Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 9 октября 2008 г. N 031-06-2253/8
Ведомственная целевая программа
"Улучшение медико-демографической ситуации
в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
(с изменениями от 7 ноября, 10 декабря 2008 г.,
27 апреля, 20 мая, 17, 29 июля, 15, 30 сентября 2009 г., 1 февраля 2010 г.)
См. Отчет о ходе реализации программы в 2009 г.
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 февраля 2010 г. N 031-06-175/10 в паспорт настоящей программы внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска |
|
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Улучшение медико-демографической ситуации в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы (далее - программа) |
|
Цели и задачи программы |
Цель программы: улучшение в городе Иркутске медико-демографических показателей, увеличение естественного прироста населения, профилактика важнейших инфекционных заболеваний, создание дополнительных условий для улучшения качества жизни населения Задачи программы: - внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний детей и подростков на основе инновационных технологий; - обеспечение мер по укреплению репродуктивного здоровья населения; - создание условий для обеспечения безопасных родов для матери и ребенка; - повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями; - совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным в муниципальных учреждениях здравоохранения; - повышение качества оказания медицинской помощи при травмах; - совершенствование методов раннего выявления и профилактики дальнейшего распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции; - предупреждение эпидемических вспышек и групповой заболеваемости отдельными видами инфекционных болезней; - усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни населения; - дальнейшее совершенствование системы оказания адресной помощи отдельным категориям граждан |
|
Целевые показатели программы |
- коэффициент рождаемости населения; - материнская смертность; - младенческая смертность; - инвалидность населения; - коэффициент смертности населения; - коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте; - ожидаемая продолжительность жизни населения |
|
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации программы: 2009, 2010, 2011, 2012 годы 1 этап (2009 - 2010 годы): - проведение организационных мероприятий по совершенствованию деятельности муниципального здравоохранения г.Иркутска; - создание условий для внедрения новых медицинских технологий, в том числе подготовка специалистов и переоснащение муниципальных учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием; - повышение эффективности мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний; - усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения 2 этап (2011 - 2012 годы): - реализация основных мероприятий по улучшению организации и качества оказания медицинской помощи больным и снижению уровня смертности от управляемых причин; - усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения |
|
Характеристика программных мероприятий |
Программные мероприятия содержатся в следующих подпрограммах: 1. "Охрана репродуктивного здоровья населения города Иркутска" на 2009 - 2012 годы: - внедрение современных подходов в системе охраны репродуктивного здоровья населения (организация кабинетов медико-социальной помощи в учреждениях родовспоможения, андрологической помощи, а также помощи многодетным и социально неблагополучным женщинам по профилактике нежелательной беременности); - совершенствование системы сохранения репродуктивного здоровья населения (повышение квалификации врачей акушеров-гинекологов и врачей узких специальностей, проведение обучающих мероприятий для медицинских работников, подростков, создание электронных регистров бесплодных супружеских пар, подростков с репродуктивными нарушениями); - улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической службы (приобретение медицинского оборудования для гинекологических отделений, родильных домов, отделений новорожденных и женских консультаций). 2. "Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы: - совершенствование организации оказания медицинской помощи детям и подросткам (организация медико-социальной службы в детских поликлиниках и МУЗ ГИМДКБ, создание базы данных детей-сирот, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, создание в МУЗ ГИМДКБ консультативного центра по реабилитации недоношенных детей, проведение врачебно-педагогических конференций по вопросам здоровья учащихся общеобразовательных учреждений); - повышение уровня квалификации врачей педиатров, неонатологов, андрологов по вопросам восстановительного лечения детей, контроля качества медицинской помощи; - профилактика и раннее выявление заболеваний у детей и подростков; - улучшение материально-технической базы МУЗ ГИМДКБ для реабилитации маловесных новорожденных, отделений восстановительного лечения детских поликлиник и МУЗ ГИМДКБ, оснащение стоматологических кабинетов МУЗ ГДСП; 3. "Снижение смертности населения города Иркутска от управляемых причин" на 2009 - 2012 годы: - профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний (совершенствование системы профилактики, создание системы информирования населения о ЗОЖ, факторах риска, проведение скрининговых обследований населения и другие); - повышение уровня квалификации врачей; - повышение качества оказания медицинской помощи, внедрение инновационных подходов в диагностику и лечение больных острым коронарным синдромом и церебральным инсультом (создание регистров больных, оснащение кардиореанимационных отделений и специализированных бригад МУЗ ГССМП, отделения сосудистой хирургии, обеспечение кардиологических отделений тромболитическими препаратами); - профилактика и ранее# выявление злокачественных опухолей (освещение в СМИ вопросов профилактики ЗНО, внедрение диагностического алгоритма, совершенствование работы смотровых кабинетов, проведение скрининговых осмотров населения); - подготовка врачей общей лечебной сети по вопросам онкологии; - совершенствование ранней диагностики ЗНО (оснащение поликлиник диагностическим оборудованием и расходными составляющими к ним; - внедрение современных методик при паллиативном лечении больных ЗНО; - совершенствование оказания медицинской помощи при травмах (разработка алгоритмов лечебно-диагностических мероприятий, мониторинг травм и осложнений, повышение квалификации врачей, оснащение травматологических отделений, реанимационных палат и операционных для травматологических больных); 4. "Профилактика распространения туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других важнейших инфекционных заболеваний в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы: - организационно-методические мероприятия (пропаганда в СМИ мер профилактики важнейших инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза и ВИЧ-инфекции); - мероприятия, направленные на профилактику распространения туберкулеза (обеспечение режимных требований, проведение туберкулинодиагностики, программное обеспечение цифровых флюорографов); - специфическая профилактика важнейших инфекционных заболеваний; - профилактические мероприятия по противодействию ВИЧ-инфекции; 5. "Социальная поддержка жителей города Иркутска" на 2009 - 2012 годы: - оказание материальной помощи жителям города Иркутска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - организация благотворительной подписки на периодические издания для ветеранов, инвалидов, неработающих пенсионеров, работников муниципальных бюджетных организаций; - организация и проведение мероприятий в рамках праздничных и памятных дат; - предоставление льгот на услуги бань; - предоставление льготного проезда в муниципальном пассажирском транспорте категориям граждан, не имеющих право на социальную поддержку по федеральному и областному законодательству; - льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, не имеющих право на получение государственной социальной помощи в части льготного лекарственного обеспечения по федеральному и областному законодательству; - предоставление субсидий юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ (оказанием услуг) при осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно значимых (полезных) целей, в рамках оказания социальной поддержки жителям города Иркутска |
|
Объемы и источники финансирования |
Общая сумма финансирования на период 2009 - 2012 годов - 767858,0 тысяч рублей из средств бюджета города Иркутска, в том числе: на 2009 г. - 166953,0 тыс. рублей; на 2010 г. - 149106,0 тыс. рублей; на 2011 г. - 203588,0 тыс. рублей; на 2012 г. - 248211,0 тыс. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- повышение уровня рождаемости населения на 3 %; - отсутствие случаев материнской смертности; - снижение уровня младенческой смертности на 10 %; - снижение показателя инвалидности населения на 5 %; - снижение уровня смертности населения на 8 %; - снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте на 3 %; - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения на 2 года. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Демографическая ситуация, сложившаяся в городе Иркутске, отражает общие тенденции ее развития в Иркутской области и Российской Федерации в целом.
В течение последнего десятилетия отмечается ежегодное уменьшение численности населения города Иркутска. На 1 января 2008 года постоянное население в городе составило 575,8 тысяч. Наибольшая численность постоянного населения была зарегистрирована на 1 января 1999 года - 603,0 тысячи.
Определяющим фактором демографических процессов на территории города Иркутска являлась естественная убыль населения. Впервые за последние 15 лет в 2007 году число родившихся превысило число умерших на 507 человек, и коэффициент естественного прироста населения составил 0,9 промилле.
С середины 90-х годов число рождений стало сокращаться, достигнув наименьшего значения в 1999 году (9,9 на 1000 населения). За последние 3 года отмечается рост коэффициента рождаемости с 12,0 на 1000 населения в 2005 году до 13,5 в 2007 году. В 2007 году число родившихся в городе Иркутске составило 7773 человека, что на 712 детей больше, чем в 2006 году (в 2006 г. - 7061, в 2005 г. - 7049).
Высокая смертность населения - одна из самых серьезных проблем демографической ситуации города Иркутска. И значительным компонентом в снижении смертности является оказание квалифицированной медицинской помощи, повышение ее доступности, развитие профилактического направления медицины.
За период с начала 90-х годов наибольшее число случаев смерти среди жителей города Иркутска зарегистрировано в 2003 году. Однако, за последние 5 лет отмечается снижение коэффициента смертности населения с 15,8 на 1000 населения в 2003 году до 12,6 в 2007 году.
Остается высоким уровень младенческой смертности, хотя его значение ниже, чем в Иркутской области (в 2007 году 10,7 промилле) и в Российской Федерации (в 2007 году 9,6 промилле). В городе Иркутске в 2006 году показатель младенческой смертности составил 8,4 промилле (в Иркутской области 12,1), в 2007 году - 8,3 промилле. Основными причинами младенческой смертности являются врожденные аномалии развития и болезни перинатального периода.
Достаточно высок уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. И хотя отмечается его снижение (с 10,6 на 1000 трудоспособного населения в 2003 году до 8,3 в 2007 году), совершенствование медицинских мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний, своевременному лечению, проведение эффективной диспансеризации работающего населения будут способствовать дальнейшему снижению смертности в трудоспособном возрасте.
Среди причин смертности, как в Иркутской области и стране в целом, преобладают сердечно-сосудистые заболевания (до 50 %), на втором месте ежегодно находятся травмы, отравления и воздействия внешних причин (15-17 %), на третьем месте - злокачественные новообразования (14-15 %).
На уровень смертности влияют состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного, качество здоровья новорожденных, уровень заболеваемости социально значимыми болезнями (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция и другие).
Общая заболеваемость населения за последние 3 года выросла на 4,5 % (с 1977,7 на 1000 населения в 2005 году до 2066,6 в 2007 году), первичная заболеваемость выросла с 1020,1 на 1000 населения до 1075,0 или на 5,4 %. Заболеваемость туберкулезом увеличилась с 93,9 случаев на 100 тысяч населения в 2005 году до 123,5 в 2007 году.
Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывает значительная дифференциация населения по уровню доходов. В связи с этим продолжение оказания социальной поддержки по вопросам льготного лекарственного обеспечения жителей города Иркутска, не имеющих права на получение государственной социальной помощи, оказание адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и другим категориям населения в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством, будет способствовать повышению социальной защищенности населения, улучшению социального положения граждан пожилого возраста.
Решение медико-демографических и социальных проблем требует программно-целевого подхода, что позволит системно направлять необходимые ресурсы, эффективно и рационально использовать средства городского бюджета для достижения поставленных задач.
Программа будет способствовать реализации государственной политики в области улучшения демографической ситуации путем совершенствования системы муниципального здравоохранения, внедрения в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, что позволит сохранить здоровье населения, увеличить продолжительность жизни и снизить уровень смертности населения от управляемых причин.
3. Цели и задачи программы
Цель программы: улучшение в городе Иркутске медико-демографических показателей, увеличение естественного прироста населения, профилактика важнейших инфекционных заболеваний, создание дополнительных условий для повышения качества жизни населения.
Задачи программы:
- внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний детей и подростков на основе инновационных технологий;
- обеспечение мер по укреплению репродуктивного здоровья населения;
- создание условий для обеспечения безопасных родов для матери и ребенка;
- повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями;
- совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным в муниципальных учреждениях здравоохранения;
- совершенствование методов профилактики и диагностики сахарного диабета, предупреждение развития его осложнений;
- повышение качества оказания медицинской помощи при травмах;
- совершенствование методов раннего выявления и профилактики дальнейшего распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции;
- предупреждение эпидемических вспышек и групповой заболеваемости отдельными видами инфекционных болезней в рамках профилактики важнейших инфекционных заболеваний;
- усиление социальной поддержки и улучшения качества жизни населения;
- дальнейшее совершенствование системы оказания адресной помощи отдельным категориям граждан.
Для решения указанных задач в программе предусмотрены следующие подпрограммы:
1. "Охрана репродуктивного здоровья населения города Иркутска" на 2009 - 2012 годы;
2. "Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы;
3. "Снижение смертности населения города Иркутска от управляемых причин" на 2009 - 2012 годы;
4. "Профилактика распространения туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других важнейших инфекционных заболеваний в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы.
5. "Социальная поддержка жителей города Иркутска" на 2009 - 2012 годы
Сроки и этапы реализации программы:
Срок реализации программы 2009, 2010, 2011, 2012 годы
1 этап (2009 - 2010 годы):
- проведение организационных мероприятий по совершенствованию деятельности муниципального здравоохранения г.Иркутска;
- создание условий для внедрения новых медицинских технологий, в том числе подготовка специалистов и переоснащение муниципальных учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием;
- повышение эффективности мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний;
- усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения.
2 этап (2011 - 2012 годы):
- реализация основных мероприятий по улучшению организации и качества медицинской помощи больным и снижению уровня смертности от управляемых причин, усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения.
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 февраля 2010 г. N 031-06-175/10 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Перечень основных мероприятий программы
Мероприятия, предусмотренные настоящей Программой, содержатся в соответствующих подпрограммах:
Таблица N 1
N п/п |
Наименование подпрограммы |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Ответственный исполнитель |
||||
Всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
2009 - 2012 годы |
31255,8 |
6375,8 |
5000,0 |
9820,0 |
10060,0 |
||
1 |
"Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям в городе Иркутске" |
2009 - 2012 годы |
23651,2 |
8431,2 |
3000,0 |
7770,0 |
4450,0 |
|
3. |
"Снижение смертности населения города Иркутска от управляемых причин" |
2009 - 2012 годы |
30002,1 |
6865,1 |
4559,0 |
8166,0 |
10412,0 |
|
4. |
2009 - 2012 годы |
28586,9 |
7476,9 |
4796,0 |
7762,0 |
8552,0 |
||
5. |
2009 - 2012 годы |
654362,0 |
137804,0 |
131751,0 |
170070,0 |
214737,0 |
||
|
Итого по программе: |
|
767858,0 |
166953,0 |
149106,0 |
203588,0 |
248211,0 |
|
5. Механизм реализации программы
Основной исполнитель программы - Департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Исполнитель программы ежегодно разрабатывает и вносит на утверждение мэру города Планы по реализации мероприятий ведомственной целевой программы на очередной финансовый год в сроки, установленные распоряжением мэра г.Иркутска о порядке составления проекта бюджета города, но не позднее 1 октября текущего года.
Механизм реализации программы включает следующие этапы:
- выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для реализации мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий программы;
- выполнение мероприятий программы.
Контроль за исполнением программы осуществляет комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска ежегодно до 1 марта представляет отчет о реализации мероприятий Программы мэру города Иркутска.
6. Оценка социально-экономической эффективности программы
Таблица N 2
Целевые показатели реализации программы по годам
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Коэффициент рождаемости |
Число родившихся живыми на 1000 населения |
13,5 |
13,9 |
14,2 |
14,5 |
14,7 |
Материнская смертность |
Число случаев материнской смерти на 100 тысяч живорожденных |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Младенческая смертность |
Число умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми |
8,3 |
8,0 |
7,8 |
7,5 |
7,3 |
Инвалидность населения |
Число инвалидов на 10 тысяч населения |
921,2 |
910,0 |
900,0 |
890,0 |
880,0 |
Коэффициент смертности |
Общее число умерших на 1000 населения |
12,6 |
12,3 |
12,0 |
11,8 |
11,5 |
Коэффициент смертности населения трудоспособного возраста |
Число случаев смерти в трудоспособном возрасте на 1000 населения трудоспособного возраста |
8,3 |
8,2 |
8,1 |
8,0 |
7,9 |
Ожидаемая продолжительность жизни населения |
Возраст в годах |
64 |
64 |
65 |
65 |
66 |
Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации мероприятий подпрограмм содержатся в каждой подпрограмме.
Перечень использованных сокращений:
ДЗиСПН - департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска;
МУЗ - муниципальное учреждение здравоохранения;
ГИМДКБ - Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница;
ГПЦ - Городской перинатальный центр;
МСЧ ИАПО - Медико-санитарная часть ИАПО;
КБ N 1 - Клиническая больница N 1;
ГКБ N 3 - Городская клиническая больница N 3;
ГБ N 6 - Городская больница N 6
ГДСП - Городская детская стоматологическая поликлиника;
ГССМП - Городская станция скорой медицинской помощи;
АД - артериальное давление;
ЭКГ - электрокардиограф;
ЗОЖ - здоровый образ жизни;
СМИ - средства массовой информации;
ЗНО - злокачественные новообразования;
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека;
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита;
АРВТ - антиретровирусная терапия;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ВОВ - Великая Отечественная война
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 февраля 2010 г. N 031-06-175/10 в подпрограмму 1 настоящей программы внесены изменения
1. Подпрограмма "Охрана репродуктивного здоровья
населения города Иркутска" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В течение ряда лет в городе Иркутске отмечается улучшение показателей, характеризующих деятельность муниципальных родовспомогательных учреждений.
При увеличении показателя рождаемости в целом, в результате создания в каждой женской консультации кабинетов планирования семьи, увеличилась доля беременностей, закончившихся родами.
Увеличение числа выживших новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении обусловлено укреплением материально-технической базы родовспомогательных лечебных учреждений, повышением уровня квалификации врачей-неонатологов, акушеров-гинекологов, внедрением современных профилактических технологий.
Наряду с этим остается ряд вопросов, нуждающихся в незамедлительном решении. Достаточно высокий показатель соматической патологии среди беременных женщин, показатель внутриутробного инфицирования новорожденных. Ухудшение репродуктивного здоровья женщин отрицательно отражается на качестве здоровья новорожденных.
Растет уровень заболеваемости девочек-подростков преимущественно за счет хронических заболеваний женской половой сферы, что приводит к развитию осложнений при реализации репродуктивной функции. Высоким остается число абортов у девушек в возрасте 15-19 лет. Недостаточно внимания уделяется профилактике заболеваний у подростков и юношей.
Анализ показателей здоровья населения города показал, что имеется необходимость в дальнейшем проведении комплекса профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для укрепления здоровья в репродуктивном возрасте, а также мер, направленных на снижение количества случаев преждевременного прерывания беременности, мертворождаемости, рождения детей с наследственными и внутриутробными заболеваниями, совершенствование специализированной помощи новорожденным с критически низкой массой тела при рождении.
Цель подпрограммы: улучшение состояния репродуктивного здоровья, улучшение условий и качества оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам.
Задачи подпрограммы: раннее выявление патологии репродуктивной функции у женщин и мужчин, внедрение малоинвазивных технологий и методов диагностики в детской и подростковой гинекологии и в андрологии, повышение квалификации медицинских работников.
Перечень основных мероприятий подпрограммы.
1. Внедрение современных подходов в системе охраны репродуктивного здоровья населения:
- организация кабинетов медико-социальной помощи в женских консультациях и родильных домах;
- организация андрологической медицинской помощи в женских консультациях;
- организация реабилитации в отделении репродуктивного здоровья девушек-подростков после прерывания непланируемой беременности;
- организация помощи многодетным и социально неблагополучным женщинам по профилактике непланируемой беременности.
2. Совершенствование системы сохранения репродуктивного здоровья населения:
- повышение квалификации медицинского персонала неонатальной и акушерско-гинекологической службы;
- проведение научно-практических и постоянно действующих семинаров для врачей;
- внедрение методики формирования семейно-ориентированных репродуктивных установок у молодежи;
- организация лектория для подростков по вопросам репродуктивного здоровья;
- создание электронных регистров подростков с репродуктивными нарушениями, бесплодных супружеских пар.
3. Улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической службы:
- приобретение медицинского оборудования для гинекологических отделений, родильных домов, отделений новорожденных и женских консультаций.
Таблица N 3
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, повышение квалификации медицинских работников позволит не допустить случаи материнской смертности, снизить показатель мертворождаемости, уменьшить количество новорожденных с наследственными и внутриутробными заболеваниями.
Внедрение новых технологий, применение современного оборудования даст возможность улучшить качество выхаживания недоношенных новорожденных и увеличить количество выживших новорожденных с экстремально низкой массой тела.
Повышение роли медико-психологической помощи, проведение санитарно-просветительской работы, организация помощи многодетным и социально-неблагополучным женщинам приведет к увеличению доли беременностей, закончившихся родами, снизит количество случаев нежелательной беременности, уменьшит число отказных детей.
Организация андрологической помощи позволит проводить мероприятия, направленные на раннее выявление, лечение и профилактику заболеваний репродуктивной функции у юношей.
Таблица N 4
Целевые показатели реализации подпрограммы
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Мертворождаемость |
Число новорожденных, родившихся мертвыми, на 1000 родившихся живыми и мертвыми |
5,9 |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
Перинатальная смертность |
Число мертворожденных и умерших детей в возрасте до 6 дней на 1000 родившихся живыми и мертвыми |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
7,0 |
6,8 |
Выживаемость новорожденных с экстремально низкой массой тела |
Число выживших новорожденных на 100 родившихся с экстремально-низкой# массой тела |
40,0 |
45,0 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
Удельный вес беременностей, закончившихся родами |
Число беременностей, закончившихся родами на 100 случаев беременности |
82,0 |
86,0 |
88,0 |
90,0 |
93,0 |
Удельный вес абортов у первобеременных в возрастной группе 15-19 лет |
Число абортов у первобеременных в возрасте 15-19 лет на 100 случаев абортов у первобеременных всех возрастов |
72,0 |
68,0 |
64,0 |
58,0 |
52,0 |
Постановлением администрации г.Иркутска от 30 сентября 2009 г. N 031-06-3273/9 в подпрограмму 2 настоящей программы внесены изменения
2. Подпрограмма "Совершенствование организации оказания
медицинской помощи детям в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В городе Иркутске в 2006 - 2008 годах осуществлялась реализация муниципальной программы "Охрана здоровья матери и ребенка". В рамках этой программы проведено оснащение оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения, что позволило создать условия для внедрения современных диагностических и лечебных технологий в службу родовспоможения и детства.
Реализация мероприятий программы отразилась на основных показателях деятельности службы. За последние три года снизились показатели младенческой и детской смертности, стабилизировались показатели мертворождаемости, перинатальных потерь, заболеваемости детей и подростков.
Однако наряду с этим остается ряд вопросов, нуждающихся в незамедлительном решении.
Сохраняется высокий уровень заболеваемости детей и подростков. В структуре заболеваемости после болезней органов дыхания и инфекционных болезней у детей преобладает патология органов пищеварения, а у подростков - болезни мочеполовой системы и эндокринная патология.
Анализ результатов ежегодных профилактических осмотров детей показал, что наиболее часто выявляемая патология опорно-двигательного аппарата и органов зрения за последние годы не имеет тенденции к снижению. Растет распространенность кариеса, особенно среди детей старше 14 лет. В связи с этим сохраняется низкий удельный вес детей школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к 1-й группе здоровья, который по итогам 2007 года составил 13,5 % от всех детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города Иркутска.
Несмотря на то, что показатель первичного выхода детей от 0 до 17 лет на инвалидность снизился с 43,1 на 10 тысяч детского населения в 2005 году до 29,9 в 2007 году, он все же остается выше соответствующего показателя Российской Федерации (25,5).
Особую актуальность в последние годы приобретает проблема сохранения жизни и здоровья недоношенных детей и детей, родившихся с экстремально низкой массой тела. Среди выживших новорожденных этот контингент составляет группу высокого риска по частоте заболеваемости и смертности. В дальнейшем, без проведения комплекса реабилитационных мероприятий, итогом, как правило, становится инвалидность.
В структуре заболеваемости и смертности детей первого года жизни, по-прежнему, ведущее место занимают состояния, возникающие в перинатальном периоде.
В связи с изложенным, необходим программно-целевой подход к решению проблем совершенствования организации оказания медицинской помощи детям, который позволит продолжить мероприятия, направленные на внедрение более эффективных методов профилактики и раннего выявления болезней, в том числе на состояние здоровья и физического развития школьников.
Цель подпрограммы: сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков.
Задачи подпрограммы: профилактика и раннее выявление заболеваний у детей и подростков, снижение уровня инвалидности и смертности среди детей и подростков, повышение эффективности восстановительного лечения и реабилитации детей и подростков.
Перечень основных мероприятий подпрограммы:
1. Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям и подросткам:
- организация медико-социальной службы в детских поликлиниках и МУЗ ГИМДКБ;
- обеспечение оргтехникой детских поликлиник с целью создания базы данных детей-инвалидов, детей сирот, детей из неблагополучных семей;
- обеспечение кабинетов социальных работников методической литературой;
- создание на базе МУЗ ИМДКБ амбулаторно-консультативного центра по реабилитации детей, родившихся недоношенными и с экстремально низкой массой тела;
- обеспечение оргтехникой МУЗ ГИМДКБ с целью создания электронной базы данных диспансеризации детей, родившихся недоношенными и с экстремально низкой массой тела;
- организация постоянно действующего семинара по вопросам организации медицинской помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях;
- проведение врачебно-педагогических конференций по вопросам здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Повышение уровня профессиональной квалификации медицинских и педагогических работников.
3. Профилактика и раннее выявление заболеваний у детей и подростков:
- применение наглядных информационных методик в детских поликлиниках по профилактике заболеваний;
- организация школы "Профилактика и лечение ожирения у детей с эндокринной патологией";
- оснащение физиотерапевтическим оборудованием студенческих здравпунктов МУЗ "Поликлиника N 11".
4. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям и подросткам:
- оснащение медицинским оборудованием отделения реабилитации маловесных новорожденных, отделений восстановительного лечения детских поликлиник и МУЗ ГИМДКБ, стоматологических кабинетов.
Таблица N 5
Ожидаемые результаты и целевые показатели реализации подпрограммы:
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться по следующим целевым показателям:
Таблица N 6
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Младенческая смертность |
Число умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми |
8,3 |
8,0 |
7,8 |
7,6 |
7,4 |
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет |
Число детей в возрасте от 0 до 17 лет, впервые признанных инвалидами, на 10000 детей в возрасте от 0 до 17 лет |
30,2 |
30,0 |
28,0 |
26,5 |
25,5 |
Удельный вес детей первой группы здоровья |
Число детей первой группы здоровья на 100 детей |
13,5 |
16,5 |
17,0 |
17,5 |
18,0 |
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 февраля 2010 г. N 031-06-175/10 в подпрограмму 3 настоящей программы внесены изменения
3. Подпрограмма "Снижение смертности населения
города Иркутска от управляемых причин" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В настоящее время в городе Иркутске, как и в Российской Федерации в целом, отмечается рост числа заболеваний артериальной гипертонией, цереброваскулярной патологией, в том числе мозговым инсультом, ишемической болезнью сердца, а также инфарктом миокарда, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями, повышением уровня травматизма.
Традиционно болезни сердца и сосудов являются основной причиной смерти населения. Их удельный вес в структуре смертности достигает 47-49 %. Ко второй по значимости причине смерти населения относятся травмы, отравления и воздействие внешних причин (15-17 %). Третью позицию в структуре смертности занимают злокачественные опухоли (14-15 %).
По данным официальной статистики, в городе Иркутске ежегодно регистрируется до 60 тысяч больных заболеваниями системы кровообращения. При этом выявляется свыше 5 тысяч новых случаев болезни. За последние 5 лет заболеваемость органов кровообращения возросла в 1,8 раза. Ежегодная численность больных с инфарктом миокарда в г.Иркутске составляет 600 - 700 человек.
Стабильно высок уровень первичной инвалидности от заболеваний, связанных с нарушениями церебрального и коронарного кровообращения, в том числе среди населения трудоспособного возраста. В структуре первичной инвалидности сердечно-сосудистые болезни занимают лидирующую позицию (36-42 %).
Требует дальнейшего совершенствования и развития специализированная кардиологическая помощь на муниципальном уровне. В настоящее время в муниципальных учреждениях здравоохранения открыто 15 кабинетов профилактики артериальной гипертонии, 5 кардиологических отделений (на 290 коек). На станции скорой медицинской помощи работает 5 бригад интенсивной терапии и 5 специализированных кардиологических бригад.
Однако, кардиологические стационары и амбулаторно-поликлинические подразделения еще не в полном объеме оснащены современным диагностическим оборудованием, а также испытывают значительную потребность в современных дорогостоящих тромболитических средствах.
Квалификация участковых врачей терапевтов, врачей общей практики, кардиологов соответствует современным требованиям оказания медицинской помощи, вместе с тем необходимо внедрение инновационных подходов в системе непрерывного последипломного образования.
Острой медико-социальной проблемой является сахарный диабет, что обусловлено ростом заболеваемости и развитием тяжелых сосудистых осложнений, которые приводят к ранней инвалидизации и снижению продолжительности жизни больных сахарным диабетом.
Необходимо отметить, что очень часто сахарный диабет впервые диагностируется в поздние сроки, когда у больных уже имеются осложнения, в том числе инфаркт миокарда, инсульт и другие. У лиц, страдающих сахарным диабетом, отмечается высокий риск раннего развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, инсультов. Сахарный диабет является самой распространенной причиной потери зрения среди людей в возрасте до 60 лет. Среди больных сахарным диабетом смерть от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота в 10 раз, гангрена конечностей в 20 раз чаще.
Несмотря на проведение мероприятий по диагностике и лечению сахарного диабета, существует ряд нерешенных проблем. Необходимо внедрять мероприятия по раннему выявлению больных сахарным диабетом, особенно в группах риска, проводить санитарно-просветительскую работу среди населения.
В городе Иркутске, как и в Иркутской области, отмечаются высокие показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них. Ежегодно число впервые выявленных заболеваний злокачественными опухолями превышает 2000 случаев, из них около 30% в запущенной стадии. Показатель онкологической заболеваемости составляет 360,1 на 100 тысяч населения и превышает областной (349,2) и российский (329,6).
Следует отметить как неблагоприятный фактор то, что доля лиц трудоспособного возраста среди заболевших женщин составляет 36 %, среди мужчин - 45,2 %.
Высокая распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы, опухолей снижает качество и длительность жизни населения, в том числе трудоспособного возраста. При выявлении заболевания на поздних стадиях и несвоевременном оказании необходимой медицинской помощи возникает риск развития необратимых осложнений, что в конечном итоге проводит# к стойкой утрате трудоспособности, инвалидности и преждевременной смерти.
Необходимо отметить, что уровень травматизма в городе Иркутске находится на достаточно высоком уровне, в том числе за счет автодорожных травм. Так, показатель заболеваемости травмами и отравлениями увеличился с 171,6 в 2004 году до 175,9 на 1000 населения в 2007 году, а показатель смертности от травм является одним из самых высоких, наряду со смертностью от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и в течение последних 5 лет составлял от 2,0 до 3,5 случаев на 1000 населения.
Показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности по причине травм и отравлений последние несколько лет составляет от 4,4 до 7,6 на 100 работающих, и стоит на 2 месте после болезней органов дыхания.
Ежегодно в травматологических отделениях стационаров получают лечение более 7 тысяч взрослых и 2 тысяч детей с травмами и ожогами, из них в среднем за год умирают около 100 взрослых и 5-6 детей. В травматологические пункты города, в зависимости от сезона года, обращается от 100 до 180 первичных больных в сутки.
На современном этапе лечение травматологических больных направлено на полное и наиболее раннее восстановление функции организма после перенесенной травмы.
Уровень квалификации врачей и оснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием позволяет оказывать медицинскую помощь пациентам с различными видами травм на достаточно высоком уровне. Однако материально-техническая база травматологических отделений требует дооснащения медицинским оборудованием для оказания высококвалифицированной помощи при сложных и сочетанных травмах. В отделениях недостаточно следящей аппаратуры для обеспечения круглосуточного мониторинга основных параметров функции# организма. Необходимо дополнительное приобретение функциональных ортопедических кроватей и противопролежневых систем, а также хирургического инструментария для проведения сложных, в том числе нейрохирургических операций. В травматологических пунктах требуется замена устаревших передвижных рентгенологических аппаратов.
Особое значение при лечении тяжелых травм придается оказанию медицинской помощи в отделениях анестезиологии и реаниматологии. Оснащение этих отделений современным медицинским оборудованием, таким, как дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы, будет способствовать снижению уровня больничной летальности, сокращению сроков лечения больных. Своевременное и квалифицированное оказание медицинской помощи при травмах позволит снизить показатель инвалидности и смертности от травм и отравлений, сократить сроки нахождения больных на постельном режиме, исключить или существенно снизить уровень посттравматических осложнений, в том числе пролежней, особенно у лиц пожилого возраста, имеющих сопутствующую патологию.
Большое значение при травмах имеет своевременное и качественное оказание помощи на догоспитальном этапе. Приобретенное в рамках муниципальной программы "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи на территории г.Иркутска" и приоритетного национального проекта "Здоровье" медицинское оборудование и автотранспорт для скорой помощи позволили значительно улучшить качество оказания скорой медицинской помощи населению, в том числе сократить время транспортировки больного.
Вместе с тем, необходимо дополнительное приобретение для скорой помощи пневматических шин современной конструкции, санитарных носилок облегченного варианта.
Повышение квалификации врачей скорой медицинской помощи, врачей-хирургов поликлиник, врачей-травматологов позволит повысить качество оказания медицинской помощи травматологическим больным, снизить показатель посттравматических осложнений. Обучение населения приемам оказания первой медицинской помощи в виде само- и взаимопомощи позволит снизить риск посттравматических осложнений на догоспитальном этапе при переломах, кровотечениях, ожогах и других неотложных состояниях.
Таким образом, проблема снижения смертности населения города Иркутска требует комплексного подхода к ее решению, что возможно осуществить в рамках настоящей программы. При этом в практику муниципальных учреждений здравоохранения города будут внедрены эффективные меры профилактики заболеваний, являющихся основными причинами смерти населения, современные технологии для раннего выявления и диагностики заболеваний, лечения и реабилитации больных, предупреждения развития необратимых осложнений, приводящих к инвалидности и летальному исходу.
Цель подпрограммы:
Развитие профилактического направления, улучшение раннего выявления заболеваний, повышение качества диагностики, лечения и реабилитации больных в муниципальных учреждениях здравоохранения, снижение показателей инвалидности и смертности населения города Иркутска от заболеваний, являющихся основными причинами смерти.
Задачи подпрограммы:
- внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, являющихся основными причинами смерти, на основе инновационных технологий;
- расширение деятельности муниципальных учреждений здравоохранения по предупреждению заболеваний системы кровообращения, онкопатологии;
- повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями;
- совершенствование методов профилактики и диагностики на ранних стадиях сахарного диабета, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, лечения и реабилитации больных данными заболеваниями;
- совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным в муниципальных учреждениях здравоохранения;
- обеспечение постоянного скрининга населения с целью раннего выявления опухолевых и предраковых заболеваний, злокачественных новообразований визуальных локализаций на начальных стадиях;
- обеспечение своевременного и квалифицированного оказания медицинской помощи при травмах и отравлениях;
- совершенствование оказания скорой медицинской помощи при инфаркте миокарда, мозговом инсульте, травмах и других неотложных состояниях.
Перечень основных мероприятий:
I. Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний.
1. Совершенствование системы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний:
- создание системы информирования населения о мерах профилактики заболеваний сердца и сосудов;
- проведение скрининга населения старше 40 лет с целью выявления лиц с факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
- проведение городских мероприятий по раннему выявлению артериальной гипертонии среди населения.
2. Повышение уровня квалификации врачей:
- создание регистра врачей, участвующих в реализации инновационных подходов в лечение# больных острым коронарным синдромом и церебральным инсультом;
- организация выездного цикла тематического усовершенствования для врачей;
- разработка и издание рекомендаций для врачей по ведению больных острым коронарным синдромом и церебральным инсультом.
3. Повышение качества оказания медицинской помощи: внедрение инновационных подходов в диагностику и лечение больных острым коронарным синдромом, церебральным инсультом. Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений:
- совершенствование работы кабинетов артериальной гипертонии и отделений функциональной диагностики;
- создание регистра больных артериальной гипертонией, перенесших церебральный инсульт, инфаркт миокарда; приобретение компьютеров;
- приобретение следящей аппаратуры (холтеровские мониторы АД и ЭКГ, электрокардиографы);
- активирование сосудистой программы ультразвуковых сканеров;
- оптимизация оказания медицинской помощи больным острым коронарным синдромом, церебральным инсультом на догоспитальном этапе;
- оснащение медицинским оборудованием, расходными материалами кардиологических и реанимационных отделений МУЗ, специализированных бригад МУЗ ГССМП, отделения сосудистой хирургии МУЗ КБ N 1;
- обеспечение кардиологических отделений современными тромболитическими средствами.
II. Профилактика и раннее выявление злокачественных опухолей.
1. Профилактические и организационно-методические мероприятия:
- освещение в СМИ вопросов предупреждения факторов риска развития онкологических заболеваний;
- разработка и внедрение алгоритма профилактического осмотра;
- совершенствование организации работы смотровых кабинетов поликлиник;
- проведение целевых медицинских осмотров (скринига#) лиц старше 40 лет с факторами риска развития новообразований;
- создание городского регистра онкобольных, нуждающихся в обеспечении дорогостоящими лекарственными препаратами для лечения;
- совершенствование диспансерного наблюдения больных злокачественными новообразованиями;
- организация ежегодного анализа диспансерного наблюдения лиц с фоновыми и предраковыми заболеваниями.
2. Совершенствование ранней диагностики злокачественных новообразований:
- внедрение скрининга диспансерных больных хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта с целью раннего выявления опухолей, в том числе оснащение поликлиник диагностическим оборудованием;
- совершенствование методов ранней диагностики опухолей молочной железы, в том числе обеспечение расходными материалами маммографических рентгенологических аппаратов поликлиник;
- приобретение для поликлиник онкомаркеров для ранней лабораторной диагностики злокачественных новообразований.
3. Подготовка кадров и повышение квалификации медицинских работников по вопросам онкологии:
- проведение ежегодных семинаров для врачей общей лечебной сети по вопросам профилактики и своевременной диагностики злокачественных новообразований;
- организация сертификационных циклов повышения квалификации по онкологии для врачей;
- подготовка среднего медицинского персонала для работы в смотровом кабинете;
- разработка методических материалов по вопросам профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний для медицинских работников поликлиник и женских консультаций.
4. Совершенствование организации оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями (паллиативное лечение и уход):
- обеспечение хосписа медицинским оборудованием и предметами ухода за онкологическими больными;
- внедрение современных методов противоболевой терапии для оказания симптоматической помощи онкологическим больным в терминальной стадии.
III. Совершенствование оказания медицинской помощи при травмах.
1. Оптимизация системы оказания медицинской помощи при травмах:
- разработка алгоритмов лечебно-диагностических мероприятий при оказании скорой медицинской помощи при травмах;
- разработка критериев качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
- создание системы мониторинга травматологических больных в травмпунктах по видам травм и их осложнений;
- развитие взаимодействия между МУЗ ГКБ N 3 и травмпунктами города по оказанию организационно-методической помощи по внедрению современных методик лечения травм;
- выделение пяти коек для реабилитации больных, перенесших нейротравму, в неврологическом отделении МУЗ ГБ N 6.
2. Подготовка медицинских работников и обучение населения:
- подготовка врачей скорой медицинской помощи по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
- проведение выездных циклов повышения квалификации для врачей-хирургов поликлиник по вопросам травматологии;
- организация постоянно действующего семинара для врачей общей лечебной сети по вопросам лечения и реабилитации больных с травматологическими заболеваниями;
- обучение населения через средства массовой информации оказанию первой медицинской помощи при травмах;
- разработка информационных материалов для населения по оказанию само- и взаимопомощи при травмах.
3. Укрепление материально-технической базы травматологической службы:
- приобретение медицинского оборудования для травматологических и реанимационных отделений, выездных бригад скорой медицинской помощи.
Таблица N 7
Ожидаемые результаты и целевые показатели реализации подпрограммы:
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться по следующим целевым показателям:
Таблица N 8
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Смертность от мозгового инсульта |
Число случаев смерти на 100 тыс. населения |
114,6 |
114,2 |
113,5 |
112,8 |
112,0 |
Смертность от мозгового инсульта в трудоспособном возрасте |
Число случаев смерти в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте |
27,1 |
27,0 |
26,5 |
26,0 |
25,8 |
Смертность от инфаркта миокарда |
Число случаев смерти на 100 тыс. населения |
102,5 |
102,0 |
101,0 |
100,0 |
99,0 |
Смертность от инфаркта миокарда в трудоспособном возрасте |
Число случаев смерти в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте |
16,8 |
16,5 |
16,1 |
15,8 |
15,5 |
Удельный вес злокачественных новообразований, выявленных при профилактических осмотрах |
Процент |
12,3 |
12,5 |
14,0 |
15,0 |
16,0 |
Удельный вес злокачественных новообразований, выявленных в начальных (1-2) стадиях |
Процент |
47,3 |
47,5 |
48,0 |
48,5 |
49,0 |
Удельный вес злокачественных новообразований, выявленных в 4 стадии (общая запущенность) |
Процент |
28,4 |
28,0 |
27,0 |
26,5 |
26,0 |
Первичный выход на инвалидность при травмах среди взрослого населения |
Число впервые признанных инвалидами по травме на 10 тыс. взрослого населения |
7,9 |
7,6 |
7,2 |
7,0 |
6,8 |
Госпитальная летальность при травмах |
Число умерших больных от травм на 100 выбывших больных с данной патологией |
3,0 |
2,7 |
2,3 |
2,0 |
1,8 |
Постановлением администрации г.Иркутска от 1 февраля 2010 г. N 031-06-175/10 в подпрограмму 4 настоящей программы внесены изменения
4. Подпрограмма "Профилактика распространения туберкулеза,
ВИЧ-инфекции и других важнейших инфекционных заболеваний
в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В настоящее время в городе Иркутске, как и в Российской Федерации в целом, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа отдельных инфекционных заболеваний, в том числе социально опасных - ВИЧ-инфекция и туберкулез. В рамках первичной медико-санитарной помощи населению на муниципальные учреждения здравоохранения возлагается выполнение широкого комплекса мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза и ВИЧ-инфекции.
В последние годы в структуре заболеваемости отмечается увеличение количества остротекущих, прогрессирующих форм туберкулеза. По-прежнему, основная причина, вызывающая рост заболеваемости туберкулезом, связана со снижением иммунитета, ростом ВИЧ-инфицированных среди населения, увеличением числа лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Регистрируются высокие показатели заболеваемости лиц из числа окружения больных активными формами туберкулеза. В условиях высокой распространенности туберкулеза среди взрослого населения при наличии большого количества источников инфекции возрастает количество случаев заражения туберкулезом детей.
Проведение скрининга населения на ВИЧ-инфекцию, диспансеризация инфицированных лиц и оказание им медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения требует жесткой системы соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил по дезинфекции, стерилизации, проведения других профилактических мероприятий по предупреждению внутрибольничной передачи вируса. Создание условий для соблюдения правил личной гигиены и безопасной работы с биологическими выделениями человека предотвращают профессиональные заражения медицинских работников.
Ежегодно в городе Иркутске регистрируется более 200 родов у ВИЧ-инфицированных женщин, при этом вертикальный путь передачи вируса не превышает 5 % от всех зарегистрированных случаев. Сохранение и повышение показателя охвата ВИЧ-инфицированных беременных женщин химиопрофилактикой при прогнозируемом увеличении числа таких родов возможно только при комплексном подходе медико-профилактического сопровождения женщины от начала беременности до ее разрешения. Особую роль в профилактике инфекций и смертельных исходов у ослабленных детей и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, играет специфическая профилактика инфекций бронхо-легочной патологии и поражения центральной нервной системы медицинскими иммунобиологическими препаратами, в том числе щадящими вакцинами.
В структуре инфекционных заболеваний весомое место занимают инфекции, склонные к значительным эпидемиологическим осложнениям, распространение которых может приобретать масштабы эпидемических вспышек и групповой заболеваемости. Эффективной мерой предупреждения подобных инцидентов является вакцинопрофилактика по эпидемическим показаниям. В связи с регистрацией в Российской Федерации вакцины против ветряной оспы возможно уменьшить количество случаев с 3000-4000 в год до единичных.
Единственной инфекцией из группы управляемых средствами специфической профилактики, стабильно превышающей показатель заболеваемости более 10 на 100 тысяч населения, является коклюш. Профилактика этого заболевания возможна при иммунизации детей бесклеточной коклюшной вакциной. Профилактические мероприятия в очагах инфекционных заболеваний, профилактика внутрибольничных инфекций, завшивленности населения являются неотъемлемой частью мер по обеспечению медицинской профилактики важнейших инфекционных заболеваний на территории города Иркутска.
Анализ эпидемиологической ситуации, сложившейся в г.Иркутске, свидетельствует о том, что проблема требует комплексного подхода к ее решению, что возможно осуществить в рамках настоящей программы.
Цель подпрограммы:
Профилактика важнейших инфекционных заболеваний на территории города Иркутска посредством проведения превентивных профилактических мер и специфической иммунопрофилактики.
Задачи подпрограммы:
- проведение профилактических мероприятий с целью недопущения распространения важнейших инфекционных заболеваний;
- проведение профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;
- организация и проведение санитарно-просветительных мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний социального характера;
- первичный скрининг населения на туберкулез с целью раннего выявления и предупреждения запущенных форм инфекции флюорографическим и бактериологическим методами;
- первичный скрининг населения на ВИЧ-инфекцию и диспансеризация впервые выявленных ВИЧ-инфицированных лиц;
- оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным лицам при их обращении в муниципальные медицинские учреждения с соблюдением мер по предупреждению внутрибольничной передачи инфекции и профессиональных заражений;
- предупреждение вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери новорожденному, диспансеризация и щадящая вакцинопрофилактика детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей;
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения с целью повышения эффективности профилактических мероприятий.
Перечень основных мероприятий подпрограммы:
1. Организационно-методические мероприятия:
- пропаганда в средствах массовой информации мер профилактики важнейших инфекционных заболеваний;
- подготовка медицинских кадров по клинике, диагностике и профилактике туберкулеза и важнейших заболеваний;
2. Мероприятия, направленные на профилактику распространения туберкулеза:
- обеспечение МУЗ микроскопами для повышения эффективности скрининга групп риска по заболеваемости туберкулезом;
- обеспечение режимных требований к сбору и доставке проб мокроты от нетранспортабельных больных в микробиологические лаборатории;
- проведение туберкулинодиагностики по эпидемическим показаниям детям, имевшим контакт с больным туберкулезом;
- проведение плановой профилактической камерной дезинфекции в туберкулезных очагах I-II группы эпидемической опасности;
- повышение охвата населения профилактическим флюорографическим обследованием и его качества, в том числе приобретение нового программного обеспечения для цифровых флюорографов поликлиник.
3. Мероприятия, направленные на профилактику распространения важнейших инфекционных заболеваний:
- проведение профилактического лабораторного обследования на носительство возбудителей сальмонеллеза детей до трех лет, направляемых на стационарное лечение, и рожениц, поступающих в родильные дома без обследования;
- проведение профилактики инфекционных заболеваний бактериофагами среди контактных лиц в очагах;
- проведение профилактики чесотки и педикулеза среди лиц без определенного места жительства и постоянного источника дохода при медицинском осмотре и санитарной обработке;
- обеспечение медицинских работников, проводящих инвазивные манипуляции и имеющих контакт с биологическими жидкостями инфекционных больных, средствами обработки рук по типу "флакон-карман" с антисептическим гелем;
- исследование напряженности иммунитета против управляемых инфекций среди индикаторных групп населения для выработки тактики вакцинопрофилактики и среди детей в условиях воздействия экзогенных факторов.
4. Специфическая профилактика важнейших инфекционных заболеваний:
- проведение специфической профилактики инфекционных болезней по эпидемическим показаниям и вакцинопрофилактики среди отдельных групп населения;
- создание коллективного иммунитета среди отдельных организованных коллективов, возрастных и социальных групп населения против инфекционных заболеваний, включенных в Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (гепатит А, менингококковая инфекция, клещевой энцефалит и другие);
- специфическая профилактика, в том числе щадящими вакцинами, инфекционных заболеваний, возбудители которых поражают бронхо-легочную и центральную системы, у ослабленных детей по клинико-эпидемическим показаниям;
- специфическая профилактика инфекционных заболеваний вакцинами нового поколения, уровень заболеваемости которыми превышает утвержденные контрольные нормативы (коклюш и другие);
- специфическая профилактика инфекционных заболеваний с эпидемическим уровнем распространения среди населения вакцинами нового поколения (ветряная оспа и другие).
5. Мероприятия по обеспечению специфической профилактики важнейших инфекционных заболеваний:
- обеспечение детей "Сертификатом профилактических прививок";
- обеспечение качества медицинских иммунобиологических препаратов и профилактики поствакцинальных осложнений путем соблюдения правил асептики и температурного режима хранения вакцин, в том числе приобретение одноразовых шприцев, холодильников, морозильных камер, сумок-термосов;
- техническое улучшение и содержание склада для хранения медицинских иммунобиологических препаратов и соблюдение требований "Холодовой цепи" при доставке вакцин, в том числе приобретение автомобиля-рефрижератора;
- модернизация системы учета прививок и создание унифицированной компьютерной базы данных состояния иммунизации привитых против инфекционных заболеваний, в том числе приобретение компьютерной техники.
6. Профилактические мероприятия по противодействию распространения ВИЧ-инфекции:
- создание в поликлиниках кабинетов профилактики ВИЧ-инфекции и централизации диспансеризации ВИЧ-инфицированных лиц;
- материально-техническое обеспечение кабинетов профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе компьютеризация рабочего места врача, ответственного за диспансеризацию ВИЧ-инфицированных лиц, оборудование информационных стендов по профилактике ВИЧ, приобретения холодильника для хранения препаратов АРВТ и тест-систем для экспресс-диагностики ВИЧ-инфекции;
- обеспечение противоэпидемических режимных требований к сбору и доставке сыворотки крови при проведении скрининговых обследований отдельных обязательных групп населения, лиц по клинико-эпидемиологическим показаниям в лабораторию, в том числе приобретение вакутейнеров и специальных контейнеров для транспортировки;
- приобретение средств индивидуальной защиты для медицинских работников, проводящих инвазивные манипуляции и имеющих контакт с биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированных лиц;
- компьютерное и программное обеспечение проведения мониторинга диспансеризации и иммунопрофилактики ВИЧ-инфекции среди беременных и новорожденных в родильных домах;
- проведение специфической профилактики у детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, инфекционных заболеваний, возбудители которых поражают бронхо-легочную и центральную нервную системы, в том числе щадящими схемами иммунизации;
- проведение дотестового и послетестового консультирования с забором крови для исследования на ВИЧ-инфекцию в добровольном порядке при проведении просветительских антиВИЧ/СПИД кампаний;
- осуществление амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи больным, инфицированным ВИЧ, при их обращении в муниципальные учреждения здравоохранения;
- обеспечение медицинских работников, проводящих инвазивные манипуляции и имеющих контакт с биологическими жидкостями ВИЧ-инфекционных лиц и больных туберкулезом, средствами обработки рук по типу "флакон-карман" с антисептическим гелем.
Таблица N 9
N пп |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Ответственный исполнитель |
||||
Всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Организационно-методические мероприятия |
2009 - 2012 годы |
1470,0 |
870,0 |
390,0 |
120,0 |
90,0 |
|
2. |
Мероприятия, направленные на профилактику распространения туберкулеза |
2009 - 2012 годы |
3145,0 |
1100,0 |
760,0 |
550,0 |
735,0 |
|
3. |
Мероприятия, направленные на профилактику распространения важнейших инфекционных заболеваний |
2009 - 2012 годы |
3955,0 |
930,0 |
591,0 |
1182,0 |
1252,0 |
|
4. |
Специфическая профилактика важнейших инфекционных заболеваний |
2009 - 2012 годы |
12309,0 |
2509,0 |
2500,0 |
3500,0 |
3800,0 |
|
5. |
Мероприятия по обеспечению специфической профилактики важнейших инфекционных заболеваний |
2009 - 2012 годы |
1040,0 |
490,0 |
65,0 |
230,0 |
255,0 |
|
6. |
Профилактические мероприятия по противодействию ВИЧ-инфекции |
2009 - 2012 годы |
6667,9 |
1577,9 |
490,0 |
2180,0 |
2420,0 |
|
|
Итого по подпрограмме: |
|
28586,9 |
7476,9 |
4796 |
7762,0 |
8552,0 |
|
Ожидаемые результаты и целевые показатели реализации подпрограммы:
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться по следующим целевым показателям:
Таблица N 10
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Число случаев групповой и вспышечной заболеваемости в детских организованных коллективах по инфекциям, управляемых средствами специфической профилактики |
Абсолютное число случаев |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес случаев активно выявленного туберкулеза у населения при профилактических осмотрах |
Процент |
53,0 |
56,0 |
58,0 |
59,0 |
60,0 |
Охват детей профилактическим обследованием на туберкулез методом туберкулинодиагностики |
Процент |
97,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
Число случаев внутрибольничного заражения вирусом иммунодефицита человека |
Случай |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, охваченных химиопрофилактикой передачи вируса от матери к ребенку |
Процент |
92,0 |
94,0 |
95,0 |
96,0 |
96,0 |
Доля детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, привитых против инфекционных заболеваний по Национальному календарю прививок |
Процент |
75,0 |
85,0 |
90,0 |
93,0 |
95,0 |
Постановлением администрации г.Иркутска от 30 сентября 2009 г. N 031-06-3273/9 в подпрограмму 5 настоящей программы внесены изменения
5. Подпрограмма "Социальная поддержка жителей
города Иркутска" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
C 01.01.2005 г. полномочия по представлению мер социальной поддержки льготным категориям граждан - ветеранам войны и труда, инвалидам, реабилитированным гражданам и пострадавшим от политических репрессий, малоимущим гражданам - переданы федеральным законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в городе Иркутске проживает 146,7 тысяч пенсионеров. Из них по данным на 01.06.2008 г. социальную поддержку за счет средств федерального и областного бюджетов получают 112743 жителя города, относящиеся к льготным категориям, в том числе: 7499 ветеранов войны, 53021 инвалидов, 43948 ветеранов труда и тружеников тыла, 1834 реабилитированных граждан, 132 гражданина, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 6309 неработающих пенсионеров, имеющих стаж не менее 40 лет (мужчины) и 35 лет (женщины). Почти 34 тысячи пенсионеров не имеют права на социальную поддержку, установленную федеральными и областными нормативными правовыми актами, из них 25 тысяч пенсионеров по возрасту также нуждаются в социальной поддержке, так как относятся к социально уязвимым группам населения. Кроме этой категории граждан в социальной поддержке нуждаются 7000 учащихся общеобразовательных школ и ПТУ из малообеспеченных семей, более 1000 студентов, получающих социальную стипендию, свыше 150 семей студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, имеющих детей, более 300 жителей города, попавших в трудную жизненную ситуацию, работники бюджетных организаций и другие.
32 тысячи жителей города, страдающих заболеваниями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и не имеющих права на получение государственной социальной помощи в части льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального и областного бюджетов, при прохождении амбулаторного лечения ежегодно нуждаются в обеспечении льготными (бесплатными) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч.5 ст.20 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления города Иркутска с 01.01.2005 года реализуют дополнительные меры социальной поддержки жителям города Иркутска, не предусмотренные федеральным и областным законодательством, за счет средств бюджета города.
Мероприятия настоящей подпрограммы сохранят дополнительную социальную поддержку пенсионерам, ветеранам, студентам, учащимся из малообеспеченных семей, работникам бюджетных организаций, позволят администрации города Иркутска своевременно и оперативно реагировать на проблемы жителей города, улучшить условия их жизни и материальное положение, достичь социальной стабильности в городе.
На период 2009 - 2012 годы необходимо сохранение и развитие сложившейся системы адресной социальной поддержки жителям города Иркутска.
Цель подпрограммы:
Создание условий для повышения качества жизни жителей города Иркутска; создание благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточного потенциала трудоспособности граждан пожилого возраста и инвалидов; усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни жителей г.Иркутска в рамках дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, установленных Думой города Иркутска;
Задачи подпрограммы:
Реализация не предусмотренных федеральным и областным законодательством мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальном пассажирском транспорте; создание необходимых условий для повышения уровня жизни студенческих семей с детьми; дальнейшее совершенствование системы оказания адресной помощи отдельным категориям граждан; льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, не имеющих право на получение государственной социальной помощи в части льготного лекарственного обеспечения по федеральному и областному законодательству; активизация деятельности общественных объединений жителей города в достижении общественно значимых (полезных) целей; привлечение внимания общества и сохранение традиций в праздничные и памятные даты (День Победы, Международный день пожилых людей, День памяти жертв политических репрессий, Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах и другие).
Перечень основных мероприятий подпрограммы:
Таблица N 11
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Ответственный исполнитель |
||||
Всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
1. |
Социальная поддержка в виде оказания материальной помощи: - оказавшимся в трудной жизненной ситуации: семьям и одиноким гражданам г.Иркутска, работникам учреждений бюджетной сферы г.Иркутска, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, ветеранам труда, вдовам погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; - семьям студентов очной формы обучения высших и средних специальных учебных заведений г.Иркутска, имеющим детей, и семьям слушателей ординатуры или интернатуры учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования г.Иркутска, имеющим детей; - долгожителям г.Иркутска к юбилейной дате (в соответствии с решением Думы города Иркутска, устанавливающим данные дополнительные меры социально поддержки)# |
2009 - 2012 годы |
18834,0 |
3996,0 |
4590,0 |
4730,0 |
5518,0 |
ДЗиСПН |
2. |
Благотворительная подписка на периодические издания: - ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, ветеранам труда; - инвалидам 1 и 2 групп; - неработающим пенсионерам; - работникам муниципальных бюджетных организаций г.Иркутска (в соответствии с решением Думы города Иркутска, устанавливающим данные дополнительные меры социальной поддержки) |
2009 - 2012 годы |
4089,0 |
345,0 |
1160,0 |
1190,0 |
1394,0 |
ДЗиСПН |
3. |
Организация мероприятий в рамках праздничных и памятных дат для граждан пожилого возраста города Иркутска: - ветеранам, инвалидам, пенсионерам, чернобыльцам реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий, другим категориям граждан (в соответствии с решением Думы города Иркутска, устанавливающим данные дополнительные меры социальной поддержки) |
2009 - 2012 годы |
6470,0 |
1504,0 |
1540,0 |
1580,0 |
1846,0 |
ДЗиСПН |
4. |
Предоставление скидки от действующих тарифов на услуги бань: - детям дошкольного возраста и детям школьного возраста; - инвалидам и ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий в Афганистане; - репрессированным; - вдовам ветеранов войн; - пенсионерам по возрасту; - инвалидам всех групп; - опекунам, имеющим детей под опекой; - родителям, получающим пенсию на детей по утере кормильца (в соответствии с решением Думы города Иркутска, устанавливающим данные дополнительные меры социальной поддержки) |
2009 - 2012 годы |
30276,0 |
6472,0 |
7160,0 |
7380,0 |
9264,0 |
ДЗиСПН |
5. |
Предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату проезда в муниципальном пассажирском транспорте г.Иркутска: |
2009 - 2012 годы |
466363,0 |
89181,0 |
111764,0 |
115250,0 |
150168,0 |
ДЗиСПН |
- ежемесячная денежная выплата на оплату проезда пенсионерам, не имеющим права на социальную поддержку по федеральному или областному законодательству; |
248796,0 |
45547,0 |
60225,0 |
62104,0 |
80920,0 |
|||
- предоставление льготного проезда: учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии образовательных учреждений начального профессионального образования г.Иркутска из семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, из социально неблагополучных семей; студентам, получающим социальную стипендию, и из семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума; пенсионерам, не имеющим права на социальную поддержку по федеральному или областному законодательству (в соответствии с решением Думы города Иркутска, |
217567,0 |
43634,0 |
51539,0 |
53146,0 |
69248,0 |
|||
6. |
Льготное лекарственное обеспечение в соответствии с решением Думы города Иркутска, устанавливающим данные дополнительные меры социальной помощи, - согласно перечню категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей на льготных условиях (бесплатно) за счет средств бюджета города |
2009 - 2012 годы |
146787,0 |
34116,0 |
34860,0 |
35940,0 |
41871,0 |
ДЗиСПН |
7. |
Предоставление субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством работ (оказанием услуг) при осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей, в рамках оказания социальной поддержки жителям г.Иркутска: - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, реализующим проекты, направленные на достижение общественно значимых полезных) целей (в соответствии с правовым актом мэра г.Иркутска, определяющим порядок предоставления указанных субсидий) |
2009 - 2012 годы |
14756,0 |
2190,0 |
3890,0 |
4000,0 |
4676,0 |
ДЗиСПН |
|
Итого по подпрограмме: |
|
687575,0 |
137804,0 |
164964,0 |
170070,0 |
214737,0 |
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- обеспечение доступности транспортных услуг лицам пожилого возраста, не имеющим льгот по федеральному и областному законодательству, учащимся из малообеспеченных семей, малообеспеченным студентам, путем обеспечения гарантированной поддержки на оплату проезда в муниципальном пассажирском транспорте города Иркутска - всего более 40000 человек;
- обеспечение гарантированной поддержки более 800 жителей города Иркутска, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях: в связи с пожаром, болезнью и др., и студенческих семей очной формы профессионального обучения, имеющих детей;
- поддержка более 12000 жителей города в получении отдельных видов услуг (благотворительная подписка, услуги бань)
- достижение максимальной адресности социальной помощи;
- поддержание здоровья жителей города, снижение уровня инвалидности населения.
Заместитель мэра - председатель комитета |
В.Ф.Вобликова |
Начальник департамента здравоохранения |
И.И.Губанова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 9 октября 2008 г. N 031-06-2253/8 "О ведомственной целевой программе "Улучшение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.