Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
24 октября 2007 г., 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 15 апреля, 26 июня 2009 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 48 363 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 июня 2009 г. N 13/70-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
Введение
Областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа) разработана для продолжения решения приоритетных экологических проблем, реализуемых ранее программой "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2004 - 2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26.11.2003 N 32/18-ЗС.
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций-природопользователей. Планируемые объемы затрат на реализацию природоохранных мероприятий, осуществляемых организациями-природопользователями, ежегодно согласовываются.
Доходная часть областного бюджета обеспечена за счет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прогнозное поступление платы в областной бюджет составит от 130 до 150 млн. рублей ежегодно.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.
Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По данным государственной статистической отчетности, в 2004 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2003 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) - организованных.
Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, УсольеСибирское, Черемхово.
В 2004 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2003 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.
По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), УсольеСибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, УстьИлимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский). В водоемы области вместе со сточными водами за 2004 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2003 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2003 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2003 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2003 - 0,9), 91 кг ртути (2003 - 108 кг) и ряд других веществ.
В целях разработки механизмов компенсации высоких экологических издержек проведена инвентаризация объектов с накопленным экологическим ущербом на территории Иркутской области, находящихся в собственности муниципальных образований.
По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников. Только на первоочередные затраты, направленные на реконструкцию, капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации, потребуется примерно 1 миллиард рублей.
На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации, объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. Ориентировочно только на проектирование полигонов необходимы инвестиции в размере примерно 100 ,+-. рублей.
Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарноэпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.
Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.
По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО "Усольехимпром" и ОАО "Саянскхимпласт", которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.
В целях обеспечения радиационной безопасности территории Иркутской области и в рамках полномочий субъекта Российской Федерации предусмотрены мероприятия, направленные на организацию учета и контроля радиационных веществ и отходов и ведение радиационно-гигиенического паспорта на территории области.
Наряду с этим существует проблема, связанная с последствиями ядерных испытаний, проводимых на полигонах бывшего Советского Союза. Так, в зону радиоактивных выпадений вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы попали жители примерно 100 населенных пунктов Иркутской области. По экспертной оценке Минобороны, Минатома России, НПО "Тайфун", Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и других, население данных пунктов получило дозу внешнего облучения более 5 сантиЗиверт (сЗв), что сказывается на состоянии здоровья и в настоящее время, а также позволяет в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" получить из федерального бюджета целевые средства на реализацию мер социаль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.