Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного собрания
Иркутской области
от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
24 октября 2007 г., 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 15 апреля, 26 июня, 16 декабря 2009 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 48 363 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 июня 2009 г. N 13/70-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Защита окружающей среды в Иркутской области"
на 2006 - 2010 годы
Введение
Областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа) разработана для продолжения решения приоритетных экологических проблем, реализуемых ранее программой "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2004 - 2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26.11.2003 N 32/18-ЗС.
Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций-природопользователей. Планируемые объемы затрат на реализацию природоохранных мероприятий, осуществляемых организациями-природопользователями, ежегодно согласовываются.
Доходная часть областного бюджета обеспечена за счет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прогнозное поступление платы в областной бюджет составит от 130 до 150 млн. рублей ежегодно.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.
Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По данным государственной статистической отчетности, в 2004 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2003 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) - организованных.
Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, УсольеСибирское, Черемхово.
В 2004 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2003 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.
По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), УсольеСибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, УстьИлимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский). В водоемы области вместе со сточными водами за 2004 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2003 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2003 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2003 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2003 - 0,9), 91 кг ртути (2003 - 108 кг) и ряд других веществ.
В целях разработки механизмов компенсации высоких экологических издержек проведена инвентаризация объектов с накопленным экологическим ущербом на территории Иркутской области, находящихся в собственности муниципальных образований.
По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников. Только на первоочередные затраты, направленные на реконструкцию, капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации, потребуется примерно 1 миллиард рублей.
На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации, объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. Ориентировочно только на проектирование полигонов необходимы инвестиции в размере примерно 100 ,+-. рублей.
Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарноэпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.
Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.
По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО "Усольехимпром" и ОАО "Саянскхимпласт", которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.
В целях обеспечения радиационной безопасности территории Иркутской области и в рамках полномочий субъекта Российской Федерации предусмотрены мероприятия, направленные на организацию учета и контроля радиационных веществ и отходов и ведение радиационно-гигиенического паспорта на территории области.
Наряду с этим существует проблема, связанная с последствиями ядерных испытаний, проводимых на полигонах бывшего Советского Союза. Так, в зону радиоактивных выпадений вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы попали жители примерно 100 населенных пунктов Иркутской области. По экспертной оценке Минобороны, Минатома России, НПО "Тайфун", Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и других, население данных пунктов получило дозу внешнего облучения более 5 сантиЗиверт (сЗв), что сказывается на состоянии здоровья и в настоящее время, а также позволяет в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" получить из федерального бюджета целевые средства на реализацию мер социальной и медицинской поддержки жителей, испытавших радиационное воздействие вследствие ядерных испытаний. С этой целью необходимо уточнить, собрать и оформить для представления на федеральный уровень доказательный материал о накопленных дозах облучения, уровнях потери здоровья.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:
- экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;
- неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;
- критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- отсутствие системы вторичной переработки отходов.
Анализ поступивших материалов требует принятия конкретных и срочных действий администрации области и муниципальных образований по разработке программы на среднесрочный период (2006 - 2010 гг.), носящей межмуниципальный характер.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение реализации первоочередных мер по охране окружающей природной среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области как необходимых условий повышения качества жизни населения.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- снижение влияния промышленных выбросов, сбросов загрязняющих вредных веществ на состояние воздушного бассейна, водных объектов и почв;
- совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения Иркутской области;
- повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей природной среды;
- обеспечение радиационной безопасности.
В программу включены природоохранные мероприятия, имеющие межмуниципальный характер и дающие конкретный экологический эффект. При отборе природоохранных мероприятий учитывалось наличие проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 июня 2009 г. N 13/70-ЗС в раздел "Объем и источники финансирования программы" настоящего приложения внесены изменения
Объем и источники финансирования программы
Реализация программы предусматривает финансирование из областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций - природопользователей. Всего на реализацию мероприятий программы запланировано 6691,924 млн. руб., в том числе:
- областной бюджет -401,524 млн. рублей;
- предполагаемые собственные средства организаций - природопользователей - 6290,4 млн. рублей.
Механизм реализации программы
Мероприятия программы (приложение 1 к программе) будут реализованы за счет средств областного бюджета.
Выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Приобретаемое в рамках настоящей программы имущество поступает в установленном порядке в государственную собственность Иркутской области.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Мероприятия программы (приложение 2 к программе) будут реализованы за счет предполагаемых собственных средств организаций - природопользователей.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 г. N 9/22-ЗС в раздел "Контроль за ходом реализации программы" настоящей программы внесены изменения
Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляют государственные органы Иркутской области в пределах полномочий и в установленном порядке.
Оценка экологической эффективности реализации программы
Реализация мероприятий в рамках программы позволит осуществить следующее:
- продолжить процесс по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- улучшить условия жизнедеятельности населения;
- обеспечить системный подход к решению экологических проблем;
- привлечь внимание общества к проблемам охраны окружающей среды.
Произойдет снижение техногенной нагрузки на существующую экосистему, а также снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 8,6 тыс. тонн, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - на 11,2 тыс. тонн. Будет вовлечено в повторное производство 565 тыс. тонн отходов в год.
После введения в эксплуатацию КОС г.Байкальска и внедрения замкнутого водооборота на Байкальском ЦБК объем сбросов загрязненных сточных вод сократится на 38,5 млн. куб.м/год, что составит примерно 4% от общего объема сбросов сточных вод на территории Иркутской области, а объем потребления свежей воды сократится на 3,6 млн. куб.м/год (0,3% от общего объема водопотребления).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.