной причиной травматизма является неосторожность и невнимательность при передвижении в здании, на территории МОУ, нарушение правил техники безопасности.
Основным критерием качества образовательного процесса в образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей.
Анализ данных о посещаемости ребенком МДОУ показал, что в 2006 - 2007 учебном году соотношение средней посещаемости и нормативной наполняемости составило 84%. Число пропусков по болезни в среднем одним ребенком за год по сравнению с 2005 - 2006 учебным годом сократилось на 1,5 дня и составило в 2006 - 2007 учебном году 15,5 дня.
Вместе с тем, анализ данных ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности воспитанников МДОУ показывает снижение доли гармонично развитых детей и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием. Возросло число детей с дефицитом массы тела. Значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств. Значительное число детей, посещающих ДОУ, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и состоят на диспансерном учете (3, 4 группы здоровья).
Таким образом, проблема физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего решения, в том числе через мероприятия настоящей Программы.
Многие острые проблемы, порождающие стрессы, болезненное состояние, отрицательные эмоциональные реакции и душевную боль, личностные кризисы, трудности взаимодействия со взрослыми, высокий уровень тревожности в системе взаимоотношений "учитель - ученик", "ученик - ученик" во многом определяются наличием (отсутствием) психологической культуры взрослого, психологическими особенностями личной и профессиональной готовности педагогов к работе с современными детьми, в современных образовательных учреждениях, в безопасном образовательном пространстве, характеризующем наличие определенных условий, необходимых для жизни и полноценного развития личности.
Среди критериев и показателей, определяющих качество образования, выделен показатель "Психологическое благополучие, комфортные условия пребывания обучающихся в образовательном учреждении" как основной приоритет в образовании и фактор личностного роста.
Школа может как способствовать, так и ограничивать личностный рост участников образовательного процесса, поскольку задает определенные требования, создает особые условия. Таким условием для полноценного развития обучающегося является безопасная образовательная среда как один из важных факторов предоставления качественного образования.
Решению этих проблем будет способствовать реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса.
1.3. Воспитание подрастающего поколения, направленного на гражданское становление
и духовно-нравственное развитие личности ребенка. Создание условий
для организации досуга и занятости несовершеннолетних
Последние социологические исследования свидетельствуют о том, что первое место у граждан России занимает вопрос выживания в меняющемся социуме, поэтому их практически не интересуют проблемы общественной жизни. По данным всероссийского исследования ИС РАН (июнь 2006 г.), большинство опрошенных (до 69 %) считает, что свои проблемы им следует решать не через общественные организации, а различными нелегитимными способами - это будет эффективнее - лучше и быстрее.
Неразвитость структур гражданского общества означает, в том числе, отсутствие обеспечения гражданских аспектов социализации молодых людей. Не имея опыта самостоятельного решения проблем взаимодействия с различными социальными группами во время обучения в старшей школе, старшеклассники не могут эффективно социализироваться после окончания МОУ.
Парадокс нынешнего положения молодежи (выпускников школ) в российском обществе состоит в том, что она выключена из всех форм общественной жизни. Ситуация такова, что фактически только школа может и должна предоставить молодежи возможность реального участия в современных общественных процессах, иначе говоря, возможность приобретения навыков гражданского действия.
Очевидно, что такая ситуация может быть изменена только через активное встраивание в систему образования многообразных (по содержанию, методикам) компонентов гражданского образования. Такое образование должно способствовать преодолению и изживанию тенденции пассивного поведения молодых граждан в современных общественно-политических процессах на разных уровнях.
В условиях неразвитости общественных организаций назначение системы образования может и должно заключаться в том, чтобы стать центром развития гражданского общества в России. Система образования должна создать и обеспечить работу целого ряда механизмов воспитания и воспроизводства гражданских качеств в подрастающем поколении. Школа, находясь одновременно в тесном контакте с органами государственной власти и структурами гражданского общества, став полноправным участником общественно-политической жизни, может сыграть роль социального института, наиболее эффективно осуществляющего функцию гражданской социализации молодых граждан. Она способна воспитывать чувство гражданской ответственности, формировать в сознании подрастающего поколения понимание значения гражданского общества, важности его мобилизующего влияния на политическую систему, его роль в формировании массового доверия к демократии и свободной экономике. Эта роль не может быть передана в полном объеме каким-либо другим инстанциям, она самым естественным образом является прерогативой системы образования. Только система образования способна сыграть двойную роль: с одной стороны, осуществлять гражданское образование и воспитание, с другой стороны, действовать в качестве полноправного субъекта общественной жизни на уровне местного самоуправления, а также на региональном и федеральном уровнях.
Педагогические коллективы муниципальных ОУ г.Иркутска осознают необходимость обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию ребенка в образовательном учреждении. Обновление и совершенствование воспитательной деятельности происходит посредством внесения в нее изменений, отвечающих требованию действительности. Но практика показывает, что существенные перемены в воспитании обучающихся возможны лишь при системном подходе.
Важным вопросом гражданского воспитания является формирование образовательного пространства образовательных учреждений Иркутска как пространства действия и взаимодействия его участников: обучающихся, учителей, родителей, администрации образовательных учреждений.
Ставится задача по формированию у обучающихся навыков гражданского самосознания посредством организации школьного соуправления и деятельности школьного парламента.
Социальные факторы остаются одними из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. К таким факторам относятся семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц. Проблемы преступности несовершеннолетних, социального сиротства и детской безнадзорности в городе Иркутске остаются актуальными и требуют дальнейшей активной деятельности всех структур, работающих с несовершеннолетними.
Для решения имеющихся проблем требуется программно-целевой, комплексный подход к решению задач, направленный на организацию позитивного досуга несовершеннолетних, системную работу по охране и защите прав несовершеннолетних. Такой подход позволит сконцентрировать усилия и одновременно решать вопросы профилактики семейного неблагополучия и улучшения положения семей, снизить уровень детской безнадзорности за счет внедрения новых современных технологий работы с семьями и детьми, развития учреждений системы дополнительного образования детей, социализации и реабилитации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Одновременно комплекс мероприятий, направленных на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности, а также на создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних, предусматривает реализацию дополнительных мер по формированию у несовершеннолетних приоритетов здорового образа жизни.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать:
- воспитанию гражданина и патриота, осознающего свой долг перед отечеством и "малой родиной", свою российскую идентичность;
- формированию в человеке чувства чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизма, высокой духовности и нравственности;
- развитию межнациональной, межэтнической солидарности, уважения к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;
- формированию веротерпимости, миролюбия, толерантности в межконфессиональных отношениях;
- выстраиванию уклада каждого образовательного учреждения на принципах личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модели гражданского общества.
1.4. Развитие дошкольного образования
Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в городе является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является увеличение охвата детей дошкольным образованием. 62,6% детей в возрасте от одного года до шести лет имеют реальную возможность развивать свои умственные способности, творческий потенциал, индивидуальные склонности и задатки в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Однако на 100 мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города приходится 117,6 детей. Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в МДОУ города.
Очередь на получение мест в детских садах возросла с 11044 детей в 2007 году до 15975 детей в 2008 году.
В настоящее время муниципальные образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, посещают 23128 детей. Из них 5359 человек прибыли в МДОУ в течение 2007-08 учебного года, в результате чего среднегодовая численность воспитанников увеличилась более чем на 3%. Таким образом, сохраняется тенденция к ежегодному увеличению числа детей в дошкольных учреждениях.
Несмотря на предпринимаемые меры по сохранению и расширению сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений в г.Иркутске, проблема обеспечения гарантий доступности дошкольного образования остается актуальной.
Отмечая очевидность преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается \ завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).
Вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования необходимо решать комплексно. При этом следует учитывать новые информационные технологии, растущую потребность в овладении навыками работы с информационными потоками.
Дошкольные образовательные учреждения города постоянно совершенствуют систему работы по обеспечению качества образования своих воспитанников, работая по программам нового поколения. Вместе с тем, анализ материалов контрольно-аналитической деятельности специалистов департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска по использованию программ дошкольного образования в МДОУ, показывает, что многие МДОУ не стремятся строить образовательный процесс на основе новых развивающих программ дошкольного образования, недостаточно внедряют в работу с детьми развивающие технологии.
Обеспечение качества образовательных услуг в МДОУ существенным образом связано с показателями кадровой политики в системе образования. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на конец 2007 - 08 учебного года работает 2381 педагог. Образовательный уровень дошкольных педагогов остается невысоким. Высшее образование имеют только 1111 педагогов (47 %). А 84 (3,5 %) педагога, работающие с дошкольниками, имеют лишь среднее полное общее образование. Общее число специалистов с высшим образованием в ДОУ на протяжении нескольких лет, к сожалению, не имеет тенденции к росту. В воспитательно-образовательном процессе МДОУ педагог занимает ключевую позицию, поэтому от его квалификации и профессионализма зависит в целом система образования.
Тем не менее, в некоторых дошкольных образовательных учреждениях создан банк инновационных идей. Поиск новых форм и методов работы для многих педагогических коллективов сегодня стал нормой жизни. Имеется наработанный положительный опыт, который необходимо обобщать в регулярных сборниках и рекомендовать к использованию в других МДОУ. Однако во многих учреждениях инновационная деятельность развита слабо, либо не развивается вовсе.
В качестве основных в рамках данного комплекса мероприятий выделяются следующие направления деятельности:
- поддержка и методическое обеспечение экспериментальных площадок по апробации и использованию новых педагогических и управленческих технологий;
- обеспечение условий для внедрения в образовательный процесс МДОУ новых информационных технологий;
- повышение качества муниципального дошкольного образования через анализ общих проблем, обмен опытом специалистов учреждений дошкольного образования.
1.5. Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования
Главная задача образовательной политики на уровне города - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации муниципальной системы образования.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования, позволит значительно расширить возможности реализации потребностей и запросов всех субъектов образовательного процесса.
За последние 5 лет достигнуты определенные результаты: в рамках реализации приоритетного Национального проекта "Образование", направленного на государственную поддержку вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и поддержку лучших учителей, за три последних года 25 муниципальных образовательных учреждений получили такую поддержку. За 2005 - 2008 гг. 44 педагога стали победителями Конкурсного отбора учителей-претендентов на получение Премии Президента РФ.
Кроме того, стимулом для развития системы муниципального дошкольного и дополнительного образования являются муниципальные конкурсы по выявлению лучших учреждений и педагогических работников этих направлений городской образовательной системы и материального поощрения их победителей из средств бюджета города Иркутска.
Основными элементами системы повышения квалификации педагогических работников г.Иркутска является организация курсовой подготовки на базе ИПКРО, ВУЗов города, выездных семинаров федерального и регионального уровней, авторских информационно-методических семинаров на основе сотрудничества с издательствами учебно-методической литературы: "Дрофа", "Просвещение", "Русское слово" и др., дистанционного обучения, финансируемых за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством. Развитие кадрового потенциала на муниципальном уровне осуществляется посредством организации и проведения методических и психолого-педагогических проблемных семинаров и конференций, позволяющих поднимать на теоретическом, аналитическом уровне общие психолого-педагогические, методические проблемы образовательного процесса, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, реализовывать творческие возможности педагогов города, развивать систему самообразования педагогических работников города.
Результатом планомерной работы по повышению профессионального уровня педагогов являются, в том числе, достижения детей города в областных, зональных, Всероссийских олимпиадах, а также высокие результаты по итогам ЕГЭ и по количеству полученных золотых и серебряных медалей за особые успехи в обучении.
Ежегодно на базе МУ ЦИМПО ("Центра информационно-методического и психологического обеспечения деятельности МОУ г.Иркутска") осуществляется экспертиза авторских и адаптационных образовательных программ дошкольного, общего и дополнительного образования. Возникает потребность в более активном привлечении специалистов высшей школы для экспертизы авторских и адаптационных программ, в систематизации программно-методического обеспечения образовательного процесса, в публикациях сборников программ в целях внедрения и распространения наиболее актуальной программной продукции.
В 2007 - 2008 учебном году начат эксперимент по организации сетевого взаимодействия муниципальных ОУ. Во-первых, планируется создание образовательного портала, где смогут обмениваться опытом муниципальные образовательные учреждения, а все желающие смогут получить необходимую информацию о любом муниципальном ОУ. Во-вторых, МОУ города помимо обычного документооборота перейдут на ведение документации в электронном виде, что позволит родителям получить дистанционный доступ к информации об успеваемости и посещаемости своих детей. Целью данного эксперимента является создание единого информационно-методического образовательного пространства города для привлечения общественности к совместной деятельности, создания атмосферы открытости в муниципальной системе образования и оптимизации управления образовательным процессом в муниципальных образовательных учреждениях.
С целью упорядочения и развития инновационно-экспериментальной деятельности МОУ г.Иркутска и использования потенциала учреждений - победителей национального проекта ("Клуб миллионеров") и победителей муниципальных конкурсов появилась необходимость в создании и функционировании ресурсных центров на базе МОУ и ДОУ.
На протяжении ряда лет накоплен значительный опыт по качественному психологическому сопровождению участников всех массовых мероприятий участников образовательного процесса. Для более эффективной работы в этом направлении необходимо создание и развитие оснащенного мультимедийным оборудованием, методическими и дидактическими материалами кабинета социально-психологической поддержки деятельности образовательных учреждений и педагогов на базе ЦИМПО.
Однако существует ряд проблем, требующих разрешения:
- В среднем 57 % молодых специалистов, работающих в иркутских школах, испытывают профессиональные затруднения. Социальная незащищенность молодых учителей также способствует тому, что значительная доля молодых специалистов уходит из школы и в результате происходит "старение" педагогических кадров.
- Лишь незначительное число педагогических работников муниципальной системы образования получает возможность стать участниками выездных семинаров федерального и зонального уровней, эффективных для личностного профессионального и квалификационного роста.
- Существует потребность в создании условий для систематической организации дистанционных семинаров, позволяющих педагогам приобретать большой объем теоретических знаний и информации в области современных технологий и методик преподавания и воспитания, а также возможность в интерактивном режиме разрабатывать в авторском варианте модели занятий, в режиме "онлайн" участвовать в работе мастер-классов и знакомиться с передовым педагогическим опытом педагогов-новаторов, методистов, ученых, с авторами программ.
Комплексный подход в решении насущных задач, направленных на развитие кадрового потенциала городской системы образования, позволит сконцентрировать усилия и одновременно решать вопросы активизации педагогической деятельности, привлечения педагогов, в том числе молодых специалистов, к участию в профессиональных конкурсах и проектах, развития экспериментальной деятельности обучающихся и педагогов.
III. Цели и задачи программы
В рамках реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации назначение муниципальной системы образования заключается в предоставлении качественных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, оказание помощи семье в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей. Забота о детях, их всестороннем развитии - главная задача муниципальной системы образования.
Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности Иркутской области и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, анализа состояния муниципальной системы образования и задач, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетными направлениями муниципальной образовательной политики на ближайшие годы и целями Программы является создание условий для:
- развития муниципальной системы поддержки одаренных детей;
- формирования безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса;
- воспитания подрастающего поколения, направленного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создания условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних;
- развития муниципальной системы дошкольного образования;
- развития кадрового потенциала муниципальной системы образования.
Задачи Программы:
- обеспечение доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования для всех слоев населения как основы социальной адаптации выпускников школы;
- обеспечение полноценной психолого-педагогической поддержки одаренных детей на муниципальном уровне;
- совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка, обеспечение физической и психологической безопасности учащихся и воспитанников;
- обеспечение условий для гражданского становления и духовно-нравственного развития личности на основе использования новых эффективных воспитательных технологий;
- организация досуга несовершеннолетних и пропаганда здорового образа жизни;
- создание единого информационно-методического образовательного пространства города;
- развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования на основе принципа вариативности и обобщения, распространения передового педагогического опыта;
- оптимизация взаимодействия муниципальной системы образования с общественными организациями и родительской общественностью, развитие публичности (обеспечение открытости) деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием.
Цель 1. Развитие муниципальной системы поддержки одаренных детей.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- обеспечение полноценной поддержки одаренных детей на муниципальном уровне;
- педагогическое сопровождение и организация целенаправленной специальной деятельности по развитию одаренных детей;
- улучшение необходимых условий для одаренных детей, способных реализовывать свой творческий потенциал;
- привлечение специалистов, в том числе высшей школы, для работы с одаренными детьми.
Цель 2. Формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка;
- обеспечение физической безопасности учащихся и воспитанников;
- обеспечение психологической безопасности учащихся и воспитанников.
Цель 3. Воспитание подрастающего поколения, направленное на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- создание условий для гражданского становления и духовно-нравственного развития личности;
- обеспечение взаимодействия муниципальной системы общего, дополнительного и дошкольного образования;
- внедрение новых эффективных воспитательных технологий и внедрение ИКТ;
- расширение сети занятости учащихся и воспитанников через развитие системы дополнительного образования и организацию круглогодичного отдыха.
Цель 4. Развитие муниципальной системы дошкольного образования.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- создание условий для повышения качества дошкольного образования;
- сохранение и оптимизация на основе учета демографической ситуации в городе и образовательных потребностей населения вариативной сети дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для повышения социально-экономической эффективности системы дошкольного образования.
Цель 5. Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- создание условий для профессионального роста и самообразования, расширения возможностей для творческого, культурного роста кадров;
- распространение передового педагогического опыта;
- организация образовательного процесса, обеспечивающая эффективность деятельности образовательных учреждений и повышение качества образовательного процесса;
- психолого-педагогическая, консультационная и информационная поддержка муниципальных образовательных учреждений и педагогов г.Иркутска по вопросам освоения и использования новых, в том числе информационных, технологий, реализации проектов.
Мероприятия, заложенные в Программе, соответствуют задачам, сформулированным в "Программе комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы", и рассчитаны на 2009 - 2012 годы.
Реализация Программы может быть прекращена досрочно в случаях изменения федерального законодательства в части компетенции органов местного самоуправления, недофинансированием мероприятий Программы и в иных случаях.
IV. Перечень программных мероприятий
Мероприятия, обозначенные в Программе, представляют собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение тактических задач по пяти основным направлениям:
1. развитие муниципальной системы поддержки одаренных детей;
2. формирование безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса;
3. воспитание подрастающего поколения, направленного на гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создание условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних;
4. развитие муниципальной системы дошкольного образования;
5. развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования.
Комплекс мероприятий по развитию одаренных детей направлен на:
- выявление одаренности у детей;
- создание условий для развития детской одаренности и организацию работы с одаренными детьми;
- поддержку и поощрение одаренных детей.
Комплекс мероприятий по формированию безопасного образовательного пространства для всех участников учебного процесса направлен на:
- совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка;
- организацию безопасности образовательного процесса в каждом образовательном учреждении.
Комплекс мероприятий по воспитанию подрастающего поколения и созданию условий для организации досуга и занятости несовершеннолетних направлен на:
- гражданское становление и духовно-нравственное развитие личности;
- организацию внеурочной занятости детей и подростков;
- организацию круглогодичного отдыха несовершеннолетних;
- информатизацию учреждений дополнительного образования детей.
Комплекс мероприятий по развитию дошкольного образования направлен на:
- создание условий для повышения качества дошкольного образования;
- информатизацию дошкольного образования.
Комплекс мероприятий по развитию кадрового потенциала муниципальной системы образования направлен на:
- поддержку и проведение профессиональных конкурсов;
- повышение профессионального мастерства руководящих и педагогических работников;
- создание условий для организации работы с педагогическими кадрами, в том числе в области ИКТ.
Подробный перечень мероприятий Программы содержится в Приложении N 1.
V. Механизм реализации программы
Средства на реализацию Программы выделяются из бюджета города Иркутска в соответствии с решением Думы города Иркутска о бюджете города Иркутска.
Исполнителем Программы является департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Департамент образования ежегодно разрабатывает и вносит на утверждение мэру города Иркутска планы мероприятий по реализации ведомственной целевой программы "Дети Иркутска" на 2009 - 2012 гг. на очередной финансовый год в сроки, установленные распоряжением мэра г.Иркутска о порядке составления проекта бюджета города, но не позднее 1 октября текущего года.
Департамент образования:
- осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета города Иркутска на реализацию мероприятий Программы;
- в установленном порядке отчитывается перед мэром города о реализации Программы за отчетный период;
- подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы.
Проверка целевого использования средств бюджета города Иркутска, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами г.Иркутска.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Ежегодно исполнитель предоставляет информацию о финансировании и ходе реализации Программы председателю комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Комитет по социальной политике и культуре организует размещение на сайте администрации города информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы и другой информации.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Соответственно поставленным целям ожидаемые результаты реализации Программы разделены на три вида: результаты в самой сфере образования, основные социально-политические и социо-культурные# изменения, а также основные изменения в экономике города, которым будет способствовать реализация Программы.
Освоение финансовых средств Программы в сфере образования позволит выявить и обеспечить участие более 20000 одаренных детей в городских мероприятиях по различным направлениям интеллектуальной, спортивной и творческой деятельности, а также направить и оказать поддержку на муниципальном уровне до 500 одаренных детей для участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях на областном, всероссийском и международном уровне.
Реализация программных мероприятий будет способствовать формированию безопасного образовательного пространства на городском уровне, модернизации воспитательной системы ОУ и приведет к снижению количества несчастных случаев и пропусков по болезни обучающихся и воспитанников.
Будет выявлен и обобщен до 2012 г. опыт работы более 200 талантливых педагогов города через организацию и проведение профессиональных конкурсов, городских конкурсов "Образцовое образовательное учреждение", что обеспечит качественно новый уровень деятельности педагогических работников, а также учреждений в целом.
Таким образом, средства бюджета города, запланированные на реализацию Программы, обеспечат устойчивые темпы развития муниципальной системы образования, усиление ее конкурентных позиций в нашем регионе и за его пределами.
Целевые показатели по комплексу мероприятий, направленных
на развитие муниципальной системы поддержки одаренных детей
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||||
до реализации программы |
в результате реализации программы |
в том числе по годам |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Доля обучающихся по программам, обеспечивающим углубленную подготовку по различным профилям. |
% |
14 |
50 |
20 |
30 |
40 |
50 |
2. |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях Программы |
% |
55 |
75 |
60 |
65 |
70 |
75 |
3. |
Доля победителей и призеров от общего числа участников в мероприятиях Программы |
% |
15 |
30 |
18 |
22 |
25 |
30 |
4. |
Доля победителей и призеров олимпиад, конференций и конкурсов от общего числа слушателей Малой академии, зимней и летней школ |
% |
30 |
60 |
40 |
45 |
50 |
60 |
Целевые показатели по комплексу мероприятий, направленных
на формирование безопасного образовательного пространства
для всех участников учебного процесса
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||||
до реализации программы |
в результате реализации программы |
в том числе по годам |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Удельный вес МДОУ и МОУ, использующих в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии |
% |
35 |
55 |
39 |
44 |
49 |
55 |
2. |
Удельный вес обучающихся, относящихся к 1 группе здоровья |
% |
23 |
33 |
25 |
27 |
30 |
33 |
3. |
Количество дней, пропущенных по болезни воспитанниками МДОУ в течение учебного года |
в среднем дней на 1 ребенка за год |
11.5 |
9,5 |
11 |
10,5 |
10 |
9,5 |
4. |
Количество часов, пропущенных по болезни обучающимися МОУ в течение учебного года |
в среднем часов на 1 обучающегося за год |
46 |
38 |
44 |
42 |
40 |
38 |
5. |
Удельный вес детей и подростков, обученных адекватному поведению в конфликтных ситуациях |
% |
0 |
25 |
10 |
15 |
20 |
25 |
6. |
Снижение количества случаев суицида и суицидальных попыток среди несовершеннолетних |
ед. |
5 |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7. |
Снижение количества жалоб на нарушение прав обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях |
ед. |
200 |
160 |
190 |
180 |
170 |
160 |
8. |
Снижение числа травм, полученных обучающимися и воспитанниками во время нахождения в МОУ/МДОУ; |
ед. |
15 |
5 |
13 |
10 |
8 |
5 |
Целевые показатели по комплексу мероприятий, направленных на воспитание
подрастающего поколения, направленное на гражданское становление
и духовно-нравственное развитие личности ребенка; создание условий
для организации досуга и занятости несовершеннолетних
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||||
до реализации программы |
в результате реализации программы |
в том числе по годам |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Повышение доли ответов в анонимных анкетах представителей целевой группы, позволяющих сделать вывод о заинтересованности в развитии города Иркутска |
% |
0 |
45 |
15 |
25 |
35 |
45 |
2. |
Повышение роли гражданских ценностей у подрастающего поколения по данным соц.опросов; |
% |
0 |
25 |
7 |
15 |
20 |
25 |
3. |
Доля детей и подростков, охваченных различными формами внеурочной занятости |
% |
75 |
85 |
78 |
80 |
83 |
85 |
Целевые показатели по комплексу мероприятий, направленных
на развитие муниципальной системы дошкольного образования
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||||
до реализации программы |
в результате реализации программы |
в том числе по годам |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Доля выпускников МДОУ с оптимальным уровнем готовности к обучению в школе |
% |
48 |
56 |
50 |
52 |
54 |
56 |
2. |
Количество дошкольных учреждений, участвующих в профессиональных конкурсах различного уровня |
ед. |
25 |
45 |
30 |
35 |
40 |
45 |
3. |
Количество экспериментальных площадок по актуальным проблемам повышения качества дошкольного образования и обучению детей старшего дошкольного (предшкольного) возраста |
ед. |
9 |
17 |
11 |
13 |
15 |
17 |
4. |
Количество МДОУ, использующих современные образовательные программы |
ед. |
42 |
50 |
43 |
45 |
47 |
50 |
Целевые показатели по комплексу мероприятий, направленных
На развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||||
до реализации программы |
в результате реализации программы |
в том числе по годам |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Количество семинаров для педагогов и руководителей МДОУ и МОУ с привлечением научно-педагогических кадров, специалистов других отраслей |
ед. |
78 |
150 |
95 |
120 |
135 |
150 |
2. |
Удельный вес руководителей и педагогов МДОУ и МОУ, владеющих современными информационно-коммуникационными технологиями |
% |
50 |
80 |
65 |
70 |
75 |
80 |
3. |
Количество сборников, обобщающих опыт работы педагогических коллективов, отдельных педагогов по реализации актуальных задач развития системы дошкольного образования. |
ед. |
63 |
155 |
86 |
109 |
132 |
155 |
4. |
Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации; количество педагогов, повысивших квалификационную категорию в результате аттестации |
чел. |
1232 |
2100 |
1500 |
1700 |
1900 |
2100 |
5. |
Количество опубликованных авторских и адаптационных программ основных, специальных и элективных курсов. |
ед. |
84 |
390 |
90 |
185 |
285 |
390 |
6. |
Доля победителей и призеров от общего числа педагогов - участников образовательных форумов, профессиональных конкурсов различного уровня |
% |
10 |
20 |
13 |
15 |
17 |
20 |
7. |
Доля победителей и призеров от общего числа ОУ - участников профессиональных конкурсов и смотров различного уровня |
% |
10 |
40 |
15 |
20 |
30 |
40 |
8. |
Количество МОУ, перешедших на ведение электронной документации |
ед. |
10 |
80 |
15 |
35 |
55 |
80 |
9. |
Количество ресурсных центров, созданных на базе МОУ. |
ед. |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
10 |
Количество МОУ, предоставляющих возможность электронного доступа общественности к результатам деятельности |
ед. |
9 |
60 |
15 |
30 |
45 |
60 |
11 |
Количество МОУ, имеющих обновляемые web-сайты |
ед. |
11 |
78 |
15 |
33 |
54 |
78 |
Кроме того, реализация Программы будет способствовать следующим социально-политическим и социо-культурным# изменениям:
- формирование практики социализации и воспитания, восстанавливающей традиционные ценности: духовность, гуманизм, цивилизованные социальные, семейные и межличностные отношения;
- построение и распространение в течение всего периода реализации Программы на социум города основ социального партнерства и общественного согласия;
- формирование у подрастающего поколения моделей перспективного социального поведения, умений осознанного проектирования собственной социальной роли и статуса; восстановление функции образования как условия социального благополучия человека;
- трансформация образовательной сферы в важнейший ресурс дружественных, партнерских отношений с городами-участниками АСДГ, городами-побратимами и городами-партнерами Иркутска;
- становление системы образования в качестве ведущей силы в развитии общекультурного потенциала города благодаря увеличению количества и качественному совершенствованию работников умственного труда; снижению проявлений детской, подростковой и молодежной асоциальности; формированию единого информационно-методического пространства в образовательной среде города.
Реализация Программы будет способствовать следующим изменениям в экономике города и региона:
- переход образования на личностно-мотивационную парадигму обеспечит в качестве главного экономического результата подготовку специалистов современного типа, заинтересованных в профессиональной подготовке и переподготовке в течение всей жизни;
- преобразование рынка труда образовательными средствами может стать одним из условий роста инвестиционной привлекательности города и региона через пять-шесть лет после начала реализации Программы.
Перечень
сокращений, принятых в Программе:
ДО КСПиК - департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска;
ОУ - образовательные учреждения;
МДОУ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение;
МОУ - муниципальное общеобразовательное учреждение;
МУ ЦИМПО - муниципальное учреждение "Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности МОУ г.Иркутска";
ЕГЭ - единый государственный экзамен;
УМК - учебно-методический комплекс;
ИКТ - информационно-компьютерные технологии;
ППО - передовой педагогический опыт;
НПК - научно-практическая конференция;
ЛТО - летний трудовой отряд;
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа;
УТС - учебно-тренировочные сборы;
СФО - Сибирский Федеральный округ;
АСДГ - Ассоциация сибирских и дальневосточных городов.
Заместитель мэра - |
В.Ф.Вобликова |
Заместитель председателя комитета по социальной |
В.С.Басюк |
<< Назад |
Приложение >> N 1. Комплекс мероприятий программы |
|
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 27 августа 2008 г. N 031-06-1862/8 "Об утверждении ведомственной целевой Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.