Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 30 октября 2003 г. N 31/7-ЗС
Областная целевая программа
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в Иркутской области на период до 2019 года"
24 октября 2007 г., 17 сентября, 22 ноября 2008 г., 18 марта, 26 июня, 18 ноября, 16 декабря 2009 г., 23 июня, 20 октября 2010 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 279 100 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 140000 тыс. рублей
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/38-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Переселение граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской
области на период до 2019 года"
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/38-ЗС в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Основной задачей Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям.
Одной из главных проблем жилищного фонда - это его старение. В настоящее время складывается непростая ситуация с ветхим и аварийным жилищным фондом.
Муниципальный жилищный фонд в Иркутской области в основном находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его ускоренному старению и обветшанию.
Постоянный недостаток бюджетных средств на содержание жилищного фонда в 90-е годы резко ухудшил его техническое состояние. Вместе с тем, в 2002 году капитально отремонтировано 545,1 тыс. кв.м общей площади (1,1% жилищного фонда в области). В основном ремонтировалось муниципальное жилье - 516,6 тыс. кв.м. В целом по области на капитальный ремонт жилья было затрачено за год 261,9 млн. рублей, в том числе, на муниципальный жилищный фонд - 215,8 млн. рублей.
По данным Иркутского областного комитета государственной статистики, по состоянию на 1 января 2007 года жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному, составил 3 394,1 тыс. кв. м, что составляет 6,8 % всего жилищного фонда в Иркутской области. Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области по состоянию на 1 января 2007 года приведены в Приложении 1 к настоящей программе.
Процесс ликвидации непригодного жилья протекает медленно. Значительная часть жилищного фонда в области не удовлетворяет потребности населения не только по размерам, но и по своим качественным характеристикам.
Каждая четвертая квартира в населенных пунктах области не оборудована горячим водоснабжением и ваннами, каждая пятая - централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, а на селе - 90% всех жилых помещений не имеют этих видов инженерного обеспечения.
Помимо этого граждане, проживая в ветхом и аварийном жилищном фонде, подвергаются опасности.
Кроме того, ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Иркутской области, в основном это центральные районы.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно обеспечить себя и свои семьи жильем удовлетворительного качества. В этой связи необходима областная целевая программа, позволяющая использовать средства бюджетов всех уровней, а также привлечь средства из внебюджетных источников для решения обозначенной проблемы.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда в области, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из него, в целом необходимо более 25 413,6 млн руб. (в ценах 2008 года).
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Абзац четырнадцатый утратил силу.
Программа должна обеспечить выполнение обязательств по реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение указанных обязательств необходимо обеспечить гражданам предоставление жилых помещений, размеры и качество которых определяются исходя из установленных государственных гарантий перед гражданами. Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда - обеспечение как бюджетными, так и внебюджетными финансовыми средствами. На период до 2019 года необходимо обеспечить переселение более 14,86 тыс. семей из аварийного и ветхого жилищного фонда в области.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 16/14-ЗС в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения
Целью программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания и ликвидация в Иркутской области до 2019 года включительно существующего ветхого и аварийного жилищного фонда и фонда, признанного таковым до 1 января 2007 года.
В процессе достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
- подготовка условий и разработка правовых и методологических механизмов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде иным жильем, отвечающим установленным требованиям;
- обеспечение развития территории сосредоточения ветхого жилищного фонда;
- обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции зданий под жилье;
- учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов для решения рассматриваемой проблемы в муниципальных образованиях области;
- привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Областная целевая программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен до 2019 года.
Предусмотрена поэтапная реализация программы.
На первом этапе (2004 - 2008 годы) предполагается финансовые средства направить на завершение строительства объектов жилищного фонда.
Органы местного самоуправления самостоятельно не могут ликвидировать незавершенное жилищное строительство ввиду отсутствия достаточных средств в местных бюджетах.
На втором этапе (2009 - 2019 годы) предполагается в основном строительство нового жилья и реализация задач по переселению граждан.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/38-ЗС в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат
Исходя из имеющейся информации о площади ветхого и аварийного жилищного фонда, стоимости 1 кв. м жилья, прогнозируемые расходы на реализацию Программы составят 25 413,6 млн руб. (в ценах 2008 года). В первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных средств всех уровней с первоначальным направлением финансовых средств на завершение строительства объектов жилищного фонда.
Объемы ассигнований из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год.
Использование предполагаемых средств федерального бюджета, предусматриваемых Иркутской области будет осуществляться в порядке межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом необходимые расчетные средства областного бюджета на период реализации программы составят 13 704,4 млн руб., из федерального бюджета предполагается получить 5 038,3 млн руб.
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации программы за счет средств областного бюджета, не должна превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчетов размеров безвозмездных субсидий и ссуд, которая для Иркутской области ежеквартально устанавливается правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
Расчет размера выделяемых субсидий из областного бюджета для софинансирования муниципальных программ ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда приведен в приложении 2.
Одним из эффективных мероприятий, способствующих привлечению финансовых средств, направленных, в том числе, на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, является заключение органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством, содержащих обязательство лиц, заключивших такие договоры с органами местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, а также обязательство уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения и земельные участки, на которых расположены указанные многоквартирные дома.
Следует учитывать, что инвестиционно-строительная деятельность наиболее капиталоемкая, поэтому предпочтение должно быть отдано небольшим и быстроокупаемым проектам.
При этом целесообразно оговаривать условия финансирования с инвестором, выдвигая взаимоприемлемые условия, в противном случае инвестор откажется вкладывать деньги в реконструкцию и развитие данной территории.
Предусмотреть продажу не оборудованных участков с обязательствами застройщика построить данную инфраструктуру.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/38-ЗС в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации и система организации контроля
за исполнением программы
На этапе подготовки проекта областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года" было выявлено мнение органов местного самоуправления и на сегодняшний день частично разработаны и представлены проекты муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению людей и ликвидации ветхого и аварийного фонда, развитию территорий, где располагается ветхий жилищный фонд, лежит на органах местного самоуправления.
Абзац третий утратил силу.
См. текст абзаца третьего Раздела 4
Программа предусматривает участие всех муниципальных образований, имеющих ветхий и аварийный жилищный фонд, определяет объем необходимых финансовых ресурсов, а также пути и размеры государственной поддержки в ее реализации.
Органы местного самоуправления представляют ответственному исполнителю программы утвержденную муниципальную программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", которая включает в себя:
- утвержденный порядок предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- решение органа местного самоуправления о сносе или реконструкции жилых домов;
- структуру (по формам собственности), расположение, состояние аварийного и ветхого жилищного фонда на территории муниципального образования;
- численность проживающего населения в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- реестр ветхих и аварийных жилых домов с указанием проживающих лиц и количества семей, вида собственности, основания признания жилья непригодным для постоянного проживания (вид документа, кем принят, номер и дата принятия документа);
- план действий (организационных мероприятий) по реализации Программы;
- механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан;
- финансовое обеспечение реализации муниципальной Программы с учетом всех источников финансирования;
- механизмы привлечения внебюджетных источников.
Органам местного самоуправления области, не имеющим утвержденных муниципальных программ и предусмотренных в местном бюджете средств на софинансирование Программы, выделение средств областного бюджета не предусматривается.
Органы местного самоуправления представляют ответственному исполнителю программы программы следующие документы:
- утвержденный план реализации земельных участков;
- распоряжение об определении заказчика-застройщика по объектам строительства;
- свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624;
- титульные списки строек;
- документы об утверждении проектно-сметной документации;
- сводный сметный расчет стоимости строительства;
- заключение экспертизы.
Органы местного самоуправления указанные документы должны представить не позднее 1 апреля текущего года, в противном случае, ответственный исполнитель программы имеет право произвести перераспределение выделенных средств.
Методика расчета распределения средств областного бюджета устанавливается следующим образом: средства областного бюджета распределяются по муниципальным образованиям пропорционально доле ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в данном муниципальном образовании, в общем объеме ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в Иркутской области.
Между министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и муниципальным образованием заключается соглашение в установленном законодательством порядке при этом подрядные работы, которые были приняты муниципальным образованием у подрядчика в соответствии с муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по областному бюджету, но не были профинансированы в текущем году согласно соглашению, подлежат оплате в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств, направленных на те же цели по следующему финансовому году без обязательств по софинансированию из местного бюджета.
Отчет органов местного самоуправления об освоении выделенных средств по Программе, представляется ответственному исполнителю программы ежемесячно не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца (справки о стоимости выполненных работ КС-2, КС-3).
Отчетность является обязательным условием для получения средств из областного бюджета в будущем.
По окончании строительства и сдаче объекта в эксплуатацию органы местного самоуправления представляют ответственному исполнителю программы:
- акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта;
- решение органов местного самоуправления о распределении жилья;
- подтверждающие документы об обеспечении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, жильем, отвечающим установленным требованиям (ордер, договор социального найма, договор купли-продажи в случае приобретения жилья на вторич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.