Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Модернизация и развитие коммунальной
инфраструктуры городов и населенных пунктов Иркутской области
Для динамичного развития отрасли необходима реализация комплексных инвестиционных проектов, сформированных в рамках следующих базовых мероприятий: снижение уровня износа объектов инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов Иркутской области; формирование технической базы для создания инвестиционно привлекательного климата в отрасли (проекты, имеющие рентабельность не ниже 15 %).
Для достижения наиболее ощутимого эффекта в части экономии бюджетных средств при формировании данного раздела в отдельное мероприятие выделены работы по сокращению объемов потребления ТЭР территориями с ограниченным сроком завоза топлива.
Объекты коммунальной инфраструктуры Иркутской области, где в соответствии с программой будут проводиться указанные выше мероприятия, перечислены в приложении 1 к настоящей программе.
1. Снижение уровня износа объектов инженерной
инфраструктуры городов и населенных пунктов Иркутской области
Проекты, реализуемые в рамках мероприятия "Снижение уровня износа инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов Иркутской области", ориентированы на решение социальных проблем, вызванных высоким уровнем износа основного количества объектов коммунальной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения. Конечно, в ходе шестилетней реализации системных подходов при реконструкции объектов коммунальной теплоэнергетики Иркутской области, продекларированных в действовавших на территории Иркутской области с 2001 года областных государственных целевых программах, снизилось общее количество технологических сбоев и аварийных ситуаций на объектах коммунальной теплоэнергетики, уменьшилось число выработавших свой технический ресурс теплоисточников, повысилась надежность теплоснабжения потребителей. Однако с учетом того, что на территории Иркутской области функционирует 1 152 котельные, из которых 1 020 находятся в муниципальной собственности, общая протяженность тепловых сетей составляет 3 609,3 км, в т.ч. 3 020,2 км находятся в муниципальной собственности, а протяженность водопроводных сетей - 4 551 км, в т.ч. 4 348,2 км находятся в муниципальной собственности, реализованные проекты - эта только первая ступень на длинной лестнице повышения качества работы инженерной инфраструктуры.
Дотационный бюджет большинства муниципальных образований Иркутской области не позволяет выполнять весь комплекс требуемых планово-предупредительных работ при подготовке объектов инженерной инфраструктуры к прохождению отопительного периода. Политика "латания дыр" привела к тому, что качество предоставления жилищно-коммунальных услуг населению на некоторых территориях Иркутской области еще остается крайне низким. Так, например, в сельских населенных пунктах Иркутской области 30 - 40 % теплоисточников работают без соблюдения температурного графика. То есть при сезонных минимумах наружных температур, когда температура теплоносителя на выходе из котельной должна достигать 95°С, фактическая температура теплоносителя не превышает 50 - 60°С, наблюдается "недотоп" - температура внутреннего воздуха в помещениях с постоянным пребыванием людей опускается значительно ниже нормируемой, часто до 10 - 12°С. Фактически такая ситуация обусловлена отсутствием возможности достижения необходимого уровня температур или из-за конструктивных особенностей котлов, характеризующихся низкой энергетической эффективностью, или из-за технологических ограничений в работе всей системы, или из-за отсутствия топлива и квалифицированного, ответственного персонала.
В с. Парфеново Черемховского района Иркутской области котельная, переданная в установленном порядке индивидуальному предпринимателю, отапливает жилой фонд, детский сад, среднюю образовательную школу и детский приют. В котельной установлены котлоагрегаты КВД-0,3 с ручной подачей топлива. В период сезонного минимума наружных температур температура теплоносителя на выходе из котельной по данным отопительного сезона 2005 - 2006 годов максимально поднималась до 56"С. Температура в классных комнатах школы и группах детского сада опускалась до 10 - 13°С. Данная ситуация, кроме дискомфортных условий для потребителей, имеет конкретные экономические последствия для Черемховского района Иркутской области: для повышения температуры внутреннего воздуха в помещениях потребители вынуждены использовать электронагревательные приборы, при этом оплата за потребленную электроэнергию дополнительным грузом ложится на дотационный бюджет Черемховского района Иркутской области.
Подобная ситуация наблюдается и в других населенных пунктах Черемховского района Иркутской области.
Для повышения качества теплоснабжения в перечисленных выше населенных пунктах Черемховского района Иркутской области необходимо провести модернизацию котельных с заменой котельного и котельно-вспомогательного оборудования, перекладку ветхих участков тепловых сетей и водопровода. Этот проект не имеет приемлемых с экономической точки зрения сроков окупаемости и носит социальный характер. Однако его реализация соответствует одной из базовых задач программы - повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
К социальным проектам следует отнести и комплекс работ по замене ветхих тепловых сетей, водопроводов и ремонту внутридомовых систем отопления.
По данным эксплуатирующих организаций в ветхом и аварийном состоянии находятся 40 % тепловых сетей протяженностью 1 453 км, из них 940 км состоят на балансе муниципалитетов.
Системы водоснабжения городов и населенных пунктов Иркутской области характеризуются еще более высоким уровнем износа по сравнению с тепловыми сетями. Несмотря на мероприятия, ежегодно реализуемые при подготовке к отопительному периоду, из-за общей ветхости водопроводных сетей Иркутской области (суммарная протяженность ветхих водопроводных сетей составляет 1 820 км, или 66 % от общей протяженности) число аварий, вызвавших прекращение подачи холодной воды в жилые дома и сбои в водоснабжении теплоисточников, с каждым годом увеличивается на 3 - 5 %.
Так, например, магистральные участки водоводов, обеспечивающих водоснабжение п. Магистральный и п. Улькан Казачинско-Ленского района Иркутской области, находятся в эксплуатации более 20 лет. В течение отопительного сезона 2005 - 2006 гг. на этих участках было ликвидировано в общей сложности 11 аварийных ситуаций, связанных с порывами трубопроводов. В период ликвидации аварийных ситуаций водоснабжение поселков полностью прекращалось, что приводило к прекращению подачи воды для подпитки тепловых сетей и, как следствие, технологическим сбоям в работе котельных.
Магистральные участки водовода, обеспечивающего холодное водоснабжение города Алзамай Нижнеудинского района Иркутской области, выполнены из чугунных труб и находятся в эксплуатации с 1898 года. Несмотря на полный износ и регулярные аварии, которые в отопительном сезоне 2005 - 2006 гг. привели к прекращению подачи холодной воды в жилые дома и объекты социально-культурного назначения более чем на один месяц, в течение последних пяти лет средства на капитальный ремонт городского водовода не выделялись. Для нормализации сложной ситуации необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по реконструкции системы холодного водоснабжения города с учетом перевода на водоснабжение от индивидуальных скважин удаленных потребителей и перекладкой ветхих участков водовода.
2. Формирование технической базы для создания
инвестиционно привлекательного климата в отрасли
Как показал опыт, полученный в ходе реализации первых двух программ, наиболее инвестиционно превлекательными# являются проекты, связанные с реконструкцией систем теплоснабжения населенных пунктов, направленные на исключение из топливно-энергетического баланса территории дорогостоящих жидких энергоносителей - мазута и нефти.
Уровень доходности таких проектов составляет не менее 15 - 20 %, что формирует условия для эффективного привлечения внебюджетного капитала. Однако на территории Иркутской области еще не возникало прецедента по привлечению внебюджетных финансовых ресурсов в реализацию подобных проектов и основными их участниками выступают исполнительные органы государственной власти Иркутской области и муниципальные образования Иркутской области. При этом реализация проектов по реконструкции систем теплоснабжения, ориентированных на использование жидких энергоносителей, является приоритетной задачей, т.к. позволяет избежать зависимости от непрогнозируемых колебаний цен на нефтяном рынке.
Например, при резком, на 64 %, росте цены мазута в осенне-летний период 2005 года затраты на приобретение топлива для мазутных котельных Усольского района Иркутской области возросли на 7,7 млн руб. Данные средства не удалось изыскать в бюджете муниципального образования, и администрация Усольского района была вынуждена обратится# за помощью к администрации Иркутской области.
Всего по муниципальным образованиям Иркутской области в 2005 году рост цены мазута вызвал формирование кассового разрыва в объеме 190,4 млн руб.
Для достижения максимального экономического эффекта проекты, направленные на исключение жидких энергоносителей из топливно-энергетического баланса территории, должны носить комплексный характер. На стадии предпроектных проработок (ТЭО, обоснование инвестиций) необходимо решить вопросы оптимизации схемы теплоснабжения населенного пункта с учетом реализации наиболее экономически целесообразного варианта, который может включать в себя или вывод из эксплуатации низкорентабельных близко расположенных теплоисточников, или переключение нагрузки мазутных котельных на действующие угольные теплоисточники, или другие мероприятия.
Централизованное теплоснабжение п. Тайтурка Усольского района Иркутской области осуществляется двумя котельными: мазутной и угольной. Как показали технико-экономические расчеты, наиболее эффективным является вариант развития системы теплоснабжения на базе мазутной котельной, переведенной на сжигание угля с закрытием угольной котельной и присоединением ее нагрузки к реконструированной мазутной котельной. Для реализации этого проекта потребуется 35 млн руб. Срок окупаемости капиталовложений - 3,9 года, рентабельность проекта - 25,6 %.
В системе теплоснабжения г.Усть-Кута Иркутской области 16 теплоисточников, находящихся в муниципальной собственности, работают на жидком топливе (мазут, сырая нефть).
В 2006 году ИСЭМ СО РАН выполнена работа "Энергетическое обследование систем теплоснабжения г.Усть-Кута". Предусматривается реконструкция десяти теплоисточников города, девять из которых - мазутные. В частности, в работе обоснована экономическая и энергетическая эффективность объединения систем теплоснабжения от котельных "АЛГЭ", "Паниха", "Северная" с централизацией нагрузки на котельной "Паниха" после ее реконструкции.
Срок окупаемости мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения г.Усть-Кута, ориентированных в настоящее время на использование мазута, составляет 4,5 - 5,2 года.
К высокорентабельным проектам следует отнести и мероприятия, направленные на реконструкцию систем теплоснабжения с целью переключения тепловой нагрузки с низко рентабельных ведомственных теплоисточников на котельные, находящиеся в муниципальной собственности.
Теплоснабжение г. Бирюсинск Иркутской области осуществляется от ТЭЦ ОАО "Бирюсинский гидролизный завод", установленная мощность которой более чем в 10 раз превышает подключенную нагрузку. ОАО "Бирюсинский гидролизный завод" находится в стадии банкротства, производство остановлено. Следствием данного дисбаланса является низкая энергетическая эффективность теплогенерирующего оборудования, работающего вне диапазона регулирования, повышенный расход тепловой энергии на собственные нужды теплоисточника и др.
Строительство нового угольного автоматизированного теплоисточника в г.Бирюсинск Иркутской области в комплексе с работами по реконструкции ветхих тепловых сетей и очистных сооружений города позволит решить проблему надежности и повысить экономичность функционирования инженерной инфраструктуры.
Технико-экономические расчеты показывают, что проект строительства нового теплоисточника в г.Бирюсинск Иркутской области имеет рентабельность 29 %.
3. Сокращение объемов потребления топливно-энергетических
ресурсов территориями с ограниченным сроком завоза топлива
Плановая реализация системы программных мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности теплоснабжения территорий с ограниченным сроком завоза топлива, определила формирование устойчивой тенденции к сокращению объемов северного завоза топлива (рис. 1).
"Динамика снижения объемов северного завоза угля"
Дальнейшее движение в направлении повышения энергетической эффективности функционирования систем теплоснабжения городов и населенных пунктов территорий с ограниченным сроком завоза топлива должно быть направлено на реализацию комплексных проектов, соединяющих в себе следующие задачи:
1) исключение или минимизация использования жидких энергоносителей;
2) оптимизация теплоснабжения за счет объединения систем и вывода из эксплуатации низко рентабельных котельных;
3) внедрение высокоэффективного котельного и котельно-вспомогательного оборудования;
4) повышение надежности инженерных коммуникаций, обеспечивающих функционирование системы теплоснабжения;
5) формирование системы эффективного хранения и транспортировки топлива.
Реализация этих задач должна осуществляться в разрезе всего населенного пункта, а не ограничиваться только локальными зонами теплоснабжения.
В работе "Энергетическое обследование и разработка мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения г. Бодайбо Иркутской области", выполненной по заказу департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области, показано, что за счет формирования единой централизованной системы теплоснабжения г. Бодайбо Иркутской области возможно объем завоза жидких энергоносителей уменьшить на 13 тыс. т у.т. и расходы бюджетов сократить на 77 млн руб.
При реализации проекта, направленного на централизацию системы теплоснабжения г. Бодайбо Иркутской области, предполагается выполнение комплекса работ, включающих в себя реконструкцию котельной ЦОК-1 с увеличением ее установленной мощности; системную реконструкцию тепловых сетей города и строительство необходимых для централизации системы теплоснабжения новых участков тепловых сетей; установку на месте локальных котельных модульных центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП) и организацию гидравлически независимых 3-х ступенчатых тепловых контуров.
Проект по реконструкции системы теплоснабжения г. Бодайбо Иркутской области является крупномасштабным и требует поэтапной реализации в продолжение всего периода действия программы. Технико-экономические расчеты показали, что реализация каждого этапа реконструкции обеспечивает снижение затрат на теплоснабжение города.
Несмотря на значительную стоимость, проект характеризуется 15 % рентабельностью, что показывает его привлекательность для инвестиций внебюджетного капитала.
Муниципальные образования Иркутской области с ограниченными сроками завоза топлива, где в соответствии с программой будут проводиться мероприятия по сокращению объемов потребления топливно-энергетических ресурсов, перечислены в приложении 1 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.