Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 5 июля 2005 г. N 004-20-140149/5
Целевая муниципальная социальная программа
"Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье"
на 2005 - 2006 годы
См. Отчет о выполнении программы за 2005 г.
Паспорт
целевой муниципальной социальной программы
"Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье"
на 2005 - 2006 годы
N п/п |
Наименование програм- мы: |
Целевая муниципальная социальная программа "Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье" на 2005 - 2006 годы (далее - Программа) |
1. | Заказчик программы | Администрация города Иркутска |
2. | Разработчики програм- мы |
Комитет по городскому обустройству администрации г.Иркутска (далее - КГО); Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска (далее - КЭФ); Аппарат мэра администрации г.Иркутска (далее - Аппарат мэра); Комитет по делам горожан администрации г.Иркутска (далее - КДГ) |
3. | Исполнители программы | Комитет по городскому обустройству администрации г.Иркутска; Аппарат мэра администрации г.Иркутска; Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска; организации и физические лица, привлекаемые к исполнению Программы на договорной основе в порядке, установленном правовыми актами органов городского самоуправления г.Иркутска (далее - "Застройщик"); Иркутская региональная общественная организация "Молодежный жилищный комплекс" (далее - ИРОО "МЖК") |
4. | Основная цель программы |
Обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г.Иркутска |
5. | Объемы финансирования Программы (с рас- шифровкой по годам и источникам) |
Источником финансирования Программы является бюджет города Иркутска, областной бюджет, федеральный бюджет, внебюджетные источники. Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета г.Иркутска составит - 7 828 тыс. руб. Объем финансирования Программы из бюджета г.Иркутска по годам составит: 2005 год - 828 тыс. руб. 2006 год - 7 000 тыс. руб. Объем финансирования Программы на 2006 год является примерным и может уточняться при формировании бюджета города Иркутска на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей бюджета г.Иркутска и затрат, необходимых для реализации Программы. На финансирование Программы могут быть использованы следующие виды средств: - личные средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости строительства жилья (не менее 10% от договорной стоимости жилья); - средства бюджета г.Иркутска, направляемые на реализацию Программы (не менее 2/3 годовой процентной ставки за пользование жилищным кредитом в соответствии с разделом 4 Программы); - финансовые средства областного бюджета на реализацию Областной государственной социальной программы "Молодым семьям доступное жилье" на 2005 - 2019 годы (1/3 годовой процентной ставки и предоставление субсидии при рождении (усыновлении) каждого ребенка); - средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог строящегося жилья; - и другие источники финансирования. |
6. | Контроль за исполнением программы |
Вице-мэр города Иркутска, Дума города Иркутска |
1. Введение
Жилье является важнейшим благом, обеспечивающим достойное существование человека. Проблема обеспеченности жильем - одна из главных причин снижения рождаемости и возникновения социальных проблем современного общества. В современных условиях большинство молодых семей не имеет финансовой возможности решить жилищную проблему самостоятельно, что отрицательно сказывается на институте семьи, демографической ситуации в обществе.
Стремление иметь достойное жилье является одним из основных мотивов экономической активности большой части населения.
Ввод в эксплуатацию жилой площади по г.Иркутску за 2000 - 2004 гг. с тенденцией роста жилищного строительства и показатели фактического состояния жилищного фонда представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели
фактического состояния жилищного рынка г.Иркутска
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. (прогноз) |
Жилищный фонд, тыс. кв. м |
10 541,6 | 10 579,9 | 10 698,0 | 10 796,8 | 10 877,9 | 11 032 |
Средняя жилищная обеспеченность, кв. м/чел. |
17,95 | 18,15 | 18,03 | 18,35 | 18,67 | 19,02 |
Объем ввода нового жилья, тыс. кв. м |
56,2 | 73,5 | 124,8 | 106,1 | 126,8 | 149,7 |
Средняя обеспеченность граждан жильем в городе за период с 2000 г. по 2004 г. выросла на 6%, изменилась структура жилищного фонда по формам собственности: с 49,1 % до 61,32% увеличилась доля квартир, находящихся в частной собственности. Несмотря на увеличение объемов ввода жилой площади в городе Иркутске существует дефицит свободного и доступного по цене жилого фонда.
В июне текущего года было проведено анкетирование потенциальных участников Программы в городе Иркутске. Опрошено 1,3 % респондентов от общего числа молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, численность которых составляла на начало 2004 года 156795 человек.
Из общего числа 62 % опрошенных составили работники бюджетной сферы, 25 % - работники ведомственных организаций и 13 % - иные граждане.
Анкетирование дало следующие результаты:
- Средний состав семьи - 2,7 человека.
- Планируют увеличение состава семьи 63 % респондентов.
- 30% граждан, являющихся работниками бюджетной сферы, стоят на очереди на улучшение жилищных условий, в то время как из работников других форм организаций стоят на очереди только 10 %.
- 36% опрошенных не обеспечены жильем, либо имеют до 5 кв. м на члена семьи, у 48% обеспеченность жильем составляет до 10 кв. м, 16% имеют обеспеченность до 15 кв. м.
- 40 % молодых семей проживают вместе с родителями, 36% снимают квартиру, 13% имеют собственную квартиру или дом, 11% имеют комнату в общежитии.
- Большинство из участников анкетирования желают иметь площадь квартиры от 36 до 51 кв. м.
- Только 29% респондентов считают возможным обратиться за помощью к родителям.
- 60% молодых семей приемлют первый взнос за квартиру в размере до 100 тыс. рублей, 24% - до 150 тыс. рублей.
- Из работников бюджетных организаций 50% опрошенных готовы ежемесячно вносить за квартиру не более 3 тыс. рублей, 23% - не более 5 тыс. рублей; из работников иных форм организаций 29 % считают приемлемым платеж в размере до 3 тыс. рублей, 18% - до 5 тыс. рублей, 30% до 7 тыс. рублей, 14% - до 10 тыс. рублей, а остальные свыше.
На текущий момент население города рассматривается как основная категория инвесторов жилищного строительства. Рост доходов стимулирует желание и готовность граждан вкладывать собственные средства в улучшение жилищных условий своей семьи.
Динамика изменения среднемесячной заработной платы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика
изменения среднемесячной заработной платы
по городу и коэффициент доступности жилья
Показатель | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
6050,1 | 7421,1 | 8935,2 |
Средняя стоимость жилья, руб. за 1 кв. м |
17810 | 20390 | 20760 |
Коэффициент доступности жилья |
0,34 | 0,36 | 0,43 |
Таким образом, при сохранении существующих тенденций - высоких цен на квартиры и незначительного роста заработной платы - для большинства населения города Иркутска жилье будет оставаться недоступным, и необходимо внедрение новых кредитно-финансовых механизмов, позволяющих населению улучшить жилищные условия и стимулировать строительство доступного жилья.
2. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами
Одной из основных причин, тормозящей широкое развитие жилищного кредитования населения, является короткий срок кредитов и высокие процентные ставки, предлагаемые коммерческими банками по кредитам на строительство и приобретение жилья. На сегодняшний день, при действующей ставке рефинансирования Центрального Банка РФ 13% годовых, ставки банков в городе Иркутске по кредитам составляют 16-20% годовых (без учета дополнительных и сопутствующих расходов). При этом первоначальный взнос составляет не менее 25 % - 30 % от стоимости покупаемой квартиры.
Расходы, связанные с получением кредита, ежемесячным обслуживанием и погашением дорогостоящих заемных средств, являются непосильным финансовым бременем для молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Самостоятельно коммерческие банки не готовы существенно снижать ставку по предлагаемым кредитам в основном по причинам:
- регулирующего воздействия ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- высокого уровня реальных инфляционных процессов и сохраняющейся общей нестабильности российской экономики;
- собственных высоких расходов банков (по депозитам 7 - 13 % годовых, содержание банковского персонала);
- нежелание акционеров коммерческих банков снижать доходность финансово-кредитных операций.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере жилищного кредитования, усиливает проблему получения молодыми семьями заемных средств кредитных организаций на строительство и приобретение квартир и требует применения программно-целевых методов по созданию финансово-организационных условий для улучшения жилищных условий граждан.
3. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г.Иркутска.
Для достижения поставленной цели Программой предлагается решение следующих основных задач:
- консолидация инвестиционных ресурсов различных источников в целях создания финансовых условий по предоставлению молодым семьям города Иркутска возможности льготного кредитования на строительство жилья под пониженную процентную ставку;
- создание условий для формирования долгосрочной системы муниципальной поддержки молодых семей г.Иркутска по улучшению жилищных условий;
- разработка и внедрение более эффективных методов поддержки молодых семей города Иркутска в приобретении собственного жилья.
4. Механизм реализации программы
Участниками Программы являются молодые семьи, в том числе многодетные, возраст супругов в которых не превышает 30 лет, не менее 1 года состоящие в браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния, постоянно проживающие на территории города Иркутска и:
1) подавшие заявление об участии в Программе по улучшению жилищных условий молодых семей и состоящие в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по состоянию на 1 марта 2005 года;
и (или)
2) подавшие заявление об участии в Программе по улучшению жилищных условий молодых семей и отвечающие одному или нескольким из следующих условий:
а) не являющиеся собственниками жилых помещений (оба супруга); не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга);
б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 18 кв. м для семьи состоящей из трех и более человек, менее 20 кв. м - для семей из двух человек и менее 28 кв. м - на одного человека;
в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
д) проживающие в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеющие иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Преимущественным правом участвовать в Программе обладают:
- семьи молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях г.Иркутска (по ходатайству муниципального учреждения, муниципального унитарного предприятия);
- молодые семьи, получающие финансовую поддержку предприятий, заинтересованных в улучшении жилищных условий своих молодых специалистов.
В состав молодой семьи для участия в Программе включаются оба супруга, а при наличии ребенка (детей) - также и их ребенок (дети).
Молодым семьям - участникам Программы за счет средств бюджета города Иркутска предоставляется компенсация на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для строительства жилья в уполномоченных организациях (приложение N 2), в размере 2/3 годовой процентной ставки за пользование жилищным кредитом. Период банковского кредита не превышает 15 лет, процентная ставка компенсируется за счет средств бюджета города Иркутска не более 10 лет.
При реализации Программы молодым семьям - участникам Программы может быть предоставлена субсидия на компенсацию 1/3 процентной ставки за счет средств областного бюджета в случае участия органов городского самоуправления г.Иркутска в реализации Областной государственной социальной программы "Молодым семьям доступное жилье" на 2005 - 2019 годы в установленном порядке.
Предоставление участникам Программы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для строительства жилья, осуществляется в порядке установленном решением городской Думы г.Иркутска от 1 декабря 2003 N 409-33гД3) "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
Для снижения стоимости жилья участникам Программы предлагается непосредственное их участие на заключительном этапе строительства (внутриквартирная отделка).
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Улучшение демографической ситуации в городе Иркутске.
2. Улучшение жилищных условий молодых семей по более доступной цене одного квадратного метра жилой площади.
3. Закрепление молодых специалистов в организациях города Иркутска.
4. Создание предпосылок для развития и создания предприятий строительной индустрии в городе Иркутске.
5. Привлечение внебюджетных средств и средств бюджетов разных уровней в инвестиционно-строительный процесс.
И.о. первого заместителя мэра - |
С.С.Чертков |
Заместитель председателя |
И.В.Хомутинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.