Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Шелеховской Думы Иркутской области от 12 мая 2005 г. N 21-РД "Об утверждении муниципальной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы"

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы.

2. Финансовому управлению Шелеховской администрации (Антоненкова Л.Н.) при формировании бюджета на 2006 и последующие годы, предусмотреть средства на финансирование мероприятий программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы.

Мэр

С.В.Поляков

 

Муниципальная целевая программа
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы
(утв. Решением Шелеховской Думы Иркутской области
от 12 мая 2005 г. N 21-РД)

 

Паспорт
Муниципальной целевой программы
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 гг

 

Наименование программы Муниципальная целевая программа "Молодым семьям -
доступное жилье" на 2005 - 2019 гг. (Далее -
Программа)
Наименование, дата и
номер нормативного акта
об утверждении программы
Решение Шелеховской Думы от#
Заказчик муниципальной
целевой программы
Комитет по молодежной политике Иркутской области
Муниципальный заказчик Шелеховская администрация
Основные исполнители Отдел по физической культуре, спорту, молодежной
политике и туризму; отдел жилищно-коммунального
хозяйства; управление архитектуры и
градостроительства; отдел по экономике и
прогнозированию.
Цель программы Целью Программы является разработка и внедрение в
муниципальном образовании механизма поддержки молодых
семей в приобретении (строительстве) нового жилья за
счет внебюджетных средств (банковских кредитов,
собственных средств молодых семей) с привлечением
субсидий областного и местного бюджетов.
Основные задачи прог-
раммы
Создание в муниципальном образовании нормативно-
правовой основы для муниципальной и
государственной поддержки молодых семей в приобретении
(строительстве) жилья; формирование списков молодых
семей, претендующих на получение поддержки;
привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для
обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
формирование условий для повышения заинтересованности
молодежи в развитии социально-экономического
производственного потенциала муниципального
образования, закрепления молодежи в городе и районе.
Сроки и этапы реализации Срок реализации Программы - 2005 - 2019 годы.
На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут
осуществляться:
- формирование механизма оказания государственной и
муниципальной поддержки молодых семей в решении
жилищной проблемы в Шелеховском муниципальном
образовании;
- правовое, методическое, организационное обеспечение
государственной и муниципальной поддержки молодых
семей в решении жилищной проблемы;
- создание и внедрение системы мониторинга за
реализацией Программы.
На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет
осуществляться:
- продолжение реализации в Шелеховском муниципальном
образовании предусмотренного Программой механизма
поддержки молодых семей.
Ожидаемые конечные ре-
зультаты реализации
программы
1. Улучшение жилищных условий 25 молодых семей в
результате действия Программы;
2. Наработка и закрепление механизмов жилищного
субсидирования;
3. Улучшение условий для расширенного воспроизводства
населения и закрепление положительных демографических
тенденций, восстановление культуры семейных отношений
в молодежной среде и повышение авторитета
многодетности;
4. Привлечение специалистов в бюджетную сферу;
5. Привлечение внебюджетных средств и собственных
накоплений молодых семей в жилищную сферу
6. Создание новых рабочих мест в строительном
комплексе и смежных отраслях промышленности.
Важнейшие целевые инди-
каторы и показатели
Улучшение жилищных условий 5 семей в год.
% рождения детей в семьях, улучивших# жилищные условия
в результате действия Программы,.#
Сокращение числа разводов в семьях, участниках
Программы.
Объемы и источники
финансирования
Общий объем финансовых средств, необходимых для
выполнения Программы 43 350 000 рублей:
- собственные средства молодых семей, используемые
для частичной оплаты стоимости приобретения жилья -
7 500 тысяч рублей;
- привлеченные средства - 13 850 тыс.руб.;
- средства бюджета муниципального образования,
направляемые на реализацию Программы - 7 000 тысяч
рублей;
- средства областного бюджета, передаваемые в
распоряжение муниципалитета для реализации Программы -
15 000 тысяч рублей.
(объемы финансирования требуют уточнения)
Система организации
контроля выполнения
программы
Контроль за выполнением Программы осуществляет
Администрация Иркутской области

 

Введение

 

Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", постановления Губернатора Иркутской области "О проекте областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье на 2005 - 2019 годы" от 22.02.2005 N 21, постановления Законодательного собрания Иркутской области "Об областной государственной социальной программы# "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы" N 7/26-ЗС.

Участниками программы могут стать молодые семьи муниципального образования, не достигшие на момент заключения сделки купли-продажи жилого помещения 31-летнего возраста, постоянно проживающие на территории Шелеховского муниципального образования.

По данным статистики в Российской Федерации 80 процентов детей рождается в молодых семьях. Данные социологических исследований, проводившихся в 90-е годы, показывают, что в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, в подавляющем большинстве случаев является отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья. Неудовлетворительные жилищные условия, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.

 

Содержание проблемы
и обоснование решения ее программными методами

 

Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения, в основе которого лежит ухудшение качества жизни, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом. Демографические изменения ведут к депопуляции населения. При сохранившемся положении дел, население Российской Федерации будет уменьшаться и, по предварительным подсчетам, к 2016 году составит 138 млн. человек (на 9 млн. человек меньше чем сейчас). В настоящее время для сохранения простого воспроизводства общества необходимо обеспечить рождаемость 2,14 ребенка на семью. В среднем по России она составляет 1,17.

Демографический кризис, характерный для современной России особенно болезненно проявляется в малых городах. На фоне незначительной численности населения, негативные демографические явления уже через 50-80 лет способны привести к необратимым для существования малого города последствиям. Так в Шелеховском муниципальном образовании:

1. Наблюдается превышение смертности над рождаемостью (рис. 1.1). За 1994 - 2004 гг. показатель естественной убыли населения составляет в среднем 2,1 промилле. Небольшой естественный прирост был отмечен только в 1996 г., когда он составил 0,2.

2. Естественный спад численности жителей муниципального образования сдерживается положительным сальдо миграции из других территорий. В таблице 1.2 приведены данные по объему миграционных потоков. Центром притяжения является сам город Шелехов: 96% прибывшего населения в 2003 г - он же является основным источником оттока жителей - 78% убывающего населения со всей территории района. Надо отметить, что молодые люди, после окончания институтов в г.Иркутске, стремятся уехать в областной центр на постоянное место жительства, т.е. муниципальное образование сталкивается с проблемой оттока молодых кадров.

 

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ...

"Динамика численности населения Шелеховского муниципального образования за 1994 - 2004 гг."

 

3. Сокращение численности населения младше трудоспособного возраста и рост доли трудоспособного населения. Эта тенденция характерна для всей Иркутской области. Для сравнения приведем данные за 2002 г.(1): доля жителей младше трудоспособного возраста в регионе составила 20,4 %, в Шелеховском муниципальном образовании - 20,6%, в трудоспособном возрасте, соответственно, 62,8% и 62%, старше трудоспособного возрасте# - 16,7% и 17,2%. Как видно из рисунка 1.2, коэффициент демографической нагрузки, показывающий соотношение между (1) суммарным количеством граждан в возрасте младше и старше трудоспособного и (2) количеством трудоспособного населения, в районе постепенно снижается. В 2002 г. в Шелеховском муниципальном образовании он составил 610 человек на 1000 человек в трудоспособном возрасте, в Иркутской области - 591. В 2003 г. значение коэффициента несколько снизилось - до 590 человек, но все же остается выше, чем в целом по Сибирскому федеральному округу.

ДИНАМИКА ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ...

"Динамика возрастной структуры населения Шелеховского муниципального образования в 1995 - 2003 гг."

 

Существует ряд факторов, которые напрямую влияют на демографию. И жилищный вопрос один из главных. В этой связи особенно важны личностные мотивации молодежи, в возрасте от 20 до 30 лет, как самой репродуктивной части населения. Нерешенный жилищный вопрос, неудовлетворительные условия проживания напрямую влияют на реализацию планов на детность, брачное поведение в целом. А именно: увеличивается возраст вступления в брак, откладывается время рождения первого ребенка, провоцируется отказ от второго и следующих детей. Статистические данные показывают, что только 5-6 % населения способны сегодня приобрести жилье за свои средства без рассрочки платежа. Тенденции сокращенного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь, молодого поколения.

Социологические исследования показывают, что в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, в подавляющем большинстве называются две: отсутствие перспектив приобретения (строительства) жилья и низкий уровень дохода. При этом первая из указанных причин формулируется не как собственно получение жилья, а именно как отсутствие перспектив его получения. Переход к рыночной экономике требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем населения, в том числе молодых семей, количество которых в муниципальном образовании ежегодно увеличивается.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы.

Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи.

При разработке стратегии развития Шелеховского муниципального образования данная проблема рассматривается как ключевая.

Кроме того, молодые люди не спешат создавать семью или официально оформлять свои отношения, что приводит к снижению авторитета семейных ценностей, к увеличению количества детей рожденных вне брака.

Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни в решении собственной жилищной проблемы, среди молодежи растет инфантилизм, социальная апатия, снижается общественная активность.

Несмотря на некоторое увеличение жилищного фонда, по строительству жилья область занимает одно из последних мест по России и Сибирскому федеральному округу. Жилищный фонд области не соответствует потребностям населения не только по своему объему, но и по качественным характеристикам.

В современных условиях ситуация в жилищном секторе определяется растущим спросом граждан, в том числе и молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях.

Исходя из этого, необходим комплекс программных мероприятий, позволяющий решать проблему жилья молодой семьи и как следствие, стимулировать рождаемость.

Более чем в 40 городах и областях Российской Федерации есть подобные движения в сторону укрепления молодой семьи как института стабилизирующего государственное устройство, понимание проблемы властями как вопроса первостепенной важности. В 2004 году Комитетом по молодежной политике Иркутской области был разработан проект областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы. И в 2005 году постановлением Законодательного собрания программа была принята.

Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья, которые стали возможными, благодаря областной государственной социальной программе "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, серьезным образом способны повлиять на репродуктивное поведение молодежи. Шелеховское муниципальное образование, заявляя о своем участии в региональной целевой программе и принимая настоящую Программу, преследует так же и цели социальной поддержки категории молодых граждан, каковыми являются работники бюджетной сферы. Приоритет в предоставлении субсидии будут иметь семьи, где один из молодых супругов является работником бюджетной сферы.

 

Цель программы

 

Целью Программы является разработка и внедрение в муниципальном образовании механизма поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) нового жилья за счет внебюджетных средств (банковских кредитов, собственных средств молодых семей) с привлечением субсидий областного и местного бюджетов.

 

Задачи программы

 

Основными задачами Программы являются:

- создание в муниципальном образовании нормативно-правовой основы для муниципальной и государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;

- формирование списков молодых семей, участников Программы;

- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;

- улучшение демографических показателей (увеличение рождаемости, миграционный прирост населения младше трудоспособного возраста и трудоспособного возраста);

- формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического производственного потенциала муниципального образования, закрепления молодежи в Шелеховском муниципальном образовании.

 

Основные понятия Программы

 

Участниками Программы являются молодые семьи, в том числе многодетные, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, не менее 1 года состоящие в браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния, один из супругов постоянно проживающий и работающий на территории Шелеховского муниципального образования, и:

1) подавшие заявление об участии в муниципальной программе по улучшению жилищных условий молодых семей и состоящие в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по состоянию на 01 марта 2005 года;

и(или)

2) подавшие заявление об участии в муниципальной программе по улучшению жилищных условий молодых семей и отвечающие одному или нескольким из следующих условий:

а) не являющиеся собственниками жилых помещений (оба супруга); не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга);

б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;

д) проживающие в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеющие иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В состав молодой семьи для участия в Программе включаются оба супруга, а при наличии ребенка (детей) - также и их ребенок (дети).

Приоритетом на предоставление субсидии из местного бюджета будут иметь семьи, где один из молодых супругов является работником отрасли образования или здравоохранения.

 

Механизм реализации программы

 

Реализация Программы осуществляется Шелеховской администрацией во взаимодействии с комитетом по молодежной политике Иркутской области (Ответственным исполнителем областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы) на основании заключенного в установленном порядке соглашения.

Заказчик (Комитет по молодежной политике Иркутской области) Программы осуществляет:

- определение объемов, форм и методов государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья за счет средств областного бюджета;

- определение единых критериев отнесения молодых семей, пользующихся государственной поддержкой за счет средств областного бюджета в приоритетном порядке к различным категориям;

- предоставление финансовой поддержки в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы в областном бюджете на соответствующий год;

- информационное сопровождение мероприятий Программы;

- координацию деятельности в ходе реализации Программы;

- контроль за целевым использованием средств областного бюджета по Программе.

Шелеховская администрация

- формирует необходимую для выполнения Программы нормативно-правовую базу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области, а так же местными административно-правовыми актами;

- формирует списки молодых семей, проживающих на территории муниципального образования, претендующих на поддержку за счет средств областного и местного бюджетов;

- контролирует и предоставляет государственному заказчику отчетность о расходовании средств бюджетов различных уровней, направляемых на реализацию Программы;

- осуществляет прием, экспертизу и регистрацию документов молодых семей, претендующих на поддержку в приобретении (строительстве) жилья;

- рассчитывает объем финансовой поддержки каждой молодой семьи за счет средств бюджетов разных уровней;

- проводит конкурс среди кредитных организаций на право участия в Программе, осуществляющие данный вид деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предполагается следующий механизм реализации Программы. Молодой семье предоставляется субсидия на погашение части кредита (займа) по следующей схеме: 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств областного бюджета, 1/3 - за счет местного бюджета, 1/3 и сумма кредита (займа) - за счет средств молодых семей. При этом размер 1/3 процентной ставки, погашаемой за счет средств областного бюджета, определяется исходя из:

- размера жилой площади, приходящегося на каждого члена семьи, равной норме жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством;

- стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании.

При рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, получившей кредит на приобретение жилья в рамках реализации данной Программы, оказывается дополнительная поддержка - предоставление субсидии на погашение части кредита (займа) на приобретение жилья. Размер данной субсидии за счет средств областного бюджета определяется исходя из размера жилой площади на рожденного (усыновленного) ребенка (равного норме жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством) и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании и определенного условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы с органами местного самоуправления.

Выплата субсидии на погашение кредита на приобретение жилья при рождении (усыновлении) ребенка производится один раз при рождении каждого ребенка. Общий размер субсидий не может превышать размера полученного кредита (займа) на приобретение жилья.

Основными источниками финансирования Программы являются:

- собственные средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения (строительства) жилья;

- средства бюджета муниципального образования, направляемые на реализацию Программы;

- средства областного бюджета, передаваемые в распоряжение муниципалитета на конкурсной основе для реализации Программы;

- средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья

Действие Программы направлено на обеспечение молодых семей жильем по ценам, ниже фактически сложившихся на рынке жилья в муниципальном образовании. Так, в 2005 году планируется приобретение квартир в строящемся доме ОАО "СУАЛ - филиал ИркАЗ" по цене, не 18 тыс рублей за кв. метр (средняя рыночная цена в муниципальном образовании), а по цене - 14.5 тыс.

 

Ресурсное обеспечение программы

 

Общая потребность в ресурсах (требует уточнения):

1. Внебюджетные средства: всего - 21350 тыс.руб.,

В том числе: - собственные средства молодых семей - 7500 тыс.руб.,

- средства кредитных организаций - 13850 тыс.руб,

2. Средства областного бюджета: всего - 15000 тыс.руб.

В том числе: - компенсация 1/3 процентной ставки банка - 7000 тыс.руб,

- субсидия на погашения части кредита (займа) на приобретении# жилья при рождении (усыновлении ребенка) - 8000 тыс.руб,

3. Средства местного бюджета: всего - 7000 тыс.руб, из них:

2005 год - 110 тыс.руб,

2006 год - 360 тыс.руб,

2007 год - 510 тыс.руб,

2008 год - 650 тыс.руб,

2009 год - 780 тыс.руб,

Дальнейшие# финансирование из местного бюджета по субсидированию процентной ставки взятых обязательств за первые пять лет:

2010 год - 700 тыс.руб,

2011 год - 640 тыс.руб,

2012 год - 580 тыс.руб,

2013 год - 520 тыс.руб,

2014 год - 460 тыс.руб,

2015 год - 400 тыс.руб,

2016 год - 340 тыс.руб,

2017 год - 280 тыс.руб,

2018 год - 220 тыс.руб,

2019 год - 350 тыс.руб(2).

Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании местного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей местного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в местном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы.

Ожидаемые результаты

ГАРАНТ:

Нумерация и текст пунктов приводятся в соответствии с источником

7. Улучшение жилищных условий 25 молодых семей в течение действия Программы;

8. Наработка и закрепление механизмов жилищного субсидирования;

9. Улучшение условий для расширенного воспроизводства населения и закрепление положительных демографических тенденций, восстановление культуры семейных отношений в молодежной среде и повышение авторитета многодетности;

10. Привлечение специалистов в бюджетную сферу;

11. Привлечение внебюджетных средств и собственных накоплений молодых семей в жилищную сферу

12. Создание новых рабочих мест в строительном комплексе и смежных отраслях промышленности.

 

Индикаторы

 

1. Улучшение жилищных условий 5 семей в год.

2. % рождения детей в семьях, улучивших# жилищные условия в результате действия Программы,.#

3. Сокращение числа разводов в семьях, участниках Программы.

Мероприятия

 

Мероприятия Программы предусматривают создание механизма муниципальной и государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.

Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:

- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;

- финансовое обеспечение Программы;

- организационное обеспечение реализации Программы.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении 1.

 

Начальник отдела

по физической культуре, спорту,

молодежной политике и туризму

В.П.Гончаренко

 

_________________________________

(1) Источник: "Регионы России. Социально-экономические показатели" 2003 г.

(2) Из расчета стоимости квартиры 900 тыс. рублей, в том числе 300 тыс. - собственные средства молодой семьи, 600 тыс. - средства кредитного учреждения.

 

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Решение Шелеховской Думы Иркутской области от 12 мая 2005 г. N 21-РД "Об утверждении муниципальной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы"


Текст Решения официально опубликован не был


В настоящее Решение внесены изменения следующими документами:


Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 25 ноября 2010 г. N 60-РД


Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 25 января 2007 г. N 6-РД

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Действие Программы, утв. настоящим Решением приостановлено с 1 января 2007 г., за исключением предоставления субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья в отношении 14 молодых семей - участников Программы, с которыми заключены Соглашения об участии в областной государственной социальной Программе "Молодым семьям - доступное жилье на 2005 - 2019 годы"


Решение Думы Шелеховского муниципального района Иркутской области от 24 ноября 2005 г. N 73-РД


Решение Шелеховской Думы Иркутской области от 23 июня 2005 г. N 35-РД