Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Госкомэкологии РФ
от 22 июля 1998 г. N 446
Отраслевая программа
улучшения условий и охраны труда в системе Госкомэкологии России на 1998 - 2000 годы
Паспорт
отраслевой программы улучшения условий и охраны труда в системе Госкомэкологии России на 1998 - 2000 годы
Наименование Отраслевая программа улучшения условий и охраны труда в
программы системе Госкомэкологии России на 1998-2000 годы
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации от 10
разработки ноября 1997 года N 1409 "О Федеральной целевой программе
программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы".
Заказчик Государственный комитет Российской Федерации по охране
программы окружающей среды.
Основные Государственный институт прикладной экологии (ГИПЭ),
разработчики специализированные организации.
Цели и задачи - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и
программы здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- снижение производственного травматизма, улучшение
условий труда;
- обеспечение правовой и социальной защиты работников от
профессиональных рисков;
- ориентация инвестиционной политики в организациях
Госкомэкологии России на повышение безопасности и
улучшения условий труда;
- реализация государственной политики в области
обеспечения безопасности труда с учетом особенностей и
условий деятельности организаций Госкомэкологии России;
- усиление адресности правовой и социальной защиты
трудящихся в сфере охраны труда с учетом проводимых в
отрасли реформ и структурных преобразований;
- совершенствование системы социальной поддержки
работников, подвергшихся воздействию вредных факторов
производственной среды;
- создание эффективных механизмов экономического
управления охраной труда.
Сроки 1998-2000 годы
реализации
программы
Перечень - правовое и нормативное обеспечение охраны труда;
основных - организационное обеспечение охраны труда;
разделов - информационное обеспечение, обучение, переподготовка и
Программы повышение квалификации кадров, пропаганда охраны труда;
- технико-технологическое обеспечение охраны труда.
Исполнители Госкомэкология России, научно-исследовательские,
основных производственные, а также специализированные организации.
мероприятий
Объемы и Общий объем финансирования программы 995 тыс.руб.
источники Финансирование отраслевых мероприятий будет
финансирования осуществляться за счет средств отрасли.
Ожидаемые Снижение производственного травматизма, профессиональной
результаты от и общей заболеваемости, сокращение на этой основе
реализации непроизводственных затрат и улучшение социального
программы положения работников системы Госкомэкологии России.
Система Государственный комитет Российской Федерации по охране
контроля за окружающей среды.
реализацией
программы
Краткая характеристика состояния условий и охраны труда в организациях Госкомэкологии России
В период становления новых производственных отношений вопросы охраны труда, зачастую, оттесняются на второй план, что неизбежно увеличивает людские и экономические потери от травматизма и неблагоприятных условий труда. Предупредить такое развитие событий - важная задача для всех организаций Госкомэкологии России.
Становление за последние годы новой нормативно-правовой базы, отражающей изменение принципов хозяйственного управления, требует приведение в соответствие ей отраслевых нормативно-правовых актов по охране труда, в которых концентрируется содержательная часть нормативов по охране труда, имеющая непосредственное отношение к повседневной производственной деятельности работников с учетом условий их труда.
Первым шагом в этом направлении было введение в отрасли в 1997 г. "Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды" (утверждена Председателем Госкомэкологии России приказом от 10.12.97 N 552). Изучение и практическое применение Положения о системе управления охраной труда всеми работниками отрасли является актуальной задачей данного момента. Однако, отсутствие устоявшихся правовых отношений нанимателя и работника требуют учета возникающих тенденций и складывающихся экономических отношений в иерархической структуре управления производством и разработки полной отраслевой нормативно правовой базы по охране труда, отражающей все аспекты деятельности организаций отрасли с учетом их специфики.
В целом состояние условий, безопасности труда и производственного травматизма представляет собой серьезную социально-экономическую проблему, требующую постоянной, планомерной и целенаправленной работы по ее решению.
Основные цели, задачи, приоритетные направления программы
Основанием для разработки и принятия отраслевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы являются: постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 года N 1409 "О федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы", "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (от 06.08.93 N 5600-1), результаты анализа фактического состояния охраны труда в организациях Госкомэкологии России.
Основы законодательства РФ об охране труда утратили силу согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
Специфические особенности работ, проводимых, зачастую, в труднодоступных зонах и районах со сложными природно-климатическими условиями, а также, в индустриально-промышленных экологически не безопасных районах требуют постоянного и повышенного внимания к вопросам создания и обеспечения безопасных условий труда трудящихся в системе Госкомэкологии России.
Проблемы охраны труда особенно обострились в последние годы с переходом к рыночной экономике, что обусловлено резким снижением затрат на реализацию мероприятий по охране труда, сокращением или полной ликвидацией служб охраны труда, старением и износом используемых технических средств. Из-за сокращения средств на обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров падает уровень профессиональной подготовки работников. Снижаются затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Действующая в отрасли нормативная база в области охраны труда не отражает в достаточной степени происходящих производственных и экономических преобразований, порядка регулирования трудовых отношений работников и работодателей. Пока еще нет соответствующего блока законов и на Федеральном уровне.
Основными целями данной Программы являются:
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- обеспечение правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков;
- снижение производственного травматизма и улучшение условий труда;
- ориентация ведомственной инвестиционной политики на повышение безопасности и улучшение условий труда.
Среди первоочередных задач Программы - совершенствование и укрепление системы социальной защиты работников в области охраны труда, включая комплекс правовых, экономических и социальных аспектов, обеспечивающих реализацию каждым работником его права на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда.
В этой связи в Программу включены следующие приоритетные направления:
- совершенствование системы правового и нормативного обеспечения охраны труда;
- укрепление порядка организационного обеспечения охраны труда;
- создание постоянно действующей системы профессионального образования;
- информационное обеспечение охраны труда;
- технико-технологическое обеспечение охраны труда.
Все работы в рамках Программы предусматривается проводить с учетом и во взаимосвязи с осуществляемыми хозяйственными реформами, новыми Российскими законодательными актами, рациональным распределением функциональных обязанностей между вертикальными структурами управления отраслью.
Реализация настоящей Программы позволит обеспечить повышение безопасности и улучшение условий труда, снижение аварийности и травматизма, совершенствование системы организации и практического осуществления профилактических мер по предупреждению несчастных случаев и улучшению условий труда в организациях Госкомэкологии России.
1. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда
Среди факторов, предопределяющих необходимость правового и нормативного регулирования охраны труда наиболее существенными являются:
- переход к рыночным формам хозяйствования, что влечет за собой расширение договорных начал в системе трудовых отношений;
- обеспечение социальной защиты работников с учетом специфики и сферы деятельности организаций Госкомэкологии России;
- пересмотр и переработка ряда действующих отраслевых нормативных документов.
Основной целью мероприятий данного раздела является совершенствование правовой нормативной базы, обеспечивающей реализацию в отрасли Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
Мероприятиями предусматривается участие Госкомэкологии России в разработке отраслевых правовых, нормативных, межведомственных документов, пересмотр действующих или разработка новых отраслевых норм и правил по охране труда, санитарно-гигиенических нормативов, стандартов безопасности труда.
Реализация этих мер позволит систематизировать и упорядочить нормативные документы, определяющие безопасность природоохранных процессов, повысить уровень социальной защиты работников, снизить негативное влияние на работающих неблагоприятных условий труда.
2. Организационное обеспечение охраны труда
Организационное обеспечение охраны труда в системе Госкомэкологии России предусматривает реализацию комплекса целевых мероприятий, включающих прежде всего:
- совершенствование организационных форм управления охраны труда и укрепление исполнительской дисциплины;
- укрепление служб охраны труда и повышение результативности их деятельности на всех уровнях отраслевых структур производства;
- повышение действенности внутриведомственного контроля за реализацией мероприятий по охране труда, осуществляемого в соответствии с "Основами законодательства по охране труда".
3. Информационное обеспечение, обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров, пропаганда охраны труда
Мероприятия этого раздела направлены на решение вопросов совершенствования информационного обеспечения по проблемам охраны труда, обеспечивающее принятие на этой основе эффективных мер по профилактике производственного травматизма и улучшению условий труда, реализующих конституционное право работников на безопасный труд.
Мероприятиями данного направления предусматривается разработка наглядных средств обучения и пропаганды, учебных пособий, обучающих программ. Одним из наиболее важных и эффективных путей снижения уровня травматизма и повышения безопасности ведения работ является повышение качества обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по охране труда.
Решение этой задачи включает обязательное прохождение всеми работодателями, инженерно-техническими работниками и ответственными исполнителями работ обучения и контроля знаний по охране труда.
Не менее важной задачей является пропаганда передового опыта работы по охране труда.
4. Технико-технологическое обеспечение охраны труда
В рамках этого раздела предусматривается решение ряда задач по выработке технологических требований и регламентов безопасного ведения основных, вспомогательных и контрольных работ.
Одной из основных задач технологического обеспечения безопасности труда является создание эффективных механизмов управления охраной труда.
Важной задачей этого направления является разработка показателей для классификации производств по уровням профессионального риска, проведение аттестации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда.
5. Финансовое обеспечение и механизм реализации Программы
Финансирование отраслевых мероприятий Программы будет осуществляться из средств отрасли. Общий объем затрат на реализацию Программы по предварительной оценке составит около 995 тыс.рублей.
Выполнение работ будет осуществляться на контрактной (договорной) основе в установленном порядке.
В конце каждого года головной институт ГИПЭ будет проводить анализ итогов выполнения Программы за прошедший год, а заказчик - осуществлять корректировку и согласование работ на предстоящий год.
Окончательные итоги реализации Программы будут подведены и рассмотрены в 1-м квартале 2001 года.
6. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация предусматриваемых Программой мероприятий позволит:
- усовершенствовать систему управления охраной труда на отраслевом уровне;
- сформировать с учетом требований рыночной экономики законодательную и нормативную базу обеспечения охраны труда при проведении работ;
- повысить эффективность ведомственного надзора и контроля за состоянием охраны и условий труда;
- повысить эффективность информационного обеспечения пропаганды и обмена опытом работы в отрасли по охране труда.
В результате проведения мероприятий ожидается снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в системе Госкомэкологии России.
Социально-экономический эффект реализации Программы будет выражаться, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, а также, в снижении потерь от травматизма.
Мероприятия отраслевой программы Госкомэкологии России по улучшению условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы
NN п/п |
Содержание мероприятий программы |
Сроки исполне- ния ме- роприя- тий, начало ------ оконча- ние |
Исполните- ли и соис- полнители |
Стои- мость работ, тыс. руб. |
Контроль за ис- полнением на от- раслевом уровне |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда | |||||
1.1. | Проведение анализа действующих в системе Госкомэкологии России ведомственных норма- тивных и правовых до- кументов по охране труда и разработка мер по их упорядочению и приведению в соответс- твие с действующим в этой области законода- тельством Российской Федерации |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
30,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки, Управление кад- ров и правового обеспечения |
1.2. | Разработка первооче- редных нормативных до- кументов, необходимых для пополнения отрас- левой нормативной базы по охране труда в со- ответствии с введением в действие "Системы управления охраной труда в организациях Государственного коми- тета Российской Феде- рации по охране окру- жающей среды (Приказ Госкомэкологии России от 10.12.97 N 552) |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
40,0 | Управление фина- нсов и экономики Управление кад- ров и правового обеспечения |
1.3. | Тиражирование и дове- дение до организаций вводимых в действие законодательных актов, межотраслевых правовых и нормативных докумен- тов по вопросам охраны труда и техники безо- пасности. |
01.1998 ------- 12.2000 |
Государст- венное уч- реждение - объедине- ние по эк- сплуатации зданий и сооружений |
25,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
1.4 | Подготовка предложений и рекомендаций по пос- тупающим в Госкомэко- логию России проектам межотраслевых правовых и нормативных докумен- тов по охране труда. |
01.1998 ------- 12.2000 |
Управление финансов и экономики, Управление кадров и правового обеспече- ния |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
1.5. | Обеспечение постоянно- го представительства и участия Госкомэкологии России в деятельности Межведомственной ко- миссии по охране труда Минтруда России. |
01.1998 ------- 12.2000 |
Управление финансов и экономики |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
1.6. | Разработка пакета но- вых нормативных доку- ментов по охране труда (типовые инструкции по ОТ по видам работ, профессиям, положение о прохождении медос- мотров и т.д.). |
06.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ производс- твенные и специали- зированные организа- ции |
200,0 | Управление фина- нсов и экономики Управление кад- ров и правового обеспечения |
1.7. | Установление перечня работ с вредными усло- виями труда, при вы- полнении которых пре- доставляются льготы. |
06.1998 ------- 06.1999 |
ГИПЭ | 30,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
1.8. | Участие в разработке методов оценки состоя- ния здоровья работаю- щих в зависимости от условий труда и произ- водственной среды (в соответствии с Феде- ральной Программой) |
06.1998 ------- 06.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
50,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
2. Организационное обеспечение охраны труда | |||||
2.0. | Участие в создании Российского регистра канцерогенных заболе- ваний лиц, работающих или работавших в кан- церогенно опасных про- изводствах (в соот- ветствии с Федеральной Программой) |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
20,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
2.1. | Подготовить перечень отраслевых норм бесп- латной выдачи рабочим и служащим Госкомэко- логии России специаль- ной одежды, обуви и других средств индиви- дуальной защиты сог- ласно Типовым отрасле- вым нормам. |
01.1998 ------- 01.1999 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
30,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
2.2. | Проведение анализа и обобщение результатов практического примене- ния "Системы управле- ния охраной труда в организациях Государс- твенного комитета Рос- сийской Федерации по охране окружающей сре- ды (Госкомэкология России) за 1998 г. Разработка на этой ос- нове предложений по усовершенствованию СУ- ОТ. |
01.2000 ------- 12.2000 |
Управление финансов и экономики |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
2.3. | Распределение функцио- нальных обязанностей структурных подразде- лений Центрального ап- парата по вопросам ох- раны труда, входящих в компетенцию Госкомэко- логии России, как фе- дерального органа ис- полнительной власти. |
01.1998 | Управление финансов и экономики, Управление государс- твенной инспекции по маломе- рным судам РФ, Управление региональ- ных эколо- гических проблем и взаимодей- ствия с территори- альными органами, Управление государст- венного экологиче- ского кон- троля и безопасно- сти окру- жающей среды, Управление заповедно- го дела, ГИПЭ |
20,0 | Управление фина- нсов и экономики |
12.1998 | |||||
2.4. | Проведение анализа де- ятельности служб охра- ны труда на различных уровнях вертикальных структур отрасли и вы- работка рекомендаций по их укреплению и по- вышению результатив- ности работы. |
01.1998 | Управление государс- твенной инспекции по маломе- рным судам РФ, Управление региональ- ных эколо- гических проблем и взаимодей- ствия с территори- альными органами, Управление государст- венного экологиче- ского кон- троля и безопасно- сти окру- жающей среды, Управление заповедно- го дела, Управление финансов и экономики ГИПЭ |
20,0 | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
12.2000 | |||||
2.5. | Корректировка функцио- нальных обязанностей и ответственности регио- нальных и территори- альных органов Госко- мэкологии России в об- ласти охраны и безо- пасности труда в рам- ках требований законо- дательных, нормативных и правовых актов Рос- сийской Федерации по этим вопросам. |
01.1998 ------- 06.1998 |
Управление финансов и экономики, Управление кадров и правового обеспече- ния |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
2.6. | Определить перечень травмоопасных профес- сий и разработать сис- тему профессионального подбора работников этих профессий. |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
50,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
2.7. | Определение порядка образования и расходо- вания средств на охра- ну труда на отраслевом уровне |
01.1998 ------- 12.2000 |
Управление финансов и экономики |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
2.8. | Разработка отраслевого положения по аттеста- ции рабочих мест на соответствие требова- ниям охраны труда. |
01.1998 ------- 12.1999 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
50,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
2.9. | Организация межотрас- левых совещаний, семи- наров, выставок по ох- ране труда. |
01.1999 ------- 12.2000 |
НУМЦ Госкомэко- логии Рос- сии ГИПЭ |
40,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки, Управление науки и информации |
3. Информационное обеспечение, обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров, пропаганда охраны труда |
|||||
3.1. | Создание компьютеризи- рованной системы сбо- ра, обработки и анали- за информации о нес- частных случаях и про- фессиональных заболе- ваниях на производс- тве. |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
100,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
3.2. | Подготовка учебных планов, программ, ме- тодических пособий и положения об аттеста- ции для организации обучения по теме "Обеспечение условий охраны труда в системе Госкомэкологии России. |
01.1999 ------- 30.12. 2000 |
НУМЦ Госкомэко- логии Рос- сии ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
40,0 | Управление науки и информации |
3.3. | Проведение обучения и аттестация слушателей, а также руководителей и членов аттестацион- ных комиссий. |
01.1999 ------- 12.2000 |
НУМЦ Госкомэко- логии Рос- сии Специали- зированные центры обучения |
60,0 | Управление науки и информации |
4. Технико-технологическое обеспечение охраны труда | |||||
4.1. | Разработка техни- ко-технологических требований и регламен- тов по безопасной ра- боте в заповедниках. |
01.1999 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
50,0 | Управление запо- ведного дела |
4.2. | Инструктивно-методи- ческое обеспечение в области охраны труда организаций системы Госкомэкологии России. |
01.1998 ------- 12.2000 |
Управление финансов и экономики |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
4.3. | Разработка технологи- ческих карт безопас- ности при производстве опасных природоохран- ных видов работ. |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
40,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
4.4. | Организационно-методи- ческое и консультатив- ное обеспечение работ по проведению аттеста- ции рабочих мест на соответствие требова- ниям безопасности. |
01.1998 ------- 12.2000 |
Управление финансов и экономики |
- | Зам.Председателя Госкомэкологии России |
4.5. | Разработка показателей оценки и классификации организаций Госкомэко- логии России но уров- ням профессионального риска. |
01.1998 ------- 12.2000 |
ГИПЭ, специали- зированные организа- ции |
100,0 | Управление фина- нсов и экономи- ки |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Госкомэкологии РФ от 22 июля 1998 г. N 446 "Об утверждении "Отраслевой программы улучшения условий и охраны... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.