Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации
Ангарского муниципального образования
Иркутской области
от 21 декабря 2010 г. N 2636-ПА
Долгосрочная целевая программа
Ангарского муниципального образования
в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности
на 2011 - 2020 гг.
1 сентября 2011 г.
1. Паспорт
Долгосрочной целевой программы
Ангарского муниципального образования
в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности на 2011 - 2020 гг.
(далее по тексту "Программа")
Наименование Программы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2011 - 2020 годы для Ангарского муниципального образования |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - Постановление администрации Ангарского муниципального образования N 1517-па от 13.07.2010 г. |
Заказчик Программы |
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба муниципального хозяйства" |
Разработчики Программы |
Закрытое акционерное общество "ВЭКОС" |
Основная цель |
Основной целью разработки и реализации Программы является стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности работы муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования |
Задачи программы |
- Реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение потребления используемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%; - Сокращение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений; - Внедрение энергоэффективных устройств (оборудования). |
Срок реализации Программы |
2011 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в объеме 386 299,40 тыс.рублей, в том числе: Средств бюджета Ангарского муниципального образования - 347 976,56 тыс.рублей, из них: - 3 071,00 тыс. рублей - в 2011 году; - 46 582,52 тыс. рублей - в 2012 году; - 35 395,09 тыс. рублей - в 2013 году; - 40 759,89 тыс. рублей - в 2014 году; - 43 171,27 тыс. рублей - в 2015 году; - 41 275,67 тыс. рублей - в 2016 году; - 40 708,94 тыс. рублей - в 2017 году; - 31 458,28 тыс. рублей - в 2018 году; - 33 277,54 тыс. рублей - в 2019 году; - 32 276,37 тыс. рублей - в 2020 году. Средств бюджета области - 38 322,84 тыс. рублей, из них: - 5 175,84 тыс. рублей - в 2012 году; - 3 932,79 тыс. рублей - в 2013 году; - 4 528,88 тыс. рублей - в 2014 году; - 4 796,81 тыс. рублей - в 2015 году; - 4 586,19 тыс. рублей - в 2016 году; - 4 523,22 тыс. рублей - в 2017 году; - 3 495,36 тыс. рублей - в 2018 году; - 3 697,50 тыс. рублей - в 2019 году; - 3 586,26 тыс. рублей - в 2020 году. В процессе реализации Программы возможна ежегодная корректировка сумм инвестиций на выполнение мероприятий в связи с инфляцией и другими экономическими ситуациями, а также при утверждении бюджета. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Осуществление полного контроля над расходом топливно-энергетических ресурсов в организациях муниципальной бюджетной сферы; 2. Снижение затрат бюджета в результате уменьшения к 2020 г. на 30% потребления топливно-энергетических ресурсов организациями муниципальной бюджетной сферы; 3. Оптимизация целевых показателей энергетической эффективности по видам энергетических ресурсов. |
Контроль над исполнением Программы |
Общий контроль над исполнением и координацией Программы осуществляет МБУ "Служба муниципального хозяйства" |
2. Анализ ситуации
2.1. Общие данные
Ангарское муниципальное образование расположено в наиболее освоенной юго-западной части Иркутской области. В соответствии с Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 105-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области", Ангарское муниципальное образование Иркутской области наделено статусом муниципального района, с административным центром в городе Ангарске. На территории Ангарского муниципального образования (муниципального района) образованы следующие муниципальные образования:
- муниципальное образование "Город Ангарск" (городское поселение);
- Мегетское муниципальное образование (городское поселение);
- Одинское муниципальное образование (сельское поселение);
- Савватеевское муниципальное образование (сельское поселение).
Площадь Ангарского муниципального образования составляет 112,7 тыс. гектаров (0,15 % территории Иркутской области). Расчетная численность населения на 01.01.2009 года составила 253,4 тыс. чел.
В состав Ангарского муниципального образования входят 4 муниципальных образования поселенческого уровня: 2 городских поселения (город Ангарск и поселок городского типа Мегет), 2 сельских поселения (с. Одинск и с. Саватеевка), объединяющих 10 населенных пунктов. Ангарское муниципальное образование граничит с Иркутским, Шелеховским и Усольским районами Иркутской области, Боханским районом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Расстояние до города Иркутска по железной дороге составляет 39 км, по автомобильной - 51 км, до аэропорта - 57 км.
Территория Ангарского муниципального образования относится к самым освоенным территориям Иркутской области, что связано с выгодным транспортно-географическим положением, близостью к областному центру и благоприятными природно-климатическими условиями. Через территорию муниципального образования проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и Московский тракт. Ангарское муниципальное образование имеет речную транспортную связь по реке Ангаре с северными населенными пунктами Иркутской области.
По социально-экономическому потенциалу Ангарское муниципальное образование заняло одно из ведущих мест в экономике Иркутской области. На долю Ангарского муниципального образования приходится 13,2 % промышленной продукции и 10 % численности населения области. На территории Ангарского муниципального образования зарегистрировано почти 6 000 предприятий, организаций и фирм различных сфер деятельности. В районе работают 156 муниципальных учреждений, в том числе 127 в области образования, 6 - в области физической культуры и спорта, 12 - в области культуры и 7 - в области здравоохранения. В целом экономика территории представлена 33 крупными и средними предприятиями и 158 малыми предприятиями. Основными отраслями, определяющими экономическую структуру Ангарского муниципального образования, являются промышленность (54,2% в объеме реализации продукции по АМО), торговля (12,8%), материально-техническое снабжение (7,9%), строительство (6,5%), транспорт и связь (5,1%), жилищно-коммунальное хозяйство (1,3%), сельское хозяйство (1,1%).
Основные области применения данной Программы: теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования.
Общие расходы бюджета Ангарского муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений в 2009 году составили 124 003,3 тыс.руб. Структура затрат на снабжение муниципальных учреждений энергетическими ресурсами представлена следующим образом:
Анализируя данные, предоставленные на рисунке 1, выявлен значительный потенциал экономии затрат в обеспечении муниципальных учреждений тепловой энергией.
Кроме того, прослеживая динамику расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования, выявлен рост расходов бюджета Ангарского муниципального образования на протяжении последних трех лет (Рисунок 3).
2.2. Теплоснабжение муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования
Теплоснабжение муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования поставляют следующие организации:
- Ангарское отделение "Иркутской энергосбытовой компании" (ООО "Иркутскэнергосбыт") - 149 учреждений;
- ОАО "АЭХК" - 1 учреждение;
- МУП СМО СП "Новый" с. Саватеевка, котельная - 3 учреждения;
- Котельная с. Одинск - 2 учреждения.
Общая протяженность тепловых сетей составляет 442,86 км, в том числе количество сетей, нуждающихся в замене - 13,77%.
Объем тепловой энергии, потребленной муниципальными учреждениями Ангарского муниципального образования в 2009 году составил 158,47 тыс.Гкал. (динамика объемов тепловой энергии для муниципальных учреждений представлена на рисунке 3)
Объемы тепловой энергии по муниципальными организациям распределены следующим образом:
- образование - 67,95%;
- здравоохранение - 23,18%;
- физическая культура и спорт - 4,63%;
- культура - 3,31%;
- здания администрации - 0,94%.
Исходя из данных 2009 года учет 98,35% общего объема тепловой энергии по муниципальным учреждениям осуществляется по приборам учета (Приложение N 7 к Программе). При этом удельное потребление тепловой энергии на 1 кв. метр общей площади по муниципальным учреждениям, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, получено в размере 0,32 Гкал/кв. м. (Приложение N 7 к Программе). Структура удельного потребления общей тепловой энергии (включая расход тепловой энергии с использованием приборов учета и с применением расчетных способов) выглядит следующим образом:
Таблица 1
Наименование сферы |
Средний норматив потребления тепловой энергии, Гкал/куб.м |
Удельное потребление тепловой энергии, Гкал/куб.м. (факт октябрь 2009 - сентябрь 2010 гг.) |
Физическая культура и спорт |
0,10 |
0,12 |
Здравоохранение |
0,11 |
0,10 |
Образование (общее), в том числе |
|
0,11 |
дошкольные учреждения |
0,14 |
0,14 |
школы |
0,10 |
0,10 |
Культура |
0,10 |
0,08 |
Из учета данных, полученных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что по многим бюджетным учреждениям получен значительный расход тепловой энергии, который превышает нормативный. При этом в области здравоохранения наибольший показатель удельного потребления тепловой энергии - 0,11 Гкал/ приходится на долю Муниципального учреждения здравоохранения "Больница скорой медицинской помощи" (Приложение N 1 к Программе).
Как показано на рисунке 4, значительная доля потребления тепловой энергии приходится на сферу образования. Причем по данным Управления образования Администрации Ангарского муниципального образования практически во всех учреждениях указанной сферы расход тепловой энергии осуществляется по приборам учета.
Как усматривается из таблицы 1, максимальное удельное потребление тепловой энергии наблюдается в учреждениях образования, а именно, в дошкольных учреждениях.
Кроме того, в зданиях практически всей бюджетной сферы (больше 90%) большие теплопотери выявлены вследствие неэффективности ограждающих конструкций, которые требуют замены либо капитального ремонта (к ним относятся оконные конструкции, дверные блоки) (Приложение N 3 к Программе). Ввиду того, что отсутствует рациональное потребление тепловой энергии, необходимо осуществление реконструкции системы отопления и монтажа индивидуальных тепловых пунктов (Приложение N 2 к Программе). В тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется:
- преобразование вида теплоносителя или его параметров;
- контроль параметров теплоносителя;
- регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты;
- отключение систем потребления теплоты;
- защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;
- заполнение и подпитка систем потребления теплоты;
- учет тепловых потоков и расходов теплоносителя и конденсата.
Ожидаемый ежегодный эффект от внедрения мероприятий по установке тепловых пунктов должен составить 30% экономии тепловой энергии.
2.3. Электроснабжение бюджетных учреждений Ангарского муниципального образования
Общий объем электрической энергии, потребленной муниципальными учреждениями Ангарского муниципального образования в 2009 году, составил 6 786,52 тыс. кВтч. Объемы электрической энергии по муниципальным организациям распределены следующим образом:
- образование - 84,36%;
- здравоохранение - 9,35%;
- физическая культура и спорт - 3,20%;
- культура - 1,91%;
- здания администрации - 1,18%.
По данным 2009 года учет практически всего объема электрической энергии на муниципальных учреждениях ведется по приборам учета. При этом удельное потребление электрической энергии на обеспечение муниципальных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 кв.м, получено в размере 62,65 кВт/кв.м. (Приложение N 4 к Программе).
Структура удельного потребления общей электрической энергии на освещаемую площадь выглядит следующим образом:
Таблица 2
Наименование сферы |
Удельное потребление электрической энергии, кВт*ч/кв.м (факт 2009 год) |
Физическая культура и спорт |
65,86 |
Здравоохранение |
41,41 |
Образование |
29,10 |
Культура |
25,95 |
Как представлено на рисунке 5, значительная доля потребления электрической энергии приходится на сферу образования, при этом значительное удельное потребление получено в сфере физической культуры и спорта вследствие того, что в общей структуре учреждений спорта муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа по горным лыжам" занимает первое место по расходу электрической энергии. Это объясняется тем, что канатная дорога работает от электрической энергии, кроме того, в зданиях большие теплопотери из-за неэффективных теплоизоляционных ограждений (в частности, оконных конструкций).
2.4. Водоснабжение муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования
Водоснабжающими организациями для муниципальных учреждений Ангарского муниципального образования являются МУП "Ангарский водоканал" - 150 учреждений, МУП СМО СП "Новый" - 3 учреждения, электрокотельная с. Одинск - 3 учреждения. Источниками водоснабжения служат река Ангара, скважина с. Саватеевка - 3 учреждения, скважина с. Одинск - 3 учреждения, скважина п. Мегет - 4 учреждения, также следующие водозаборы:
- Ангарск - 1 шт.,
- п. Мегет - 2 шт.,
- с. Саватеевка - 2 шт.,
- с. Одинск - 2 шт.
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 431,42 км, в том числе количество сетей, нуждающихся в замене - 78%.
Объем водоснабжения бюджетных учреждений Ангарского муниципального образования в 2009 году составил 3 147,34 тыс. куб.м.
Структура распределения водоснабжения бюджетных учреждений выглядит следующим образом:
- образование - 92,67%;
- здравоохранение - 4,15%;
- физическая культура и спорт - 2,80%;
- культура - 0,26%;
- здание администрации - 0,11%.
По данным 2009 года учет 99,73% объема водоснабжения муниципальных учреждений осуществляется по приборам учета (Приложение N 7 к Программе). При этом удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 чел., составил 56,01 куб.м/чел. (Приложение N 5 к Программе).
Структура удельного расхода воды на снабжение муниципальных учреждений в расчете на одного человека выглядит следующим образом:
Таблица 3
Наименование сферы |
Удельный расход воды (холодная) факт, куб.м/чел. год |
Средний норматив расхода воды (холодная), куб.м/чел. год |
Физическая культура и спорт |
77,63 |
40,15 |
Здравоохранение |
18,31 |
17,45 |
Образование (без учета учреждений с наличием бассейна), |
42,75 |
23,36 |
в том числе: |
|
|
школы (без учета школ с наличием бассейна) |
30,21 |
12,26 |
дошкольные учреждения (без учета дошкольных учреждений с наличием бассейна) |
86,91 |
23,54 |
Культура |
2,64 |
2,19 |
Как показано на рисунке 6, значительная доля расхода воды приходится на сферу образования. Как усматривается из Приложения N 5 к Программе, наибольший удельный расход холодной воды (учет с использованием приборов учета) в области здравоохранения приходится на долю МУЗ "Городская детская больница N 1"; в сфере образования по школам (без учета школ с бассейном) - МОУ СОШ N 22 и мегетская средняя школа N 1, по дошкольным учреждениям (без учета детских садов с бассейном) - МДОУ N 76.
3. Основные цели и задачи долгосрочной целевой программы
Ангарского муниципального образования в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности на 2011 - 2020 годы
Основными целями разработки и реализации Программы являются:
1. Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на объектах бюджетной сферы такими темпами, чтобы обеспечить динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового муниципального продукта на 40% к 2020 году (по отношению к 2007 году) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. N 889.
2. Повышение финансовой устойчивости экономики Ангарского муниципального образования за счет компенсации роста нагрузки на бюджет путем снижения удельных расходов энергии и ресурсов.
Достижение поставленных целей основывается на решении следующих задач:
- оснащение всех объектов бюджетной сферы приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, контроль над их использованием (Приложение N 8 к Программе);
- проведение работ по ремонту инженерных сетей учреждений (в частности, системы отопления), теплоизоляционных работ ограждающих конструкций (в частности, замена оконных конструкций, дверных блоков) (Приложение N 3 к Программе);
- внедрение систем регулирования энергетических ресурсов (автоматизация потребления тепловой энергии - установка индивидуальных тепловых пунктов) (Приложение N 2 к Программе);
- замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы;
- внедрение диспетчеризации приборов коммерческого учета энергетических ресурсов и воды в бюджетных учреждениях Ангарского муниципального образования (Приложение N 8 к Программе);
- повышение квалификации специалистов в области энергосбережения;
- заключение энергосервисных контрактов с энергосервисными компаниями.
Энергосервисная компания - это организация, которая обеспечивает контракты с потребителями энергии, их агентами с целью разработки и внедрения улучшений в существующие оборудование зданий или технологические процессы с целью уменьшения затрат на энергию и эксплуатацию в течение срока контракта (обычно от пяти до десяти лет). Энергосервисная компания финансирует все издержки по проекту и получает оплату исключительно от получающегося снижения затрат на энергию и эксплуатацию, что покрывает издержки и обеспечивает прибыль.
3.1. Реализация мероприятий по энергосбережению
Реализация мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях Ангарского муниципального образования осуществляется в следующем порядке:
1. Результаты энергетических обследований муниципальных учреждений систематизируются по ведомственной принадлежности, эффективности мероприятий, классифицируются по видам энергоресурсов и оформляются в виде плана внедрения мероприятий;
2. Документ проходит согласование и утверждается постановлением главы администрации Ангарского муниципального образования;
3. Ежегодно при подготовке бюджета Ангарского муниципального образования на очередной финансовый год формируется перечень мероприятий и объем финансирования, необходимые для реализации Программы, в разрезе муниципальных учреждений, подлежащий включению в проект бюджета Ангарского муниципального образования на очередной финансовый год.
4. Реализация плана внедрения энергосберегающих мероприятий осуществляется получателями средств бюджета Ангарского муниципального образования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, с привлечением специализированных организаций на конкурсной основе.
5. Координация деятельности исполнителей, мониторинг исполнения программы, составление отчетов по исполнению программы и планов на очередной финансовый год осуществляется Муниципальным бюджетным учреждением "Служба муниципального хозяйства".
Программа реализуется в два этапа. Для первого этапа установлен срок 2011 - 2015 годы; для второго этапа - 2016 - 2020 годы.
Исполняющий полномочия |
А.А.Медко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.