Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 555
"Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
7 июля 2003 г.
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 настоящее постановление признано утратившим силу
См. Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденное вышеназванным постановлением
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1035 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 20, ст.2280).
Председатель Правительства
Российской Федерации С.Степашин
Положение
о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 555)
7 июля 2003 г.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды упразднена
Функции по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации, функции по контролю и надзору - Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования, остальные функции - образуемым государственным учреждениям
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 образована Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, руководство которой осуществляет Правительство РФ
1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Росгидромет осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через территориальные органы и организации, находящиеся в его ведении.
2. Росгидромет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О гидрометеорологической службе", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Росгидромет, территориальные органы и организации, находящиеся в его ведении, осуществляют свою деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.
См. Положение порядке взаимодействия Росгидромета с федеральными органами исполнительной власти, другими юридическими и физическими лицами по обеспечению контроля за формированием Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденное приказом Росгидромета от 1 марта 2001 г. N 28
См. Соглашение об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,объявленное приказом Госкомстата РФ от 12 марта 1999 г. N 30
4. Основными задачами Росгидромета являются:
1) обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды;
2) организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа, государственного мониторинга исключительной экономической зоны);
3) оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
4) исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, околоземном космическом пространстве;
5) организация и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике;
6) государственный надзор за проведением организациями независимо от их организационно-правовой формы работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на всей территории Российской Федерации;
См. Положение о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 946
См. также Инструкцию о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденную приказом Росгидромета от 2 марта 2000 г. N 31
7) выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы.
Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2003 г. N 412 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
5. Росгидромет в соответствии с возложенными на него задачами:
1) формирует и обеспечивает деятельность и охрану государственной наблюдательной сети;
2) организует проведение наблюдений, оценку и прогноз состояния атмосферы, поверхностных вод, морской среды (в том числе распространения в ней волн цунами), почв, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ (кроме переноса подземными водами), радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактивное, окружающей природной среды;
3) устанавливает в пределах своей компетенции требования и разрабатывает единые в Российской Федерации технические и методические указания по проведению наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также требования к информационной продукции, которые обязательны для выполнения всеми участниками деятельности гидрометеорологической службы;
4) обеспечивает в пределах своей компетенции развитие и функционирование государственной службы наблюдений, системы сбора, хранения, обработки, анализа и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды;
5) обеспечивает выпуск экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей природной среде;
6) совершенствует систему предупреждения органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения о стихийных гидрометеорологических, гелиогеофизических явлениях и экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей природной среды;
7) организует разработку и составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, глобальных и региональных изменений климата, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, загрязнения, включая радиоактивное, окружающей природной среды;
8) организует обеспечение органов государственной власти Российской Федерации информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, информирует пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);
9) подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении для ежегодных государственных докладов;
10) проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проблемам гидрометеорологии, гелиогеофизики, загрязнения окружающей природной среды, активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, гидрометеорологического приборостроения;
11) организует и участвует в организации проведения экспедиций, в том числе Российской антарктической экспедиции;
12) обеспечивает координацию и организацию работ федеральных органов исполнительной власти по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанного в г. Мадриде 4 октября 1991 г.;
13) осуществляет методическое руководство организациями, находящимися в его ведении;
14) организует разработку методов и технических средств получения, сбора, обработки и распространения космической, гидрометеорологической, гелиогеофизической, океанологической, природно-ресурсной информации и данных о загрязнении окружающей природной среды;
15) организует разработку методов и технических средств активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, обеспечивает работу противолавинной службы;
16) обеспечивает в пределах своих полномочий контроль за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;
17) ведет Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также централизованный учет информации;
См. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении"
18) организует публикацию информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также информационной продукции о климатических, агроклиматических условиях и водных ресурсах, гидрометеорологическом режиме морей и океанов, загрязнении окружающей природной среды и его последствиях, о работах по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
19) обеспечивает регулярное информирование населения о фактических и ожидаемых погодных условиях, стихийных гидрометеорологических явлениях через средства массовой информации;
20) разрабатывает в пределах своей компетенции тарифы на информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) за счет его средств (специализированная информация), и реализует ее на основе договоров через организации Росгидромета, находящиеся в его ведении;
21) осуществляет функции полномочного метеорологического органа для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации;
22) осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
См. постановление Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления"
23) организует проведение экспертизы достоверности результатов наблюдений за гидрометеорологическими, гелиогеофизическими процессами, загрязнением окружающей природной среды, работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, выполняемых организациями Росгидромета и другими организациями и передаваемых в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
24) разрабатывает и осуществляет меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
25) осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды, а также осуществляет координацию их деятельности по выполнению рамочной Конвенции ООН об изменении климата;
26) предоставляет в пределах своей компетенции в установленном порядке информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств и осуществляет обмен этой информацией с иностранными государствами и международными организациями;
27) разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение безопасных условий труда, подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда, участвует в расследовании аварий, групповых несчастных случаев со смертельным исходом, анализирует причины травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций, находящихся в его ведении, и принимает меры по их устранению;
28) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту интересов Российской Федерации и координацию работ юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и физических лиц при осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;
29) осуществляет определение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на Росгидромет задачами и в пределах своей компетенции;
30) обеспечивает в пределах своей компетенции деятельность Российского государственного музея Арктики и Антарктики.
6. Росгидромет с участием других федеральных органов исполнительной власти:
1) определяет перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организует и обеспечивает их выполнение;
2) разрабатывает планы и схемы обеспечения пользователей (потребителей) гидрометеорологической и гелиогеофизической информации данными о загрязнении окружающей природной среды, а также формы их реализации;
3) обеспечивает ведение в установленном порядке государственного учета вод по количественным и качественным показателям, а также государственного водного кадастра (в части поверхностных вод);
4) участвует в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и освоения территорий;
5) определяет перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности, разрабатывает технические требования на эти приборы и аппаратуру и участвует в планировании их производства и распределения, проводит стандартизацию основных положений, правил и норм метрологического обеспечения, осуществляет метрологический контроль, в том числе поверку и аттестацию метеорологических, гидрологических, океанографических, агрометеорологических и других специализированных приборов и устройств;
6) согласовывает условия гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;
7) осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения с иностранными государствами и международными организациями, заключает с ними международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
8) разрабатывает рекомендации по повышению эффективности использования потребителями информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
9) осуществляет разработку нормативно-методической базы лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
7. Росгидромет в пределах своей компетенции имеет право:
1) принимать решения по вопросам гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, обязательные для исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы;
2) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций независимо от организационно-правовой формы информацию в области гидрометеорологии, активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы и загрязнения окружающей природной среды, в том числе сведения об ущербе от неблагоприятных факторов окружающей природной среды и экономической эффективности использования гидрометеорологической информации, необходимые для осуществления возложенных на него задач;
3) представлять в установленном порядке интересы Российской Федерации во Всемирной метеорологической организации, других международных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию;
4) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать, реорганизовывать и ликвидировать свои территориальные органы в пределах утвержденной предельной численности работников и ассигнований на их содержание, а также принимать решения об организации и закрытии на территории Российской Федерации гидрометеорологических станций и постов, стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, в том числе станций комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках;
5) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения и другие организации в пределах выделенных бюджетных ассигнований и штатной численности, утверждать их уставы (положения), назначать и освобождать от должности руководителей организаций, находящихся в его ведении, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями.
8. Росгидромет возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Заместители руководителя Росгидромета назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Росгидромета:
1) организует работу Росгидромета;
2) руководит работой коллегии;
3) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Росгидромета;
4) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росгидромета в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Росгидромета в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, а также положения о структурных подразделениях;
5) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов Росгидромета;
6) определяет полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других федеральных государственных служащих и работников Росгидромета;
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Росгидромете.
10. В Росгидромете образуется коллегия, в состав которой входят руководитель (председатель коллегии) и его заместители (по должности), а также руководители структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, организаций Росгидромета, находящихся в его ведении, ученые. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Росгидромета.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Росгидромета и организаций, находящихся в его ведении.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя Росгидромета.
11. Руководитель Росгидромета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Росгидромет задач и осуществление своих функций.
12. Руководитель Росгидромета действует от имени Росгидромета без доверенности, представляет интересы, распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации имуществом и средствами, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности.
13. Для рассмотрения важнейших проблем в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения в Росгидромете создается научно-технический совет, являющийся коллегиальным совещательным органом.
Положение об указанном совете и его состав утверждаются руководителем Росгидромета. Организационно-техническое обеспечение работы совета осуществляется центральным аппаратом Росгидромета.
14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Росгидромета и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.
15. Росгидромет является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, бюджетные и иные счета, открытые в установленном порядке.
16. Местонахождение Росгидромета - г.Москва.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 555 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 мая 1999 г., N 22, ст. 2771
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 7 июля 2003 г. N 412