Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Рекомендации по разработке регионального плана действий
по охране окружающей среды (РПДООС)
I. Организация разработки РПДООС
Для разработки РПДООС целесообразно сформировать специальную Комиссию, в состав которой должны быть включены:
- соответствующие подразделения и представители руководящих органов власти субъекта Российской Федерации;
- территориальные подразделения федеральных органов власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и управления использованием природных ресурсов;
- крупные промышленные предприятия и другие хозяйствующие субъекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду;
- представители местных органов власти муниципальных образований с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией;
- экологический фонд субъекта Российской Федерации и местные фонды, фонды воспроизводства природных ресурсов;
- ученые и специалисты (местные и привлеченные) в различных областях охраны окружающей среды и природопользования;
- представители неправительственных экологических и других заинтересованных организаций;
- коммерческие банки;
- представители средств массовой информации.
Ведущая роль в разработке РПДООС может принадлежать комитету по охране окружающей среды субъекта Российской Федерации, администрации субъекта Российской Федерации, другому субъекту природоохранной деятельности. Наиболее перспективным направлением представляется усиление роли органов власти субъекта Российской Федерации в инициировании, подготовке и последующей реализации РПДООС при сохранении ведущей роли комитета по охране окружающей среды в профессиональном отношении.
Вовлечение в процесс разработки РПДООС указанных целевых групп должно обеспечить выбор приоритетных направлений действий с учетом различий в интересах, реальных возможностей их реализации, создать условия для концентрации сил и средств на согласованных мероприятиях.
II. Этапы разработки РПДООС
Разработка РПДООС происходит в два этапа.
Этап 1. В первом этапе определяются примерные (предварительные) или точные (если возможно) сроки выполнения РПДООС и готовятся исходные методологические материалы:
1. Предварительная структура РПДООС.
6. Рекомендации по ресурсному обеспечению процесса подготовки и реализации РПДООС.
Для подготовки указанных исходных материалов и руководства тематическими рабочими группами целесообразно сформировать координационную группу. В состав этой группы включаются представители основных участников разработки РПДООС, специалисты в области охраны окружающей среды, управления природопользованием, здравоохранения, по организации работы в группах.
1. В качестве примерной структуры РПДООС может быть рекомендована следующая:
Введение.
Формулировка целей и задач РПДООС
Раздел 1. Анализ состояния и тенденций изменения экологической ситуации на территории субъекта Российской Федерации
1.1. Основные экологические проблемы по средам, видам и источникам воздействия
1.1.1. Атмосферный воздух. Состояние в территориальном разрезе, основные проблемы и источники загрязнения
1.1.2. Водные объекты. Состояние, основные проблемы и источники загрязнения
1.1.3. Земли и почвы. Состояние, основные проблемы и источники их возникновения
1.1.4. Леса, животный и растительный мир. Состояние, основные проблемы и источники их возникновения
1.1.5. Недра и минеральные ресурсы. Основные экологические проблемы, связанные с природопользованием
1.1.6. Радиационное воздействие на окружающую природную среду
1.2. Обоснование критериев ранжирования экологических проблем по степени опасности. Выявление наиболее экологически неблагополучных территорий, зон и их ранжирование по степени опасности экологической обстановки
1.3. Выявление наиболее значительных источников возникновения экологических проблем (промышленных предприятий, свалок отходов и т.д.) и их ранжирование
Раздел 2. Анализ проблем управления охраной окружающей среды и природопользованием на уровне субъекта Российской Федерации и на местном уровне
2.1. Анализ структуры и в целом системы управления
2.2. Анализ качества информационного обеспечения лиц, принимающих решения
2.3. Проблемы экономического и финансового механизмов охраны окружающей среды
2.4. Недостатки нормативного правового обеспечения природоохранной деятельности
Раздел 3. Определение приоритетных направлений решения основных экологических проблем
3.1.Обоснование критериев выбора приоритетных направлений природоохранной деятельности
3.2. Процедура выбора приоритетных направлений природоохранной деятельности и конкретных мероприятий с учетом интересов различных целевых групп
3.3. Приоритетные природоохранные мероприятия
3.3.1. Охрана воздушного бассейна
3.3.2. Охрана водных объектов
3.3.3. Обращение с отходами
3.3.4. Обеспечение воспроизводства возобновляемых природных ресурсов
3.3.5. Обеспечение радиационной безопасности
3.4. Приоритетные меры по совершенствованию системы управления природоохранной деятельностью и экологической политики в целом на территории субъекта Российской Федерации
3.4.1. Улучшение межведомственной координации
3.4.2. Обеспечение эффективного взаимодействия местных органов самоуправления с органами власти субъекта Российской Федерации
3.4.3. Совершенствование системы государственного экологического контроля, мониторинга и экологической экспертизы
3.4.4. Развитие экономических и финансовых инструментов
3.4.5. Развитие нормативной правовой базы
3.4.6. Развитие системы экологического образования, просвещения, воспитания, обеспечение доступности экологической информации
3.4.7. Обеспечение участия неправительственных организаций в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды
Раздел 4. Механизм реализации РПДООС
4.1. Взаимодействие различных органов власти и вовлечение различных общественных сил в процесс реализации РПДООС
4.2. Правовой механизм закрепления взаимных прав и обязанностей участниками реализации РПДООС
4.3. Механизм финансового обеспечения выполнения РПДООС
4.4. Порядок отчетности и контроля за выполнением РПДООС
4.5. Механизм корректировки РПДООС в зависимости от хода его реализации и появления новой информации
2. Предварительная формулировка целей РПДООС: кратко-, средне- и долгосрочных (в зависимости от планового периода)
Цель экологической политики - желаемая исходя из намерений субъекта экологической политики и планирования и достижимая на модельном уровне состояние системы (объекта).
Задачи (в рамках РПДООС) - действия, меры, которые должны быть предприняты для достижения целей.
1. Цели общего порядка (пример):
1) в кратко- и среднесрочном периоде:
- значительное снижение ущерба окружающей среде (загрязнения атмосферы населенных пунктов, водных объектов, питьевой воды, продуктов питания);
- обоснование (разработка, формирование) механизмов (экономических, организационных, нормативных и правовых), обеспечивающих рационализацию природопользования и последовательное снижение воздействия на окружающую среду.
2) в долгосрочном периоде:
- улучшение здоровья населения;
- обеспечение последовательного процесса рационализации природопользования и снижения воздействия на окружающую среду до безопасного уровня в результате внедрения разработанных экономических, организационных, нормативных правовых и других механизмов и осуществления инвестиционных проектов и других мер.
В рамках общей цели "значительное снижение ущерба окружающей среде" в ходе разработки РПДООС должны быть впоследствии определены более детальные цели по снижению конкретных видов воздействия за определенный период времени. Например, снижение выбросов загрязняющего вещества "X" на 20% за 5 лет.
2. Задачи (пример):
1) в кратко- и среднесрочном периодах:
- обоснование и реализация конкретных мероприятий, направленных на значительное снижение воздействия на окружающую среду (экологического ущерба), за счет решения (полностью или частично) наиболее острых, как правило, локальных экологических проблем, связанных с отдельными источниками экологической опасности (предприятиями, цехами, источниками питьевого водоснабжения, другими источниками экологической опасности), мероприятий по снижению экологического риска (вероятности и тяжести последствий техногенных катастроф), а также развитие системы экологического образования, широкое вовлечение населения в процессы принятия и реализации мер природоохранного характера;
- определение важнейших направлений природоохранной деятельности, нацеленных на решение экологических проблем региона в долгосрочном периоде наиболее эффективными способами, включая:
- совершенствование техники и технологических процессов, организации производства, обеспечение необходимым природоохранным оборудованием;
- структурную перестройку экономики региона на основе критериев эколого-экономической эффективности;
- обеспечение экологической безопасности вновь принимаемых хозяйственных решений;
- совершенствование экономического механизма природопользования;
- совершенствование организационной структуры регулирования;
- природопользование в регионе;
- совершенствование нормативной правовой базы охраны окружающей среды и природопользования;
- совершенствование информационной системы в части данных о состоянии окружающей среды;
- улучшение контроля (системы мониторинга) за состоянием окружающей среды и здоровья населения и совершенствование информационной системы природопользования в целом.
2) в долгосрочном периоде:
- обеспечение экологической безопасности вновь принимаемых хозяйственных решений;
- совершенствование экономического механизма природопользования: решение вопросов собственности на природные ресурсы, экономическая оценка природных ресурсов и постепенное повышение платежей за природопользование до уровня, соответствующего их экономической оценке;
- совершенствование организационной структуры регулирования природопользования в регионе, уточнение функций и полномочий различных органов власти на региональном уровне;
- структурную перестройку экономики региона на основе критериев эколого-экономической эффективности;
- совершенствование нормативной правовой базы охраны окружающей среды и природопользования, в том числе системы разрешений (лимитов) на выбросы, сбросы, размещение отходов;
- улучшение контроля (системы мониторинга) за состоянием окружающей среды и здоровья населения;
- формирование системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов;
- развитие системы экологического образования, формирование общественных экологических потребностей и спроса;
- формирование "экологической отрасли", включая предприятия по производству экологических услуг и продукции, подготовку кадров для "отрасли";
- совершенствование техники и технологических процессов, организации производства, обеспечение необходимым природоохранным оборудованием.
Перечисленные общие формулировки задач в ходе разработки РПДООС, в процессе определения приоритетных направлений деятельности и мероприятий по охране окружающей среды приобретают форму конкретных мер, инструментов, инвестиционных проектов с соответствующими сроками осуществления, затратами, с определением ответственных за реализацию.
3. Предложения по критериям ранжирования экологических проблем и выбора приоритетных направлений и мероприятий по их решению
В общем случае критерий выбора представляет собой определенное правило выбора, имеющее характер требования, предъявляемого к потенциально возможным мероприятиям, действиям или любым объектам: если объект соответствует требованию, он считается выбранным.
Критерии выбора приоритетов в любой сфере социально-экономической деятельности отражают систему ценностей, сложившуюся в обществе и в конкретном регионе.
1). Предложения по критериям ранжирования экологических проблем.
Экологическая проблема - это несоответствие между желаемым (то есть соответствующим существующим общественным потребностям) и фактическим экологическим состоянием объекта (процесса).
Проблема отражает существующий или потенциальный вред (ущерб), проявляющийся в отклонении реально сложившейся ситуации от сложившейся в обществе и конкретно в регионе, для которого разрабатывается РПДООС, системы ценностей (охрана здоровья, сохранение окружающей среды).
Для большинства населения опасность должна быть значима, вред должен быть достаточно очевиден, и только в этом случае фиксируется наличие проблемы. На сегодняшний день многие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, особенно атмосферы, водных объектов, напрямую ассоциируются с ухудшением состояния здоровья и осознаются как реальная опасность.
В то же время существует класс проблем, затрагивающих тонкие или малоизученные механизмы биосферы, которые могут быть осознаны в качестве проблем лишь специалистами. Важно найти способы обоснования, критерии, которые позволяли бы включать в число приоритетных и такие проблемы.
Критерии ранжирования или отбора приоритетных экологических проблем должны отражать степень несоответствия фактического экологического состояния (экологических характеристик) объекта существующим нормативам, нормам, требованиям, стандартам и т.д.
В качестве критериев отбора приоритетных экологических проблем для отдельных сред или видов воздействия могут быть успешно использованы такие показатели как приведенная масса или условный эколого-экономический ущерб от выбросов (сбросов), превышающих нормативный уровень (или валовых). По этим показателям могут быть проранжированы города и населенные пункты, крупные источники выбросов (сбросов), водные объекты. При наличии возможностей для проведения глубоких и достаточно дорогостоящих исследований целесообразно оценить экологический ущерб по трем основным составляющим как потери соответственно человеческого, природного и рукотворного (основного) капитала. Аналогами этих составляющих или направлений, но в более общей, широкой, чем только экономическая, трактовке являются:
- социальный ущерб, включая вред здоровью населения, изменение традиционного образа жизни вследствие изменений в окружающей среде;
- ущерб экосистемам и природным ресурсам;
- ущерб, заключающийся в потере рыночной стоимости объектов основного капитала.
Для сравнения между собой экологических проблем, связанных с различными средами или видами воздействия, могут быть использованы показатели степени превышения нормативов в совокупности с показателями, характеризующими масштаб воздействия (количество реципиентов и интенсивность воздействия на них), или качественные экспертные оценки.
2). Предложения по критериям выбора приоритетных направлений и мероприятий по решению отобранных (приоритетных) экологических проблем.
В общем случае критерии отбора мероприятий, возможных действий применяются тогда, когда необходимо распределить ограниченные ресурсы для использования их наилучшим образом. В настоящее время в России НПДООС и РПДООС с точки зрения ресурсов для их реализации имеют весьма неопределенный статус, поскольку для их осуществления не предусматривается выделение дополнительных бюджетных или иных средств. Поэтому при их разработке приходится ориентироваться, с одной стороны, на сложившийся уровень финансирования природоохранной деятельности за счет средств экологических фондов, предприятий и бюджетов, а с другой стороны, на нахождение новых источников и возможностей финансирования в ходе разработки и реализации РПДООС. Эти обстоятельства влияют на выбор самих критериев приоритетности.
В качестве критериев отбора мероприятий для включения в РПДООС целесообразно использовать две группы критериев:
- требования максимального достижения целей плана (критерии соответствия);
- требования максимальной эффективности намечаемых действий (критерии эффективности).
Применение критериев первой группы предполагает анализ соответствия результатов или последствий осуществляемых мероприятий сформулированным выше целям РПДООС (преимущественно на качественном уровне в силу отсутствия определенного количественного выражения самих целей, очевидных трудностей измерения конкретных вкладов программ и других мероприятий в достижение общих целей плана).
Все возможные критерии второй группы могут быть подразделены на три подгруппы:
- максимизация показателей, характеризующих здоровье населения;
- минимизация экономического ущерба от загрязнения окружающей среды или издержек на осуществление мероприятий;
- максимизация эффекта от мероприятий по сохранению биоразнообразия или минимизация негативного воздействия на биоразнообразие.
Поскольку мероприятия в состав РПДООС целесообразно отбирать с использованием двух групп критериев, задача является многокритериальной, что предполагает особые процедуры ее решения. В силу того, что среди критериев есть как качественные (неизмеримые количественно), так и количественные, указанная процедура должна проходить в несколько этапов. На первом этапе целесообразно проводить отбор по качественным критериям, то есть по критериям соответствия (критерии первой группы) - выделять направления деятельности и мероприятия, результаты которых должны соответствовать целям РПДООС. На последующих этапах следует оценивать предварительно отобранные мероприятия по количественным и качественным критериям из второй группы. При этом нужно учитывать значимость этих критериев. В представленном выше перечне критерии второй группы приведены в порядке убывания их значимости применительно к наиболее общим, характерным для России условиям.
Методическим инструментом для проведения первого этапа отбора мероприятий в состав НПДООС может служить матрица, представленная в Приложении 1.
4. Предварительные расчетные и экспертные оценки приоритетных экологических проблем и направлений их решения
На основе статистических данных о воздействии на окружающую среду и ее состоянии и влиянии на здоровье, имеющихся в распоряжении территориальных органов Госкомэкологии России, МПР России, Минздрава России, Росгидромет, Госкомзема России, Рослесхоза, Минсельхозпрода России могут быть сделаны предварительные расчеты по отдельным видам и источникам воздействия на атмосферу, водные объекты, почву, другие среды и на прочих реципиентов. На их основе могут быть выделены наиболее существенные проблемы по отдельным видам воздействий и реципиентам.
Для сравнения между собой разнородных экологических проблем, то есть проблем, относящихся к различным средам, реципиентам, видам и источникам воздействия, может быть применен метод экспертных (качественных) оценок. В частности, может быть отобрана группа специалистов, экспертов, каждому из которых будет предложено проранжировать проблемы из заранее составленного на основе первичной оценки перечня.
5. Технические задания по разработке РПДООС и его разделов на основе предварительной структуры, подготавливаемые для тематических рабочих групп. Рекомендации по сбору и обработке информации в ходе разработки РПДООС
Координационная группа по разработке РПДООС в соответствии с предварительной структурой документа разрабатывает план его подготовки. При этом определяются имеющиеся ресурсы для выполнения работы, включая сроки подготовки РПДООС и состав разработчиков.
Для работы над отдельными структурными блоками документа и их сводом целесообразно сформировать отдельные рабочие группы. Для каждой рабочей группы и/или каждого ее члена составляется техническое задание, устанавливаются формы и сроки представления результатов работы.
Календарный план работ составляется как для подготовки РПДООС в целом, так и для каждой рабочей группы. Определяется очередность рассмотрения промежуточных и окончательных результатов работы рабочих групп Координационной группой и Комиссией по разработке РПДООС.
6. Рекомендации по ресурсному обеспечению процесса подготовки и реализации РПДООС
На первом этапе могут быть даны общие рекомендации по ресурсному обеспечению. В общем случае для финансирования разработки РПДООС наиболее доступным источником могут быть средства экологических фондов. Возможности бюджета сводятся на сегодняшний день, в основном, к финансированию научно-исследовательских работ, в рамках которых могут быть разработаны определенные разделы РПДООС.
Использование других источников, таких как частные фонды, международные финансовые организации и другие источники, весьма желательно (особенно, если они предоставляются в качестве грантов), но носит вероятностный характер - не каждый регион сможет получить из них средства.
Мероприятия по реализации РПДООС могут иметь более широкий спектр источников финансирования. Это связано, прежде всего, с тем, что среди мероприятий плана основной объем по затратам составят инвестиционные проекты. При этом мероприятия, которые удовлетворяют традиционным критериям финансово-экономической эффективности, могут быть профинансированы за счет кредитов Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, других международных и зарубежных финансовых организаций, отечественных коммерческих банков, частных фондов.
Экологически эффективные, но финансово не окупаемые (или недостаточно рентабельные) проекты могут быть профинансированы с помощью экологических фондов, которые могут выдать льготный кредит или покрыть разницу между обычной и льготной ставкой кредитования. В последнем случае возможности кредитования значительно увеличиваются, позволяя привлечь значительно большие средства (нежели средства экофондов) из различных источников для осуществления экологически эффективных, но экономически недостаточно рентабельных мероприятий.
Меры, связанные с разработкой различного рода инструментов и механизмов реализации экологической политики, подготовкой документов, могут финансироваться, прежде всего, за счет средств экофондов, а также бюджетов.
Этап II. Второй этап является основным и представляет собой собственно процесс разработки РПДООС, то есть наполнение подготовленной на первом этапе структуры плана содержательным материалом. В ходе этой работы указанная структура может претерпевать определенные изменения, уточняться.
В первом разделе РПДООС "Анализ состояния и тенденций изменения экологической ситуации на территории субъекта Российской Федерации" представляются анализ экологических проблем и его результаты или выводы. Анализ экологических проблем дается как в разрезе природных сред и реципиентов, подвергаемых воздействию, видов антропогенного воздействия, так и в разрезе источников воздействия и с выделением наиболее экологически неблагополучных территорий.
Проблемы ранжируются на основе количественных (расчетных) показателей и качественных экспертных оценок в соответствии с "Предложениями по критериям ранжирования экологических проблем", изложенным в описании этапа I, пункт 3.
Ранжирование экологических проблем производится в соответствии с принятыми критериями по источникам воздействия, в территориальном разрезе и по средам.
Во втором разделе РПДООС "Анализ проблем управления охраной окружающей среды и природопользованием на уровне субъекта Российской Федерации и на местном уровне" должны содержаться анализ структуры и в целом системы управления, анализ качества информационного обеспечения лиц, принимающих решения, анализ экономического и финансового механизмов охраны окружающей среды, а также нормативного правового обеспечения природоохранной деятельности.
Цель анализа - выявить "узкие места" экологической политики, наличие которых либо порождает экологические проблемы, либо не позволяет решать (или эффективно решать) их. При этом такие "узкие места" должны быть подразделены на те, которые соответствуют федеральному уровню и, следовательно, не могут быть ликвидированы непосредственно на региональном уровне при осуществлении РПДООС, и те, которые могут быть устранены на уровне субъекта Российской Федерации или местном уровне. На этой основе в следующем разделе плана будут выделены более эффективные меры экологической политики, которые позволят ликвидировать источники возникновения или поддержания экологических проблем, находящихся на региональном уровне.
В этом разделе анализируются процедуры и механизмы осуществления государственного экологического контроля, мониторинга и экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, экологического аудита, лимитирования природопользования, лицензирования и сертификации, существующие экономические и финансовые инструменты, а также состояние экологического образования, степень и характер участия общественности в природоохранной деятельности.
В третьем разделе РПДООС "Определение приоритетных направлений решения основных экологических проблем" производится обоснование критериев выбора приоритетных направлений природоохранной деятельности и описывается ее процедура выбора.
Далее обосновываются сами приоритетные природоохранные мероприятия с разбивкой по средам и/или по видам воздействия, а также по источникам воздействия. Предварительно должна быть проведена масштабная работа по сбору и анализу информации о возможных способах решения экологических проблем.
Для этого целесообразно разработать и использовать формы, наборы показателей, необходимые для упорядоченного сбора информации о возможных способах решения экологических проблем (мероприятиях):
- технико-технологических (требующих инвестиций),
- организационных (административных),
- экономических,
- финансовых,
- правовых.
Сбор информации по разработанным (готовым к осуществлению) технико-технологическим мероприятиям предпочтительно проводить на вариантной основе. В меньшей степени это относится к организационным мерам, экономическим и финансовым инструментам, мерам нормативно-правового характера.
Приоритеты выбираются в соответствии с "Критериями выбора приоритетных направлений решения экологических проблем", изложенным при описании первого этапа, пункт 3.
В заключительном подразделе обосновываются приоритетные меры по совершенствованию системы управления природоохранной деятельностью и экологической политики в целом на территории субъекта Российской Федерации.
При этом, как правило, могут рассматриваться вопросы:
- улучшения межведомственной координации;
- обеспечения эффективного взаимодействия местных органов самоуправления с органами власти субъекта Российской Федерации;
- совершенствования системы государственного экологического контроля, мониторинга и экологической экспертизы;
- развития экономических и финансовых инструментов;
- развития нормативной правовой базы;
- развития системы экологического образования, просвещения, воспитания, обеспечения доступности экологической информации;
- обеспечения участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды.
Приведенный перечень, безусловно, представляет лишь примерный обобщенный набор возможных приоритетных направлений выработки и осуществления региональной экологической политики. В каждом конкретном случае такой набор может существенно отличаться от приведенного выше и, безусловно, должен быть значительно более конкретным.
В четвертом разделе "Механизм реализации РПДООС" описываются взаимодействие различных органов власти и вовлечение различных общественных сил, правовой механизм закрепления взаимных прав и обязанностей участников разработки, механизм финансового обеспечения, порядок отчетности и контроля за выполнением, механизм корректировки РПДООС в зависимости от хода его реализации и появления новой информации.
Ведущая роль в реализации РПДООС должна принадлежать администрациям (правительствам) субъектов Российской Федерации. Профессиональную сторону выполнения Плана должен обеспечивать, прежде всего, комитет по охране окружающей среды субъекта Российской Федерации.
Кроме указанных структур, в реализации РПДООС принимают участие территориальные органы МПР России, Минздрава России, Росгидромета, Госкомзема России, Рослесхоза, Минсельхозпрода России, других ведомств и организаций, экологические фонды, муниципалитеты населенных пунктов, которые будут выделены в качестве "горячих точек", предприятия или иные объекты, идентифицированные в качестве основных источников воздействия на окружающую среду, неправительственные экологические и другие заинтересованные организации, средства массовой информации, коммерческие банки.
Их взаимодействие осуществляется:
во-первых, в рамках Комиссии по реализации РПДООС, в которую преобразуется Комиссия по его разработке,
во-вторых, на основе директивных документов администрации (правительства),
в-третьих, на базе договоров между субъектами реализации Плана (например, договоров предприятий с администрацией, муниципалитетом, соглашений территориальных подразделений федеральных органов власти с администрацией субъекта Российской Федерации), фиксирующих права и обязанности сторон.
Вопросы финансирования реализации РПДООС разрабатываются в развитие раздела 4 "Рекомендации по ресурсному обеспечению процесса подготовки и реализации РПДООС", данного в описании I этапа. Поскольку РПДООС в сегодняшних условиях не является директивным планом, он не рассчитан на то, что все мероприятия будут на стадии разработки РПДООС четко увязаны с объемами финансирования из различных источников.
Каждое мероприятие, включенное в план действий, должно для внедрения пройти следующий путь:
- согласование целесообразности его выполнения со всеми заинтересованными участниками процесса внедрения;
- определение технической и организационной возможности реализации;
- составление бизнес-плана с полной идентификацией источников, форм и сроков финансирования (при этом заранее предполагается, что почти все инвестиционные мероприятия будут финансироваться из разных источников, "в складчину");
- принятие решения о выполнении мероприятия.
Для контроля за ходом выполнения РПДООС могут быть использованы три группы показателей:
- общестатистические индикаторы состояния окружающей среды (по отдельным средам);
- обобщенные показатели природоохранных эффектов, в том числе от выполнения комплексных программ по охране воздушного бассейна, охране водных объектов, обращению с отходами и других;
- данные по выполнению отдельных мероприятий РПДООС.
К общестатистическим индикаторам выполнения РПДООС в общем случае относятся:
- валовые выбросы загрязняющих веществ, необходимость снижения которых определена в числе приоритетов (динамика снижения);
- превышение ПДК по основным загрязнителям в населенных пунктах "горячих точках";
- доля населения, обслуживаемого системами водопровода и канализации;
- количество неочищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы;
- степень превышения ПДК по основным загрязнителям водных объектов в створах, относящихся к населенным пунктам - "горячим точкам";
- количество производимых промышленных и бытовых отходов в пересчете на 1 жителя и 1000 долларов ВВП и долю их хозяйственного использования;
- площадь особо охраняемых территорий (в % от общей территории), в том числе территорий со строгим природоохранным режимом;
- использование химических удобрений (в т.ч. азотных) и пестицидов в т/км2 пахотных земель.
Не обязательно в каждом конкретном случае (РПДООС) использовать все приведенные показатели. Если в число приоритетных направлений РПДООС не вошли, например, такие меры как увеличение площадей особо охраняемых территорий или изменение характера использования удобрений, то не имеет смысла и контролировать соответствующие показатели. В то же время могут применяться и другие, не перечисленные выше показатели.
К обобщенным показателям природоохранных эффектов относятся в общем случае показатели:
- сокращение выбросов сернистого ангидрида, окислов азота, оксидов углерода и других загрязняющих веществ из числа основных за период реализации РПДООС и отдельных его этапов;
- процент снижения общего количества загрязненных промышленных и бытовых стоков, отводимых в водоемы за период с базового по контрольный год;
- пропускная способность модернизированных и новых коммунальных сооружений;
- мощность новых установок по сжиганию опасных и бытовых отходов;
- мощность новых установок по переработке промышленных отходов для их хозяйственного использования и рекуперации;
- емкость (млн.т) новых полигонов опасных отходов, минеральных и малоопасных отходов и бытовых отходов;
- площадь рекультивации существующих полигонов для складирования промышленных и бытовых отходов.
В каждом конкретном случае (РПДООС) могут быть использованы не все приведенные показатели и, наоборот, возможно, применение других, более подходящих индикаторов.
Для контроля за выполнением отдельных мероприятий РПДООС, таких как проектные разработки, инвестиционные мероприятия, организационно-технические мероприятия, проекты нормативных документов, меры по введению экономических инструментов, пилотные проекты могут быть использованы показатели качественной оценки, например:
0 - до сих пор не предприняты какие-либо шаги в направлении внедрения данного мероприятия;
1 - мероприятие находится в начальной стадии внедрения;
2 - мероприятие выполняется (в случае инвестиционных мероприятий указывается % выполнения строительно-монтажных работ);
3 - выполнение мероприятия завершено.
В результате анализа контролируемых показателей делаются выводы о причинах неэффективности реализации отдельных направлений РПДООС, вносятся коррективы в сам план, обосновываются изменения в механизмах его реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.