22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г.
Рассмотрев представленный временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области проект областной государственной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Иркутской области на 2008 - 2011 годы", руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" и статьей 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную целевую программу "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Иркутской области на 2008 - 2011 годы" (прилагается).
Председатель |
В.К.Круглов |
Областная государственная целевая программа
"Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства
на территории Иркутской области на 2008 - 2011 годы"
(утв. Постановлением Законодательного собрания
Иркутской области от 17 сентября 2008 г. N 45/37-ЗС)
22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/18-ЗС в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства
на территории Иркутской области на 2008 - 2011 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слаборазвитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем позволит увеличить темпы жилищного строительства, удовлетворить платежеспособный спрос населения на жилье, стабилизировать цены на рынке жилья.
Руководствуясь ежегодным посланием Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года, необходимо создание условий для строительства 1 кв. м жилья в год в расчете на каждого гражданина России, объемы ввода жилья в эксплуатацию в ближайшие 3 года должны значительно возрасти.
Для этого в первую очередь необходимо направить усилия на увеличение объемов жилищного строительства и повышение уровня обеспеченности населения жильем. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, на 1 января 2007 года численность населения Иркутской области составляет 2 513,8 тыс. человек, обеспеченность населения жильем в Иркутской области по итогам 2007 года составила 20,1 кв. м на человека. Соответственно ежегодно в Иркутской области необходимо вводить в эксплуатацию более 2 500 тыс. кв. м жилья.
Достижение данного показателя возможно только через развитие массового жилищного строительства. С этой целью перед муниципальными образованиями Иркутской области поставлена задача по формированию земельных участков под строительство новых микрорайонов массовой жилой застройки. В настоящее время земельные участки под малоэтажное и многоквартирное жилищное строительство уже формируются.
Немаловажной проблемой также является и стоимость жилья в Иркутской области.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, среднерыночная стоимость 1 кв. м жилья в Иркутской области по состоянию на 1 января 2008 года составила 41,1 тыс. рублей. При среднедушевом уровне доходов населения в размере 10 226 рублей период накопления средств на приобретение жилья, соответствующего социальным нормам, составляет более 6 лет. Причиной роста цен является высокий спрос на жилье в городах Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов), который существенно превысил предложение. Недостаток жилья при нынешнем строительстве привел к росту цен на рынке жилья. Несмотря на относительную доступность ипотечных кредитов, высокие цены квадратного метра жилой площади превышают низкую покупательную способность населения Иркутской области. Очевидно, что при такой ситуации необходимо принимать меры по снижению стоимости жилья.
Влияние на стоимость 1 кв. м оказывает также и отсутствие на предоставляемых под комплексное жилищное строительство земельных участках коммунальной инфраструктуры. От 10 до 13 % средств застройщика направляются на строительство инженерных сетей, что соответственно повышает стоимость жилья.
Действия органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и застройщиков направлены на завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченных возможностей действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Федеральные нормативные правовые акты, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", формируют законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, устанавливают распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Также созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Учитывая низкую бюджетную обеспеченность большинства муниципальных образований Иркутской области, развитие коммунальной инфраструктуры осуществляется крайне медленно, соответственно замедляются темпы жилищного строительства.
Для выхода из сложившейся ситуации необходимо использовать программно-целевой метод. Реализация комплексного подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального и областного бюджетов.
Данная Программа является инструментом для привлечения ресурсов на развитие системы мер по решению вопросов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства, а также стимулом для развития отрасли жилищного строительства на территории Иркутской области. Программа разработана в рамках реализации на территории Иркутской области подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и направлена на достижение основной цели и задач Программы.
II. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие основные задачи Программы:
1) подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства на территории Иркутской области;
2) стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области для активного проведения политики по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечения комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
3) создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Срок реализации Программы - 2008 - 2011 годы.
Программа реализуется в один этап.
III. Механизм реализации программных мероприятий
Осуществление программных мероприятий направлено на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования.
В рамках Программы намечено реализовать меры по предоставлению субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 221 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой", субсидий на строительство автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой жилой застройки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 242 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки".
Возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, полученному на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, за счет субсидий из федерального и областного бюджетов производится в течение всего срока кредита при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации Программы, если иное не предусмотрено законодательством.
Возмещению за счет средств областного бюджета подлежат затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в размере не более 1 % от общего объема возмещаемых из федерального бюджета затрат.
Субсидии на строительство автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой жилой застройки распределяются между муниципальными образованиями - участниками Программы, на территории которых осуществляется (планируется) строительство новых микрорайонов и которые отвечают условиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 242 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки".
Объемы предоставления субсидий на строительство автомобильных дорог не могут превышать:
1. При малоэтажном жилищном строительстве:
а) из федерального бюджета - не более 70 % от общего объема средств, необходимых на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых микрорайонов автомобильными дорогами (при условии прохождения конкурсного отбора в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы);
б) из областного бюджета - не более 20 % от общего объема средств, необходимых на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых микрорайонов автомобильными дорогами;
в) из средств местных бюджетов - не менее 10 % от общего объема средств, необходимых на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых микрорайонов автомобильными дорогами.
2. При многоквартирном жилищном строительстве:
а) из федерального бюджета - не более 60 % от общего объема средств, необходимых на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки автомобильными дорогами (при условии прохождения конкурсного отбора в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы);
б) из областного бюджета - не более 30 % от общего объема средств, необходимых на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки автомобильными дорогами;
в) из средств местных бюджетов - не менее 10 % от общего объема средств, необходимых на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки автомобильными дорогами.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей Программы осуществляется в виде субсидий местным бюджетам или юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков исполнения, объемов и источников финансирования приведен в приложении к Программе.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/18-ЗС в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Финансовое обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета, предоставляемые областному бюджету в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также средства областного бюджета и местных бюджетов.
Общий прогнозный объем финансирования, необходимый для реализации Программы, на 2009 - 2011 годы составит 1 239,752 млн рублей, в том числе:
1) предполагаемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 954,36 млн рублей, в т.ч.: 2009 год - 97,003 млн рублей, 2010 год - 97,003 млн рублей, 2011 год - 760,354 млн рублей;
2) объем финансирования за счет средств областного бюджета - 198,498 млн рублей, в т.ч.: 2009 год - 12,288 млн рублей, 2010 год - 12,288 млн рублей, 2011 год - 173,922 млн рублей;
3) предполагаемый объем финансирования за счет средств местных бюджетов - 86,894 млн рублей, в т.ч.: 2009 год - 5,888 млн рублей, 2010 год - 5,888 млн рублей, 2011 год - 75,118 млн рублей.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/55-ЗС в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Система организации и контроля за исполнением Программы
Организация реализации Программы возлагается на министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными государственными органами Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/18-ЗС раздел VI настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Конечные результаты реализации Программы оцениваются с учетом следующих целевых индикаторов:
1) дополнительный ввод жилья в эксплуатацию;
2) стоимость 1 кв. м жилья, построенного на земельных участках, обеспеченных в рамках Программы коммунальной инфраструктурой;
3) снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
4) количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы.
Экономическая эффективность реализации Программы:
1. Увеличение объемов строительства жилья, в том числе дополнительный ввод жилья в эксплуатацию:
1) в 2009 году - 27 тыс. кв. м;
2) в 2010 году - 70 тыс. кв. м;
3) в2011 году - 130тыс. кв. м;
после реализации Программы в период с 2012 по 2013 год - еще 140 тыс. кв. м:
4) в 2012 году - 90 тыс. кв. м;
5) в 2013 году - 50 тыс. кв. м.
2. Снижение стоимости 1 кв. м жилья в новых микрорайонах, построенных на земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в рамках Программы.
Социальная эффективность Программы должна проявиться в увеличении количества семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы за весь период ее действия и в течение двух лет после ее реализации, до 6 000 семей:
1) в 2009 году - до 450 семей;
2) в 2010 году - до 1 100 семей;
3) в 2011 году - до 2 100 семей;
4) в 2012 году - до 1 500 семей;
5) в 2013 году - до 800 семей.
Кроме того, успешная реализация Программы будет способствовать формированию эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры и увеличению частных инвестиций в жилищное строительство.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/18-ЗС настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Областной государственной целевой программе
"Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства
на территории Иркутской области
на 2008 - 2011 годы"
Перечень
основных мероприятий областной государственной целевой программы
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства на территории Иркутской области
на 2008 - 2011 годы"
22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Финансовые затраты по годам (млн руб.) |
Источники финансирования |
Срок исполнения |
||||
Всего |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы |
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
|
|
|
|
|
|
2008 год |
2. |
Предоставление субсидий местным бюджетам и юридическим лицам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства |
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
370,818 |
0,0 |
56,3 |
56,3 |
258,218 |
всего |
2009 - 2011 годы |
367,225 |
0,0 |
55,787 |
55,787 |
255,651 |
предполагаемые средства федерального бюджета |
||||
3,593 |
0,0 |
0,513 |
0,513 |
2,567 |
областной бюджет |
||||
3. |
Предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной жилой застройки |
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
868,934 |
0,0 |
58,879 |
58,879 |
751,176 |
Всего |
2009 - 2011 годы |
587,135 |
0,0 |
41,216 |
41,216 |
504,703 |
предполагаемые средства федерального бюджета |
||||
194,905 |
0,0 |
11,775 |
11,775 |
171,355 |
областной бюджет |
||||
86,894 |
0,0 |
5,888 |
5,888 |
75,118 |
предполагаемые средства местных бюджетов |
||||
|
Итого по Программе, в т.ч.: |
|
1 239,752 |
0,0 |
115,179 |
115,179 |
1 009,394 |
|
|
|
из средств федерального бюджета |
|
954,36 |
0,0 |
97,003 |
97,003 |
760,354 |
|
|
|
из средств областного бюджета |
|
198,498 |
0,0 |
12,288 |
12,288 |
173,922 |
|
|
|
из средств местных бюджетов |
|
86,894 |
0,0 |
5,888 |
5,888 |
75,118 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 сентября 2008 г. N 45/37-ЗС "Об областной государственной целевой программе "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Иркутской области на 2008 - 2011 годы"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 27 октября 2008 г. N 45 (том 3)
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 28 сентября 2011 г. N 35/17-ЗС настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/39-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 16 декабря 2009 г. N 17/20-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/18-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/55-ЗС