В целях реализации в системе лесного хозяйства Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации", во исполнение международных обязательств России и решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), решений XIX Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 1997), а также Лесного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации.
2. Ввести в действие Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации с 9 февраля 1998 года для дополнительного анализа деятельности государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на соответствие принципам устойчивого управления лесами, рекомендуемым мировым сообществом.
3. Руководителям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации обеспечить адаптацию Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для регионального и местного уровней и, начиная с 1999 года, включать региональные показатели индикаторов в годовой отчет в качестве информации.
4. ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.):
осуществить методическое обеспечение разработки региональных критериев и индикаторов, для чего до 1 марта 1998 года разработать и в установленном порядке утвердить Временные рекомендации по применению критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;
организовать обобщение и анализ материалов, представляемых руководителями органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, для уточнения основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства с учетом региональных особенностей устойчивого управления лесами;
до 1 октября 1998 года внести изменения и дополнения в Инструкцию по государственному учету лесного фонда с учетом Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;
обеспечить перевод на английский язык и издание Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для обеспечения международной деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России.
5. Управлению науки и техники (Тепляков В.К.) включить в планы работ научно-исследовательских учреждений Федеральной службы лесного хозяйства России на 1998 и последующие годы соответствующие разделы по адаптации Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для регионального уровня.
6. Управлению организации лесопользования и лесоустройства (Кукуев Ю.А.) до 1 октября 1998 года внести необходимые изменения в Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденную приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.94 N 265, с целью отражения критериев и индикаторов в материалах лесоустройства.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Кузьмичева Е.П.
Руководитель |
В.А.Шубин |
Критерии и индикаторы
устойчивого управления лесами Российской Федерации
(утв. приказом Рослесхоза от 5 февраля 1998 г. N 21)
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 559 и поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N ВЧ-П9-43119 и от 27 сентября 1997 г. N ВЧ-П1-30744 определена задача - разработать государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации.
В соответствии с указанными документами и на основании Лесного кодекса Российской Федерации Федеральной службой лесного хозяйства России разработан ряд принципиально новых положений государственной лесной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, одним из которых является "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации".
"Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации" - руководящий документ федерального уровня для координации действий как в системе лесного хозяйства, так и со смежными отраслями.
Основная цель этого документа - обеспечить базовые условия реализации принятых Россией международных обязательств по лесам в связи с ратификацией Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, а также для выполнения решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 1997), в которых намечены задачи правительств разных стран по обеспечению устойчивого развития всех видов лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.
О ратификации Конвенции ООН о биологическом разнообразии и Рамочной Конвенции ООН об изменении климата см. Федеральные законы от 17 февраля N 1995 г. N 16-ФЗ и от 4 ноября 1994 г. N 34-ФЗ
В основе документа - результаты дискуссий по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами, разработанных для лесов Европы (Хельсинкский процесс) и для умеренных и бореальных лесов мира (Монреальский процесс). Соответствующие списки критериев и индикаторов были рассмотрены с точки зрения их приемлемости для условий России. Учитывались не только природные и социально-экономические особенности России, но и государственные особенности управления лесами.
Доработка данного документа проводилась с учетом замечаний и предложений специалистов территориальных органов управления лесами в субъектах Российской Федерации, лесоустроительных предприятий и научных учреждений России в ходе письменного опроса, проведенного ВНИИЦлесресурсом.
Критерии устойчивого управления лесами и индикаторы для их оценки, содержащиеся в данном документе, предназначены для обоснования лесной политики Российской Федерации в целом, а также в субъектах Российской Федерации.
Индикаторы для оценки критериев подобраны с учетом возможности использования существующих информационных потоков по лесному хозяйству. Каждый критерий может характеризовать страну в целом, природно-экономический регион (группу субъектов федерации) и каждый субъект Российской Федерации. В число индикаторов включены и такие, статистическая информация по которым в настоящее время на национальном (государственном) уровне не ведется, но ее получение будет иметь большое значение в будущем.
Границы данного документа пока нецелесообразно расширять до уровня лесхозов. Реализация критериев устойчивого управление лесами на уровне лесхоза определяется другими документами (правилами, инструкциями, руководствами, указаниями, наставлениями и другими документами по различным вопросам лесного хозяйства), а также сертификационными требованиями, которые должны быть разработаны в соответствии с международными рекомендациями.
Включенные в данный документ критерии и индикаторы, с одной стороны, представляют собой рабочий инструмент управления лесами, который должен совершенствоваться, с другой стороны, являются механизмом контроля и воздействия на систему устойчивого управления.
Предполагается, что по мере накопления данных по реализации лесной политики Российской Федерации на основе приведенных критериев устойчивого управления лесами будут вноситься поправки и уточнения как в список индикаторов, так и в сами критерии.
Количественная и качественная оценка индикаторов на основе приведенных критериев осуществляется на федеральном уровне - Федеральной службы лесного хозяйства России, на уровне субъекта Российской Федерации - территориальными органами управления лесным хозяйством. Базовыми материалами при этом являются данные государственного учета лесного фонда, актуализации данных о состоянии лесного фонда по материалам проведенного лесоустройства, аналитические данные лесного кадастра и лесного мониторинга, а также материалы уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, научно-исследовательских институтов.
1. Термины и определения
1.1. Устойчивое управление лесами
Устойчивое управление лесами России - это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться периодическим изъятием лесной продукции с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.
Неизменная основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов. Устойчивое управление предполагает бесконечно долгое сохранение лесов как части ландшафтов России.
Управление лесами России осуществляется на основе научных знаний, опыта, разносторонней оценки возможных воздействий на лесные экосистемы, закрепленных в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах, руководствах, рекомендациях, справочниках.
Устойчивое управление лесами осуществляется с учетом экологических и социально-экономических критериев. Критерии представляют собой совокупность основных положений по ведению лесного хозяйства, следование которым обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. Соответствующие критерии и индикаторы позволяют оценивать степень продвижения страны в направлении устойчивого развития в области лесного хозяйства.
Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, продукты побочного пользования и т.п.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).
Действующие основные принципы управления лесами России изложены в Конституции Российской Федерации (1993) и в Лесном кодексе Российской Федерации (1997). В системе этих принципов, начиная с периода реформ Петра I, доминирует принцип неистощительности и непрерывности лесопользования. Отработанная почти за три столетия формулировка этого принципа вошла в "Основы лесного законодательства Российской Федерации" (1993) и Лесной кодекс Российской Федерации, в руководящие документы, регламентирующие деятельность государственного органа управления лесами - Федеральной службы лесного хозяйства России.
Регламентация деятельности всех субъектов лесных отношений содержится в статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что "лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования".
1.2. Критерии
Критерии - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов. Критерии сохранения и устойчивого управления лесами реализуются на уровне практического ведения лесного хозяйства и могут контролироваться по соответствующим индикаторам устойчивого управления лесами.
Каждый критерий может быть оценен по совокупности характеризующих его индикаторов.
1.3. Индикаторы
Индикаторы - количественные и описательные характеристики критериев устойчивого управления лесами. Совокупность индикаторов позволяет оценить направление изменений в управлении лесами, соответствующих конкретному критерию.
Последовательное отслеживание индикаторов с течением времени показывает тенденции в изменении управления лесами.
1.4. Биологическое разнообразие
Биологическое разнообразие (или биоразнообразие) характеризует разнообразие жизненных форм, как разнообразие биологических видов животных, растений и микроорганизмов, существующих в определенном ареале, генетическое разнообразие в пределах биологических видов и экосистемное разнообразие мест обитания видов.
Для характеристики биоразнообразия используют триединство следующих концепций:
- Видовое разнообразие описывает число биологических видов в пределах рассматриваемой территории;
- Генетическое разнообразие описывает число возможных генетических характеристик, обнаруживаемых внутри определенного вида или среди различных видов;
- Экосистемное разнообразие описывает число экосистем, обнаруживаемых на данной территории. Типологическая классификация лесов по сочетанию существующих животных, растений, микроорганизмов и типов связанной с ними физической среды обитания служит для выделения различных экосистем.
Биологическое разнообразие лесного фонда России включает количественные и качественные характеристики изменчивости живых организмов, а также экологических комплексов.
Основная цель сохранения биологического разнообразия - выживаемость видов и генетическая изменчивость в пределах каждого биологического вида. Жизнеспособные и размножающиеся популяции, а также их естественная наследственная изменчивость существуют не сами по себе, а как часть взаимозависимых физических и биологических систем или процессов (сообществ или экосистем).
Экологические процессы и жизнеспособные популяции видов, характерных для лесных экосистем, зависят также от состояния смежных участков леса или экосистем некоторого минимального размера.
Генетическое разнообразие в пределах популяции видов зависит от сохранения субпопуляций и существования лесных экосистем, охватывающих преобладающую часть их естественного ареала.
Поэтому практическая деятельность по сохранению биологического разнообразия предполагает, в первую очередь, сохранение и поддержание исторически сложившейся структуры лесного фонда страны, что обеспечивает сохранение мест обитания и, следовательно, биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях.
1.5. Регионы и природно-экономические районы России
Регионы - часть территории России в соответствии с административным делением на уровне субъекта Федерации. Природно-экономические районы - часть территории России, включающая несколько регионов со сходными природными и экономическими условиями. Границы районов очерчены по административным границам входящих в них субъектов федерации.
На территории России выделены следующие природно-экономические районы: в Европейско-Уральской части России - Прибалтийский, Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский; в Азиатской части - Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Список
критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации
Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов
Индикаторы
1.1. Изменение доли площади эксплуатационных лесов относительно общей площади лесных земель (каждые 5 лет).
1.2. Изменение доли площади лесов, возможных для эксплуатации, относительно площади покрытых лесом земель (каждые 5 лет).
1.3. Изменение площади доступных для освоения эксплуатационных лесов относительно общей площади лесов, возможных для эксплуатации (каждые 5 лет).
1.4. Отношение допустимого (расчетного) и фактически вырубаемого объема древесины, в том числе по хвойному хозяйству в эксплуатационных лесах (в среднем каждые 5 лет).
1.5. Отношение рекомендуемого и фактически вырубаемого объема древесины по промежуточному пользованию и прочим рубкам в эксплуатационных лесах (в среднем каждые 5 лет).
1.6. Изменение доли площади покрытых лесом лесных земель (каждые 5 лет).
1.7. Баланс среднего прироста и общего объема вырубленной древесины (за последние 10 или 5 лет).
1.8. Запасы и объемы использования недревесной продукции леса, включая дикорастущие лекарственные растения, плодовую продукцию, грибы, мед, техническое сырье и дичь (ежегодно).
1.9. Доля лесной площади, охваченной лесоустройством и планированием ведения лесного хозяйства (каждые 5 лет).
Пояснения к критерию 1
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 1:
- наличие системы долгосрочной оценки состояния лесов на основе ведения лесного хозяйства и выполнения комплекса лесоучетных работ (лесоустройство, лесоинвентаризация, лесной мониторинг, лесной кадастр) для обеспечения соответствующих действий по сохранению и поддержанию продуктивности лесов России;
- наличие на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации научно обоснованной меры пригодности (соответствия) лесов задачам удовлетворения потребностей общества в древесной продукции на основе информации о лесной площади, пригодной для получения промышленных лесоматериалов;
- отслеживание соответствия объемов извлечения древесной и недревесной лесной продукции допустимым нормам, обеспечивающим непрерывное и неистощительное ее получение.
Ключевые элементы критерия 1:
динамика покрытых лесом земель характеризует направленность происходящих в России в целом и в субъекте Российской Федерации, в частности, изменений в области управления лесами и взаимоотношений с окружающей средой;
сбалансированность среднего прироста и общего объема вырубленной древесины в регионе/природно-экономическом районе/стране за 5...10 лет обеспечивает сохранение и поддержание естественной способности лесов восстанавливать количество древесных ресурсов в результате продуцирования фитомассы. Данный показатель важен и для оценки устойчивого управления лесами.
Критерий 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов
Индикаторы
2.1. Общая площадь лесов, усыхающих или погибших под воздействием неблагоприятных факторов (ежегодно), в том числе:
а) от пожаров;
б) от насекомых и болезней;
в) от промышленных выбросов;
г) от прочих факторов.
2.2. Площадь лесов, загрязненных радионуклидами (ежегодно).
2.3. Общее количество оцениваемых воздушных поллютантов (загрязнителей) или их количество, приходящееся на единицу площади лесных земель (каждые 5 лет).
2.4. Площадь лесов, характеризующихся серьезной дефолиацией, оцениваемой по методике ЕЭК ООН (в пределах 500-километровой зоны вдоль западных границ).
Пояснения к критерию 2
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 2:
- отслеживание действия антропогенных и природных факторов на леса и получение данных о тенденциях и масштабах этих воздействий на состояние лесов России;
- оценка степени устойчивости управления лесами в отношении поддержания приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов, поддержания существования зависимых от леса видов растений и животных;
- определение направления действий лесного хозяйства по снижению отрицательных воздействий воздушных поллютантов (загрязнителей) на санитарное состояние и жизнеспособность лесов.
Ключевые элементы критерия 2:
оценка динамики поступления поллютантов (загрязнителей) на лесные площади;
прогноз отрицательных последствий воздействия поллютантов (загрязнителей) на леса;
оценка тенденций изменения санитарного состояния загрязненных лесов, в том числе радионуклидами;
оценка способности лесов выполнять ресурсные, экологические и социальные функции;
планирование мер ликвидации неблагоприятных воздействий поллютантов (загрязнителей) на леса.
Критерий 3. Сохранение и поддержание защитных функций лесов
Индикаторы
3.1. Доля лесной площади, используемой для защиты почв, в том числе участки леса на крутых склонах, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры, леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, противоэрозионные леса (каждые 5 лет).
3.2. Доля лесной площади, используемой для водоохранных целей, в том числе запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения (каждые 5 лет).
3.3. Доля лесной площади, используемой для других защитных функций: притундровые, субальпийские леса (каждые 5 лет).
3.4 Доля лесной площади, используемой преимущественно в санитарно-гигиенических и оздоровительных целях: леса зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов (каждые 5 лет).
Пояснения к критерию 3
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 3:
- сохранение почв лесного фонда, предотвращение их эрозии, охрана и контроль целостности почвенного покрова и плодородия почв;
- поддержание и укрепление защитных функций противоэрозионных лесов на землях с пересеченным и горным рельефом, на склонах оврагов, лесных полос и ленточных боров, лесов на развеваемых песках, земель сельскохозяйственного использования и смежных с ними лесных земель, включая леса вдоль железных и автомобильных дорог;
- сохранение вод лесного фонда, предотвращение их деградации, поддержание количества и качества вод в состоянии, не вызывающем отрицательных последствий для окружающей среды;
- поддержание и укрепление защитных функций лесов, имеющих водорегулирующее и водоохранное значение, предохраняющих берега рек, озер и водоемов от эрозии и разрушений, включая леса вдоль нерестовых рек и водоемов.
Ключевые элементы критерия 3:
управление противоэрозионными лесами с учетом их экологического и социального значения;
управление водоохранными лесами с учетом их экологического значения и биосферной роли;
охрана вод в связи с рубками леса и обезлесиванием водораздельных территорий;
обеспечение равномерности водного стока в течение года, сохранение хорошего качества воды, поддержание в воде баланса минеральных и органических веществ, защита водной среды обитания лесной флоры и фауны.
Критерий 4. Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл
Индикаторы
4.1. Доля площади покрытых лесом земель, занимаемая лесами хвойных, твердолиственных и мягколиственных пород (каждые 5 лет).
4.2. Площадь лесов по основным лесообразующим породам и классам возраста (каждые 5 лет).
4.3. Доля площади покрытых лесом земель, под спелыми и перестойными лесами (каждые 5 лет).
4.4. Площадь лесов особо охраняемых природных территорий (каждые 5 лет):
а) государственных природных заповедников;
б) национальных парков; природных парков;
в) заповедных лесных участков; лесов, имеющих научное или историческое значение; памятников природы.
4.5. Количество видов растений и животных, в своем распространении связанных с лесом и находящихся под угрозой исчезновения (по Красной книге Российской Федерации, каждые 5 лет).
4.6. Площадь лесных территорий, предназначенная для сохранения или поддержания генетического разнообразия лесов (каждые 5 лет).
4.7. Общее накопление углерода в лесных насаждениях и, если необходимо, по основным лесообразующим породам (каждые 5 лет).
Пояснения к критерию 4
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 4:
- сохранение местообитаний (полностью или частично) для выживания биологических видов животных и растений;
- поддержание состава и структуры лесного фонда (структура лесов, их возраст, диаметр и высота деревьев, стадии сукцессии и т.д.), обеспечивающих сохранение жизнеспособных размножающихся популяций и видов;
- создание оптимальных условий для опыления растений и распространения семян, перемещения животных между отдельными участками леса и их размножения;
- долгосрочный прогноз скорости накопления древесной биомассы и мертвой древесины для оценки роли лесов России в глобальных процессах регулирования содержащегося в атмосфере углерода и климатических изменений.
Ключевые элементы критерия 4:
оценка доли площади лесов, занимаемой хвойными, твердолиственными и мягколиственными породами, в качестве показателя биологического разнообразия на экосистемном уровне, отражающем природное разнообразие лесов на зональном уровне;
оценка устойчивости лесов на уровне региона, природно-экономического района, страны по тенденциям изменения породного состава лесов;
поддержание и увеличение биологического разнообразия за счет оптимизации возрастной и породной структуры лесов;
создание охраняемых лесных территорий в разных природных условиях, особенно климаксовых, и остатков девственных лесов, а также особо охраняемых участков лесного фонда, имеющих научное или историческое значение, с целью сохранения экосистемного биоразнообразия;
сохранение биологических видов с низким уровнем численности популяции или с сильно сократившимися ареалами, которые подвержены риску полного исчезновения или потери важных генетических признаков с целью поддержания видового и генетического разнообразия лесных экосистем;
поддержание глобальных функций лесов по регулированию состава атмосферы и парниковых газов;
отслеживание усилий органов управления лесным хозяйством России в выполнении ратифицированной Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (связывание атмосферного углерода в древесной биомассе) и ратифицированной Конвенции ООН о биологическом разнообразии (сохранение изменчивости среди всех живущих организмов).
Критерий 5. Поддержание социально-экономических функций лесов
Индикаторы
5.1. Доля лесного сектора экономики в валовом национальном продукте (каждые 5 лет).
5.2. Объем вывозки деловой древесины (ежегодно).
5.3. Отношение объемов переработки деловой древесины в пределах региона заготовки к объему ее вывозки за пределы региона лесозаготовок.
5.4. Размер инвестиций, вкладываемых в лесное хозяйство, включая выращивание лесов, их охрану и защиту, обработку древесины, рекреацию и туризм (ежегодно).
5.5. Доля площади лесного фонда, на которой осуществляются какие-либо виды лесопользования, предусмотренные лесным законодательством (в том числе на основе договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда), от общей площади лесного фонда (каждые 5 лет).
5.6. Занятость в лесном секторе, включая занятость в сельской местности и в местах компактного проживания малых народностей (ежегодно).
5.7. Доля затрат (расходов) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектные разработки и подготовку специалистов лесного хозяйства от общего объема финансирования лесного хозяйства (ежегодно).
Пояснения к критерию 5
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 5:
- условия развития экономических и финансовых механизмов устойчивого управления лесами;
- сочетание экономических выгод от эксплуатации лесных ресурсов и практических действий по их сохранению и устойчивому управлению;
- обеспечение эффективного управления лесами с целью сохранения и поддержания устойчивого и непрерывного пользования лесными ресурсами;
- оптимальное планирование пространственно-временного размещения лесных ресурсов и их использования.
Ключевые элементы критерия 5:
обеспечение экономической эффективности и экологической безопасности лесного хозяйства России;
получение необходимых финансовых средств для устойчивого и непрерывного пользования множественными функциями лесов;
увеличение доходности лесных территорий за счет повышения конкурентоспособности древесины и всех видов лесной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
включение затрат на обеспечение устойчивого управления лесами, включая лесовосстановление, в стоимость всех видов лесной продукции, в основе которых используются лесные ресурсы;
достижение баланса между состоянием лесных ресурсов, используемых в интересах нынешних поколений людей, и возможными потребностями будущих поколений;
обеспечение государственных гарантий устойчивого управления лесами, в частности, обязательного государственного регулирования всех вопросов лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, закрепленных на уровне Конституции и лесного законодательства;
экономическое развитие субъектов Российской Федерации на основе комплексного использования рыночных и нерыночных полезностей леса;
сохранение традиций и древней культуры коренных народов;
создание условий для жизнедеятельности, охоты, рыболовства, собирательства локально проживающих на территории лесного фонда и ведущих традиционный образ жизни представителей коренных малочисленных народов и этнических общностей России;
сохранение условий существования представителей коренных малочисленных народов и этнических общностей, использование их опыта общения с природой должно способствовать познанию возможностей разнообразного и неистощительного пользования лесными богатствами;
сохранение и поддержание традиционного образа жизни представителей коренных малочисленных народов и этнических общностей должно сочетаться с ведением многоресурсного лесного хозяйства, основанного на использовании механизмов воспроизводства лесов. Многоцелевое хозяйство позволяет оптимально решать проблемы занятости представителей коренных малочисленных народов и этнических общностей и создает условия для самоподдержания всех социальных групп населения.
Критерий 6. Инструменты лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами
Индикаторы
6.1. Правовые механизмы, включая законы и подзаконные акты, нормативы, предписания и другие документы, содействующие сохранению и устойчивому управлению лесами.
6.2. Организационные механизмы, включая разработку и пересмотр лесной политики и обеспечение общества доступной информацией по лесным вопросам.
6.3. Координационные механизмы деятельности различных организаций, предприятий и научных обществ, связанных с лесами.
6.4. Международные механизмы сотрудничества и кооперации по различным вопросам устойчивого управления лесами.
6.5. Экономические и финансовые механизмы устойчивого управления лесным хозяйством, включая политику в области инвестиций и налогообложения, направленную на обеспечение долговременного пользования всеми лесными ресурсами, в том числе не имеющими явной рыночной стоимости.
Пояснения к критерию 6
Индикаторы, характеризующие данный критерий, носят описательный характер и должны быть предметом дальнейшего обсуждения и детализации.
Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 6:
- совершенствование лесной политики и лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для обеспечения устойчивого управления лесами;
- совершенствование, выявление и использование правовых механизмов использования лесных ресурсов, функций и свойств лесов России, имеющих социальную, экологическую, историческую, культурную или иную ценность для населения и государства. Выявление и оценка экономических механизмов воспроизводства нерыночных полезностей леса;
- создание гарантий социально-экономического обеспечения долговременного пользования лесными ресурсами, функциями и свойствами лесов, как имеющих, так и не имеющих явной рыночной стоимости;
- организация эффективного управления лесами в целях устойчивого сохранения и долговременного поддержания нерыночных полезностей леса;
- обеспечение участия основных групп населения в процессе выработки и принятия решений по управлению лесами;
- объединение усилий различных ведомств, организаций, предприятий и научных обществ, деятельность которых связана с лесами и лесными ресурсами, с целью формирования благоприятного для лесов общественного мнения;
- подтверждение выполнения Россией международных обязательств по вопросам устойчивого управления лесами;
- общество должно опираться на сумму знаний о лесных ресурсах, экологических функциях и свойствах лесов для обеспечения соответствующих действий по их сохранению и управлению ими, основу которой составляют:
а) развитые системы управления лесами и лесоучетных работ;
б) научно-исследовательские учреждения лесного хозяйства;
в) специальные учебные заведения, программы обучения и подготовки кадров;
г) активный национальный диалог об устойчивом управлении лесами по всем ключевым вопросам (федеральные и региональные интересы, структура собственности и структура ответственности, финансирование лесного хозяйства, сертификация лесной продукции и т.д.).
Ключевые элементы критерия 6:
совершенствование лесной политики и лесного законодательства. Развитие правовой основы для использования экономических и регулирующих мер финансирования устойчивого управления лесами;
проведение налоговой политики, способствующей сбалансированному развитию лесного сектора экономики и устойчивому управлению лесами;
совершенствование нормативно-технической базы и структуры управления лесами и ведения лесного хозяйства;
формирование общественного мнения о необходимости сохранения и защиты лесов путем вовлечения основных групп населения в процессы управления лесами;
формирование общественного мнения на уровне групп населения и семьи о необходимости устойчивого управления лесами;
развитие партнерских отношений между органами управления лесами и независимыми неправительственными организациями, имеющими целью сохранение окружающей природной среды, в том числе лесов;
вовлечение общественности в процесс принятия решений по управлению лесами на основе специальных программ, вовлечение различных групп населения в обсуждение проблем сохранения и защиты биоразнообразия и климаторегулирующей роли лесов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Рослесхоза от 5 февраля 1998 г. N 21 "Об утверждении Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был