Национальный план действий по охране окружающей среды Российской
Федерации на 1999-2001 годы
См. мероприятия по реализации настоящего плана действий, утвержденные приказом Госкомэкологии РФ от 31 декабря 1998 г. N 786
Предисловие
В 1998 году исполнилось десять лет со дня создания системы государственных органов охраны природы России. За этот период, труднейшей в истории нашей страны, проделана огромная работа в области охраны окружающей природной среды.
На основе рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро), определяющих принципы согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и сохранения экосистемы Земли, были разработаны:
См. Декларацию по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.)
- Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236);
- планы действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды и природопользованию на 1994-1995 годы и на 1996-1997 годы, в которых было включено свыше 150 важнейших мероприятий, в том числе: 36 законопроектов, более 80 федеральных целевых программ, около 30 нормативных актов;
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440);
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300);
- Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации (одобренная в основном Правительством Российской Федерации в декабре 1997 г.).
Все эти документы стали основополагающими ориентирами при разработке Национального плана действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы (НПДООС).
Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы является программным документом, призванным конкретизировать экологическую политику в нашей стране на ближайшую перспективу. НПДООС служит примером плодотворной работы, согласия и совместного видения путей решения экологических проблем в нашей стране государства и общества, структур управления и общественных экологических организаций.
НПДООС может стать первым шагом на пути становления и практического воплощения устойчивого развития нашей страны на пути в XXI век.
Выражаю благодарность представителям министерств, ведомств, международной организации ТАСИС и неправительственных организаций, специалистам и ученым, принимавшим участие в разработке Национального плана действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы.
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды |
В.И.Данилов-Данильян |
Введение
Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы (НПДООС) разработан для определения эффективных путей улучшения экологической обстановки в России и согласуется с основными положениями долгосрочной экономической и социальной политики страны.
Цели НПДООС - оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие России в международной природоохранной деятельности.
Документ базируется на Конституции Российской Федерации, Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды", других законодательных актах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, а также учитывает положения, изложенные в Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, "Повестке дня на XXI век" и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Министерской Декларации и материалах Конференций Министров "Окружающая среда для Европы".
Институциональные преобразования, затрагивающие природоохранную деятельность, совершенствование природоохранительного законодательства, использование экономических инструментов и учет экологических факторов в экономической и социальной политике приобретают все большее значение. Возрастает необходимость тесного взаимодействия природоохранных органов с другими органами исполнительной власти, экологически ориентированными общественными организациями и деловыми кругами, создания новых механизмов принятия решений, обеспечивающих достижение поставленных целей.
НПДООС разработан с участием федеральных министерств и ведомств, природоохранных органов субъектов Российской Федерации, неправительственных экологических организаций и движений, представителей деловых кругов, ученых, а также в сотрудничестве с международной организацией ТАСИС. Настоящий план действий содержит методологическую основу для разработки последующих планов действий по охране окружающей среды на федеральном и региональном уровнях как важнейших составляющих единой системы охраны окружающей природной среды. Поэтому в настоящем документе приведены достаточно подробные рекомендации по выработке целей, ранжированию экологических проблем, выделению приоритетов при разработке региональных планов действий по охране окружающей среды (РПДООС).
Предполагается, что НПДООС будет разрабатываться каждые 2-3 года и в части финансирования привязан к соответствующим финансовым годам. Это необходимо, прежде всего, для того чтобы целенаправленно использовать бюджетные ассигнования на охрану окружающей природной среды, вкладывая их в решение приоритетных экологических проблем. Ожидается, что НПДООС станет ориентиром при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами.
Важнейшие цели природоохранной деятельности сформулированы в "Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (одобрены Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236), планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994-1995 гг. и на 1996-1997 гг. (утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 и от 19 февраля 1996 г. N 155), "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- решение непосредственно экологических проблем федеральной значимости во взаимосвязи с социально-экономическими факторами развития народного хозяйства;
- создание на федеральном уровне механизма снижения антропогенного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения; в основе этого механизма - требования и условия для субъектов (инициаторов) хозяйственной деятельности с целью предотвращения или уменьшения ее негативных экологических последствий;
- совершенствование механизма привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации инвестиционных природоохранных мероприятий (проектов).
Решение этих задач осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативную правовую базу, системы - экономическую и финансовую, государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.
Национальный план базируется на следующих ключевых принципах и положениях:
- приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от негативного воздействия факторов окружающей природной среды;
- приоритет вопросов охраны окружающей природной среды при принятии политических и экономических решений;
- совершенствование природоохранительного законодательства и экологических стандартов при проведении экономической реформы;
- установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности федеральных природоохранных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и реализация совместных мероприятий по охране окружающей природной среды;
- сочетание административных и экономических методов для предотвращения деградации и загрязнения окружающей природной среды;
- эффективное участие в международном сотрудничестве для решения российских и международных экологических проблем (региональных, трансграничных и глобальных), а также обеспечения экологической безопасности Земли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы
Текст плана официально опубликован не был
Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы рассмотрен на заседании Правительства РФ (протокол от 12 ноября 1998 г. N 41) и рекомендован органам исполнительной власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей среды