Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Общая часть
Организация и осуществление контрольных проверок за соблюдением порядка использования и охраны водных объектов является основной частью работы отделов госводконтроля.
Проверки включают в себя примерно пять основных этапов, каждый из которых имеет свое значение и является составной частью всех видов проверок (плановых, плановых комплексных, внеплановых, целевых и т.д.), а именно:
1.1. Подготовка к контрольной проверке
1.1.1. Направленность и цель проверки.
В основе практической деятельности контрольных органов МПР России должно быть знание фактического состояния водных объектов и приводимых водохозяйственных мероприятий в зоне деятельности соответствующих бассейновых (территориальных) органов МПР России. В этих целях государственные инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов в обязательном порядке детально ознакомиться с водохозяйственными балансами и схемами комплексного использования в охраны водных ресурсов по водным объектам, расположенных в зоне их деятельности. Эта необходимость вызвана тем, что водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов Российской Федерации и являются основанием для установления лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации и являются основанием для установления лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации, принятия иных решений по вопросам использования и охраны водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод.
Водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, данные государственного водного кадастра являются основанием для разработки федеральных государственных, в том числе бассейновых и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Все эти материалы являются основой при проведении контрольных проверок в части использования и охраны водных объектов, в том числе соблюдения субъектами Российской Федерации установленных лимитов водопользования по водным объектам и правильности их установления, водопользователями условий лицензий и других требований по использованию и охране водных объектов, а также планируемых и выполняемых водохозяйственных мероприятий по их охране и восстановлению.
Направленность контрольных проверок определяется задачами и результатами основной деятельности бассейновых (территориальных) органов МПР России, связанной с государственным управлением использованием и охраной водных объектов и соблюдением требований водного законодательства Российской Федерация о рациональном использовании и охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.
Кроме того направленность контрольных проверок определяется непосредственно МПР России, по инициативе органов прокуратуры, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и иных территориальных органов министерств и ведомств, а также в связи с возникающими обстоятельствами, просьбами и жалобами граждан и общественности.
Целью каждой проверки является установление соблюдения водопользователями, водопотребителями, а также гражданами и иными юридическими лицами водного законодательства Российской Федерации, выявление нарушения и разработка совместно с руководством и специалистами проверяемого объекта мероприятий по устранению выявленных нарушений, установление реальных сроков их устранения в зависимости от их влияния на состояние водного объекта.
В процессе одних проверок может проверяться комплекс вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, в процессе других - отдельные вопросы, например, работа действующих очистных сооружений, эксплуатация сооружений и т.д. Проверки могут проводиться в одних случаях на предприятиях какой-либо отрасли промышленности или объектов аналогичных по роду деятельности и являющихся водопользователями, в других случаях - определенного водного объекта или его бассейна, с охватом предприятий, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности, в третьих - отдельно взятые объекты.
Направленность и цель проверок определяется в каждом случае конкретными требованиями.
1.1.2. Выбор объектов проверок
Выбор объекта, подлежащего контрольной проверке, осуществляется на основании данных о том, где неудовлетворительно выполняются водное законодательство, ухудшается качественное состояние водного объекта, нарушаются условия лицензий, а также требования по использованию природных ресурсов и режим хозяйственной деятельности прибрежных зон (полос) и водоохранных зон водных объектов.
При этом необходимо предусматривать проверку в течение года одного или двух объектов-водопользователей, где обустройство и организация водоохранной работы позволяют соблюдать водное законодательство Российской Федерации. Изучение положительного опыта необходимо для рекомендации его внедрения на других аналогичных предприятиях.
При выборе объекта контрольной проверки важное значение имеют материалы представляемые службами, осуществляющими оперативный контроль в пределах своих функциональных обязанностей как органов МПР России, так и водопользователей.
При определении планового количества проверяемых объектов, необходимо учитывать расстояние до объекта проверки, время года, количество проверяющих специалистов, наличие лабораторного оборудования и другие условия, в том числе время необходимое для работы непосредственно на объекте, включая оформление и реализацию материалов проверок.
При планировании проверок необходимо по возможности предварительно изучить технологию производства, возможности сокращения сброса загрязненных стоков, внедрения оборотного водоснабжения, состояние водного объекта и т.д.
В зависимости от комплексности вопросов для первоначальной проверки объекта необходимо планировать не менее 3-х - 4-х дней и для повторной 2-3 дня.
1.1.3. Программа проверки
Цели и вопросы проверки излагаются в программе (или задании), которая составляется специалистами контролирующих органов на каждую проверку.
Программа проверки составляется под руководством начальника (руководителя) отдела, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной водных объектов или его заместителя.
Программа должна содержать основные вопросы проверки, быть четкой и ясной, но не должна являться догмой. При проверке могут выявиться нарушения требующие незамедлительного принятия решений или вопросы не предусмотренные программой, но которыми следует заняться и, наоборот, некоторые программные вопросы для данного объекте могут оказаться не актуальными.
Программа проверки при необходимости обсуждается с ее участниками и утверждается начальником отдела госконтроля или его заместителем.
1.1.4. Участники проверки
Для проведения проверки начальником отдела госводконтроля (госконтроля) назначается ответственный специалист отдела госводконтроля (госконтроля), одновременно по должности являющийся государственным бассейновым (территориальным) инспектором по контролю за использованием и охраной водных объектов. В зависимости от программы проверки руководством бассейнового (территориального) органа управления МПР России выделяются специалисты других отделов и гидрохимических лабораторий (при их отсутствии в структуре управления приглашаются специалисты из других государственных структур, наиболее знающие данную отрасль, водный объект, водное законодательство Российской Федерации).
Проверки, связанные с водоотведением, как правило, необходимо сопровождать материалами характеризующими количественный и качественный состав сточных вод и их влияние на водный объект. Поэтому до начала проверки или в процессе ее необходимо иметь данные лабораторных анализов, которые должны быть выполнены работниками гидрохимических лабораторий, участвующих в проверке.
Работники гидрохимлабораторий проверяют обычно вопросы, связанные с соблюдением правил эксплуатации очистных сооружений, организацию на объекте или судне лабораторного контроля за состоянием сточных вод и другие вопросы, связанные с качеством вод, как сбрасываемых в водный объект с очистных сооружений и устройств, так и самого водного объекта.
Руководитель бассейнового (территориального) органа управления МПР России по представлению начальника отдела госводконтроля (или заместителя начальника отдела госконтроля) в случаях, проверок, требующих специальных знаний в области водопользования или знания состояния проверяемого объекта, может назначить ответственным за проверку начальника или специалиста иного отдела, но без права принятия каких-либо мер. В этом случае проверяющий обязан иметь при себе предписание о поручении ему руководством бассейнового (территориального) органа управления МПР России проведения проверки с указанием ее сроков, цели и удостоверение личности.
Желательно проведение контрольных проверок в зависимости от их направленности, осуществлять совместно с представителями органов санитарного, рыбного, горного надзора, пограничными службами, охраны окружающей среды, органами контроля за использованием и охраной лесов, земель, особенно, в водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах, представителями органов исполнительной власти и природоохранной прокуратуры.
1.1.5. Подготовка к контрольной проверке
Подготовка к конкретной контрольной проверке является одним из важных этапов работы. Основными ее моментами являются:
подбор и изучение законодательных, нормативных правовых актов и иных нормативно-методических документов, инструкций в области использования и охраны водных объектов по направлениям, подлежащим проверке;
изучение нормативных и методических пособий по технологии производства проверяемого объекта, технологической системе водопотребления и образования сточных вод, их характеристике, методам очистки;
практическое (при необходимости) ознакомление с технологией производства, водопотреблением, водоотведением, средствами очистки стоков на одном из объектов (предприятий) однородного о намеченных к проверке и имеющим положительный опыт работы в части соблюдения водного законодательства Российской Федерации;
ознакомление с отчетными информационными (или статистическими) материалами о деятельности объекта, организационно-техническими водоохранными мероприятиями, гидрохимическими материалами, анализами сточных вод, лимитами и иными нормами по водопотреблению и водоотведению;
разработка форм по основным направлениям, подлежащим проверке по соблюдению водного законодательства и условий лицензий, которых необходимо выявить на объекте проверки.
При комиссионной проверке каждый ее участник готовится, в основном, по тем вопросам, которые ему поручено проверить.
1.2. Проведение проверки
1.2.1. Взаимодействие с исполнительными органами власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При выезде на проверяемый объект (особенно при проверке важных объектов и вопросов), находящийся на территории другого субъекта Российской Федерации (при проверках, осуществляемых отделами госводконтроля бассейновых органов) или муниципального образования (при проверках осуществляемых отделами госводконтроля (госконтроля) территориальных органов МПР России, должностному лицу, возглавляющему проверку, рекомендуется посетить соответствующие исполнительные органы власти (местного самоуправления) и информировать о целях проверки, выслушать их мнение и предложения по существу дела.
Целесообразно при проведении проверки, также установить контакт с заинтересованными территориальными контрольными и надзорными органами министерств и ведомств (санэпиднадзора, рыбной инспекции, и иными органами в области охраны окружающей природной среды), вплоть до включения в члены комиссии их представителей. Это позволит улучшить знание состояния дел на месте и определению реальных практических мер по устранению тех или иных нарушений, или их предупреждению.
1.2.2. Порядок проведения проверки объекта
водопользователя (водопотребителя)
По прибытию на объект проверяющие представляются его руководителю (ям), предъявляют полномочие на проведение проверки - предписание, знакомят с целью и основными вопросами (направлениями) проверки.
При этом желательно получить информацию от руководителя объекта о состоянии использования и охраны вод на объекте, о принимаемых мерах по предотвращению загрязнения водных объектов, их берегов, водоохранных сооружений и зон.
Необходимо получить распоряжение (приказ) руководителя объекта об условиях работы проверяющих, о предоставлении им необходимых материалов, справок, о выделении ответственного представителя для обеспечения проведения проверки (при необходимости обеспечение транспортом, лабораторными анализами, помещением для работы и других вопросов).
1.2.3. Выполнение программы (задания) проверки
После решения всех организационных вопросов проведения проверки с руководителем объекта, возглавляющий проверку, при необходимости, уточняет график проведения проверки, направленность вопросов, исходя из фактической обстановки на объекте, вносит коррективы в последовательность (очередность) проверки вопросов, сроков выполнения, уточняет состав проверяющих (имеет право вызова и включения в состав проверяющих дополнительных специалистов) и т.д.
1.2.4. Актирование (оформление) результатов проверки
Результаты проверки фиксируются в акте. Акт является основным государственным документом фиксирующий выявленные в результате проверки нарушения водного законодательства, отражающим фактическое состояние проверяемого объекта, причины нарушений, их последствия, виновных лиц, а также включающим предложения и сроки по устранению нарушений и улучшению водохозяйственной обстановки.
На основании актов проверок соблюдения водного законодательства принимаются соответствующие решения о мерах административного воздействия на виновных лиц, необходимых мероприятиях по устранению выявленных нарушений оперативного и перспективного характера. Исходя из значения, придаваемого акту проверки к его составлению и оформлению предъявляются высокие требования, которые заключаются в следующем.
В акте должны быть отражены только те нарушения, которые фактически выявлены на объекте и проверены. Изложение проверенных нарушений должно строго соответствовать фактам. Нельзя включать в акт непроверенные сведения или данные со слов других лиц, ссылаться на их мнения, а также на комментарии к законодательным актам, приказы, распоряжения, указания министерств и ведомств, если они содержат нормы права или правового порядка противоречащие федеральным законам и постановлениям Правительства Российской Федерации. В акте не следует излагать умозаключения и предположения. В акте все должно быть достоверным: фамилии, даты, цифры, термины, наименования, ссылки на соответствующие статьи законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нарушения, изложенные в акте, в зависимости от их направленности, должны быть подтверждены официальными документами, лабораторными анализами, фотоснимками (по мере возможности) и другими документами, подтверждающими нарушения, и заверенные руководителем проверяемого объекта.
По выявленным нарушениям необходимо требовать от руководителей письменных объяснений. Особенно тщательно нужно документировать и оформлять материалы проверок, по которым руководству бассейнового (территориального) органа МПР России, надлежит сделать соответствующие выводы в отношении виновных лиц, определить меры административного взыскания и (или) подготовить предложения о дальнейшей деятельности объекта (отмене лицензии, приостановление деятельности до устранения нарушения и других решений).
В тех случаях, когда имеется в виду представить материалы проверки для рассмотрения вопроса об административной ответственности (о наложении штрафа на должностных лиц), нужно получить о них сведения, которые должны быть приняты во внимание при наложении штрафа и определении его размера.
Важной частью акта являются предложения, направленные на устранение выявленных нарушений или недостатков в части рационального использования и охраны водных объектов. Эти предложения должны быть разработаны в процессе проверки объекта-водопользователя совместно с его специалистами. Предложения должны быть реальными, конкретными, учитывать особенности производства, с указанием сроков выполнения. Контролирующий орган должен требовать, в пределах своей компетенции, принятия достаточных мер для исключения (устранения) нарушений, в том числе предотвращения загрязнения водных объектов.
В случае отсутствия фактов нарушения водного законодательства на проверяемом объекте составляется упрощенный акт-справка.
По окончании проверки проверяющие знакомят его руководителей с содержанием акта (акта-справки).
Желательно практиковать обсуждение выводов проверки изложенных в акте со специалистами объекта. После ознакомления руководителей объекта с результатами проверки должны быть намечены меры по устранению имеющихся недостатков в рациональном использовании воды на объекте и охрану водных объектов, что следует отразить в соответствующем документа (приказе, распоряжении, плане или графике мероприятий и т.д. данного объекта).
Акт проверки оформляется подписями проверяющих и руководителей объекта. В случае отказа руководителя объекта подписать акт, проверяющие делают в акте запись о том, что руководитель в присутствии таких-то должностных лиц ознакомлен с актом, но от подписи отказался. В этом случае от этого руководителя необходимо потребовать письменное объяснение по существу дела. Объяснение должно быть рассмотрено и, если необходимо, в акт вносятся изменения и (или) дополнения.
При наличии существенных нарушений водного законодательства на проверенном объекте с материалами проверки следует ознакомить государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вышестоящее ведомство. Примерные формы акта проверки приведены в Методических указаниях по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, часть I, МПР России.
1.3. Обобщение материалов проверки и последующая реализация
1.3.1. Рассмотрение материалов и итогов проверки
По завершении проверки, проверяющие докладывают начальнику или заместителю начальника отдела госводконтроля (госконтроля) бассейнового (территориального) органа о выполнении задания. Руководитель отдела должен ознакомиться с материалами проверки, разобрать с участниками проверки вопросы, возникшие у него при изучении материалов, сделать соответствующее заключение. Полезным является обсуждение итогов проверки на служебных совещаниях. Коллективное обсуждение итогов, хотя бы наиболее важных проверок, способствует повышению уровня контрольной работы.
1.3.2. Последующая реализация материалов проверки
При рассмотрении в бассейновом (территориальном) органе МПР России материалов проверки нужно определить необходимость дальнейшей их реализации. Если на месте не было принято мер по устранению выявленных недостатков в использовании и охране водных объектов или были приняты недостаточные меры, следует предпринять дальнейшие меры реализации материалов проверки.
Результаты проверок (особенно важных объектов, или крупных нарушений, приведших к негативным последствиям) обычно сообщаются руководителям соответствующих государственных органов исполнительной власти, ведомств, министерств, предприятий и организаций письмом, в который наряду с изложением основных выявленных недостатков, вносятся предложения по проведению водоохранных мероприятий, приостановлении деятельности предприятия, или сброса сточных вод в водные объекты.
За допущенные существенные нарушения водного законодательства к виновным лицам органами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов должны быть применены соответствующие меры воздействия наложение штрафа, в качестве меры административного взыскания, представление о лишении должностных лиц денежных премий, которые присуждаются должностным хозяйственным руководителям за производственные показатели, передача дел органам прокуратуры для расследования и привлечения виновных к ответственности. В особых случаях, за систематические и грубые нарушения Водного кодекса Российской Федерации бассейновые (территориальные) органы в установленном порядке выносят постановление о приостановке или ограничении производственной деятельности предприятия или его отдельных участков, до устранения нарушений.
1.3.3. Применение штрафных санкций
В случаях нарушения водного законодательства Российской Федерации виновные лица могут быть подвергнуты штрафу, в качестве меры административного взыскания, налагаемому должностными лицами специального уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, которым является МПР России (ст. 130 Водного кодекса Российской Федерации, ноябрь 1995 г. постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588). Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 719 "Об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов", должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и являющиеся одновременно по должности государственными инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов имеют право: "рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства Российской Федерации в порядке установленном законодательством".
Штрафы за нарушение водного законодательства налагаются в порядке установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях для органов по охране вод.
Размеры штрафов, налагаемых в административном порядке на граждан и должностных лиц, до выхода Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут устанавливаться на основании ст.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, согласно ст. 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (МПР России является в пределах своей компетенции специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды).
Для наложения штрафа на виновных лиц соответствующим органом государственного контроля за использованием и охраной водных объектов выносится мотивированное постановление на основании акта проверки.
Штраф применяется к гражданам и должностным лицам в случаях, когда мера административного - взыскания предупреждение, оказалось недостаточной или нарушение вызывает загрязнение, засорение или истощение водного объекта, влекущее за собой ухудшение качества воды водного объекта или создание аварийной ситуации, оказывающей влияние на состояние водного объекта.
Степень пригодности состава и свойств вод водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а также для рыбохозяйственных целей, определяются их соответствием установленным нормативам и требованиям условий лицензии на водопользование.
В случае одновременного использования водных объектов или его части для различных целей (нужд), при определении соответствия видов и количества загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в водные объекты, установленным нормативам, необходимо исходить из их соответствия требованиям в ряду одноименных ингредиентов и качества вод водных объектов.
Штрафы могут быть наложены на должностных лиц и граждан за:
самовольный захват водного объекта или самовольное пользование водным объектом и его прибрежной зоной (полосой) и водоохранной зоной;
сброс в водные объекты или системы канализации неочищенных или недостаточно очищенных стоков с содержанием вредных для водных объектов веществ с превышением установленных предельно допустимых норм;
сброс в водные объекты или системы канализации жидких и твердых отходов производства или не выполнение соответствующих мер их утилизации;
ввод в действие производственных и жилищно-коммунальных объектов без необходимых водоохранных мероприятий;
невыполнение или неудовлетворительное выполнение согласованных водоохранных мероприятий;
непринятие мер по предотвращению возникшего вредного воздействия вод;
нарушение правил эксплуатации водоохранных сооружений, повреждение или вывод их из строя;
забор воды с нарушением правил водопользования;
бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов);
нарушение водоохранного режима в водоохранных зонах водных объектов или на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;
содержание гидротехнических сооружений с нарушением проектных требований, технических условий и правил их эксплуатации;
самовольное производство гидротехнических работ и другие нарушения водного законодательства, связанные с использованием и охраной водных объектов.
Привлечение к административной ответственности - наложение штрафа возможно в том случае, если действия нарушителя не влекут за собой привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Штраф накладывается на должностных лиц и граждан непосредственно виновных в нарушении правил использования и охраны водных объектов и других требований водного законодательства Российской Федерации.
Штраф может налагаться за один и тот же административный проступок одновременно на несколько лиц, если нарушение совершено двумя и более лицами. Штраф может быть наложен на лицо, которому до совершения им административного проступка исполнилось 16 лет и которое является вменяемым.
Штраф может быть наложен не позднее одного месяца со дня совершения проступка (составления акта проверки), а равно не может быть взыскан, если истек 3-месячный срок со дня его наложения. Установленные законом сроки продлению не подлежат.
Виновное лицо должно уплатить штраф в течение 15-дневного срока со дня вручения постановления о наложении штрафа. Штраф, не уплаченный в течение 15-дневного срока, взыскивается в бесспорном порядке из заработка оштрафованного. Если лица, подвергнутое штрафу, не работает, взыскание штрафа производится судебным исполнителем путем обращения взыскания на имущество, а с пенсионеров - путем удержания из пенсии органами социального обеспечения по требованию судебного исполнителя.
1.3.4. Передача дел органам прокуратуры
При допущении грубых нарушений водного законодательства в ряде случаев возникает необходимость передать материалы об этих нарушениях органам прокуратуры для расследования и привлечения к ответственности виновных лиц.
Лица виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации при "загрязнении, засорении, истощении поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству", а также при "загрязнении морской среды из находящихся на суше источников, либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 250 и 252 Уголовного кодекса Российской Федерации), привлекаются к уголовной ответственности.
Видами наказаний являются штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительные работы, или арест, которые назначаются по приговору суда. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного.
Материалы, передаваемые органам прокуратуры, должны быть тщательно оформлены. В них должны быть четко изложены факты нарушений водного законодательства, ущерб, причиненный водным объектам (изменение качества воды), вина лиц, их письменные объяснения по существу дела.
1.3.5. Приостановление производственной деятельности объектов
Приостановление производственной деятельности объектов является крайней и вынужденной мерой пресечения загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. Эта мера применяется после неоднократных представлений контролирующими органами предупреждений и мер воздействия к объектам-водопользователям, которые однако не дали положительных результатов, и загрязнение и (или) истощение водных объектов продолжается.
Приостановление эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляется Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от принадлежности и значимости объекта, по представлению бассейновых (территориальных) органов МПР России, основанному на материалах проверок их контрольных органов, а также других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
В случаях, когда при эксплуатации хозяйственных и иных объектов, при сбросе сточных и дренажных вод происходит загрязнение водных объектов, в результате которого наносится не только ущерб водному объекту, но и возникает угроза здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений, бассейновые (территориальные) органы МПР России, на основе материалов проверок и представлений их отделов госводконтроля (госконтроля), а также на основе материалов и предложений других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и санэпиднадзора, обязаны приостановить сброс сточных и дренажных вод, вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомить об этом Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.
1.4. Контроль за выполнением предписаний
по проведенным проверкам
Проверка исполнения принятых решений должна находиться в центре внимания и деятельности контролирующего органа.
Используя в полной мере предоставленные права и меры воздействия, органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов должны добиваться выполнения всеми водопользователями предписаний выданных ими по итогам проверок и строго контролировать выполнение предложенных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и истощения водных объектов и иных требований водного законодательства и добиваться их полного осуществления.
Для проверки исполнения предписаний контролирующие органы проводят специальные повторные проверки соответствующих объектов. При невозможности охватить проверками нужные объекты, следует запрашивать от их руководителей сообщений о ходе выполнения предписаний и разработанных мероприятий по устранению нарушений в области использования и охраны водных объектов. В необходимых случаях органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов могут привлечь для проверки исполнения предписаний наиболее подготовленных внештатных или общественных инспекторов по охране водных объектов с выдачей им Предписаний на право выполнения задания. В необходимых случаях органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов устанавливают оперативно-патрульный контроль за состоянием водных объектов, за сбросом сточных вод от объектов-загрязнителей в водных объектов и иных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.