Решение Шелеховской Думы Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 232
"Об утверждении комплексной целевой медико-педагогической научно-практической программы
"Мероприятий по профилактике формирования заболеваний у детей и подростков
в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного
Шелеховского района на 2004-2008 гг."
28 декабря 2006 г.
Решением Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 27 марта 2008 г. N 10-РД настоящее Решение признано утратившим силу
Решением Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2006 г. N 80-РД действие настоящего Решения приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.
В целях проведения комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на формирование здоровой, всесторонне развитой, гармоничной личности в рамках федеральной и целевой областной программы "Здоровый ребенок", руководствуясь ст.5 закона Иркутской области "О местном самоуправлении в Иркутской области", ст.28 Устава Шелеховского муниципального образования, Дума решила:
1. Утвердить комплексную целевую медико-педагогическую научно-практическую программу "Мероприятий по профилактике формирования заболеваний у детей и подростков в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского района" на 2004-2008 гг. (Приложение N 1).
2. Финансовому управлению Шелеховской администрации (И.А.Ильина) при формировании бюджета на 2004-2008 гг. предусмотреть расходы на реализацию комплексной целевой медико-педагогической научно-практической программы "Мероприятий по профилактике формирования заболеваний у детей и подростков в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского района" на 2004-2008 гг.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя главы администрации О.Б.Искоростинскую.
4. Настоящее решение вступает в силу на следующий день со дня опубликования в газете "Шелеховский вестник".
Мэр |
С.В.Поляков |
Приложение N 1
к Решению Шелеховской Думы
Иркутской области
от 26 ноября 2003 г. N 232
Муниципальная комплексная целевая
медико-педагогическая научно-практическая программа
"Мероприятий по профилактике формирования заболеваний у детей
и подростков в образовательных учреждениях экологически
неблагоприятного Шелеховского муниципального образования"
на 2004 - 2008 гг.
Паспорт программы
Наименование программы
Муниципальная комплексная целевая медико-педагогическая научно-практическая программа "Мероприятий по профилактике формирования заболеваний у детей и подростков в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского муниципального образования" на 2004-2008 гг.
Заказчик программы
Шелеховская администрация
Разработчик программы
Муниципальное учреждение Шелеховская центральная районная больница
Основная цель
Создание условий в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского муниципального образования, направленных на формирование здоровой, всесторонне развитой, гармоничной личности, профилактику формирования заболеваний.
Ожидаемые конечные результаты
Своевременная диагностика, улучшение качества оказания медицинской помощи и снижение заболеваемости у детей и подростков.
Источник финансирования
Средства местного бюджета Шелеховского муниципального образования.
Объем финансирования
2004 г. - 1401 тыс. рублей
2005 г. - 1801 тыс. рублей
2006 г. - 1351 тыс. рублей
2007 г. - 1351 тыс. рублей
2008 г. - 1526 тыс. рублей
Список исполнителей
1. Руководители:
- главный врач Шелеховской центральной районной больницы, заслуженный врач РФ Негрей М.М.;
- начальник отдела образования администрации Шелеховского района Рязанцева С.И.;
- директор ГУ НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН член-корр, РАМН, профессор Колесникова Л.И.;
- начальник отдела охраны здоровья материнства и детства Комитета здравоохранения администрации Иркутской области Бойко Т.В.
2. Разработчики:
- Научный консультант ГУО и ПО администрации Иркутской области - к.м.н. Щепачева А.Д.
- Заместитель гл. врача по детству ШЦРБ врач-педиатр высшей категории Пьянкова Т.К.
- Врач-педиатр высшей категории, председатель ассоциации детских врачей Шелеховского района Давыдов А.В.
3. Ответственные исполнители:
- Научный консультант ГУО и ПО администрации Иркутской области - к.м.н. Щепачева А.Д.
- Заместитель гл. врача по детству ШЦРБ врач-педиатр высшей категории Пьянкова Т.К.
- Врач-педиатр высшей категории, председатель ассоциации детских врачей Шелеховского района Давыдов А.В.
4. Научный консультант:
4.1. Главный внештатный педиатр по Сибирскому Федеральному округу, главный врач Клиники ГУ НЦ медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН профессор, д.м.н. Долгих В.В.
4.2. Доктор биологических наук, зав. кафедрой охраны здоровья Иркутского института повышения квалификации работников образования Российской Федерации, старший научный сотрудник Института педиатрии и репродукции человека ВСНЦ СО РАМН Дзятковская Е.Н.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Сегодня в Российской Федерации самым приоритетным направлением и самой главной проблемой в образовании является здоровье детей и подростков. Статистические исследования последних лет свидетельствуют о постоянном ухудшении показателей здоровья детской популяции. Установлено, что школа здоровья не прибавляет, а наоборот, убавляет. Так, в школу приходят до 50% больных детей, а уходят здоровыми по данным результатов диспансеризации за 2002 год по Шелеховскому району 8-10 %.
По данным Министерства здравоохранения РФ за время обучения в школе 70% сформировавшихся в начальной школе функциональных расстройств трансформируются и к моменту окончания школы перерастают в стойкую хроническую патологию. В 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. У каждого второго школьника выявляется сочетание нескольких хронических заболеваний, что характерно для районов с экологическим неблагополучием. Резкий рост дезадаптации подростков, проявляющейся в девиантных формах поведения, нередко связан с различными формами нервно-психической патологии (70%).
Образовательные среды - мощный экзогенный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков как положительно, так и отрицательно. При этом действие отрицательных факторов непрерывно, длительно и систематично, ребенок не в силах их исключить, изменить, минимизировать.
Здоровье и обучение взаимосвязаны: чем крепче здоровье воспитанников, тем продуктивнее обучение, тем выше их активность и противостояние негативному воздействию извне, успешность адаптации к условиям среды. В свою очередь, степень здоровья определяется широтой адаптационных возможностей организма школьника и всех сред, воздействующих на него.
Анализ причинно-следственных отношений, поиски механизмов управления здоровьем, путей оздоровления и профилактики сегодня выходят на государственный, межотраслевой уровень.
В настоящее время в России государственная забота о детях осуществляется через три системы:
1. Систему общего образования и защиты прав детей.
2. Систему здравоохранения.
3. Систему социальной защиты.
При этом органы образования видят свою главную задачу исключительно в успешном освоении детьми школьной академической программы, медики ориентированы на лечебные и противоэпидемические мероприятия, социальная защита занимается преимущественно больными и детьми-инвалидами. Следовательно, все эти системы узконаправлены и разобщены, не ставят перед собой общих задач по укреплению здоровья учащихся, учителей и их семей. Объединение усилий указанных систем несет в себе большой потенциал.
Существующее до настоящего времени убеждение, что проблема здоровья детей решается исключительно средствами здравоохранения, практической медицины, социальной защиты, все более вытесняются пониманием чисто тактической роли этих служб. Стратегические интересы сохранения российского этноса сегодня решаются на более широкой философской и методологической основах образования и воспитания.
В настоящее время органам образования приданы права и обязанности по защите прав детей, что значительно расширяет их полномочия и возможности. Поэтому система образования выступает организующим и консолидирующим звеном по сохранению и укреплению здоровья детей. Для этого необходима направленность школьной образовательной программы, социальной среды, всей инфраструктуры как внутри школы, так и вокруг нее, на укрепление здоровья детей, их полноценное и всестороннее развитие и благополучие.
Школа может в равной степени как ставить вопросы о здоровье и благополучии детей перед обществом и государством, так и отвечать на запросы общества в этой области. На сегодняшний день объективный педагогический, психологический, медицинский, экологический, социальный мониторинг воспитания детей дошкольного и школьного возрастов с разработкой адекватных учебных, оздоровительных и воспитательных программ является актуальной медицинской, педагогической и остро социальной проблемой в образовательных учреждениях, где сосредоточена основная детская популяция. В организованных коллективах наиболее эффективно возможно организовать проведение и контроль за комплексной социальной, медико-психолого-педагогической диагностикой детей и на основании ее разработку индивидуальных, образовательных, оздоровительных и воспитательных программ, направленных на формирование физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья детей.
Здоровьесохранная педагогика помогает снять противоречия в системе образования и охраны здоровья детей в образовательных учреждениях (ОУ), противоречия между необходимостью увеличения объема знаний и здоровьем детей, между социальной программой воспитания, образования и биологическим развитием ребенка. Она обеспечивает здоровье, дающее высокий интеллект, духовность и свободу выбора.
В основе здоровьесохранной педагогики лежат следующие категории:
1. способность к обучению и соответствующее здоровье - неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории,
2. здоровье - как биологическая, медико-физиологическая, социально-психологическая и нравственная категория,
3. экологическое воспитание и образование - источник внутренней культуры ребенка, его духовного и нравственного здоровья, адекватного осознания себя внутри природы, для природы,
4. гуманная, эстетическая и физиологически комфортная направленность учебно-воспитательного пространства образовательных учреждений.
5. Соблюдение нижеуказанных принципов смогут
6. обеспечить эффективное формирование здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях:
7. интеграция здоровьесохранной деятельности педагогов, медицинских работников, психологов, логопедов, социологов, работников питания, преподавателей физкультуры, воспитателей, обеспечивающая комплексный подход к ребенку,
8. постоянность,
9. системность,
10. непрерывность, обеспечивающая здоровье сменяющихся поколений и непрерывное образование,
11. гуманность, основанную на личностно-ориентированном подходе к ребенку,
12. интеграция ученых и практиков, приводящая к инновационным преобразованиям, какой является здоровьесохранная педагогика.
Город Шелехов, находящийся в 20 км от областного центра - г.Иркутска, имеет пять крупных промышленных предприятий и близко проходящий авто- и железнодорожный транспорт, входит в список городов экологического неблагополучия с высоким уровнем загрязнения воздуха, почвы токсичными и высокотоксичными химическими соединениями. Кроме этого, ситуацию усугубляют суровые природно-климатические условия Иркутской области, социальные стрессы, экономические проблемы и т.д.
Педиатрическая служба ШЦРБ имеет большой опыт работы программно-целевого обеспечения здоровья детей дошкольных учреждений. С 1993 по 1998 г.г. ею совместно с учеными осуществлялась целевая научно-практическая программа "Оздоровление детей детских дошкольных учреждений г.Шелехова".
В ходе выполнения программы сделаны важные научно-практические выводы:
1. изучены механизмы неблагоприятного воздействия окружающей среды на детский организм дошкольного возраста, установлена причинно-следственная связь экологии и здоровья детей, в основе которой лежат нарушения всех видов обмена веществ, которые наступают под воздействием химических веществ, циркулирующих в окружающей среде Шелехова,
2. выявлена специфика экологической патологии детей дошкольного возраста,
3. с учетом специфики экопатологии разработаны и апробированы оздоровительные программы, обеспечившие тенденцию снижения заболеваемости детей,
4. изучены и определены медицинские препараты оздоравливающего действия в специфических экологических условиях г.Шелехова,
5. отработаны организационные механизмы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях.
В 1998 году из-за отсутствия финансирования работа по программе была приостановлена, оздоровление детей проводилось в отдельных учреждениях спорадически по мере появления финансирования, изучение механизмов формирования здоровья школьников не проводилось.
В 2000 году врачами клиники Института педиатрии и репродукции человека ГУ НЦ мед. экологии ВСНЦ СО РАМН человека проведено комплексное медицинское обследование состояния здоровья более тысячи детей, проживающих в г.Шелехове, в возрасте от 2 до 17 лет. Установлено, что показатели общей заболеваемости практически по всем основным классам заболеваний детского населения города превышают областные на 11 - 73 %. Это свидетельствует о том, что проблема здоровья детей в экологически неблагоприятном городе в настоящее время крайне серьезна и обострена.
Постоянная антигенная нагрузка на организм, обусловленная широким производством вредных для человека химических продуктов, попадающих в окружающую среду, изменила иммунобиологическую реактивность жителей города, включая детское население. Все это привело к расстройству основных регуляторных систем организма, способствуя массовому росту заболеваемости, генетическим нарушениям и другим изменениям, объединенных, как указывалось выше, понятием - "экологическая патология". Дети в образовательных учреждениях из-за повышенной утомляемости трудно обучаемы. Учитель остается основной фигурой образовательной среды. На нем лежит прямая ответственность за состояние здоровья школьников. Поэтому учитель должен знать при помощи медицинской службы основные проявления тех или иных нарушений в здоровье детей и подростков, уметь оценить их с помощью простых и доступных способов и установить наблюдение за их динамикой, создавать благоприятные условия для восстановления и укрепления здоровья каждого школьника.
Становление полноценной личности невозможно без ее физического совершенства, поэтому одним из направлений педагогического влияния должно стать воспитание у учащихся потребности быть здоровыми. Педагог должен помочь школьнику грамотно заботиться о своем здоровье, научить здоровому образу жизни, поддерживать высокую работоспособность, творческую активность, бодрое настроение духа, добиваться успехов в делах, гармонично строить свою жизнь. Учитель призван взаимодействовать с родителями, психологами, медицинскими работниками, учителями по физической культуре, логопедами, социальными педагогами во благо сохранения и укрепления здоровья ребенка.
В силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития организм детей и подростков оказывается наиболее чувствительным к действию ксенобиотиков. В связи с этим именно с детского возраста должна начинаться работа по раннему выявлению, лечению, профилактике экологически зависимых болезней и вместе с этим разработка индивидуальных образовательно-воспитательных развивающих, соответствующих способностям и физическим возможностям детей и подростков.
Комплексный, системный, постоянный, гуманный и непрерывный подход к образованию и здоровью подрастающего поколения как к взаимозависящим категориям личности - залог процветания и развития российского этноса.
Цель и задачи Программы
Данная программа согласуется с основными показателями Федеральной программы "Здоровый ребенок" и областной программой здоровый ребенок на 2004 - 2008 гг.
Целью Программы является создание условий в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского района, направленных на формирование здоровой, всесторонне развитой, гармоничной личности, профилактику формирования заболеваний.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание системы, способной объединять, координировать и направлять спектр ресурсов на укрепление здоровья, профилактику формирования заболеваний детей и подростков организованных коллективов Шелеховского района,
2. Создание системы управления в образовательных учреждениях, обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка, его здоровье, интегрирующей действия педагога, психолога, медицинского работника, социолога, преподавателей физкультуры, работников питания, родителей, воспитателей,
3. Проведение в каждом образовательном учреждении и в целом по району комплексного социального медико-психолого-педагогического и логопедического мониторинга, позволяющего анализировать, прогнозировать, разрабатывать корректирующие, профилактические, оздоровительные, образовательно-воспитательные программы,
4. Обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами (врачами, медсестрами, психологами, социологами, логопедами, по лечебной физкультуре и физическому воспитанию, питания и др.),
5. Проведение в образовательных учреждениях комплексных оздоровительных программ (иммунокорректирующей, общеукрепляющей, антистрессовой, йоддефицитной, антикариозной, правильное питание, профилактика травматизма и др.),
6. Создание необходимой материальной базы физкультурно-оздоровительных комплексов (медкабинетов, бассейнов, спортплощадок, залов и т.д.).
7. В рамках Проекта непрерывного образования "Лето" разработать и внедрить летние комплексные оздоровительные программы.
Основные направления реализации Программы
Диагностическое:
1. На основе комплексной социальной медико-психолого-педагогической диагностики детей и подростков выявление "групп риска", проведение скринингового компьютеризированного медико-психолого-педагогического мониторинга.
Изучение образовательного пространства школ и детских дошкольных учреждений для выявления факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.
Проведение медико-психологического хронометража уроков по оценке работоспособности учащихся, адекватности педагогических технологий физическим и психологическим возможностям воспитанников.
Проведение медико-психолого-педагогических консилиумов с участием родителей по разработке индивидуальных программ формирования здоровья детей и подростков.
Лечебно-профилактическое и коррекционное:
2. Проведение комплексной коррекции детей "групп риска".
3. Создание условий формирования здоровья и профилактики заболеваний детей в образовательных учреждениях.
4. Обучение детей и подростков здоровому образу жизни.
5. Проведение комплексных оздоровительных программ.
Научно-исследовательское:
6. Проведение научных исследований в рамках Проектов:
"Создание механизмов управления здоровьем детей в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского района",
"Разработка интегрированного курса ОБЖ как нового базового предмета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Шелеховской Думы Иркутской области от 26 ноября 2003 г. N 232 "Об утверждении комплексной целевой медико-педагогической научно- практической программы "Мероприятий по профилактике формирования заболеваний у детей и подростков в образовательных учреждениях экологически неблагоприятного Шелеховского района на 2004-2008 гг."
Настоящее Решение вступает в силу на следующий день со дня опубликования в газете "Шелеховский вестник"
Текст Решения опубликован в газете "Шелеховский вестник" от 16 декабря 2003 г. N 89(5918)
Решением Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 27 марта 2008 г. N 10-РД настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящее Решение внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2006 г. N 80-РД
Действие настоящего Решения приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.