Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 4 октября 2006 г. N 24/41-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года"
21 ноября 2007 г., 25 июня, 22 ноября 2008 г., 26 июня, 18 ноября, 16 декабря 2009 г., 26 мая, 23 июня 2010 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 21 ноября 2007 г. N 36/21/5-СЗ действие настоящей Программы распространено на территорию Усть-Ордынского Бурятского округа
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 15 478 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 23 июня 2010 г. N 22/23-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года"
I. Проблемы
и обоснование необходимости их решения
1. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства в Иркутской области (далее - область). Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности и эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе активизации жителей села. За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в указанной сфере, изменений организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности произошло снижение обеспеченности населения сельской местности образовательными, медицинскими, культурными услугами, увеличилось отставание населенных пунктов сельской местности от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс мероприятий.
1. Жилищные условия
2. Жилищная проблема является первоочередной среди всех социальных проблем в области. Продолжает увеличиваться число жителей сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Высокая стоимость жилья, применение устаревших типовых проектов и малоэффективных форм кредитования застройщиков жилья явились причинами снижения роста индивидуального жилищного строительства на селе. Отсутствие обустроенного жилья и социальная незащищенность привели к оттоку из села молодого населения в возрасте от 16 до 29 лет.
3. Особенность жилья в сельской местности состоит в том, что оно не только несет на себе функции жилого дома, но и позволяет вести личное подсобное хозяйство, для этого обустраивается животноводческими помещениями, помещениями для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, сооружениями инженерного обеспечения.
2. Образование
4. В Иркутской области 645 сельских школ (60 % от общего количества), из них 446 малокомплектных, для которых характерны те же процессы, которые наблюдаются в сельских образовательных учреждениях Российской Федерации. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. За прошедшее десятилетие количество учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 42 %. Обеспеченность педагогическими кадрами сельских общеобразовательных учреждений составляет 97,8 %, из них имеют высшее образование 53,8 % педагогов. Увеличивается число учителей, достигших пенсионного возраста. Важнейшей проблемой остается привлечение молодых специалистов в сферу образования на селе и повышение профессионального уровня педагогических работников сельских общеобразовательных учреждений.
5. Вызывает особую тревогу ситуация ухудшения состояния здоровья детского населения сельской местности. Ежегодно сокращается количество детей, относящихся к первой и второй группам здоровья. Число учащихся, имеющих хронические заболевания, увеличивается и на сегодняшний день составляет 18 % от общего количества учащихся.
6. Сегодня сельская школа призвана выполнять социальный заказ общества не только на общеобразовательную деятельность, но и на профильное образование учащихся. Разрушение системы трудовой подготовки сельских школьников повлекло за собой резкое снижение уровня сельскохозяйственных знаний и умений выпускников. Только 20 % сельских общеобразовательных учреждений организуют профессиональную подготовку по сельскохозяйственным специальностям (как правило, "тракторист-машинист"). В Иркутской области наметилась положительная тенденция формирования учебных (фермерских) и приусадебных хозяйств, развития производственных бригад, учебно-опытных участков, которые требуют финансовой поддержки в укреплении базы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся сельских общеобразовательных учреждений.
7. В результате недостатка финансовых средств практически прекращено строительство и капитальный ремонт образовательных учреждений в сельской местности.
3. Здравоохранение
8. В настоящее время в сельском здравоохранении области существует ряд серьезных проблем. Наиболее значимыми из них являются:
1) проблема обеспеченности медицинских организаций в сельской местности квалифицированными медицинскими кадрами в связи с низкой заработной платой, отсутствием достойного жилья, неразвитостью социальнокультурной сферы. Обеспеченность медицинских организаций в сельской местности врачами составляет 8 человек на 10 тысяч населения при областном показателе - 32 человека, средним медицинским персоналом - 57 человек на 10 тысяч населения при областном показателе - 87 человек;
2) проблема оснащенности медицинских организаций в сельской местности медицинским оборудованием. В настоящее время 90 % указанного оборудования имеет степень износа более 80 %;
3) неудовлетворительное состояние материально-технической базы медицинских организаций в сельской местности, 66,5 % из которых размещены в нетиповых, не приспособленных для этих целей зданиях, из них 90 % фельдшерско-акушерских пунктов не соответствуют нормативам по обеспеченности площадями. В ряде медицинских организаций отсутствует централизованное горячее и холодное водоснабжение, канализация, телефонная связь.
9. В сельской местности имеются значительные трудности в развитии стационарозамещающих технологий - развертывании коек дневного пребывания и дневных стационаров при поликлиниках.
10. Показатель общей заболеваемости сельского населения на 20 - 25 % ниже аналогичного показателя, сложившегося в целом по области, по причине недостаточной выявляемости заболеваний, связанной с отсутствием диагностического оборудования, квалифицированных медицинских кадров, надлежащей организации оказания медицинской помощи.
11. Для улучшения организации оказания первичной медико-санитарной помощи в сельской местности необходимо осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений первичного звена, строительству типовых объектов здравоохранения.
4. Социальная защита населения
12. Социальная сфера села находится в неудовлетворительном состоянии. Недостаточный объем социальных услуг, предоставляемых сельскому населению, увеличивает отставание села от города по уровню и условиям жизни. Кроме того, увеличение числа безработных родителей, распространение алкоголизма и других проявлений аморального поведения ставит под угрозу здоровье, интеллектуальный и физический уровень детей и подростков, формирование будущего поколения.
Для улучшения сложившейся ситуации, учитывая необходимость развития семейно-воспитательных форм жизнеустройства детей, требуется проведение капитального ремонта, строительство, приобретение оборудования для учреждений социального обслуживания населения, расположенных в сельской местности. Также для оказания социальных услуг сельским жителям требуется приобретение специализированных автобусов для обеспечения деятельности мобильных социальных служб.
5. Культурно-досуговая деятельность
13. Культурным обслуживанием сельского населения занимаются 591 клубов и домов культуры, 458 библиотек, 18 музеев, 36 музыкальных, художественных школ и школ искусств. Крайне малое вложение средств в развитие сельской инфраструктуры привело к тому, что за последние десятилетия практически прекратилось строительство новых зданий учреждений культуры, более 45 % учреждений пришли в ветхое и аварийное состояние, требующее реконструкции и капитального ремонта. Физически и морально устарело 60 % книжного фонда сельских библиотек. Ежегодно уменьшается число киноустановок, не отвечает современным требованиям оснащенность учреждений культуры оборудованием и музыкальными инструментами.
Все это приводит к нарастанию диспропорции в доступе к культурным ценностям сельского и городского населения. Что существенным образом сказывается на падении престижа сельского работника культуры и оттоке населения в городскую местность.
6. Телекоммуникационные сети
14. Основная масса населения сельской местности живет в условиях ограниченного информационного обеспечения или вообще находится в информационной изоляции. Более половины населенных пунктов в сельской местности остается без телефонной связи, имеющаяся телефонная сеть физически изношена и морально устарела.
В связи с чем у населения сельской местности в случае чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, а также ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, отсутствует возможность предупредить соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления об их наступлении или вероятности их наступления.
Таким образом, необходимость разработки и решения обозначенных проблем программным методом обусловлена:
1) сложным социально-экономическим положением, а именно:
а) ухудшением демографической ситуации в сельской местности;
б) низким уровнем жизни населения сельской местности при высоком уровне безработицы;
в) сокращением сети учреждений социальной инфраструктуры в сельской местности.
15. Для устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности, эффективного функционирования сельского хозяйства, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности, создания для населения сельской местности общественно нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации жителей села;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, населения сельской местности;
3) необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства населенных пунктов сельской местности. Без государственной поддержки в современных условиях органы местного самоуправления сельских поселений не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели,
задачи и сроки реализации программы
16. Основная цель программы - создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
1) развитие социальной сферы села;
2) создание условий для сокращения миграции сельского населения в города;
3) создание системы обеспечения доступным жильем проживающих и желающих проживать в сельской местности;
4) привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
17. Для решения основных задач программы требуется:
1) стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики молодых специалистов, выпускников средних профессиональных и высших профессиональных образовательных учреждений;
2) повышение образовательного уровня учащихся сельских общеобразовательных учреждений, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
3) улучшение состояния здоровья населения сельской местности за счет повышения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи;
4) улучшение социального обслуживания и повышение доступности социальных услуг для населения сельской местности;
5) улучшение условий жизни беспризорных и безнадзорных детей в сельской местности;
6) снижение уровня безработицы среди населения сельской местности, сохранение и создание новых рабочих мест;
7) активизация культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
8) обеспечение населенных пунктов сельской местности телекоммуникационной связью.
Сроки реализации программы: 2006 - 2010 годы.
III. Перечень
основных мероприятий
с указанием сроков исполнения
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/20-ЗС в пункт 18 раздела III настоящего приложения внесены изменения
18. Мероприятия программы распределены по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- развитие системы образования в сельской местности;
- повышение качества оказания медицинской помощи населению в сельской местности;
- развитие учреждений социального обслуживания и социальных услуг в сельской местности;
- развитие культурно-досуговой деятельности, физической культуры и спорта в сельской местности;
- развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности;
- реализация пилотных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений.
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих
в сельской местности, в том числе молодых семей
и молодых специалистов
19. В рамках программы предполагается проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
20. Улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации программы осуществляется в порядке, установленном федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 (далее - федеральная целевая программа).
20.1. Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам в порядке и на условиях, предусмотренных приложением 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющимся приложением 16 к федеральной целевой программе.
21. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.
Молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание участвовать в программе, не могут являться участниками областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы и областной государственной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 - 2010 годы".
22. Утратил силу.
См. текст пункта 22
23. Утратил силу.
См. текст пункта 23
24. Утратил силу.
См. текст пункта 24
25. Утратил силу.
См. текст пункта 25
26. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 1.
2. Развитие системы
образования в сельской местности
27. В целях реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также для внедрения системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, формированию у них здорового образа жизни программой предусмотрено осуществление следующих мероприятий:
1) целевое приобретение медицинского оборудования для проведения мониторинга состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности;
2) укрепление материально-технической базы медицинских кабинетов, общеобразовательных учреждений в сельской местности;
3) укрепление материально-технической базы сельских общеобразовательных учреждений, осуществляющих допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся сельскохозяйственной направленности;
4) строительство общеобразовательных учреждений в сельской местности.
28. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 2.
3. Повышение качества
оказания медицинской помощи
населению в сельской местности
29. В целях повышения качества оказания медицинской помощи населению в сельской местности, развития сети медицинских организаций в сельской местности и совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи на базе сельских центральных районных, участковых больниц, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1) координация деятельности по подготовке медицинских кадров и организации повышения квалификации медицинского персонала;
2) развитие материально-технической базы медицинских организаций первичного звена в сельской местности;
3) строительство типовых объектов здравоохранения в сельской местности.
30. Перечень мероприятий данного направления реализации программы с указанием сроков их исполнения представлен в приложении 3.
4. Развитие учреждений
социального обслуживания
и социальных услуг в сельской местности
31. Основными мероприятиями раздела программы по улучшению социального обслуживания и обеспечению доступности социальных услуг сельским жителям являются:
1) строительство, проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для областных государственных учреждений социального обслуживания: "Заларинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Шебертинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Нижнеудинского района - улучшение качества социального обслуживания населения, уменьшение очередности в социальные учреждения;
2) строительство и приобретение оборудования для отделения семейновоспитательного комплекса на базе областного государственного учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Олененок" п. Зяба Братского района - развитие семейно-воспитательных форм жизнеустройства детей, создание условий для более выс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.