Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 гг.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 1950 тыс. рублей
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы
N п/п |
Наименование Программы: |
Областная государственная социальная программа "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы (далее - Программа) |
1. | Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Распоряжение губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 204-р "О разработке областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2004 - 2013 гг." |
2. | Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
|
3. | Государственный заказ- чик Программы |
Администрация Иркутской области |
4. | Ответственный испол- нитель Программы |
Комитет по молодежной политике Иркутской области |
5. | Основной разработчик Программы |
Комитет по молодежной политике Иркутской области |
6. | Основная цель Програм- мы |
Создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы |
7. | Основные задачи Прог- раммы |
Для достижения поставленной цели Программой предполагается решение следующих основных задач: 1. Разработка и внедрение на территории Иркутской области правового, органи- зационного и финансового механизма государственной поддержки молодых семей в ре- шении жилищной проблемы. 2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей. 3. Оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, привлекающим для решения жилищной проблемы молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования. 4. Формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала Иркутской области, закрепление молодежи в области. 5. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий. |
8. | Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2005 - 2019 годы. На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществляться: - формирование механизма оказания государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области; - правовое, методическое, организационное обеспечение государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; - внедрение предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей на территориях муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реа- лизации Программы на основании заключенного с комитетом по молодежной политике Иркутской области соглашения; - оказание содействия органам местного самоуправления Иркутской области в разработке муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - создание и внедрение системы мониторинга за реализацией Программы. На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет осуществляться: - продолжение реализации в Иркутской области предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей, прекращение набора новых участников. |
9. | Перечень основных мероприятий |
- Формирование финансового и организационного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы; - разработка нормативных правовых актов по реализации Программы. |
10. | Исполнители основных мероприятий |
Комитет по молодежной политике Иркутской области, Органы местного самоуправления Иркутской области, заключившие с комитетом по молодежной политике Иркутской области соглашения об участии в реализации Программы. |
11. | Объемы финансиро- вания Программы (с расшифровкой по годам и источникам) |
Источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 739 млн. рублей. Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам составляет: 2005 год - 15 млн. рублей; 2006 год - 30 млн. рублей; 2007 год - 45 млн. рублей; 2008 год - 60 млн. рублей; 2009 год - 75 млн. рублей; 2010 год - 90 млн. рублей; 2011 год - 83 млн. рублей; 2012 год - 74 млн. рублей; 2013 год - 68 млн. рублей; 2014 год - 61 млн. рублей; 2015 год - 49 млн. рублей; 2016 год - 37 млн. рублей; 2017 год - 27 млн. рублей; 2018 год - 17 млн. рублей; 2019 год - 8 млн. рублей. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимый для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в областном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы. При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы: - переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638; - средства местных бюджетов, предусматриваемые на реализацию местных программ обеспечения жильем молодых семей; - внебюджетные средства в размере 3 646 млн. рублей (собственные и заемные средства молодых семей и т.п.). |
12. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Улучшение жилищных условий более 4000 молодых семей. 2. Развитие строительной индустрии в муниципальных образованиях Иркутской области, органы местного самоуправления кото- рых приняли участие в реализации Программы. 3. Привлечение значительного количества молодых специалистов в организации области. 4. Привлечение сбережений населения в инвестиционно-строительный процесс. 5. Укрепление института семьи, увеличение рождаемости. |
13. | Система организации контроля за исполне- нием Программы |
Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - комитетом по молодежной политике Иркутской области в установленном порядке. Органы местного самоуправления Иркутской области, участвующие в реализации Программы, ежемесячно представляют ответственному исполнителю Программы сведения о ходе реализации Программы. Контроль за исполнением Программы осуществ- ляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Областная государственная социальная программа Иркутской области "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 гг. предусматривает создание системы муниципальной и государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления молодых специалистов в организациях области, повышения общественной активности молодежи, улучшения демографической ситуации и укрепления института семьи в Иркутской области.
Органами власти, учеными, общественными деятелями неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем.
Актуальность демографической проблемы в Иркутской области иллюстрируется следующими статистическими данными:
- численность населения Иркутской области только за 2002 год снизилась на 12, 1 тыс. человек;
- численность непроизводительного населения Иркутской области за счет старения постоянно растет (667 человек на 1000 трудоспособных);
- для простого воспроизводства населения необходимо 210-215 рождений на 100 женщин детородного возраста, в области же этот показатель составляет всего 126 рождений;
- увеличивается число разводов, особенно в детородном возрасте супругов (основная причина - из-за бытовых проблем).
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года Президент Российской Федерации В.В.Путин прямо отметил, что "новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей... Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов".
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, численно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
При подготовке Государственного доклада "О положении молодежи в Иркутской области" в ходе проведения социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают рожать детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
По социологическим данным государственного доклада "О положении молодежи в Иркутской области" среди молодежи по области:
48 % - имеют комнату в квартире родителей;
34 % - снимают жилье или живут в общежитии;
14 % - имеют отдельную квартиру;
4 % - имеют свой дом.
В связи с этим, для улучшения демографической ситуации в области необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 г. в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982 - 1986 гг., т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 % детей рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на молодежь. Молодые люди покидают сельскую местность, "малые" города, молодые специалисты переезжают в европейскую часть России, в Москву, Санкт-Петербург.
Так только в 2002 году отток молодежи в возрасте от 16-29 лет из сельской местности в области составил 3,5 тыс. человек, или 72 % всего оттока из села. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше.
Многие молодые специалисты, после окончания вузов в г.Иркутске не хотят возвращаться к месту их прежнего проживания к родителям в города и районы области, мотивируя свое решение, в том числе и отсутствием возможности приобретения собственного жилья.
Молодые люди не спешат создавать семью или официально оформлять свои отношения, что приводит к снижению авторитета семейных ценностей, к увеличению количества детей рожденных вне брака.
Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы, среди молодежи растет инфантилизм, социальная апатия, снижается общественная активность.
Несмотря на некоторое увеличение жилищного фонда, область занимает одно из последних мест по России и Сибирскому федеральному округу по строительству жилья. Жилищный фонд области не соответствует потребностям населения не только по своему объему, но и по качественным характеристикам.
В современных условиях ситуация в жилищном секторе определяется растущим спросом граждан, в том числе и молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях.
Современное региональное законодательство должно наряду с прежней ориентацией на потребности социально незащищенных групп населения (что имеет место в действующих нормативных правовых актах области), сделать новый акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенным стабильным доходом, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По информации органов местного самоуправления Иркутской области по состоянию на 01.06.2003 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 18703 молодых семей, из них 15703 - молодых семей, имеющих детей.
Число молодых семей, состоящих на учете для получения жилой площади в муниципальных образованиях области, снижается. Недоверие молодых семей к органам исполнительной власти вполне объяснимо. За последние 7-8 лет у молодого поколения нет перспективы получения жилья. Молодые семьи перестают обращаться за помощью в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что отражает снижение авторитета власти у населения.
Большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, поэтому требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья именно на областном уровне. Для ее решения требуется участие и взаимодействие органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления Иркутской области, других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения Программы
Целью настоящей Программы является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области.
Для достижения поставленной цели Программой предполагается решение следующих основных задач:
1. Разработка и внедрение на территории Иркутской области правового, организационного и финансового механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей.
3. Оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, привлекающим для решения вышеуказанной проблемы финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
4. Формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала Иркутской области, закрепление молодежи в области.
5. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий.
Программа будет выполняться поэтапно в 2005 - 2019 гг.
На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществляться:
- формирование механизма оказания государственной поддержки молодых семей в Иркутской области;
- правовое, методическое, организационное обеспечение государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий;
- внедрение предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей на территориях муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реализации Программы на основании заключенного с комитетом по молодежной политике области соглашения;
- оказание содействия органам местного самоуправления Иркутской области в разработке муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- создание и внедрение системы мониторинга за реализацией Программы.
На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет осуществляться:
- продолжение реализации в Иркутской области предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей, прекращение набора новых участников.
3. Объемы и источники финансовых затрат
Источником финансирования Программы является областной бюджет.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 739 млн. рублей. Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам составляет:
2005 год - 15 млн. рублей;
2006 год - 30 млн. рублей;
2007 год - 45 млн. рублей;
2008 год - 60 млн. рублей;
2009 год - 75 млн. рублей;
2010 год - 90 млн. рублей;
2011 год - 83 млн. рублей;
2012 год - 74 млн. рублей;
2013 год - 68 млн. рублей;
2014 год - 61 млн. рублей;
2015 год - 49 млн. рублей;
2016 год - 37 млн. рублей;
2017 год - 27 млн. рублей;
2018 год - 17 млн. рублей;
2019 год - 8 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в областном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы.
При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы:
- переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638;
- средства местных бюджетов, предусматриваемые на реализацию местных программ обеспечения жильем молодых семей;
- внебюджетные средства в размере 3 646 млн. рублей (собственные и заемные средства молодой семьи и т.п.).
4. Механизм реализации Программы и система
организации контроля за исполнением
Участниками Программы являются молодые семьи, в том числе многодетные, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, не менее 1 года состоящие в браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния, постоянно проживающие на территории Иркутской области, и:
1) подавшие заявление об участии в муниципальной программе по улучшению жилищных условий молодых семей и состоящие в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по состоянию на 01 марта 2005 года;
и(или)
2) подавшие заявление об участии в муниципальной программе по улучшению жилищных условий молодых семей и отвечающие одному или нескольким из следующих условий:
а) не являющиеся собственниками жилых помещений (оба супруга); не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга);
б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
д) проживающие в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеющие иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В состав молодой семьи для участия в Программе включаются оба супруга, а при наличии ребенка (детей) - также и их ребенок (дети).
Реализация Программы осуществляется комитетом по молодежной политике Иркутской области с участием органов местного самоуправления Иркутской области, заключивших соглашение об участии в реализации мероприятий Программы. Указанные соглашения заключаются комитетом по молодежной политике Иркутской области с органами местного самоуправления Иркутской области, определенными по результатам проводимого в установленном порядке конкурса. Порядок проведения конкурса определяется администрацией Иркутской области.
Критериями предоставления средств из областного бюджета на реализацию Программы являются:
1) наличие принятой муниципальной программы по поддержке молодых семей в реализации права на жилище (далее - муниципальная программа);
2) соблюдение в муниципальной программе установленных Программой условий участия молодых семей в Программе, определения размера субсидий, иных условий;
3) наличие в местном бюджете на текущий год и в проекте местного бюджета на следующий год средств на реализацию муниципальной программы;
4) наличие сформированных органами местного самоуправления списков молодых семей, желающих принять участие в реализации муниципальной программы;
5) сложная демографическая ситуация на территории муниципального образования;
6) возможность привлечения внебюджетных средств на строительство (приобретение) жилья для молодых семей;
7) возможность сокращения стоимости строительства и (или) расходов на эксплуатацию жилья для молодых семей.
Кроме того, в рамках реализации муниципальных программ могут быть определены условия:
- обеспечения молодых семей жилыми помещениями из муниципального жилищных фондов по договорам социального найма (в соответствии с жилищным законодательством);
- использования разрабатываемых в настоящее время механизмов ипотечного жилищного кредитования в обеспечении отдельных категорий молодых семей;
- участия органов местного самоуправления при организации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи;
- и т.д.
Средства, предусматриваемые в областном бюджете на реализацию Программы, будут передаваться органам местного самоуправления Иркутской области в порядке межбюджетных отношений. Указанные средства будут направляться на предоставление молодым семьям - участникам Программы субсидий на погашение части кредита (займа).
Предполагается следующий механизм предоставления субсидий молодым семьям на погашение части кредита (займа): 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств областного бюджета, 1/3 - за счет местного бюджета (по согласованию с муниципальными образованиями), 1/3 и сумма кредита (займа) - за счет средств молодых семей. При этом размер 1/3 процентной ставки, погашаемой за счет средств областного бюджета, определяется исходя из:
- размера жилой площади, приходящегося на каждого члена семьи, равной норме жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством;
- стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании. Средняя рыночная стоимость определяется в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы с органами местного самоуправления.
При рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, получившей кредит на приобретение жилья в рамках реализации данной Программы, оказывается дополнительная поддержка - предоставление субсидии на погашение части кредита (займа) на приобретение жилья. Размер данной субсидии за счет средств из областного бюджета определяется исходя из размера жилой площади на рожденного (усыновленного) ребенка (равного норме жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством) и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании и определенного условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы с органами местного самоуправления.
Выплата субсидии на погашение кредита на приобретение жилья при рождении (усыновлении) ребенка производится один раз при рождении каждого ребенка. Общий размер субсидий не может превышать размера полученного кредита (займа) на приобретение жилья.
Выбор кредитных организаций осуществляется органами местного самоуправления, принимающими участие в реализации Программы, на конкурсной основе среди организаций, имеющих право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Установленные в настоящей Программе требования к участникам Программы, к определению размера субсидий за счет средств областного бюджета, предоставляемых молодым семьям, являются обязательными для органов местного самоуправления, принимающих участие в реализации Программы.
При реализации Программы могут быть использованы в установленном порядке переданные Иркутской области в порядке межбюджетных отношений средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638. Указанные средства передаются органам местного самоуправления Иркутской области в порядке межбюджетных отношений для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья. Субсидии предоставляются в порядке, установленном федеральным законодательством.
Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - комитетом по молодежной политике Иркутской области в установленном порядке.
Органы местного самоуправления Иркутской области, участвующие в реализации Программы, представляют ежемесячно (в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным) сведения о ходе реализации Программы ответственному исполнителю Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке. Финансовый контроль за реализацией программы в части финансирования из областного бюджета осуществляется Главным финансовым управлением Иркутской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении 1.
6. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1. Улучшить жилищные условия более 4000 молодых семей.
2. Развить строительную индустрию в муниципальных образованиях Иркутской области, принявших участие в реализации Программы.
3. Привлечь значительное количество молодых специалистов в организации Иркутской области.
4. Привлечь сбережения населения в инвестиционно-строительный процесс.
5. Укрепить институт семьи, увеличить рождаемость.
7. Сведения о государственном заказчике
и разработчиках Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Иркутской области.
Разработчиком Программы является комитет по молодежной политике Иркутской области.
Председатель
Законодательного собрания |
В.К.Круглов |
<< Назад |
Приложение 1. >> Приложение 1. |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.